Демократия

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕМОКРАТИЯ
   • ??????????,
         см. ????????, Правления формы, 10.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Демократия
форма государства и общества, основанная на признании народа источником власти и участником управления.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ДЕМОКРАТИЯ
(греч. demos — народ) (буквально: народовластие) — политический строй, при котором власть принадлежит народу. Один из главных социально-политических принципов многих современных государств.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ДЕМОКРАТИЯ
(народовластие) – форма политического устройства общества, обеспечивающая активное участие народа в управлении государством, а также действенный общественный контроль над деятельностью органов власти.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

ДЕМОКРАТИЯ
греч. demokratia demos - народ + kratos - власть) - форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении гос. дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Демократия
народовластие; политический строй, основанный на признании политических свобод, гражданских прав личности, а также следующих принципов: разделение властей; легальность оппозиции; правление не лиц, а закона; независимость от властей средств массовой информации; разрешение конфликтов конституционным путем.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ДЕМОКРАТИЯ
государственный строй, при котором власть юридически принадлежит народу и провозглашается свобода и равноправие граждан. Существовала Д. рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая. Отличается от авторитарных и тоталитарных режимов формальным признанием равенства всех перед законом, провозглашением политических прав и свобод в рамках Конституции страны, выборностью представительских органов власти, всеобщим избирательным правом, соблюдением прав человека.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Демократия
государственный строй, при котором власть юридически принадлежит народу и провозглашается свобода и равноправие граждан. Отличается от иных режимов формальным признанием равенства всех перед законом, провозглашением политических прав и свобод в рамках принятой конституции, выборностью представительных органов власти, всеобщим избирательным правом, провозглашением требований соблюдения прав человека. В историческом развитии демократический строй прошел стадии рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической демократии.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Демократия
греч.) - форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. В классовом обществе, в современных буржуазных государствах демократия отличается от других политических режимов (напр., от военной или фашистской диктатуры) формальным признанием равенства всех граждан, провозглашением политических прав и свобод, выборностью представительных органов власти, установлением всеобщего избирательного права. На самом деле функции политических институтов буржуазной демократии состоят в обеспечении классового господства, ее привилегий.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Демократия
греческое демос - народ) - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая защищенность их прав и свободы, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства и представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдума) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Современные демократические институты - результат длительного исторического развития. Одним из примеров демократии считается политический строй Афин времени Перикла (5 в. до н.э.).

Источник: Исторический словарь

Демократия
греч. - народовластие) - одна их основных форм правления, политический режим, обычно связанный с республиканским устройством государства, основанный на признании народа как источника власти, выборности властных структур, верховенстве закона. Демократия известна в истории едва ли не раньше, чем другие (монархическая) формы политической организации общества: прямая первобытная, общинная, военная племенная демократия предгосударственных этапов политического развития человечества. Для демократии характерны социальная и политическая свободы, представительность власти, суверенность народа, расширение гласности, право общественной критики и контроля сверху, укрепления самоуправления на местах. Демократия может быть непосредственная, когда основные вопросы решаются всеми гражданами, и представительная, когда решения принимаются выборными органами.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Демократия
(греч. demos и kratos власть народа), выработанная первоначально у греков, прежде всего в Ионии, государств, система на основе прогрессивных хозяйств, и социальных отношений. Уже в древности считалась типичной Д., созданная Клисфеном в Афинах и направл. против образования замкнутых сословных группировок и их экономич. власти. Эта система базировалась на новом территориальном делении Аттики. Власть принадлежала общности граждан в возрасте свыше 30 лет, которые по крайней мере раз в месяц решали государств, дела в народном собрании большинством голосов. Идеал афинской Д., воодушевлявший сторонников прогресса, был отражен Фукидидом в надгробной речи Перикла. Особыми признаками афинской Д. было назначение архонтов на один год; для совета 500 (булэ) от каждой филы по жребию выбиралось 50 человек. Важнейшим юридич. органом был суд присяжных гелиэя. Перикл установил жалованье гелиастам, членам совета и архонтам, чтобы должностные обязанности могли исполнять также малообеспеч. люди. Однако еще в 4 в. до н. э. фет ы были практически исключены из архонгства. Афинская Д. лишала всех политич. прав рабов, метеков и женщин, эта Д. всегда оставалась господством меньшинства полноправных граждан (рабовладельч. Д.). Тем не менее она была достаточной движущей силой политич. и культурной жизни 5 в. до н. э., настолько интенсивной, что эта эпоха превзошла все остальные в своем значении, ее достижения оказывают воздействие вплоть до настоящего времени. В более аристократич. Риме Д. афинского образца отсутствовала, но рим. конституция предусматривала права народного собрания, ежегодные выборы и коллегиальность магистратов (неск. должностных лиц с одинаковыми или близкими функциями). Даже во времена принципата сохранились внешние традиционные формы Д.

Источник: Словарь античности. 1989

ДЕМОКРАТИЯ
(от греч. demos-.народ и kratos-власть), форма государственно-политического устройства, основанная на признании народа в качестве источника власти. Признаки Д.: власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность органов государственной власти, многопартийность. Впервые Д. возникла в античные времена в городах-государствах Греции и в Риме. В новое время ее становление началось с формулирования идеи о суверенитете народа и разделении властей в XVII-XVIII вв. В XIX в. начало утверждаться всеобщее избирательное право, выборность высших органов власти. Главным противником Д. была АРИСТОКРАТИЯ, а альтернативой ей-сохранение старого порядка. Во второй половине XIX в. крах старого порядка стал очевиден, начался быстрый рост Д. Апогеем его стали демократические реформы и революции после ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Но уже вскоре начался спад демократической волны. Во многих странах на смену Д. пришли авторитарные и тоталитарные режимы (Россия, Италия, Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, Югославия, многие страны Латинской Америки). ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ вызвала кризис и падение Д. в Германии, Испании, Португалии. В годы ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Д. была уничтожена почти во всей Европе. С разгромом ФАШИЗМА началось возрождение Д. в Европе и во всем мире, но оно было недолговечным. С приходом ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ СССР установил в странах Восточной Европы тоталитарные режимы, подобные режимы установились в Китае, Северной Корее и Вьетнаме. В Западной Европе сохранились режимы ФРАНКО и САЛАЗАРА. В большинстве новых независимых государств ТРЕТЬЕГО МИРА демократические режимы оказались также неустойчивыми. Новая волна Д. началась в 70-х гг. Именно тогда исчезли последние недемократические режимы в Западной Европе (Португалия, Греция, Испания), в 80-х гг. начался мощный подъем демократических движений в Латинской Америке. Наконец, в конце 80-х гг. произошли РЕВОЛЮЦИИ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, а в начале 90-х гг. началось утверждение Д. в России и многих республиках бывшего СССР. В результате к концу XX в. впервые в истории человечества большая часть населения планеты живет в демократических странах. В этом смысле XX в.-это век широкого становления Д.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

ДЕМОКРАТИЯ
И.В. Сталин подчеркивал: «Демократия при капитализме есть демократия капиталистическая, демократия эксплуататорского меньшинства, покоящаяся на ограничении прав эксплуатируемого большинства и направленная против этого большинства. Только при пролетарской диктатуре возможны действительные «свободы» для эксплуатируемых и действительное участие пролетариев и крестьян в управлении страной, демократия при диктатуре пролетариата есть демократия пролетарская, демократия эксплуатируемого большинства, покоящаяся на ограничении прав эксплуататорского меньшинства и направленная против этого меньшинства».
В докладе «О проекте Конституции Союза ССР» И.В.Сталин говорил: «С точки зрения демократизма буржуазные конституции можно разбить на две группы: одна группа конституций прямо отрицает или сводит фактически на нет равенство прав граждан и демократические свободы. Другая группа конституций охотно приемлет и даже афишируeт демократические начала, но делает при этом такие оговорки и ограничения, что демократические права: свободы оказываются совершенно изуродованными. Они говорят о равных избирательных правах для всех граждан, но тут же ограничивают их оседлостью и образовательным и даже имущественным цензом. Они говорят о равных правах граждан, но тут же оговариваются, что это не касается женщин, или касается их частично. И т. д. и т. п.
Особенность проекта новой Конституции СССР состоит в том, что он свободен от подобных оговорок и ограничений. Для него не существует активных и пассивных граждан, для него все граждане активны. Он не признает разницы в правах между мужчинами и женщинам: «оседлыми» и «неоседлыми», имущими и неимущими, образованными и необразованными, для него все граждане равны в своих правах. Не имущественное положение, не национальное происхождение, не пол, не служебное положение, а личные способности и личный труд каждого гражданина определяет его положение в обществе.
… Особенность проекта новой Конституции состоят в том, что он не ограничивается фиксированием формальных прав граждан, а переносит центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав, на вопрос о средствах осуществления этих прав. Он не просто провозглашает равенство прав граждан, но и обеспечивает его законодательным закреплением факта ликвидации режима эксплуатации, факта освобождения граждан от всякой эксплуатации. Он не просто провозглашает право на труд, но и обеспечивает его законодательным закреплением факта отсутствия кризисов в советском обществе, факта уничтожения безработицы. Он не просто провозглашает демократические свободы, но и обеспечивает их в законодательном порядке известными материальными средствами. Понятно поэтому, что демократизм проекта новой Конституции является не «обычным» и «общепризнанным» демократизмом вообще, а демократизмом социалистическим».
«У нас, – отмечал И.В. Сталин, – выборы проходят в обстановке сотрудничества рабочих, крестьян, интеллигенции, в обстановке взаимного их доверия, в обстановке, я бы сказал, взаимной дружбы, потому что у нас нет капиталистов, нет помещиков, нет эксплуатации и некому, собственно, давить на народ для того, чтобы исказить его волю».
И.В. Сталин обращал внимание: «Несколько партий, а значит, и свобода партий может существовать лишь в таком обществе, где имеются антагонистические классы, интересы которых враждебны и непримиримы, где имеются, скажем, капиталисты и рабочие, помещики и крестьяне, кулаки и беднота и т. д. Но в СССР нет уже больше таких классов, как капиталисты, помещики, кулаки и т. п. В СССР имеются только два класса, рабочие и крестьяне, интересы которых не только не враждебны, а наоборот – дружественны. Стало быть, в СССР нет почвы для существования нескольких партий, а значит и для свободы этих партий. В СССР имеется почва только для одной партии, Коммунистической партии СССР может существовать лишь одна партия – партия коммунистов, смело и до конца защищающая интересы рабочих и крестьян».
Советская демократия ярко проявилась в избирательных правах всех граждан, за исключением тех, кто лишен этих прав по суду. По новой Конституции СССР выборы равные для всех граждан – для всех классов советского общества и социального слоя – интеллигенции. Выборы прямые, то есть вместо старой многоступенчатой системы каждый гражданин прямо выбирает союзную власть, республиканские и местные органы власти. И главное – выборы тайные, чего не было при царской власти, на первых порах Советской власти, да и в иных кичливых, западных странах. При этом Сталин хотел, чтобы выборы были альтернативными, то есть чтобы на одно депутатское место баллотировалось несколько кандидатов, чтобы, таким образом, депутатами становились именно те, кому доверяет народ, кто будет на деле бороться за его интересы, за упрочение Советском власти, И.В.Сталин лично написал главу «Избирательная система» – глава XI Конституции СССР 1936.
Победа социализма в Советском Союзе являлась высшим выражением социалистического демократизма.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

ДЕМОКРАТИЯ
антихристианское лжеучение о "народовластии". Суть ее выражают слова св. праведного Иоанна Кронштадтского: "Демократия в аду, а на небе царство".
Все идеи демократии замешаны на лжи. Уже в определении - ложь! Слово это переводится на русский язык как "власть народа" или "народоправство", но ни в одной из стран, считающихся демократическими, народ на деле не правит. Заветный плод государственной власти всегда в руках узкого слоя, немногочисленной и замкнутой корпорации людей, чье ремесло - политика, профессия - жестокая и беспощадная борьба за эту власть.
Более того, человеческая история на всем своем протяжении не знала ни одного государства, где был бы на деле реализован принцип народоправства. Древняя Греция, Древний Рим - страны-родоначальницы демократии, ее классические представители - одновременно являлись классическими рабовладельческими хищниками, относя сам термин "народ", "граждане" лишь к элитарному кругу людей, составлявшему ничтожный процент от общего населения страны...
Предки наши были весьма умными и предусмотрительными людьми. Веками, из поколения в поколение строя державу, предназначенную быть надежной опорой мирной, немятежной и одухотворенной жизни (а не инструментом удовлетворения властолюбивых страстей и политических амбиций), они свято блюли себя от соблазнов демократической заразы и других предупреждали от такого неразумия.
"Демократия выражает доверие к силе количественной, - писал некогда Л.А. Тихомиров. - Если в обществе не существует достаточно напряженного верования, охватывающего все стороны жизни в подчинении одному идеалу, то связующей силой общества является численная сила, которая создает возможность подчинения людей власти даже в тех случаях, когда у них нет внутренней готовности к этому". Иными словами, воплощение демократической идеи означает преимущественную власть количества над качеством, власть невежественной, искусно управляемой из-за кулис толпы над многовековым народным идеалом - абсурдную ситуацию, в которой понятия Истины и справедливости, добра и зла пытаются определить арифметическим большинством голосов.
Сколько-нибудь осмысленное существование народа, отдающего себе отчет в собственных религиозных и нравственных устремлениях, в наличии державной общенациональной идеи и возвышенной цели своего соборного бытия, предполагает отказ от механического принципа количественного превосходства в пользу качественного, духовного начала.
Лишь таким путем можно обуздать безудержные злоупотребления, свойственные демократическим чиновникам в погоне за голосами избирателей. "Каждый голос сам по себе ничего не значит, - говорил К.П. Победоносцев, описывая этот механизм. - Но тот, кто сумеет прибрать к себе самое большое количество этих голосов, становится господином силы, господином правления и вершителем воли". Таким образом, "при демократическом образе правления победителями становятся ловкие подбиратели голосов, механики, искусно орудующие закулисными пружинками, которые приводят в движение кукол на арене демократических выборов".
Политическая основа демократии - всеобщее прямое избирательное право - явление аморальное и разрушительное, ибо развивает политический цинизм до невероятных размеров, делает народ объектом бесчестных манипуляций, получающих, при современном развитии средств массовой информации, поистине безудержный размах. Почему-то никому не приходит в голову выбирать при помощи всеобщего голосования хирурга или следователя, шофера или летчика. А разве управляться со скальпелем, машиной, самолетом труднее, чем с гигантской страной, отягощенной сложнейшими проблемами?
Это не значит, что принцип выборности должен быть вообще исключен из политической жизни страны. Более того, в некоторых ситуациях он незаменим, ибо является инструментом становления соборной общности народа и государства. Но во избежание злоупотреблений должна быть четко и ясно определена область его применения, которая будет безусловно исключать публичные выборы там, где пост или должность требуют высоких профессиональных качеств, оценить которые человек несведущий просто не в состоянии. И уж конечно, если и будет признана необходимость избрания высших должностных лиц страны, дело это недопустимо превращать во всенародный балаган. Ответственными выборщиками в таком случае могут быть лишь авторитетные представители всех общественных классов, сословий, профессиональных и этнических групп, пропорционально представляющие их удельный вес в нашем обществе.
Идеологическая основа демократии как мировоззрения выражается знаменитым лозунгом Французской революции: "Свобода, равенство, братство". Поддавшись внешней привлекательности этого броского призыва, миллионы людей в течение долгих столетий безуспешно пытались воплотить его в жизнь. Очень многие, даже весьма умные и образованные люди, не разобрались в отвлеченном, абстрактном характере лозунга, не заметили противоречия призывов между собой (и в самом деле, как совместить свободу с равенством?). Стоит оглянуться вокруг, чтобы уяснить себе их лукавство: в природе нет равенства - она бесконечно разнообразна и строго иерархична; нет и абсолютной свободы, ограниченной взаимозависимостью и закономерной упорядоченностью явлений; нет бессодержательного братства - ибо нравственное чувство человека всегда избирательно.
"Когда эту формулу захотели обратить в обязательный закон для общественного быта, когда из нее захотели сделать формальное право, связующее народ внутри себя и с правительством во внешних отношениях, когда ее возвели в какую-то новую религию для народов и правителей, - она оказалась роковой ложью, и идеальный закон любви, мира и терпимости, сведенный на почву внешней законности, явился законом насилия, раздора и фанатизма". Это утверждение Победоносцева лучше всяких слов подтверждается тем, что две самые кровавые и разрушительные в истории человечества революции: французская в восемнадцатом веке и русская в двадцатом - прошли под аккомпанемент громогласных призывов к "свободе, равенству, братству".
Губительные в области государственной, сии понятия, по мнению обер-прокурора, благотворны лишь "тогда, когда заключают в себе вечную истину нравственного закона в нераздельной связи с вечной идеей долга и жертвы, на которой держится весь организм нравственного миросозерцания".
Юридическо-правовая основа демократии - тезис о естественных (прирожденных) правах человека, на реализацию которых посредством формального законодательства должна быть направлена вся работа государственного механизма. Эта основа столь же искусственна и лжива, как предыдущие. По сути своей она является лишь абсолютизацией индивидуализма, свойственного западноевропейскому "менталитету" и исторически глубоко чуждого русскому национальному и религиозному самосознанию.
Воплощение в жизни общества идеи о "правах человека", превращенной в правовую догму и не уравновешенной - ни нравственно, ни юридически, - идеей "естественных обязанностей", свойственных каждому гражданину, ведет не к чему иному, как к неизбежной деградации общественной морали и нравственности, к разрушению самого соборного тела народа. Читайте Достоевского - особенно "Бесов" да "Преступление и наказание", и все встанет на свои места. Убийца Раскольников, мучающийся вопросом "тварь я дрожащая или право имею?" - иллюстрирует вышесказанное лучше всяких глубокомысленных высоконаучных рассуждений.
"Человек есть олицетворенный долг", - согласно утверждают все Святые отцы. Русское общество, всегда стремившееся настроить свое бытие в унисон с требованиями христианского мировоззрения, от века строилось на воспитании в человеке прежде всего твердого осознания своих религиозных, гражданских и семейных обязанностей. Горький опыт междоусобных распрей крепко-накрепко выучил наших предков: акцент на "права" неизбежно порождает упреки в их несоблюдении, взаимные претензии, обиды и склоки. Благородная, на первый взгляд, идея абсолютизации "прав" питает гордыню, высокоумие и тщеславие, ведет к обособлению, разделению, противопоставлению интересов и, в конечном счете, к сословной и классовой вражде, к войне "всех против всех", по-живому рассекающей народное тело.
Еще в конце прошлого века блестящий русский публицист, убежденный державник, многолетний редактор "Московских Ведомостей" М.Н. Катков писал: "Плодотворно лишь то право, которое видит в себе нечто иное, как обязанность. Право, которое не есть обязанность, оказывается мыльным пузырем; ничего не выходит из него, и ни к чему не ведет оно. Такое право есть не сила, а слабость... Нет пользы в том, что я имею право то и это делать, если я не чувствую себя обязанным сделать то, что должно".
Формальное право есть лишь инструмент реализации в жизни общества определенного нравственного идеала. Как всякий инструмент, само по себе право нейтрально, оно может быть использовано как на пользу, так и во вред. На пользу - тогда, когда способствует воплощению в жизнь высших религиозно-нравственных законов праведности, милосердия и любви. То есть тогда, когда помогает созданию условий для торжества добродетели и обуздания порока.
Придавать же формальному праву самодовлеющее значение - гибельная ошибка! Еще хуже, когда говорят, что право должно фиксировать существующее положение вещей, "естественные" человеческие запросы. Таким образом подспудно признается законность, легальность страстей, греховных язв, равно гибельных для духовного здоровья личности и основ государственной безопасности. "Настроив" правовую систему определенным образом, можно исподволь и незаметно, действуя полностью в рамках закона, развалить изначально прочную страну, растлить здравый и нравственный народ.
Такова реальная цена "правового идолопоклонства", являющегося одной из основополагающих черт демократической квазирелигии.
Экономическая основа демократии - финансовый, спекулятивный капитал. Это им сконструирована современная бездуховная "технологическая" цивилизация, в которой человек лишается последних остатков совести и душевного здравия, превращаясь в полуживотное-полумеханизм - безличный винтик в гигантской машине, имеющей единственную всепоглощающую цель: деньги, деньги, деньги...
Под сладкий убаюкивающий говорок об удовлетворении "естественных" потребностей человека эта демократическая "цивилизация" насаждает культ насилия и разврата, терпимость ко злу и извращениям человеческого естества. Грехи и страсти падшего человека раздуваются до невероятных размеров, сознательно стимулируются и становятся источником бессовестной, бесчестной наживы. Лозунги такой цивилизации - "Все на продажу!", "Обогащайтесь!", "Живем один раз!" и им подобные - разъедают общественную мораль, в народе происходит распад национального самосознания, государство криминализируется, опутывается всепроникающими мафиозными связями и - неотвратимо движется к распаду.
И в России грядущий государственный распад - неизбежное следствие практического применения принципов демократии в практике государственного строительства. Либерально-демократическая идея для того, собственно говоря, и предназначена, чтобы подточить, ослабить устои крепкого, традиционного общественного устройства, разрушить его духовные, религиозные опоры, разложить национальные государства и - постепенно, незаметно, неощутимо для одурманенного демократическим хаосом общества - передать бразды правления над ними транснациональной "мировой закулисе", тем ловким политическим механикам, о которых предупреждал Победоносцев.
Эта операция уже неоднократно была проделана над "развитыми" западными странами. Там национальная государственность сегодня служит в значительной мере декоративным прикрытием реальной власти - называйте ее как угодно: властью мирового масонства или международного капитала, транснациональных корпораций или космополитической элиты... Важно другое: сегодня эта теневая власть рвется к мировому господству. И Россию пытаются подвергнуть той же операции, что и прочих, чтобы превратить в покорное орудие выполнения своих глобальных планов.
Митрополит Иоанн (Снычев)

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ДЕМОКРАТИЯ
греч. dnmokratia, букв.- власть демоса, т. е. народа, народовластие) - одна из форм гос-ва, при к-рой власть либо формально-юридически (в эксплуататорских гос-вах), либо юридически и фактически (в гос-вах социалистич. типа) принадлежит народу, а также обществ. и гос. строй, характеризующийся совокупностью определ. прав и свобод граждан. Впервые встречаясь у Геродота, термин "Д." утвердился (как обозначение одной из форм гос-ва) и перешел в науку нового времени от Аристотеля.

Первым типом Д. была рабовладельч. Д., существовавшая в ряде наиболее экономически развитых др.-греч. полисов (позднее, уже в 19 в., в науке появился термин военная демократия - для характеристики обществ. строя эпохи разложения первобытнообщинных отношений и зарождения клас. об-ва). Наиболее ярким примером античной рабовладельч. Д. является гос. строй Афин 5-4 вв. до н.э. (см. Афины Древние). Верховным органом власти в Афинах было нар. собрание (экклесия), собиравшееся ок. 40 раз в год. Совет (буле) играл фактически роль комиссии, подготавливавшей проекты решений экклесии. Все должностные лица были подотчетны экклесии и выбирались чаще всего путем жеребьевки. Важной составной частью афин. Д. был суд присяжных (гелиея). За исполнение различных должностей, в т.ч. за участие в гелиее, а одно время и за присутствие на нар. собрании неимущие граждане получали небольшую плату. Вся эта система обеспечивала широкое участие даже беднейших граждан-мужчин в управлении гос-вом. Однако не только громадная масса рабов, но и тысячи постоянно проживавших в Аттике лично свободных греков из др. эллинских полисов были лишены к.-л. политич. прав. Несмотря на клас. ограниченность рабовладельч. Д.- Д. привилегированного меньшинства - победа Д. в Афинах сыграла громадную роль в экономич. и культурном расцвете Афин в 5-4 вв. до н.э. Демократич. устройство существовало во мн. греч. полисах, особенно входивших в состав Афинского мор. союза (см. Архе Афинская). Однако в целом Д. не была типичной формой рабовладельч. гос-ва.

Для эпохи феодализма Д. еще менее характерна. Лишь элементы Д. существовали в нек-рых европ. ср.-век. городах, где в результате цеховых восстаний против патрициата к участию в гор. управлении приходят сравнительно широкие слои ремесленников (но в органы гор. управления проникали лишь богатые мастера, устанавливалась цеховая олигархия). Формально демократич. республикой была Новгородская феодальная республика; высшим органом власти являлось здесь вече, в к-ром могло участвовать все взрослое муж. население и даже свободные крестьяне из окрестных деревень. В отд. р-нах и в особых условиях (недоразвитость феод. отношений, сохранение общины и др.) продолжали существовать элементы примитивно-демократич. организации (напр., нек-рые швейц. общины, обществ. устройство казачества).

Предвосхищение нек-рых принципов бурж. Д. появляется в эпоху Реформации 16 в. - в респ. форме организации кальвинистских общин (с избранием пасторов верующими). Но широко проблема Д. как формы политич. власти встала впервые в эпоху, непосредственно предшествующую ранним бурж. революциям, а практически - во время самих революций. Отражением размежевания внутри буржуазии и степени близости различных ее слоев к народу была различная оценка Д. франц. политич. писателями 18 в.: для одних (напр., П. Гольбах) Д. - нежелательная, "плохая" форма правления, другие (Ж. Ж. Руссо) - сторонники самой широкой демократии. Руссо, как наиболее яркий теоретик Д. того периода, когда буржуазия была поднимающимся классом, провозгласил, что народу принадлежит весь гос. суверенитет - только общая воля народа в праве создавать законы и устанавливать пр-ва; он - сторонник т.н. "непосредственной Д." (т. е. такой, где весь народ осуществляет власть непосредственно, а не через представит. учреждения). В конце 18 - 1-й четв. 19 вв. в условиях крепостнич. самодержавной России особенно отчетливо мн. демократич. принципы были сформулированы Радищевым, в "Русской правде" Пестеля. Первые революц. бурж. политич. манифесты и конституции - амер. Декларация независимости 1776, франц. Декларация прав человека и гражданина (1789), франц. конституции 1791 и особенно 1793 проникнуты идеями нар. суверенитета и договорного происхождения гос. власти. В бурж. гос-вах феод. сословно-представит. учреждения уступили место новым представит. органам, создававшимся для участия в законодательстве и контроля за пр-вом; права главы гос-ва были точно определены и ограничены статьями конституции; были провозглашены и закреплены в конституциях политич. права и свободы граждан (неприкосновенность личности, религ. свобода, свобода слова, печати и т. д.). Все это было большим шагом вперед в сравнении с феод. гос-вом и феод. обществ. Строем. Однако Д., рожденная революц. борьбой масс, оказалась не "всеобщей Д.", а лишь класс, бурж. Д. - формой политич. господства буржуазии. На практике в зависимости от соотношения клас. сил в той или иной стране в бурж. гос-вах устанавливалась та или иная степень Д. (страны "классической" бурж. Д. 19 в. - Англия, а также США, Швейцария), но всегда Д. буржуазной - ограниченной, урезанной и формальной, с множеством оговорок и изъятий, направленных на то, чтобы не допустить к активному участию в политич. жизни широкие слои народа.

Бурж. политич. мысль создала огромную апологетич. лит-ру, не только превозносящую бурж. Д., но главное - фальсифицирующую ее подлинную сущность (напр., франц. "демократич. школа" 19 в. - А. Токвиль "Демократия в Америке", Ламартин "Парламентарная Франция"; Джон Стюарт Милль - "О свободе", "Представительное правление" и др.). Для апологетов бурж. Д. особенно характерно объявление бурж. Д. надклассовым гос-вом, "чистой" Д., "Д. для всех", признание обязательным атрибутом Д. защиту "священного права собственности" (последнее отчетливо обнаруживает бурж. сущность этих теорий). В рядах совр. защитников бурж. Д. находятся и правые с.-д. лидеры. В. И. Ленин подверг уничтожающей критике бурж.-реформистские взгляды на Д. ("Государство и революция", "Пролетарская революция и ренегат Каутский" и др. работы Ленина). Он показал, что в обществе, разделенном на классы, можно говорить только о клас. Д., остающейся даже в самом "демократич." эксплуататорском гос-ве лишь Д. для меньшинства, Д. для эксплуататоров, что бурж. Д. остается "неизбежно узкой, тайком отталкивающей бедноту, а поэтому насквозь лицемерной, лживой", развенчал бурж.-либеральное противопоставление Д. и диктатуры, показав, что бурж. Д.- это лишь наиболее тонко завуалированная форма диктатуры буржуазии. В то же время Ленин подчеркивал, что для пролетариата не безразлична форма бурж. гос-ва, что он должен использовать бурж. Д. для сплочения и защиты своих интересов. "Мы за демократическую республику, как наилучшую для пролетариата форму государства при капитализме, но мы не вправе забывать, что наемное рабство есть удел народа и в самой демократической буржуазной республике" (Соч., т. 25, с. 370).

Эпоха империализма характеризуется переходом буржуазии к политич. реакции по всем линиям, в т.ч. свертыванием Д. Империалистич. буржуазия добивается расширения исполнит. власти за счет парламента, фактич. передачи пр-ву законодат. полномочий, ведет наступление на демократич. права и свободы, а в период общего кризиса капитализма в нек-рых случаях полностью ликвидирует Д. в ряде гос-в, устанавливая фаш. диктатуру или др. формы авторитарного режима. В то же время влияние мировой системы социализма, борьба трудящихся вынуждают монополистич. буржуазию идти на определенные уступки, делать шаги в сторону нек-рого расширения демократич. прав и институтов. Одновременно усиливается бурж. пропаганда, стремящаяся замаскировать диктатуру монополистия. буржуазии под "всеобщую Д.", под "государство всеобщего благоденствия". Широко рекламируя якобы демократич. характер своей избират. системы, монополистич. буржуазия, используя такие мощные средства, как капитал, печать, радио, кино, телевидение, навязывает избирателям своих кандидатов. Но в наиболее опасные для политич. господства империалистич. буржуазии моменты она сменяет бурж. Д. на свою открытую диктатуру. Глубочайшим разоблачением бурж. Д. служит установление в 1933 фаш. диктатуры в бурж.-демократич. Германии.

В историч. период, когда буржуазия была в осн. прогрессивным классом, установление Д. входило в задачи буржуазных революций, В конце 19 - нач. 20 вв. проблема борьбы за Д. была поставлена Лениным по-новому: даже в революции, носящей по содержанию бурж.-демократич. характер, роль авангарда и гегемона в борьбе за Д. должна принадлежать рабочему классу - только он может довести до конца бурж.-демократич. революцию и тем самым обеспечить необходимые предпосылки для социалистич. революции. Ленинские идеи о значении демократич. преобразований в борьбе за социализм получили дальнейшее развитие в совр. условиях в документах междунар. коммунистич. движения (в Заявлении Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий 1960, Программе КПСС 1961 и др. компартий). В совр. условиях, когда монополистия. капитал все явственнее обнаруживает свою антидемократия, сущность, связь между борьбой за Д. и борьбой за социализм становится еще более тесной. Осн. содержанием общедемократич. борьбы становится борьба против капиталистич. монополий, при этом решающую роль в развитии совр. массовых антимоно-полистич. демократич. движений играет создание системы классовых союзов, способность пролетариата и его партии сплотить различные социальные слои, страдающие от гнета монополий, на основе общих демократических требований. В современных условиях борьба за Д., возглавляемая рабочим классом и его партиями, не может состоять только в защите существующих демократич. свобод и институтов. Компартии капиталистич. стран выдвигают лозунг объединения всех демократич., антимонополистич. сил для борьбы против всевластия монополий - за возрождение, развитие и обновление Д. как этапа для перехода к социалистич. революции и установления Д. нового типа - социалистич. Д. Борьба за Д. рассматривается как составная яасть борьбы за социализм; их неразрывная связь объединяет и ту, и другую с борьбой против империализма и с борьбой за мир.

Борьба за Д. относится к числу наиболее актуальных проблем развития молодых нац. гос-в, освободившихся от колониальной зависимости. Компартии этих стран подчеркивают, что борьба за нац. освобождение и социальный прогресс не может быть доведена до конца без развертывания Д., без демократизации всей обществ. и гос. жизни. Они выступают за образование государства национальной демократии, открывающего перспективы некапиталистия. пути развития.

Высшей формой Д. является социалистияеская Д. Уже парижские рабочие, сражавшиеся в дни июньского восстания 1848 на баррикадах под лозунгом "Да здравствует демократияеская и социальная республика", выразили по существу стремление к установлению новой, не бурж., а социалистич. Д. Это стремление полуяило науч. выражение в "Манифесте коммунистической партии" Маркса и Энгельса, впервые связавших понятие Д. с социалистич. революцией, уничтожением частной собственности и установлением диктатуры пролетариата: "...первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 446). Ленин, анализируя вслед за Марксом ("Гражданская война во Франции") уроки Парижской Коммуны 1871, увидел в ее политич. установлениях прообраз новой социалистич. Д. и конкретнее - прообраз одной из ее форм - власти Советов (см. "Государство и революция"). Социалистич. Д., рождавшаяся в ожесточенной клас. борьбе, не прикрывалась, подобно бурж. Д., лицемерным лозунгом "Д. для всех", а открыто провозгласила, что эта Д. переходного периода явится одновременно диктатурой пролетариата. "Демократия для гигантского большинства народа и подавление силой, т. е. исключение из демократии, эксплуататоров, угнетателей народа, - вот каково видоизменение демократии при переходе от капитализма к коммунизму" (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 434). Ленин показал, т. о., что коренное отличие социалистич. Д. уже при самом ее возникновении состоит в том, что она представляет собой Д. для подавляющего большинства, что она вовлекает в управление гос-вом самые широкие массы трудящихся.

Социалистич. Д. существует в форме республики Советов и в форме народной демократии. Действующие конституции социалистич. гос-в (см. Конституция СССР, Конституции зарубежных социалистических государств) закрепляют законодательно осн. демократич. принципы: суверенитет народа; всеобщее избират. право; провозглашают осн. демократич. свободы: слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, совести, неприкосновенность личности; права граждан: на труд, на образование, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или потери трудоспособности и др. Т. о., социалистич. Д. включает в себя не только "старые", традиционные политич. свободы (получающие принципиально новое содержание), но и мн. совершенно новые - социальные - права. Социалистич. Д. впервые обеспечивает свободу от эксплуатации. Д. представляет объективное требование социалистич. строя, ибо обществ. собственность на средства производства предполагает обществ. управление нар. хоз-вом, стр-во социализма возможно лишь благодаря привлечению нар. масс к управлению делами об-ва. Социалистич. Д., в противоположность бурж., не только провозглашает права народа, но и гарантирует их реальное осуществление.

Социалистич. Д. с момента своего возникновения подвергается ожесточенным нападкам со стороны бурж. и реформистских идеологов. Социалистич. гос-во изображается ими как антидемократическое, "тоталитарное", "диктаторское" (этими понятиями они объединяют как социалистические, так и глубоко скомпрометировавшие себя фаш. режимы); в качестве идеала "полной" и "ничем не ограниченной" Д. социалистич. гос-вам противопоставляется бурж. Д., "свободный мир" (или "западный мир"). Общественный и политический строй социалистических гос-в антикоммунистическая правосоциалистическая и реформистская печать противопоставляет некоему "либеральному", "демократич." социализму (в действительности оказывающемуся лишь несколько приукрашенным капитализмом); "демократический социализм" стал офиц. доктриной совр. правых социалистов.

Социалистич. Д. - явление развивающееся. Ее механизм складывается по мере упрочения нового строя; не всегда ее развитие происходит "по прямой". Так, в СССР с победой социализма сложились социальные предпосылки для дальнейшего развития социалистич. Д. Это отразила Конституция 1936 (отмена ограничений избират. права по клас. принципу, введение всеобщих и равных выборов и т. д.). Однако в условиях культа личности Сталина развитие сов. Д. тормозилось. В этот период имело место такое грубейшее нарушение Д., как нарушение социалистич. законности. Культ личности в корне противоречил социалистич. Д., он нанес ей огромный ущерб (хотя и не смог изменить глубоко демократич. сущности социалистического строя). Борьба по преодолению вредных последствий культа личности, развернувшаяся после XX съезда КПСС (1956), - это одновременно борьба за восстановление ленинских норм парт. и гос. жизни, за развитие социалистич. Д. С завершением перерастания гос-ва диктатуры пролетариата в общенар. гос-во пролетарская Д. превратилась в общенар. Д. Курс на дальнейшее широкое развитие социалистич. Д. связан с вступлением СССР в период развернутого строительства коммунизма. Это нашло отражение в законодат. актах и парт. документах 50-60-х гг. (прежде всего в новой Программе КПСС (1961)) и в практике гос. строительства (повышение роли и активизация деятельности Советов и обществ. организаций, расширение прав союзных республик, изменение форм и методов руководства пром-стью, строительством и с. х-вом, расширение круга выборных должностных лиц, периодич. обновление состава представит. органов, последоват. осуществление права отзыва депутатов, всенар. обсуждение наиболее важных гос. законов и постановлений, организация широкого народного контроля и т. д). Всестороннее развертывание социалистич. Д. является гл. направлением развития социалистич. государственности в период строительства коммунизма. В процессе дальнейшего развития социалистич. Д. произойдет, указывает Программа КПСС, постепенное превращение органов гос. власти в органы обществ. самоуправления. Д. как форма государства постепенно отмирает, уступая место Д. как форме неполитич. организации общества. См. также Государство.

Лит. (кроме указ. в ст.): Коммунисты и демократия (обмен мнениями), "ПМиС", 1963, NoNo 4-7; Дюкло Ж., Будущее демократии, пер. с франц., М., 1963; Черняев А.C., Причины и характер совр. демократич. движения в странах развитого капитализма, "ННИ", 1961, No 5; Павлов В. И., Редько И. Б., Гос-во нац. демократии и переход к некапиталистич. развитию, "НАиА", 1963, No 1; Демократия и коммунизм. Вопросы коммунистической теории демократии. Сб. ст., М., 1962. См. также лит. при ст. Государство.

С. Ф. Кечекьян. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
167.83 кб

Воронежская социал-демократия конца XIX - начала xx века в отечественной историографии

Баранова Н. О.
крушение марксистско-ленинской идеологической монополии после развала СССР в 1991 г. дало исследователям новую возможность обратиться к судьбе Российской социал-демократической рабочей партии и ее провинциальных организаций.
Читать PDF
176.13 кб

Исламизм, военная хунта или управляемая демократия? (к вопросу о возможных вариантах развития Респуб

Серёгичев Сергей Юрьевич
Заключение в 2005 г.
Читать PDF
328.40 кб

Прямая демократия и централизация власти в России в 1918-1928 гг

Кабанова Любовь Валерьевна
The activity history of democratic institute of non-party conferences as seen against an increase in the centralization of Soviet system in Russia in the course of early post revolution period is connected with today's urgent prob
Читать PDF
872.80 кб

Социальная демократия в движении: поиск венгерской модели в начале ХХ века

Айрапетов А. Г.
In the early part of this century, the problem of an opportunity for Hungary to change its authoritarian parliamentary regime over to a social democratic system became a topical issue of political theory and practice.
Читать PDF
98.37 кб

Украинская демократия и галицийский национализм

Помогаев В. В.
Читать PDF
158.51 кб

Демократия и политические партии

Острогорский Моисей
Читать PDF
256.37 кб

Что ждет Ирак: диктатура или демократия?

«Известия», М., 13 марта 2007 г., № 42.
Читать PDF
337.34 кб

Исламизм, военная хунта, управляемая демократия? (о возможных вариантах развития Республики Судан)

Сергачёв С.
Читать PDF
194.71 кб

Украинская демократия и галицийский национализм

Помогаев Владислав Васильевич
The article reveals the essence of the Gallician nationalism, its tragic role in the 20-50th of the XX century, analyzes the reasons for attempts to revive, rehabilitate it in modern Ukrainian state.
Читать PDF
294.88 кб

Оценки новгородского веча в исследованиях XIX века: уничтоженная демократия или исторический миф

Абраменко Владимир Александрович
Исследуется проблема оценки в отечественной общественной мысли XIX в. исторической перспективности вечевой формы правления в Новгороде. Новгородское вече предстает в двойственном виде.
Читать PDF
289.14 кб

Демократия как способ самосохранения элиты: новации в социально-философском осмыслении античной демо

Зберовский А. В.
В статье анализируются такие последние открытия в антиковедении, которые позволяют взглянуть на демократию как на способ самосохранения правящей элиты.
Читать PDF
246.50 кб

Античная демократия и римская политическая система (античные и современные политические теории)

Егоров Алексей Борисович
Согласно теории «смешанного строя» Полибия, Рим представлял собой синтез монархии, демократии и аристократии, соответственно воплощенных в магистратской власти, народном собрании и сенате.
Читать PDF
0.00 байт

Демократия - визитная карточка Европы

Орлов Борис Сергеевич
Читать PDF
237.08 кб

2011. 01. 021. Фурьоцци М. «Новая Европа», (1861-1863). Демократия и интернационализм. Furiozzi M. «

Эман И. Е.
Читать PDF
25.81 кб

Poссия - демократия - НАТО

Орлов Б. С.

Похожие термины:

  • Афинская демократия

    (HURTADO LARREA, Osvaldo). Государственный и политический деятель Республики Эквадор. Председатель Христианско-демократической организации Америки (ХДОА). Род. в 1940 г. в провинции Чимборасо. Окончил юридичес
  • МАНИФЕСТ ЦК РСДРП ВОЙНА И РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ

    первый офиц. документ партии большевиков, определивший и выразивший ее позиции по отношению к начавшейся 1-й мировой империалистич. войне. Написан В. И. Лениным в сент. 1914; опубликован 1 нояб. 1914 в No 33
  • Плебисцитарная демократия

    форма демократии, при которой большинство принимает политические решения подготовленные профессионалами
  • Представительная демократия

    форма демократии, при которой политические решения готовят и принимают лица, выбранные большинством и представляющие интересы большинства
  • СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ КОРОЛЕВСТВА ПОЛЬСКОГО И ЛИТВЫ

    СДКПиЛ) - создана в июле 1893 (под назв. Социал-демократия королевства Польского) в результате объединения Союза польских рабочих и рабочих - членов партии "Пролетариат" (2-й). Являлась продолжательниц
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    государство национальной демократии, - одна из возможных форм политич. и обществ. организации освободившихся от колониальной зависимости стран, открывающая возможность их некапиталистич. развит
  • НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    форма политической организации общества, утвердившаяся в ряде стран Европы и Азии в 40-х гг. XX в., главным образом странах будущего социалистического лагеря, где компартии некоторое время были выну
  • НОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    правая партия Греции. Основана в сентябре 1974г. на базе партии Национальный радикальный союз, существовавшей в 1956— 1967 гг.
  • РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    политически активные слои мелкой городской буржуазии, крестьянства и интеллигенции и выражающие их интересы партии, организации и группы.
  • Социал-демократия

    идейно-политическое течение (в рамках идеологии социализма), выступающее за переход к социально справедливому обществу путём реформирования, парламентских методов борьбы и просвещения.
  • ДЕМОКРАТИЯ ВНУТРИПАРТИЙНАЯ

    основа организации и деятельности КПСС и других марксистско-ленинских коммунистич. и рабочих партий, неотъемлемая часть руководящего принципа организац. строения партии - демократического центр
  • Военная демократия

    организация власти в древних государствах, сущностью которой являлось господство военных вождей и наличие пережитков первобытной демократии в форме власти родовых старейшин.
  • Джексоновская демократия

    (Jacksonian Democracy) назв. полит. курса през. Э. Джексона (и последующ. президентов от ДП М. Ван Бюрена и Дж. Н. Полка), предложен. историком У. Г. Самнером (1883) и У. Макдональдом (1906) и утвердивш. в ист. лит-ре как х
  • Индустриальная демократия

    (Industrial Democracy) идея реорг-ции общества на основе сотрудничества осн. «индустр.» классов труда и капитала, развивавш. в среде либерал. реформаторов и профсоюз. активистов в посл. трети 19 в. и особенно в
  • ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

    политическое течение, окончательно оформившееся после ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ в странах Запада. Это течение тесно связано с католицизмом. Его представители выступают за достижение социальной и эко
  • ДЕМОКРАТ

    сторонник демократии (первоначально - власти народа). Член Демократической партии в США. Сторонник так называемых «реформаторов», добивавшихся отстранения от власти в России коммунистов, приверж
  • СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТ

    1) литературно-политическое обозрение, издание группы "Освобождение труда", выходило в 1890-92 в Лондоне - Женеве (4 книги). 2) Нелегальная газета, орган ЦК РСДРП, фактически была органом меньшевиков; выхо
  • Оценка реформы 1861 г. революционными демократами

    1885-1969) Этнограф, антрополог, археолог; работал в Поволжье и различных р-нах Сибири. Ок. ест. отд. ФМФ СПбУ. В студ. годы начал работать по этнографии башкир и чувашей. Оставлен при ун-те для подг. к проф.
  • Демократы мирные

    (Peace Democrats) часть ДП, выступавш. за прекращение Гражданской войны на основе компромисса с Югом. В 1862 они победили на мест. выборах в Ог., Пенс., Н.-Й., Инд., Илл.; в 1863 проиграли на выборах в Конгресс США. На
  • Демократы радикальные

    (Radical Democrats) полит. образование, претендовавш. на роль «третьей партии». Возникло в 1864 в результате раскола РП из-за отказа през. А. Линкольна поддержать выдвинутый республиканцами радикальными план