Демосфен

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Демосфен
Демосфен (Demosthenes) (384—322 до н.э.), величайший оратор древн. Афин. Постоянно выступал с пламенными речами, призывая дать решительный отпор Филиппу II Македонскому, дважды входил в состав посольств, направлявшихся к этому царю. Сражался в битве при Херонее (338) и был влиятельной полит, фигурой в Афинах вплоть до смерти Александра Великого. После разгрома Афин македонянами (322), желая избежать казни, покончил с собой.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Демосфен
(греч. Demosthenes) (ок. 384-322 до н.э.), афин. полит. деятель, оратор. Из богатой семьи, отец - оружейный мастер. Замечательный оратор. Впервые проявил свой талант в процессе против ограбивших его опекунов. Активный противник Македонии. Принял участие в битве при Херонее (338). После поражения в этой битве Д. субсидирует восстановление городских оборонительных сооружений. Будучи втянут в аферу с подкупом, Д. бежит из Афин (324). После падения Греции Д., преследуемый Антипатром, принял яд.

Источник: Словарь полководцев. Edward Elgar Publishing

Демосфен
(греч. Demosthĕnes, 384–322 гг. до н. э.) — афинский оратор и политический деятель. Несмотря на физический недостаток, он целеустремленно упражнялся в красноречии. Впоследствии сочинял судебные речи для других. Позже стал идейным вождем в борьбе против Филиппа II Македонского — его знаменитые речи «филиппики», например, против него. Несколькими годами позже был впутан в аферу с подкупом и бежал из Афин. После захвата Афин македонцами он был осужден на смерть. Но чтобы не попасть в руки преследователей, он принял яд. Всего он написал 61 речь, которые служат важным источником по судопроизводству и политическим отношениям. Был прекрасным образцом для такого мастера красноречия, как Цицерон.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Демосфен
около 384- 322 гг. до н.э.) - древнегреческий оратор, политический деятель. Родился в Афинах в семье богатого оружейного мастера. В 351 г. произнес первую речь против Филиппа Македонского (отсюда филиппики), где резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнической политике Македонии. С этого времени Демосфен - признанный вождь антимакедонской группировки Афин и др. полисов Греции. В своих речах он требовал организации союза греческих государств и подготовки к войне с Филиппом. После разгрома союзного войска при Херонее (338 г.) Демосфен продолжал придерживаться осторожной, но последовательной антимакедонской позиции. В 324 г. Демосфен был вынужден покинуть Афины. В 323 г., после смерти Александра Македонского, он торжественно возвратился в город и снова призвал к борьбе с Македонией. После нового поражения греков Демосфен, преследуемый врагами, принял яд. Последовательная патриотическая позиция Демосфена, непревзойденное ораторское мастерство сделали его имя популярным.

Источник: Исторический словарь

ДЕМОСФЕН
ок. 384 — 12.10.322 до н.э.) — др.-греч. оратор, политич. деятель. Род. в Афинах в семье богатого оружейн. мастера. В 351 произнес первую речь против Филиппа Македонского (отсюда «Филиппики»), в к-рой резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнич. политике Македонии. С этого времени он — признан. вождь антимакед. группировки Афин и др. полисов Греции. В своих речах требовал организации союза греч. госуд. и подготовки к войне с Филиппом. Победа Д., выступивш. с речью в защиту афин. стратега Диопифа, сделала его фактич. руководителем Афин (341). Д. проводит закон о триерар-хиях, важный для создания флота, и об использовании теорикона на воен. цели; путем ряда воен. союзов добивается создания антимакед. коалиции греч. полисов. После разгрома союзного войска при Херонее (338) продолжает придерживаться осторожной, но последоват. антимакед. позиции. В 324, привлеч. к суду в связи с делом казначея Гарпала, вынужден покинуть Афины. В 323, после смерти Александра Македонского, он торжественно возвратился в город и снова призвал к борьбе с Македонией. После нового пораж. греков в Ламийской войне (323 — 322 до н.э.) Д., преследуемый врагами, принял яд.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ДЕМОСФЕН
384 — 322 гг. до н. э.) — величайший из афинских ораторов. Семи лет от роду он лишился отца и вместе со своей сестрой предоставлен был произволу опекунов, которые растратили его состояние. В 20 лет Демосфен вступил на ораторское поприще с обвинением против своих опекунов. Но как оратору ему пришлось бороться с недостатками своего произношения и со слабостью голоса. Эти препятствия он преодолел почти невероятными усилиями. В 30 лет он стал известным оратором, причем свое влияние на сограждан он употреблял не в свою пользу, а на благо отечества. В течение 14 лет он вел упорную борьбу против Филиппа Македонского, который хотел покорить Грецию. Тем не менее после битвы при Херонее Греция лишилась своей независимости. В этой битве участвовал и Демосфен. ОбМонеты Деметрия Полиоркетавиненный в нечестности, Демосфен подвергся изгнанию, из которого вскоре, однако, вернулся с торжеством. После смерти Александра Великого Демосфен побудил всех греков к восстанию против Македонии. Но когда греки были разбиты Антипатром, преемником Александра, Демосфен бежал на остров Калаврию и принял яд. По честности своих убеждений и твердой последовательности своих целей Демосфен является одной из самых высоких и благородных личностей всех времен.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ДЕМОСФЕН
Dnmostenns) (ок. 384 - 12.X.322 до н.э.) - др.-греч. оратор, политич. деятель, идеолог рабовладельч. демократии. Род. в Афинах в семье богатого оружейного мастера. В 351 Д. произнес первую речь против Филиппа Македонского (отсюда "Филиппики"), где резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнич. политике Македонии. С этого времени Д. - признанный вождь антимакед. группировки Афин и других полисов Греции. В своих речах требовал организации союза греч. гос-в и подготовки к войне с Филиппом. Победа Д., выступившего с речью в защиту афин. стратега Диопифа, сделала Д. фактич. руководителем Афин (341). Д. проводит закон о триерархиях, важный для создания флота, и об использовании теорикона на воен. цели; путем ряда воен. союзов добивается создания антимакед. коалиции греч. полисов. После разгрома союзного войска при Херонее (338) Д. продолжает придерживаться осторожной, но последовательной антимакед. позиции. В 324, привлеченный к суду в связи с делом казначея Гарпала, Д. вынужден покинуть Афины. В 323, после смерти Александра Македонского, он торжественно возвратился в город и снова призвал к борьбе с Македонией. После нового поражения греков в Ламийской войне (323-322 до н.э.) Д., преследуемый врагами, принял яд. Последоват. патриотич. позиция Д., непревзойденное ораторское мастерство сделали его имя популярным. Оценка деятельности Д. в бурж. историографии колебалась от крайней идеализации (нем. ученые Б. Нибур, В. Егер, англ. Дж. Грот) до беспощадной критики (нем. ученый Р. Пельман и др.). Сов. историография рассматривает Д. как яркого представителя рабовладельч. демократии, деятельность к-рого протекала в обстановке глубокого социально-экономич. кризиса греч. полиса. Сохранились 61 речь, 56 выступлений, 6 писем, приписываемых Д., из к-рых ок. 20 речей и неск. писем Д. в действительности не принадлежат.

Изд.: Demosthenis orationes... Editio major, in aedibus B. G. Teubneri, v. 1-3, Lipsiae, 1914-27; то же, ed. C. Fuhr, Editio minor. (Post C. Fuhr ed. J. Sykutris), v. 1-3, Lipsiae, 1923-38; Демосфен. Речи, пер. с греч., M., 1954.

Лит.: Жебелев С. A., Демосфен, Берлин - П.-M., 1922; Радциг С. И., Демосфен оратор и политический деятель, в кн.: Демосфен. Речи, пер. с греч., М., 1954; Treves P., Demostene e la libert? greca..., Bari, 1933; Jaeger W., Demosthenes der Staatsmann und sein Werden, (В.), 1939; Mathieu G., D?mosth?ne, l´homme et l´oeuvre, P., (1948).

И. В. Поздеева. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Демосфен
(греч. Demosthenes) (384 — 322 до н. э.), афин. оратор и политич. деятель. Сын богатого оружейного мастера. В ранние годы потерял отца и обманом был лишен наследства опекунами. Несмотря на физич. недостаток, он целеустремленно упражнялся в красноречии и привлек своих опекунов к суду. Впоследствии сочинял судебные речи для других. От адвокатской деятельности Д. перешел к политике. Он стал идейным вождем в борьбе против Филиппа Македонского, в котором видел опаснейшего врага греч. свободы (три «филиппики» 351, 344, 341 и фи «олинфские речи» 349 — 348). После поражения союзных войск афинян и фиванцев в битве при Херонее (338), в которой Д. принимал личное участие, он произнес траурную речь в честь павших в битве. В 330 до н. э. афиняне удостоили его почетного золотою венка. В своей речи Д. отстоял свои политич. взгляды и вынудил оппонента (Эсхина) отправиться в ссылку. Неск. годами спустя Д. был впутан в аферу с подкупом и вынужден был бежать из Афин (324). Хотя после смерти Александра Македонского Д. был призван в Афины, но после их захвата македонцами он был осужден на смерть и принял яд, чтобы не попасть в руки преследователей. Из приписываемой ему 61 речи бесспорно подлинной является едва ли половина. Эти речи служат важными источниками по аттич. судопроизводству и политич. отношениям того времени. Они являются свидетельствами неотразимой силы Д., который уже в эллинистич. время счи гался выдающимся оратором. Его манеру речи отличает эффектное применение риторич. средств украшения, тщательное соблюдение ритмики, рациональное использование всех видов стиля в тесной увязке с предметом речи. Воодушевление и проникновенная страстность характерны для его политич. речей, покоряющая логика и острая аргументация свойственны судебным. В последующие времена Д. также слыл совершенным оратором. Он был безусловным образцом для такого мастера рим. красноречия, как Цицерон. В 1 и 2 вв. н. э. словарный запас Д. окончательно утвердился в лексике аттицизма, его стиль исследовался в спец. сочинениях, издавались комментарии к его речам. Меланхтон видел в Д. величайшего оратора всех времен и даже ставил его выше Цицерона. Как образец высокого политич. красноречия, Д. сохранил свое влияние вплоть до новейшего времени, особенно в Англии, где он еще в елизаветинскую эпоху (2-я пол. 16 — нач. 17 в.) считался прообразом парламентского оратора.
        
        рис. Демосфен (римская мраморная копия, Копенгаген).

Источник: Словарь античности. 1989

ДЕМОСФЕН
demosthenes) (384, Афины – 322 до н. э., о-в Калаврия), древнегреческий оратор и политический деятель. В ранние годы потеряв отца и будучи ограблен опекунами, решил сделаться оратором и блестящей судебной речью вернуть себе наследство. Упорными упражнениями устранил дефекты дикции, мешавшие достижению этой цели, и одержал судебную победу над опекунами, после чего начал сочинять судебные речи для других.
Демосфен одним из первых разглядел опасность, грозившую греческой демократии со стороны Македонии, и начал борьбу против Филиппа Македонского. До нас дошли три речи против Филиппа – т. н. филиппики (351–340) – и три «олинфских речи» (349–348), где Демосфен призывал афинян защитить г. Олинф, подвергшийся нападению Филиппа. Часть греческих политиков видели в Филиппе «учредителя порядка», который поможет грекам преодолеть междоусобицу и одержать победу над персами. Против них – в лице их лидера оратора Эсхина – была направлена речь Демосфена «О недобросовестном посольстве». Благодаря деятельности Демосфена, греческие города-государства объединились против македонской экспансии под предводительством Афин. Однако в битве при Херонее (338), в которой Демосфен принимал личное участие, союзные войска потерпели поражение. В 336 г. в Афинское народное собрание было внесено предложение увенчать Демосфена золотым венком за заслуги перед отечеством. Эсхин нашел формальные поводы для привлечения человека, внесшего это предложение, к суду, нападая при этом, разумеется, на самого Демосфена. Процесс состоялся в 330 г. До нас дошли и обвинительная речь Эсхина, и защитительная – Демосфена. В «Речи о венке» оратор дал полный отчет в своей политической деятельности – и убедил судей в собственной правоте. Суд отправил Эсхина в изгнание. В 324 г. Демосфен и сам был вынужден отправиться в изгнание из-за обвинения в растрате государственных денег. После смерти Александра Македонского, когда в Афинах вспыхнуло восстание против Македонии, его призвали обратно. После поражения Афин Демосфен бежал на о-в Калаврия, где принял яд.
Сохранилась 61 речь Демосфена, он вошел в историю греческой литературы как наиболее выдающийся представитель аттического красноречия. В античной риторике стиль Демосфена определялся как «мощный». Как сообщает Плутарх, сограждане выбили на постаменте его статуи двустишие:
Если бы сила твоя, Демосфен, была разуму равной,
Нас покорить бы не смог сам македонский Арей.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Демосфен
384-322 гг. до н. э., греческий оратор и политик. Причисленный к канону 10 ораторов, признанный самым выдающимся представителем греческой риторики, блистательным стилистом и великим политиком. Сын Демосфена, владельца оружейной мастерской. Лишившийся отца в возрасте 7 лет, лишенный также имения недобросовестными опекунами, он решил добиваться восстановления своих прав в суде и с этой целью упражнялся в красноречии у Изея. В возрасте 20 лет он начал процесс о возвращении имения и выиграл его, однако растраченного имущества не получил. В результате он стал логографом, составляя речи для клиентов - сначала для частных процессов, а затем также и для политических. Из-за изъянов произношения терпеливо работал над дикцией, упражнялся под руководством актера Сатира, зачитывался Изократом, Фукидидом и Платоном. Стал известен как оратор ок. 354 г., когда выступил с первой политической речью О податных округах (Peri symmorion), в которой призывал афинян к реформированию податной системы и расширении военного флота, необходимого для борьбы с грозящей экспансией Филиппа II, македонского правителя. Вскоре Д. становится предводителем антимакедонской партии и в своих знаменитых политических речах предупреждал афинян о захватнической политике Филиппа, призывал греков защищать свободу и демократический строй, боролся против олигархических промакедонских группировок, во главе которых среди прочих находился его главный противник Эсхин. Энергичная деятельность Д. привела в 340 г. к объединению греческих государств под предводительством Афин, а его самым значительным политическим достижением было склонение Фив к заключению союза с Афинами против Филиппа, который подкупом и посулами старался обеспечить дружбу фиванцев, учитывая стратегическое положение их страны. Сражение под Херонеей (338 г.) определило победу македонцев. В надгробной речи в честь павших в этом сражении Д. прославляет политику Афин, их неустанную борьбу за свободу и демократическое устройство, клеймит продажных политиков из промакедонского лагеря. После поражения Д. занялся внутренними делами Афин, в том числе состоянием восстановлением фортификации. В знак признания его заслуг Ктесифонт выступил с предложением о награждении Д. золотым венком. Этому воспротивился Эсхин, вменивший в вину Ктесифонту неправомочность предложения и при этом яростно нападал на Д. Д. ответил известной речью О венке, в которой, защищая Ктесифонта, предоставил отчет о своей жизни и противопоставил собственную деятельность в интересах государства промакедонской политике Эсхина и его стороников. Венок был ему присужден. Втянутый в дело Гарпала, казначея Александра Македонского, Д. вновь предстал перед судом в 324 г.и был обвинен в растрате 20 талантов, которые он должен был пустить на государственные нужды, и был наказан штрафом в 50 талантов. Поскольку он не мог их заплатить, то был заключен в тюрьму, откуда ему удалось сбежать. Он удалился на Эгину и триумфально вернулся в Афины после смерти Александра. Однако когда Афины потерпели поражение в так называемой ламийской войне, правитель Македонии Антипатр потребовал смерти Д. Пытаясь уйти от преследователей, оратор покончил с собой на острове Калавра в храме Посейдона. Под именем Д. сохранилась 61 политическая и судебная речь. Речи на частных процессах, подлинность которых большей частью находится под сомнением, интересны главным образом с точки зрения исследований права, изучения обычаев и исторических событий. Известность среди современников и потомков принесли Д. политические речи, а в особенности 3 Олинтийские речи (Olynthiakoi logoi I-III), 3 Филиппики (Kata Philippon), из которых третья имела две редакции, и речь О венке, или В защиту Ктесифонта (Hyper Ktesiphontos peri tu stephanu). В Олинтийских речахШ, созданный в 349-348 гг. Д. призывает прийти на помощь Олинту, которому угрожает вторжение Филиппа, клеймит бездействие и политическую недальновидность Афин, выступает за проведение податных реформ, и прежде всего за ликвидацию так называемого театрального фонда и направления всех бюджетных излишков на укрепление афинской армии и флота. Когда несмотря на троекратные выступления афинского флота Олинт пал, а Филипп, захватив южное побережье Херсонеса, Амфиполис, Пидну и Потидею, завладел затем Фокидой, для Д. стало ясно, что он стремится окружить Афины и завладеть всей Грецией. С предостережением против этой опасности Д. выступает в Филиппиках. Он детально анализирует политическое положение Афин, борется с пассивностью и упадком духа соотечественников и, предвидя прекрасное будущее своей страны, призывает всех греков сражаться за свободу. Он достигает вершин своего красноречия. Другие политические речи Д.: О положении на Херсонесе (Peri tu en Chersonesego), О превышении полномочий посла (Peri parapresbeias) - обвинение Эсхина в предательстве интересов Афин в ходе переговоров, связанных с так называемым Филократовым миро;. О податных округах (Peri symmorion), В защиту свободы родосцев (Peri tes Rhodion eleutherias); Против Аристократа (Kata Aristokratus). Речи Д. отличает тщательная продуманность как содержания, так и выражений. Д. считается наиболее выдающимся представителем так называемого возвышенного стиля, хотя он мастерски использовал также средний и простой стили. Он избегал украшений, но не отвергал необычных конструкций и анаколуфов. Использовал сильные, хотя и простые метафоры, а строй предложений служил ему для подчеркивания хода мысли. Форму он подчинял содержанию. Д. увлекал слушателей логикой аргументов, силой чувства, выразительностью произношения, а также специфической ритмикой прозы. Цицерон и Квинтилиан признавали его первейшим греческим оратором, он пользовался популярностью в Европе нового времени, а его речи неоднократно комментировались, им подражали, в частности, Боссюэ, Фенелон, Монтескье и Мирабо.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Демосфен
греч. Demosthenes)
(ок. 384 - 322 до н.э.)
   греческий оратор и политический деятель. Прославился вначале как автор судебных речей. Посвятив себя политической деятельности, Д. упорно и целенаправленно шлифовал свой ораторский талант. С 352 г. его биография тесно переплетена с политической историей Эллады.
   Цицерон назвал Д. человеком, обладающим «величайшей мудростью и величайшей силой слова», который был обязан этими достоинствами или своему дарованию, или тому, что был учеником Платона (Об ораторе. I, 20). «Вы найдете... - писал за много лет до Цицерона афинский оратор Динарх (Против Демосфена. III), - что Демосфен стал блестящим человеком с тех пор, как обратился к гос. деятельности, что из логографа и наемного адвоката, выступавшего за Ктесиппа, Формиона и многих других, он превратился в богатейшего человека в городе».
   Возглавив антимакедон. партию в Афинах, Д. разъезжал по всей Элладе, агитируя против македон. царя Филиппа II, чем заслужил славу выдающегося оратора. Речи Д., направленные против Филиппа II («Филиппики»), пополнили кладовую античного ораторского искусства, став примером для подражания. После поражения Афин в Ламийской войне 322 г. Д. вынужден был оставить Афины, проведя последние дни своей жизни на о-ве Калабрия. Сохранилось 60 речей, приписываемых Д.
   Демосфен. Речи / Пер. С.И. Радцига. М., 1954; Жебелев С.А. Демосфен. М., 1922; История греческой литературы: В 3 т. Т.2. М., 1955. С. 261-289; Jaeger W. Demosthenes. Der Staatsmann und sein Werden. 2. Aufl. Berlin, 1963.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(384-322 до н. э.)
   Афинский оратор и государственный деятель, за свою политическую проницательность и стилистическое мастерство считался величайшим греческим оратором. Популярная история о том, что он боролся с недостатком произношения, приходя на морской берег и стараясь перекричать шум волн с набитым камнями ртом, является, несомненно, позднейшей выдумкой. Демосфен заслужил свою репутацию речами во время судебных гражданских тяжб, многие из его речей сохранились. Затем он начал свою политическую карьеру постоянными нападками на приобретающего все большую власть Филиппа Македонского, в котором он видел угрозу не только Афинам, но свободе всех греческих городов-государств. Его филиппики направлены против Филиппа, а его наиболее известная речь "О венке" ("De corona") под предлогом защиты некоего Ктесифонта, обвиненного в незаконном подношении Демосфену золотого венка, на самом деле является оправданием его собственной политики и нападкой на тех, кто бы предпочел мир с Македонией. Цицерон взял название филиппики для своих обвинительных речей против Марка Антония.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   др.-гр. оратор и полит, деятель. Род. в семье владельца оружейной и мебельной мастерских в Афинах. В 7 лет лишился отца, а недобросовестные опекуны растратили юз наследство Д. Самост. жизнь начал с судебного процесса против опекунов (364; речь Д. сохранилась). Процесс Д. выиграл, одн. взыскать имущество не удалось, и Д. начал зарабатывать на жизнь, составляя речи для выступающих в суде. Затем он обратился к полит, деятельности, но первое выступление перед согражданами было неудачным. Д. не пал духом, а упорными занятиями устранил свои физ. недостатки (слабость голоса и картавость) и в дальн. с блеском выступал на публике. Оратор, мастерству Д. учился у Исея, у к-рого заимствовал строгую логику доказ., сжатость рассказа, простоту слога, любовь к ритор, вопросам. Д. впитал также достижения своих предшеств. Лисия и Исократа. Время деятельности Д. падает на трагич. период в жизни Афин и всей Греции. Истощенная междоусобицами и соц. распрями Эллада не смогла оказать достойного сопротивления захватническим действиям снач. Филиппа Македонского, а затем его сына Александра. Внутри Афин существовала значит, группа богатых и влиятельных людей, во гл. с Эсхином, к-рые добивались мира с Филиппом любой ценой. Д. отчетливо разглядел стремление Филиппа подчинить себе Грецию и все силы направил на противодействие этим попыткам. В 351 он произнес свою первую речь против Филиппа, и это сразу выдвинуло его в ряды борцов за независимость Греции. Вскоре Д. сделался главой антимакедон. партии в Афинах. Причем участвовал в борьбе не только словом: в битве при Херонее в 338, в к-рой объединенные силы эллинов были разбиты Филиппом, Д. сражался как простой воин. Противники из промакедон. группировки не брезговали никакими средствами, чтобы дискредитировать Д. Они добились своего в 324, когда Д. принужден был отправиться в изгнание, не сумев доказать свою невиновность в запутанном вопросе о деньгах, привезенных в Афины бежавшим от Александра Македонского его казначеем Гарпалом. Изгнание было непродолжительным. Торжественно возвращенный в Афины после смерти Александра, Д. деятельно призывал к восстанию против македонян. Это восстание (т. н. Ламийская война) законч. поражением Афин. Д. был вынужден бежать на о-в Калабрию (у вост. побережья Пелопоннеса). Настигшим его воинам он сказал, что напишет письмо друзьям, закусил кончик тростникового пера, в к-ром был быстродействующий яд, и умер.
   Под именем Д. сохран. 61 речь (20 из них совр. наука признает неподлинными), 56 вступлений к речам и 6 писем. Все речи Д. можно разделить на три группы: судебные по частным делам, судебно-полит., полит. В судебных речах по част, делам (364 - 345), произнесенных лично (XXVII) или написанных в качестве логографа для др. (LI, LV, LVII, LXI), Д., много заимствовавший у Лисия, дает яркие, живые картины совр. ему быта. Аргументация его точна и конкретна. Судебно-полит. речи, в силу их специфики, имеют общие черты как с судебно-част., так и с полит, речами Д. (XX, XXII, XXIII). Наиб, яркие из них - речи «О преступном посольстве» (XIX - 343) и «За Ктесифонта о венке» (XVIII - 330), направленные против Эсхина. Гл. в наследии Д. считаются полит, речи, среди к-рых выделяются 8 речей против Филиппа (т. н. «Филиппики»), произнесенных между 451-441: три «Олинфские» (I - III), три против Филиппа (IV, VI, IX), «О мире» (V), «О делах в Херсонесе» (VIII). Свои речи Д. тщательнейшим образом готовил, противники в насмешку говорили, что его речи пахнут маслом. Одн. Д. не следует жесткому плану речи, но сохран. непринужденность и живость, чему в немалой степени способствует приостановка речи ритор, вопросами: «Что же это на самом деле значит?», «В чем причина?» и т. п. Вступ. Д., в отл. от речей Исократа, краткие и энергичные. Он, как правило, заявляет некую сентенцию, к-рую в дальн. будет развивать. В судебных речах Д. напоминает судьям об их судебном и гражд. долге. В гл. части речи повеств. иногда сведено до минимума, а все усилия направлены на доказ., при этом не всегда их можно отделить от опровержения доводов противника. Д. - величайший мастер именно устного красноречия, когда оратор должен убедить слушателей здесь и сейчас. Отсюда проистекают особенности его иск-ва. Начиная новый структурный раздел речи, он наперед раскрывает его содержание, в процессе изложения нередко подводит итоги сказанному, т. е. неоднократно повторяет то, что считает нужным вложить в сознание слушателя. В заключ. обычно подводит итог, резюмируя доказ., а в полит, речах рекомендует народу выбрать из предложений ораторов наиб, полезное для гос-ва. Из этого стремления убедить происходит страстный пафос речей Д., выделяющий его среди всех ораторов Греции. Дионисий Галикар-насский писал о модуляциях голоса, жестикуляции, мимике Д., к-рыми тот необычайно увлекал слушателей. Одн. и при чтении речи Д. производят очень сильное впечатление благодаря блестящему владению всеми выработанными к тому времени приемами оратор, иск-ва. Подобно Исократу, Д. пользуется приемом период, деления речи, одн. демонстрирует удивительное богатство вариантов построения периодов и фразы, и речь его никогда не бывает монотонной. Уже древние отмечали, что Д. свободно соединял и варьировал ритор, стили в зависимости от требований содержания, что придавало его речам бол. силу убеждения. Даже Филипп будто бы говорил, что, если бы он слышал речи Д., то голосовал бы за войну против себя. Д. широко применял различные тропы, в част, метафоры, источником к-рых нередко был язык гимнастического стадиона; антитезы («век нынешний и век минувший»); соединение синонимов в пары («знайте и понимайте»); олицетворения, напр, природы Аттики; «фигуры умолчания», в результате к-рых слушатели сами делают дополнения к рассказу оратора. Нередко Д. приводил в речи воображаемый диалог с противником. Язык речей - чистейший аттич. С именем Д. связано развитие нового стиля красноречия, назв. «мощным». Послед, поколения называли Д. просто Оратором.
   Соч.: Речи. М., 1954
   Н.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ДЕМОСФЕН
   • Demosth?nes,
         ??????????,
       1. сын Алкисфена, афинский полководец, отличавшийся в Пелопоннесскую войну. Летом 426 г. он с 30 кораблями объехал Пелопоннес, чтобы защитить союзников на западе. Опустошив левкадскую область, он задумал напасть на этолян, овладеть Доридой и Фокидой и вторгнуться в Беотию, но план его не удался, потому что он не знал ни страны этолян, ни способа их вести войну. После этой неудачи Д. отослал свои корабли в Афины, а сам, опасаясь гнева афинян, остался в Навпакте. Thuc. 3, 91-98. Здесь он оказал своему государству важную услугу, когда спартанец Еврилох напал на Навпакт с 3 000 гоплитов. Он разбил наголову Еврилоха при амфилохском Аргосе и произвел несогласие между пелопоннесцами и их союзниками, дозволив только первым отступить с оружием; войско, собранное затем амбракиотами, он победил без труда. Thuc. 3. 102. 107. Возвратившись после этого в Афины, он ознаменовал себя новыми подвигами: летом следующего (425) года он взял мессенский город Пилос, заключил высадившихся на остров Сфактерии спартанских гоплитов и принудил их сдаться в плен, хотя демагог Клеон приписывал себе славу этого подвига. Thuc. 4, 21-39. В последующее за тем время предприятие Д. против Мегар не имело желанного успеха; портовый город Нисея все-таки был удержан афинянами. Thuc. 4, 66 слл. Когда вследствие мер, принятых спартанцем Гилиппом, положение афинян в Сицилии сделалось опасным и Никий требовал быстрой помощи, афиняне в конце 414 г. предварительно послали туда с несколькими кораблями Евримедонта, а за ним весною 413 г. последовал Д. с целым флотом. Нападение афинян на Ениполы (часть Сиракуз, см. Syracusae, Сиракузы), без вины Д., было неудачно; Д., не видя более возможности успеха, предложил Никию отступить или, по крайней мере, занять другие позиции сухопутным войском, а с флотом уехать в открытое море. Никий, однако, не согласился на это предложение, упустил благоприятное для отступления время и когда наконец признал его необходимым, то опять своею нерешительностью (его смутило лунное затмение) сделался виновником и погибели флота, и поражений сухопутного войска. Он сам и Д. попали в плен, а раздраженные сиракузцы приговорили их к смертной казни в сентябре 413 г. Thuc. 7, 42 слл. Д. отличался предприимчивостью, но вместе с тем предусмотрительной осторожностью. Он умел стратегически составлять план военных действий, но и выполнять его тактически, захватывая удобный случай, умел руководить одинаково хорошо гоплитами и легкими войсками и особенно был мастер заставать врасплох неприятеля. Характер его был безукоризнен. Не будучи государственным деятелем и пользуясь влиянием в народном собрании, он не мог добиться объединенного, последовательного ведения войны. Намеки на Д. в комедии Аристофана «Всадники» при верном толковании не противоречат этой характеристике;
       2. оратор Д., сын Д. из пеанийского дема (?????????), родился, вероятно, ол. 98, 4 или в 385/384 г. до Р. X. в знатной семье, семи лет лишился отца и потерял большую часть наследства через нечестность своих опекунов. Учил его красноречию сначала Исей, получивший за это 10 000 драхм, но Д. пришлось бороться со всеми препятствиями, которые представляли ему слабое его телосложение и природные недостатки в произношении; однако он восторжествовал над ними благодаря упорной энергии. Plut. Demosth. 4, 6 слл. Известие о том, что он будто бы был также усердным учеником Платона, распространено было особенно римлянами. (Cic. de or. 20. Cic. off. 1, 1. Cic. or. 4), но не имеет много вероятности. На ораторское поприще он выступил с обвинением против опекуна своего Афоба и зятя его Онетора, но даже осуждение одного из опекунов, а именно Афоба, не возвратило ему наследства, и в конце концов он должен был довольствоваться скудным вознаграждением за большую свою потерю. Это несчастье вывело его на ораторское поприще. Тяжбою с Афобом Д. навлек на себя вражду влиятельного Мейдия, который насильственно ворвался в его дом и в продолжении 8 лет умел уклоняться от исполнения состоявшегося над ним по этому делу судебного приговора; дерзость его дошла даже до того, что он поднял руку на Демосфена, принявшего в 345 г. на себя хорегию на больших Дионисиях. И на этот раз Мейдий сумел затянуть возбужденное против него дело до тех пор, пока своими просьбами не склонил Д. прекратить судебное преследование. Д. уступил не потому, что получил 30 мин, как передает смертельный враг его Эсхин, а потому, что чувствовал себя в данное время бессильным против средств своих врагов. Около того же времени (355 г.) Д. выступил с публичными речами в народном собрании против Лептина и Андротиона; этими и другими речами он приготовил себя к великой своей политической деятельности. Со времени появления Филиппа Македонского, история его жизни совпадает с историей Афин. Филипп начиная с 358 г. исподволь захватывал владения афинян на севере Греции, города Амфиполь, Пидну, Потидею и Мефону и разными уловками умел задерживать и обманывать афинян. Д. видел ясно, что эти действия Филиппа поведут к уничтожения свободы греков и начиная с 351 г. решительно высказывал это убеждение в своих «Филиппиках» и олинфийских речах. Тогдашнее положение Афин, равнодушие народа и недостаток в полководце, равном Филиппу, лишали его предложения успеха, тем более что Эсхин (см. Aeschines, Эсхин) во всех отношениях действовал сторонником македонской политики и врагом Д. Несомненная заслуга Д. состоит в том, что он не только ясно понял угрожающую опасность, но и сумел склонить к своему убеждению сперва благомыслящих граждан, а потом и большинство народа. Тщетно Д. обвинял Эсхина в государственной измене, доказывая, что он старается замедлить заключение мира с Филиппом во вред Афинам (345 г.); два года спустя, он повторил свое обвинение. Когда в 341 г. Филипп более и более стал угрожать свободе Греции, Д. старался образовать общий союз против македонского царя. По его совету Фокион был послан в Эвбею и прогнал оттуда поставленных Филиппом тиранов. Золотой венец, дарованный Д. при случае праздника Дионисий в 340 г., был его наградой. Его же усилиям следует приписать успешные военные действия против Перинфа и Византии. Но труды и заботы Д. не ограничивались одною внешнею политикой, а направлены были и на внутренние дела: он прекратил безумную трату казенных денег и заботился о преобразовании обязательных поставок для флота. Но вскоре стала угрожать большая опасность. Эсхин, в качестве пилагора в Дельфах (в 340 г.), подал повод ко второй священной войне, в которую Филипп двинулся даже на Афины. При общем страхе и смятении Д. один сохранил мужество, увещевал с ораторской кафедры не терять присутствия духа, добился заключения союза между Афинами и Фивами, и в двух последовавших за тем небольших стычках греки остались победителями. Но поражение при Херонее (в этой кровавой битве и сам Д. принимал участие в качестве гоплита) в августе 338 г. разрушило все надежды. Однако вопреки усилиям македонской партии на Д. возложено было почетное поручение сказать надгробную речь в честь павших в битве воинов; Ктесифонт сделал даже предложение наградить Д. золотым венком за оказанное им самоотвержение и усердие и торжественно объявить об этой награде на празднике больших Дионисий. Против этого предложения выступил Эсхин, вождь македонской партии. Возникшее по этому поводу дело тянулось 8 лет, пока наконец Д. не восторжествовал над Эсхином вследствие своей речи о венке (????? ????????), которой он ответил на речь своего противника ????? ????????????. Эсхин подвергся изгнанию. Доверие граждан к Д. выразилось тем, что ему поручено было заведование вновь учрежденною общественною кассою для закупки хлеба. По смерти Филиппа Д. тотчас устроил новый союз против македонян, но жестокая месть Александра, постигшая Фивы, разрушила этот союз, и лишь при посредстве продажного Демада удалось предупредить выдачу Александру Д. и Ликурга. Но скоро враждебная партия нашла случай возобновить свои действия против Д. Когда Гарпал с похищенными у Александра сокровищами явился в Афины и посредством подкупа старался возбудить афинян к войне против македонского владычества, то без всякого основания стали подозревать и Д. в том, что он поддался на подкуп. Неуплата наложенной на него денежной пени привела его в темницу, из которой он бежал. Со слезами он обращал глаза свои из Эгины и Тройзена на Аттику. Вдруг разнесся слух о смерти Александра (323 г.); вся Греция пришла в движение; Д. поднял свой могучий голос и возбудил всех греков к восстанию против Македонии. На триреме привезли его в Афины и встретили его торжеством. (Plut. Demosth. 27), как защитника свободы. Но когда вскоре Кратер и Антипатр одержали победу, Д. и его друзья были отданы под суд и по предложению Демада приговорены к смерти. Д. бежал на остров Калаврию в храм Посейдона и здесь принял яд (Plut. Demosth. 29) 16 дня месяца Пианепсиона ол. 114, 3 (12 октября 322 г.). Афиняне почтили его память сооружением медной статуи на острове Калаврии. Бюсты его сохранились доселе в большом числе. Пока честность убеждения и твердая последовательность в нравственных стремлениях, а не внешние успехи останутся мерилом при оценке характера, до тех пор Д., как человек и государственный деятель, будет причисляться к светлейшим и благороднейшим личностям всех времен. В его речах ясно выражается его характер. Как оратор, он пренебрегал всеми излишними украшениями; имя в виду одно дело, он был не искусный ритор, но истый оратор. Истина убеждения увлекает его и дает ему прославленную его ????????. Ясное расположение содержания, строгая последовательность в развитии мыслей, решительность убеждения выражаются слогом величественным, но простым, строгим, но приятным, сжатым, но плавным, милым, но внушительным. Сравни характеристику его у Цицерона Cic. Brut. 7-13 (особ. 8 и 9). В древности известны были 65 речей Д.; в числе 61, сохранившейся до нашего времени, некоторые явно подложны. Главное сочинение о нем: A. Schaefer, Demosthenes und seine Zeit, (в З т., 1856-1858). ср. кроме того: Becker, D. als Staatsmann und Redner (в 2 т., 1815). O. Haupt, und Leben und staastm?nnische Wirken des D. (1861). Blass, die attische Beredsamkeit, 3 отд., 1 ст. (1876). Поли. изд. в сборниках Oratores attici Reiske, I. Bekker, Dobson, Baiter и Sauppe; кроме того, W. Dindorf (1825; 1846-51; 1855), V?mel (1843-1845), I. Bekker (1854-55). Избранные речи: Doberenz (1848 — 51), Westermann (1852 и чаще) и т. д. Изд. «Филиппик»: Fr. Franke (3-е изд., 1875), Rehdantz (1861 и чаще), H. Weil (1873), отдельных речей: Buttmann, Dissen, Funkh?nel, E. W. Weber, F. A. Wolf, M. H. E. Meier, R?diger, Vomel.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
162.18 кб

Кто заседал в афинских судах в «Век Демосфена»

Кудрявцева Т. В.
The membership of the Athenian law courts (heliacal, i.e. dikasteria) in the 4 th century BC is examined. A well-known Britishscholar, A.H.M.
Читать PDF
641.05 кб

Поэтика сновидения в жизнеописании Плутарха (на материале жизнеописания Демосфена)

Федорцова Анна Юрьевна
Предметом данной статьи является сон Демосфена из жизнеописания Демосфена Плутарха.

Похожие термины:

  • Богатуров, Алексей Демосфенович

    Род. 24.05.1954, г. Нальчик. Окончил МГИМО (1976). Канд. дисс.: «Проблема обеспечения энергосырьевыми ресурсами во внешней политике Японии (70-80-е годы)» (ИДВ АН СССР, 1983). Доктор. дисс.: «Конфронтация и стабильн