Демон

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Демон
злой дух, от которого была чудесно избавлена Сара, дочь Рагуила, жителя Екбатан Мидийских.

Источник: Православная энциклопедия.

ДЕМОН
Злой дух, дьявол, сатана, бес, черт, лукавый, нечистый. Демонический, прил – 1. Относящийся к демону 2. Сверхъестественный, нечеловеческий.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ДЕМОН
в греческой религии и мифологии всякое божество или дух-хранитель, помогающий или мешающий человеку в исполнении намерений. Термин обычно обозначает злых духов в других религиях, э в православии — синоним сатаны.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Демон
греческий историк и мифограф рубежа IV и III вв. до Р.Х., автор «Истории Аттики» по меньшей мере в 4 книгах, цитата из которой приведена, в частности, в «Пире мудрецов» Афинея. Сохранившиеся фрагменты, свидетельствуют более об антикварных, чем об исторических интересах автора.
 

Источник: Словарь античных историков. 2011

Демон
в мифологиях разных народов условное обозначение тех сверхъестественных персонажей, которые не являются богами и занимают по сравнению с богами низшее место в иерархии. В более узком и точном смысле - злые духи. Например, в мифах древних греков демон - некая неопределенная и неоформленная божественная сила, злой или (реже) благодетельный дух, часто определяющий жизненную судьбу человека. Внезапно нахлынув, демон молниеносно производит какое-либо действие и тут же бесследно исчезает. Распространено определение демона как бога данного мгновения. Демон непосредственно воздействует на человека, готовит беду, прельщает, насылает беды, зловещие сны. В мифах древних римлян демону соответствует гений. Раннехристианские представления о демоне связаны с образом злой демонической, бесовской силы.

Источник: Исторический словарь

Демон
(греч. daimon), обозначение потустороннего существа и силы его влияния. С 6 в. до н. э. Д. называли всех богов, не имевших собств. имени. Герои причислялись к Д. и составляли как бы вторую группу бессмертных и могуществ. существ после богов. В качестве сущесг в промежуточной природы они господствовали в магич. и мистич. представлениях поздней античности. Христианство причислило Д., как и всех языч. богов, к дьяволам. ДЕМОС (греч. demos — народ), в Др. Греции население области (или сама область), а также общность полноправных граждан государства (в противоположность рабам и иноземцам). Понятие «Д.» обозначает также народ в узком смысле слова как противопоставление аристократам. После 508 до н. э. в Аттике словом «Д.» стали называть наименьшие административные ячейки — сельские общины, городские округа (демотикон указание месга рождения гражданина).

Источник: Словарь античности. 1989

Демон
греч.)
   сверхъестественное существо, не являющееся богом и низшее по отношению к нему. В мифологиях различных народов Д. либо не подчиняется богу, либо враждебен богу. Он никогда не ставит своей целью благо человечества и не склонен к бескорыстному добру - может вступить в сотрудничество или даже помочь, но обычно враждебен и стремится причинить зло. В более узком смысле Д. - это злой дух, состоящий на службе у главного противника доброго божества и стремящийся повредить всем хорошим делам и начинаниям.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   1. В греческой мифологии низшие божества, посредники между богами и людьми. По Гесиоду, поколение золотого века превратилось в "благостных демонов", которые охраняли людей. Греческие демоны отождествлялись с римскими Гениями. Но раннехристианские представления о демонах связывают их с образом злой, бесовской силы.
   2. Некая неопределенная и бесформенная божественная сила, как правило, злая, а реже - благодетельная, которая определяет судьбу человека. Она может мгновенно нахлынуть на него и мгновенно исчезнуть, не имея названия, не давая вступить с собой в общение. Демоны могут направлять человека на опасный путь, вызывать неожиданные мысли, посылать в основном зловещие сны. В образе демонов видны рудименты представления о "боге данного мгновения".
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ДЕМОН
   • Daemon,
         ??????. У Гомера бог называется ???? или ??????, с тем только различием, что ???? означает бога самого по себе, в блаженном спокойствии и отдалении от мира человеческого, a ?????? — бога в его отношении к людям, насколько он влияет благотворно или пагубно на их судьбу, оказывая благодеяние и помощь или наводя страх. Позднее возник особенный класс божественных существ, которых стали называть демонами. Так. напр., Гесиод (оpp. et dd. 122) говорит, что люди золотого века, по окончании своей земной жизни, сделались демонами, добрыми сверхъестественными существами, хранителями людей, и что они, носясь невидимо повсюду на земле, наблюдают за правдой и неправдой и даруют богатство. Однако это место из Гесиода признают за позднейшую вставку, потому что вера в демонов не доходит до столь древних времен. Учение о них лишь у философов получило полное развитие. С того времени как стали и героям воздавать божеские почести, демонам дали место в середине между богами и героями, и по мере того как боги все более и более стали удаляться от смешения с миром, демоны наполняли образовавшуюся между богами и людьми пропасть в качестве посредников, близких людям, способных чувствовать и страдать подобно им и деятельно влияющих на их судьбы. По учению Платона (symp. 202. E.), они, подобно христианским ангелам, приносят на землю веления и дары богов и возносят к богам просьбы и молитвы людей. Из числа философов особенно неоплатоники 1 в. развили учение о демонах; эти представления перешли и в народные верования и там нашли почву для дальнейшего развития в культе героев и в чествовании умерших. Демоны, невидимо окружающие людей и приносящие счастие и несчастие, разделялись по различию своих свойств на добрых и злых, на духов-хранителей и духов-мучителей (??????????), под влиянием которых, как полагали, стоят и отдельные лица и целые роды, города и страны. На основании учения Сократа и Платона образовалось поверье, что у каждого человека есть минуты рождения и руководящий им в нравственном отношении, т. к. демонов разделяли на добрых и злых, то со временем каждому человеку стали приписывать двух демонов, доброго и злого. У римлян du indigetes, как, напр., Ромул, Эней и Латин, равно как и genii были подобными существами. Иудеи и христиане впоследствии объявили всех языческих богов демонами, и притом злыми демонами, бесами.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
0.00 байт

Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот»

Бакеев Ринат Альфредович
Исследуется связь поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» и романа Ф.М. Достоевского «Идиот» на уровне характерологии и сюжетостроения. В этом контексте проведен анализ пяти сюжетных соответствий названных произведений.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые особенности построения образа Демона в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»

Кумыш Владислав Юрьевич
Читать PDF
0.00 байт

«Демон грозный в тельце малом. . . » (о трех стихотворениях М. С. Петровых начала 1930-х годов)

Кастарнова А. С.
The article presents analysis on A.P. Granditsky's poem «The Demon menacing in tiny little body.», devoted to a poetess M.S.
Читать PDF
151.14 кб

«Пророк иль демон, иль кудесник…» (Д. С. Мережковский о Леонардо да Винчи: опыты прочтения)

Пчелина Ольга Викторовна
В статье рассмотрены специфика культуры итальянского Возрождения, особенности интерпретации личности и творчества великого художника Леонардо да Винчи в творческом наследии Д. С. Мережковского.
Читать PDF
0.00 байт

«Мой демон» в русской лирике: опыт познания внутреннего человека в поэтической антропологии классиче

Кошемчук Т. А.
В статье исследуется тема демона как специфическая, характерная для русской поэзии трансформация образа европейской культуры.
Читать PDF
0.00 байт

2002. 03. 002. Компаньон А. Демон теории: литература и здравый смысл / пер. С ФР. И предисл. Зенкина

Лозинская Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

О композиционных функциях графических формантов в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»

Борисова Ирина Михайловна
Статья посвящена графике поэмы М.Ю.
Читать PDF
292.57 кб

Демон аналогии: Октавио Пас, Рубен Дарио и испаноамериканский модернизм между Америкой и Францией

Гладощук Анастасия Валерьевна
Статья посвящена рецепции творчества Рубена Дарио в эссеисти-ке Октавио Паса.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозные мотивы в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»

Жесткова Е.А.
В статье рассмотрены религиозные мотивы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
Читать PDF
0.00 байт

«Демон теории» Антуана Компаньона и теоретические проблемы истории литературы

Аксенов Иван Григорьевич
Статья представляет собой попытку критического пересмотра современных концепций литературной эволюции.
Читать PDF
0.00 байт

«Печаль» / «Грусть» в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»

Николаева Евгения Григорьевна
В статье анализируется роль культурных констант «грусть» / «печаль» и их производных в построении образа падшего ангела героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон».
Читать PDF
0.00 байт

Проблематика поэмы М. Ю. Лермонтова "демон"

Пугоева Милана Темерлановна
В статье рассматривается творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С.
Читать PDF
186.74 кб

Экзистенциальные мотивы в корейской дораме (на примере дорамы «Токкэби» / «Демон»)

Ерохина Татьяна Иосифовна, Сандросян Джульетта Седраковна
В статье рассматриваются ключевые понятия экзистенциальной философии (бытие, экзистенция, существование, человек, пограничная ситуация, пограничное состояние), выявляются экзистенциальные мотивы в корейской дораме на уровне сюжета