Дементьев, Петр Васильевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДЕМЕНТЬЕВ Петр Васильевич
(1907—77), советский государственный деятель, генерал-полковник-инженер (1976), дважды Герой Социалистического Труда (1941, 1977). Член КПСС с 1938. Окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского (1931). С 1941 — первый зам. наркома, затем зам. министра авиационной промышленности СССР. Проделал большую работу по перестройке авиационной промышленности на военный лад и организации выпуска боевых самолетов. В 1953—57 министр авиационной промышленности, в 1957—65 председатель Государственного комитета по авиационной технике, с 1965 снова министр авиационной промышленности. Член ЦК КПСС в 1956—77 (кандидат в 1952—56). Депутат Верховного Совета СССР 4—9-го созывов. Государственная премия СССР (1953).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

Дементьев, Петр Васильевич

(1907—1977) — советский государственный деятель, дважды Герой Социалистического Труда (1941, 1977), лауреат Сталинской премии (1953), генерал-полковник-инженер (1976). В 1934—1937 был директором Тушинского авиазавода, в 1938—1941 — главным инженером и директором завода № 1 в Москве, в 1941—1953 — 1 зам. наркома (министра) авиационной промышленности. В 1953—1957 и 1965—1977 был министром авиационной промышленности СССР. В 1957—1965 возглавлял Гос. комитет по науке и технике СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 4—9 созывов. Его имя присвоено МАПО.






Дементьев, Петр Васильевич


Род. 1907, ум. 1977. Военачальник, занимал высокие государственные посты, был первым заместителем наркома (1941), 1-м заместителем министра, министром авиационной промышленности СССР (1953), председателем Государственного комитета по авиационной технике (1957), министром авиационной промышленности СССР (1965). Дважды Герой Социалистического Труда (1941, 1977), лауреат Государственной премии СССР (1953).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ДЕМЕНТЬЕВ Петр Васильевич
(11.1.1907–14.5.1977), гос. деятель, ген. – полк. – инженер (28.10.1976), дважды Герой Соц. Труда (8.9.1941, 21.1.1977), лауреат Сталинской премии (1953). Сын учителя. Окончил Симбирское проф. – тех. уч?ще (1927), Моск. механич. ин?т им. М.В. Ломоносова (1929) и Воен. – возд. академию РККА им. Н.Е. Жуковского (1931). С 1922 работал на заводе. С 1931 ст. инженер и нач. эксплуатац. – тех. отдела НИИ Аэрофлота. С 1931 ст. инженер, нач. эксплуатац. – тех. отдела НИИ Гражд. возд. флота. В 1934–37 нач. цеха, дир. Тушинского авиазавода. В 1938–41 гл. инженер и дир. авиазавода № 1 (Москва). С 1938 чл. ВКП(б). С февр. 1941 1?й зам. наркома авиац. пром?сти СССР. В его ведении были вопросы воссоздания сов. ВВС, практич. полностью уничтоженных в первые дни Вел. Отеч. войны. Успешно выполнил возложенные на него задачи, создав в СССР мощнейшую авиацию. С марта 1946 зам. мин. авиац. пром?сти СССР. С 1952 кандидат в чл., с 1956 чл. ЦК КПСС. В марте 1953 министерство вошло в Мин?во оборонной пром?сти и Д. потерял свой пост. С 24.8.1953 мин. авиац. пром?сти СССР. Возглавлял эту отрасль до самой своей смерти – почти 34 года: 14.12.1957 на базе мин?ва создан Гос. к?т СМ СССР по авиатехнике, к?рый 14.3.1963 переименован в Гос. к?т по авиатехнике СССР, 2.3.1965 – вновь в мин?во.

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

ДЕМЕНТЬЕВ Петр Васильевич
(1907–1977), дважды Герой Социалистического Труда (1941,1977). Лауреат Сталинской премии (1953). С 1941 1‑й заместитель наркома, затем 1‑й заместитель министра, после 1953 – министр авиационной промышленности СССР.
П.В. Дементьев и авиаконструктор А.С. Яковлев однажды признались И.В. Сталину, что знают о недостатке выпущенных самолетов и принимают меры к тому, чтобы отремонтировать уже выпущенные и в кратчайший срок обеспечить боеспособность всех самолетов, выпускаемых нашей промышленностью.
«Сталин, – пишет А. С. Яковлев, – с негодованием обратился к нам:
– Знаете ли вы, что это срывает важную операцию, которую нельзя проводить без участия истребителей?
Да, мы знали, что готовятся серьезные бои в районе Орел – Курск, и наше самочувствие в тот момент было ужасным.
– Почему же так получилось?! – продолжал все больше выходить из себя Сталин. – Почему выпустили несколько сот самолетов с дефектной обшивкой? Ведь вы же знаете, что истребители нам сейчас нужны как воздух! Как вы могли допустить такое положение и почему не приняли мер раньше?
Мы объяснили, что в момент изготовления самолетов этот дефект обнаружить на заводе невозможно. Он обнаруживается лишь со временем, когда самолеты находятся не под крышей ангара, а на фронтовых аэродромах, под открытым небом – под воздействием дождя, солнечных лучей и других атмосферных условий. Выявить дефект на самом заводе трудно было и потому, что самолеты сразу же из цеха отправлялись на фронт.
Никогда не приходилось видеть Сталина в таком негодовании.
– Значит, на заводе это не было известно? – Да, это не было известно.
– Значит, это выявилось на фронте только перед лицом противника? – Да, это так.
– Да знаете ли вы, что так мог поступить только самый коварный враг?! Именно так и поступил бы – выпустил на заводе годные самолеты, чтобы они на фронте оказались негодными! Враг не нанес бы нам большего ущерба, не придумал бы ничего худшего. Это работа на Гитлера! Он несколько раз повторил, что самый коварный враг не мог бы нанести большего вреда.
– Вы знаете, что вывели из строя истребительную авиацию? Знаете, какую услугу оказали Гитлеру?! Вы гитлеровцы!
Трудно себе представить наше состояние в тот момент. Я чувствовал, что холодею. А Дементьев стоял весь красный и нервно теребил в руках кусок злополучной обшивки.
Несколько минут прошло в гробовом молчании. Наконец Сталин, походив некоторое время в раздумье, несколько успокоился и по‑деловому спросил:
– Что будем делать?
Дементьев заявил, что мы немедленно исправим все самолеты.
– Что значит немедленно? Какой срок?
Дементьев задумался на какое‑то мгновение, переглянулся со мной:
– В течение двух недель.
– А не обманываете?
– Нет, товарищ Сталин, сделаем.
Я ушам своим не верил. Мне казалось, что на эту работу потребуется по крайней мере месяца два.
Сталин никак не рассчитывал, что так быстро можно исправить машины. Откровенно говоря, я тоже удивился и подумал: обещание Дементьева временно отведет грозу, а что будет потом?
Срок был принят. Однако Сталин приказал военной прокуратуре немедленно расследовать обстоятельства дела, выяснить, каким образом некачественные нитролаки и клеи попали на авиационный завод, почему в лабораторных условиях не проверили в достаточной степени качество лаков.
Тут же было дано указание отправить две комиссии для расследования: на уральский завод лаков и красок и на серийный завод, производивший «яки».
После чего Сталин обратился ко мне:
– А ваше самолюбие не страдает? Как вы себя чувствуете? Над вами издеваются, гробят вашу машину, а вы чего смотрите?
– Товарищ Сталин, я себя чувствую отвратительно, так как отлично представляю, какой ущерб делу принесло это злополучное происшествие. Но вместе с Дементьевым обещаю, что мы примем самые энергичные меры, и в кратчайший срок дефект будет устранен. Когда мы выходили из кабинета Сталина, я облегченно вздохнул, но вместе с тем не мог не сказать Дементьеву:
– Слушай, как за две недели можно выполнить такую работу?
– Там разберемся, а сделать надо, – ответил Дементьев. И, как обещали Сталину, сделали».

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.