Дементьев, Петр Васильевич
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
(1907—1977) — советский государственный деятель, дважды Герой Социалистического Труда (1941, 1977), лауреат Сталинской премии (1953), генерал-полковник-инженер (1976). В 1934—1937 был директором Тушинского авиазавода, в 1938—1941 — главным инженером и директором завода № 1 в Москве, в 1941—1953 — 1 зам. наркома (министра) авиационной промышленности. В 1953—1957 и 1965—1977 был министром авиационной промышленности СССР. В 1957—1965 возглавлял Гос. комитет по науке и технике СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 4—9 созывов. Его имя присвоено МАПО.
Дементьев,
Петр ВасильевичРод. 1907, ум. 1977. Военачальник, занимал высокие государственные посты, был первым заместителем наркома (1941), 1-м заместителем министра, министром авиационной промышленности СССР (1953), председателем Государственного комитета по авиационной технике (1957), министром авиационной промышленности СССР (1965). Дважды Герой Социалистического Труда (1941, 1977), лауреат Государственной премии СССР (1953).
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
П.В. Дементьев и авиаконструктор А.С. Яковлев однажды признались И.В. Сталину, что знают о недостатке выпущенных самолетов и принимают меры к тому, чтобы отремонтировать уже выпущенные и в кратчайший срок обеспечить боеспособность всех самолетов, выпускаемых нашей промышленностью.
«Сталин, – пишет А. С. Яковлев, – с негодованием обратился к нам:
– Знаете ли вы, что это срывает важную операцию, которую нельзя проводить без участия истребителей?
Да, мы знали, что готовятся серьезные бои в районе Орел – Курск, и наше самочувствие в тот момент было ужасным.
– Почему же так получилось?! – продолжал все больше выходить из себя Сталин. – Почему выпустили несколько сот самолетов с дефектной обшивкой? Ведь вы же знаете, что истребители нам сейчас нужны как воздух! Как вы могли допустить такое положение и почему не приняли мер раньше?
Мы объяснили, что в момент изготовления самолетов этот дефект обнаружить на заводе невозможно. Он обнаруживается лишь со временем, когда самолеты находятся не под крышей ангара, а на фронтовых аэродромах, под открытым небом – под воздействием дождя, солнечных лучей и других атмосферных условий. Выявить дефект на самом заводе трудно было и потому, что самолеты сразу же из цеха отправлялись на фронт.
Никогда не приходилось видеть Сталина в таком негодовании.
– Значит, на заводе это не было известно? – Да, это не было известно.
– Значит, это выявилось на фронте только перед лицом противника? – Да, это так.
– Да знаете ли вы, что так мог поступить только самый коварный враг?! Именно так и поступил бы – выпустил на заводе годные самолеты, чтобы они на фронте оказались негодными! Враг не нанес бы нам большего ущерба, не придумал бы ничего худшего. Это работа на Гитлера! Он несколько раз повторил, что самый коварный враг не мог бы нанести большего вреда.
– Вы знаете, что вывели из строя истребительную авиацию? Знаете, какую услугу оказали Гитлеру?! Вы гитлеровцы!
Трудно себе представить наше состояние в тот момент. Я чувствовал, что холодею. А Дементьев стоял весь красный и нервно теребил в руках кусок злополучной обшивки.
Несколько минут прошло в гробовом молчании. Наконец Сталин, походив некоторое время в раздумье, несколько успокоился и по‑деловому спросил:
– Что будем делать?
Дементьев заявил, что мы немедленно исправим все самолеты.
– Что значит немедленно? Какой срок?
Дементьев задумался на какое‑то мгновение, переглянулся со мной:
– В течение двух недель.
– А не обманываете?
– Нет, товарищ Сталин, сделаем.
Я ушам своим не верил. Мне казалось, что на эту работу потребуется по крайней мере месяца два.
Сталин никак не рассчитывал, что так быстро можно исправить машины. Откровенно говоря, я тоже удивился и подумал: обещание Дементьева временно отведет грозу, а что будет потом?
Срок был принят. Однако Сталин приказал военной прокуратуре немедленно расследовать обстоятельства дела, выяснить, каким образом некачественные нитролаки и клеи попали на авиационный завод, почему в лабораторных условиях не проверили в достаточной степени качество лаков.
Тут же было дано указание отправить две комиссии для расследования: на уральский завод лаков и красок и на серийный завод, производивший «яки».
После чего Сталин обратился ко мне:
– А ваше самолюбие не страдает? Как вы себя чувствуете? Над вами издеваются, гробят вашу машину, а вы чего смотрите?
– Товарищ Сталин, я себя чувствую отвратительно, так как отлично представляю, какой ущерб делу принесло это злополучное происшествие. Но вместе с Дементьевым обещаю, что мы примем самые энергичные меры, и в кратчайший срок дефект будет устранен. Когда мы выходили из кабинета Сталина, я облегченно вздохнул, но вместе с тем не мог не сказать Дементьеву:
– Слушай, как за две недели можно выполнить такую работу?
– Там разберемся, а сделать надо, – ответил Дементьев. И, как обещали Сталину, сделали».