ДЕЛЬВИГ Антон Антонович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДЕЛЬВИГ Антон Антонович
6.08.1798 - 14.01.1831), поэт, критик, журналист. На вступительных экзаменах в Царскосельский лицей познакомился с А.С. Пушкиным; знакомство переросло в их теснейшую дружбу. С 1824 издавал альманах "Северные цветы", в 1830 редактировал "Литературную газету". После конфликта с шефом жандармов масоном Бенкендорфом газета была закрыта. Это событие, наряду с семейными неурядицами, повлекло болезнь и скоропостижную смерть поэта.
Один из ярких представителей русской поэзии пушкинской поры, Дельвиг приобрел известность своими элегиями и идиллиями, а также романсами и песнями. Особую популярность приобрели песни "Соловей мой, соловей" (1826, комп. А.А. Алябьев) и "Не осенний мелкий дождичек..." (к. 1820-х, комп. М.И. Глинка).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Дельвиг Антон Антонович

Дельвиг, Антон Антонович, барон - поэт. Родился 6 августа 1798 г., воспитание получил в Царскосельском лицее, где сблизился с А.С. Пушкиным , значение которого рано оценил (""Пушкин! Он и в лесах не укроется, - писал Дельвиг в 1815 г., - лира выдаст его громким пением, и от смертных восхитит бессмертного Аполлон на Олимпе торжествующий""). Уже в 1814 г. напечатал оду ""На взятие Парижа"" в ""Вестнике Европы"". По окончании в 1817 г. лицейского курса Дельвиг служил сначала в министерстве финансов, потом в публичной библиотеке, где его ближайшим начальником был И.А. Крылов , а с 1825 г. - чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел. Стихотворения свои Дельвиг печатал в различных журналах (""Российский Музеум"", ""Новости литературы"", ""Благонамеренный"", ""Невский Зритель"", ""Труды Общества любителей российской словесности"") и альманахах (""Полярная Звезда""), а с 1825 г. сам стал издавать альманах ""Северные Цветы"", быстро сделавшийся популярным, так как в нем участвовали лучшие литературные силы того времени, с Пушкиным во главе. В том же году Дельвиг женился, и его дом стал одним из литературных центров; его посещали Пушкин, Жуковский , Баратынский , Мицкевич, Языков , Плетнев , князь Вяземский , Гнедич . Кроме ""Северных Цветов"", выходивших ежегодно (последнюю книжку, 1832 г., издал Пушкин), Дельвиг выпустил в 1829 и 1830 годы две книжки альманаха ""Подснежник"". Литературные круги, к которым принадлежал Дельвиг, мечтали об органе литературы и литературной критики, который вместе с тем ослабил бы пагубное влияние ""Сына Отечества"" и ""Северной Пчелы"", т. е. журнальных монополистов Греча и Булгарина . Дельвигу, числившемуся по министерству внутренних дел, удалось добиться разрешения на издание еженедельника, с довольно узкой программой, не выходившей за пределы литературы и искусства, и с января 1830 г. Дельвиг стал издавать ""Литературную Газету"", главной силой и душой которой стал Пушкин. ""Литературная Газета"" сразу повела полемику с Булгариным и его партией; это были первые серьезные удары, нанесенные угодникам тогдашнего правительства, которое, придравшись к ничтожному и невинному поводу, в конце того же года запретило Дельвигу издавать газету. Неприятности, которые при этом претерпел Дельвиг, так подействовали на него, что ближайшая болезнь его сломила. 14 января 1831 г. он умер; ""Литературная Газета"" после его смерти захирела, но память о ней не утратилась, и Пушкин перенес ее традиции в свой ""Современник"". В поэзии Дельвиг является одним из лучших представителей ""пушкинской плеяды"". Талант его невелик, и писал он мало, хотя в весьма разнообразных родах (оды, элегии, песни, идиллии, послания, личная лирика). Он был едва ли не первым насадителем в русской поэзии трудной формы сонета. По натуре Дельвиг был безмятежный созерцатель; Пушкин любил его за ""детскую ясность"" души и трунил над его спокойствием и солидностью, говоря, что он ""родился женатым"". Основной тон его поэзии - идиллический; его любимые темы - лень, покой, тишина; его занимали антологические мотивы, дальше которых не шел его чисто внешний ""эллинизм"". Немец по происхождению, Дельвиг, однако, за свои симпатии к народной русской поэзии и талантливые подражания народной песне может быть назван одним из первых русских поэтов-народников, правда, не без примеси немецкой сентиментальности и романтической меланхолии. ""Идиллии Дельвига для меня удивительны, - писал Пушкин, - какую силу воображения должно иметь, чтобы так совершенно перенестись из XIX столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, чтобы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания и немецкие переводы"". Этот отзыв не лишен дружеского преувеличения, но идиллии - действительно лучшая часть поэтического наследия Дельвига. Первое собрание его сочинений вышло в 1829 г., последнее, под редакцией В.В. Майкова, в 1895 г. - Ср. В.П. Гаевский ""Дельвиг"" (""Современник"", 1853 и 1854); Н. Гастфрейнд ""Товарищи Пушкина по Царскосельскому лицею"" (том II, Санкт-Петербург, 1912); К.Я. Грот ""Пушкинский лицей"" (Санкт-Петербург, 1911); барон А.И. Дельвиг ""Мои воспоминания"" (том I, Москва, 1912). Библиография указана у С.А. Венгерова ""Источники словаря русских писателей"", том II. Н. Л.

Источник: Биографический словарь. 2008

Дельвиг, Антон Антонович

[1798—1831] — поэт, видный литературный деятель Пушкинской плеяды. Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Д., потомков рыцарей-меченосцев. Учился в царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких друзей. Позднее был связан тесной дружбой с Баратынским, Плетневым. Довольно неудачно служил (в департаменте горных и соляных дел, в министерстве финансов, в Публичной библиотеке — помощником библиотекаря, под началом баснописца Крылова, и т. д.).


Печатать свои стихи Д. начал еще на лицейской скамье; первое стихотворение — патриотическая ода "На взятие Парижа" — помещено в "Вестнике Европы" в 1814 году, на месяц раньше первого стихотворения Пушкина. Принимал деятельное участие в лицейских рукописных журналах. Издание с 1825 ежегодного альманаха "Северные цветы" ставит Д. в центр литературной деятельности пушкинской группы, в качестве объединителя всех ее основных творческих сил, "друга и советника" старших ее представителей, пестуна и наставника поэтического молодняка, наконец хозяина одного из самых утонченных литературных салонов эпохи.


В 1830 Д. издает при ближайшем участии Пушкина и кн. Вяземского "Литературную газету" — боевой орган "литературной аристократии", деятелей "чистого искусства" — поэтов-дворян, противопоставляющих себя "лавочникам" от литературы, журналистам-профессионалам типа Булгарина (см.). По настояниям и доносам последнего Д. был отстранен Бенкендорфом от издания газеты, обратившей на себя неблагосклонное внимание николаевского правительства. Чрезвычайно грубое обхождение Бенкендорфа с Д., вызванным им для объяснений, по настойчивым свидетельствам современников, послужило одной из причин болезни и преждевременной смерти поэта.


Принадлежность Д., как и большинства поэтов пушкинского поколения, к родовитому, но захудалому дворянству, лишившемуся своей классовой гегемонии, смещенному с высот общественно-государственной деятельности в узкий домашний быт, в частное существование, определила основные линии его поэтического творчества, эволюция которого протекала в общем русле развития дворянского стиля 20-х гг. Личное бытие самого Д., отрешенная "тихая жизнь", свободная до последних дней от бурь и потрясений, выпавших на долю других представителей плеяды (разжалование в солдаты Баратынского, ссылка Пушкина и т. п.), наложила на его поэзию особый отпечаток.


В своей поэтической деятельности, количественно крайне незначительной (всего около ста семидесяти стихотворений, из которых при жизни Д. было напечатано меньше ста), Д. является из всех поэтов плеяды наиболее последовательным представителем "чистой поэзии", чуждой каких бы то ни было общественных и гражданских мотивов, гурманом, дегустатором "чистых" поэтических форм ("Дельвиг — поэт-сибарит, который нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая всего напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах", — писал о нем Гоголь). Виртуозное мастерство и настойчивое стремление к насаждению на русской почве все новых и новых форм стиха являются отличительными достоинствами его поэтического творчества: Д. один из первых культивирует в русской поэзии форму сонета (превосходные сонеты Д. появились за семь лет до сонетов Пушкина), впервые употребляет гипердактилические рифмы (стихотворение "Жаворонок"), с успехом применяет самые разнообразные "древние метры", пишет "вольным размером" русских народных песен; исканиями и опытами Д. в значительной степени подготовлено в творчестве Пушкина замечательное формальное многообразие знаменитой болдин-ской осени 1830. При богатстве и разнообразии поэтической формы содержание стихов Д. отличается крайней ограниченностью, почти скудостью, вращаясь в узком кругу все тех же, весьма немногих, образов и мотивов. Мечты о "тихом", усадебном уюте в своем скромном "наследственном селенье"; "беспечная" жизнь в "домике простом", "замкнутом на ключ" "для знати жеманной"; "покой в безвестности"; "забвенье мирских забот" и легкие эпикурейские забавы в "веселом кружке вакхических друзей"; "умеренное желанье" — "проспать весь век" с тем, чтобы от милых и ленивых "просонок" жизни "беззаботно" перейти к "сновиденьям" не пугающей смерти, где ждет встреча с ранее ушедшими "милыми тенями", льющими в бокалы "тень Аи" — таковы основные настроения и эмоции поэзии Д. Тон ее, в соответствии с общим стилем дворянской лирики той поры, — по преимуществу элегический. Однако эта элегическая настроенность не имеет ничего общего с сосредоточенной безнадежностью стихов Баратынского, с грозным и скорбным пессимизмом некоторых произведений Пушкина. В творчестве Д. "новейшее, уныние", свойственное в той или иной степени всем постам плеяды, проявляется в форме легкой грусти об "увянувшей юности", "исчезнувшем мае", "конченном пире", "пролетевших временах", "златых днях екатеринина века", грусти, находящей такое же легкое разрешение за чашей, "венчанной минутными розами", или на груди у "Лидии младой". Характерно-излюбленный образ поэзии Д. — "улыбающийся" старец среди "милых юношей и дев", в сочувственном кругу молодежи, юных друзей, новых поколений.


Жанровая эволюция Д. вполне соответствует общему характеру его поэтического творчества, развивающегося на основе поэтики французского и русского классицизма XVIII и начала XIX в., влияние которой с самого начала умеряется в Д. одновременным влиянием немецкой литературы. От культа Державина, от торжественной "Пиндаровой" оды, воспевающей "героев и судей", — Д. переходит к малым "домашним жанрам" горацианской оды, анакреонтической песни, альбомной записи, дружеского послания, элегического дистиха и т. п. Однако наиболее характерным жанром зрелого Дельвига является жанр идиллии, которая и своей тематикой (лирическое воспоминание — рассказ в эпоху "железного века" о "золотом веке", о мирном "аркадском" быте счастливых поселян) и своим эмоциональным колоритом легкой незатуманенной печали полнее всего выражает основную настроенность его творчества. Этот лирический жанр пришелся особенно по вкусу его товарищам по плеяде. "Идиллии Д. для меня удивительны: какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из XIX столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы", — писало них Пушкин. Наоборот, современная Д. разночинская критика особенно ценила его подражания "русским народным песням", — параллельный жанр, который, наравне с идиллией, Д. особенно охотно культивировал в зрелые годы своего творчества (скрещение жанров греческой идиллии и русской песни в "русской идиллии" Д. "Отставной солдат") и который является последней стадией в процессе "снижения" дворянских классических жанров XVIII в. Песни Д. являются конечно только стилизациями под "народные" песни, однако в то же время они представляют несомненное движение вперед от соответствующих опытов Нелединского-Мелецкого, Дмитриева и др. Некоторые из песен Д. оказали большое влияние на поэтическое творчество Кольцова. Большинство их положено на музыку Глинкой, Даргомыжским, Алябьевым и др. Иные, оторвавшись от своих литературных корней, и посейчас пользуются широкой безымянной известностью ("Ах, ты, ночь ли, ноченька", "Не осенний мелкий дождичек", и др.). Интерес к поэзии Д., высоко оцененной современниками, с начала 40-х гг. почти совершенно замирает вплоть до второго десятилетия XX века, когда делается попытка снова выдвинуть Д. в качестве одного из видных и оригинальных представителей пушкинской плеяды.



Библиография: I. При жизни Д. вышел единственный сборник его стихотворений (СПб., 1829. Сочинения, с приложением биографического очерка, составленного Вал. Майковым, ежемесячное приложение к журналу "Север", СПб., 1893; Неизданные стихотворения, под ред. М. Л. Гофмана, П., 1922; Барон Дельвиг, Материалы биографические и литературные, собранные Ю. Верховским, П., 1922; Письма барона А. А. Дельвига к невесте, Сборник Пушкинского дома на 1923, П., 1922.


II. Гаевский В., Дельвиг, "Современник", 1853, кн. II и V; 1854, кн. I и IX; Гастфрейнд Н., Товарищи Пушкина по Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов, т. II, СПб., 1912; Дельвиг А. И., Мои воспоминания, т. I, М., 1912; Шервинский С., Барон Дельвиг и русская народная песня, "Русский архив", 1915; Киселев Н. П., Размеры Дельвига, "Труды и дни", М., 1916, VIII; Поэты пушкинской поры, под ред. Ю. Н. Верховного (см. вступит. статью), М., 1919; Гофман М., Страница из жизни Дельвига, сборник "Феникс", М., 1922, кн. I; Розанов И. Н., Поэты двадцатых годов XIX в., М., 1925 (глава II, Дельвиг); Успенский В с., О Дельвиге, сб. "Русская поэзия XIX в.", Л., 1929.


III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.


Д. Благой.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Похожие термины: