ДЕМОС, ДЕМ

Найдено 1 определение
ДЕМОС, ДЕМ

•Δη̃μοι,


подразделения клисфенских фил (см. также Φυλή, 8). Ввиду более удобного управления Клисфен заменил прежнее разделение страны и народа на 4 филы (эти филы хотя и продолжали существовать, но были лишены всякого политического значения) новою системою, основанием которой послужили издавна существовавшие большие или меньшие селения (δη̃μοι). Посредством разных изменений он довел число этих округов до 100 и из каждого десятка их образовал по одной филе; эти филы не занимали сплошной области, т. к. Д. одной и той же филы разделялись расположенными между ними Д. другой филы. Цель такого устройства была та, чтобы отдельные филы не образовали каждая по себе объединенной гражданской общины, и потому и собрания фил (αγοραί) производились в столице, в Афинах. Число Д. впоследствии увеличилось; ко времени Страбона их было 174 (Strab. 9, 396). Рос (Ross, Deinen von Attica, 1846) приводит 161 имя Д., Лик (Leake, The demos of Attica, перев. на нем. яз. Westermann, 1840) - 199 имен, в числе их некоторые сомнительные. Первоначально это распределение основывалось на недвижимом имуществе таким образом, что каждый принадлежал к тому Д., в котором находилось его имение, а впоследствии, когда эти отношения изменились, могло случиться, что иной владелец имел земли и в чужом Д. Такое владение называлось εγκτησις и за него платилась подать (εγκτητικόν) тому Д., в котором оно находилось. Д. получали свои названия частью от городков и местечек, частью от имен живших в них родов, напр., Βουτάδαι; но из этого перехода имени рода на Д. не следует заключать, чтобы каждый происходящий из рода, напр., Бутадов (Έτεοβουτάδαι в различие от Д.) принадлежал к Д. того же имени. Все граждане должны были быть приписаны к какому-нибудь Д., и официально к имени и отчеству лица всегда прибавлялось и обозначение подлежащего Д. (Δημοσθένης Δημοσθένους Παιανιεύς). На 18-м году каждый гражданин вносился в список дема, ληξιαρχικον γραμματει̃ον, спустя два года - в общий список, πίναξ εκκλησιαστικός, и этим приобретал право принимать участие в народных собраниях. Все отдельные члены одного Д. (δημόται) связаны были между собою общими священными обрядами (ίερα δημοτικά); у них были общинные владения, общинные доходы и расходы; в случае нужды они должны были делать денежные взносы (εισφοραί) в государственную казну. Для управления общинными делами у них были свои должностные лица, а именно: начальник Д. (δήμαρχος) и казначей (ταμίας); на обязанности демарха лежало: созывать общинные собрания и руководить ими, вести при участии собрания упомянутые списки граждан, принимать по соглашению на то собрания новых членов и т. п. Особенно важна была компетентность собрания, в данном случае вести расследование о таких личностях, которые незаконным образом попали в число полноправных граждан. В случае возникавшего подозрения, что существуют подобные лица (παρέγγραπτοι), Д., на основании решения народного собрания, получали предписание проверить свои списки. Находившиеся в списке имена прочитывались вслух, а затем происходила баллотировка (διαψήφισις) о каждом лице, гражданское право которого вызывало сомнение. Тот, против кого высказывалось собрание (αποψηφισθείς), вследствие этого приговора выбывал из числа граждан без всяких дальнейших для себя последствий. Но кто подавал против подобного приговора апелляционную жалобу (εφεσις), того в случае осуждения ожидали лишение свободы, конфискация имущества и продажа в рабство. Речь Демосфена против Евбулида написана в защиту одного афинянина, который был исключен из своего Д. вследствие первого и единственного случая одновременно во всех Д. произведенной баллотировки.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
4.08 мб

Фотография: гравитация демоса

Петровская Елена Владимировна
Автор статьи отталкивается от концепции нефотографии Франсуа Ларюэля, разрабатываемой им в одноименной книге.
Читать PDF
162.18 кб

Кто заседал в афинских судах в «Век Демосфена»

Кудрявцева Т. В.
The membership of the Athenian law courts (heliacal, i.e. dikasteria) in the 4 th century BC is examined. A well-known Britishscholar, A.H.M.
Читать PDF
129.91 кб

«Демоскопия» вместо демографии: к вопросу о корректности научной полемики

Багдасарян B.
Читать PDF
641.05 кб

Поэтика сновидения в жизнеописании Плутарха (на материале жизнеописания Демосфена)

Федорцова Анна Юрьевна
Предметом данной статьи является сон Демосфена из жизнеописания Демосфена Плутарха.

Похожие термины:

  • ДЕМОС

    (греч. demos — народ) — в Древней Греции население области, а также общность полноправных граждан государства. Понятие “демос” обозначает также народ в узком смысле слова в противопоставление арис
  • Демосфен

    Демосфен (Demosthenes) (384—322 до н.э.), величайший оратор древн. Афин. Постоянно выступал с пламенными речами, призывая дать решительный отпор Филиппу II Македонскому, дважды входил в состав посольств, напр
  • Богатуров, Алексей Демосфенович

    Род. 24.05.1954, г. Нальчик. Окончил МГИМО (1976). Канд. дисс.: «Проблема обеспечения энергосырьевыми ресурсами во внешней политике Японии (70-80-е годы)» (ИДВ АН СССР, 1983). Доктор. дисс.: «Конфронтация и стабильн