Ден Иван Иванович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ден Иван Иванович

Ден, Иван Иванович - выдающийся русский военный инженер (1786 - 1859). С отличием участвовал в войнах с Наполеоном, в кампании против шведов и в русско-польской войне 1830 - 1831 гг. Назначенный строителем крепостей в Царстве Польском, построил весьма быстро и экономично крепости Новогеоргиевск, Ивангород, Брест-Литовск и Александровскую цитадель в Варшаве. Заведовал постройкой Варшаво-Венской железной дороги. В 1850 г. назначен членом государственного совета.

Источник: Биографический словарь. 2008

ДЕН Иван Иванович
(1776— 1859). Военный деятель, русский военный разведчик. Инженер-генерал. Из дворян, родился под Выборгом. Службу начал в 1804 году колонновожатым в свите Его императорского величества по квартирмейстерской части (военная разведка). Занимался топографией. Участвовал в русско-австро-французской войне, в 1806 году произведен в подпоручики. В 1808— 1809 годах участвовал в русско-шведской войне. После войны переведен в Инженерный корпус. До 1813 года наблюдал за работами по строительству крепости в городе Кюмень, затем был переведен в Саперный батальон. С 1819 года — командир 1-го саперного батальона, затем в 1826 году командовал 1-м сводным саперным батальоном, в 1829 году — 1-й саперной бригадой. С 1830 года — начальник штаба 1-го пехотного корпуса, затем начальник инженерной службы действующей армии. Участник нескольких сражений под Варшавой. С 1831 года строитель военных крепостей в Царстве Польском. С 1849 года назначен инспектором по инженерной части русской армии. В 1853—1855 годах — генерал-губенатор Кронштадта. С 1856 года — начальник инженерных войск. С 1858 года по болезни в отставке.

Источник: Разведка и контрразведка в лицах. Энциклопедический словарь российских спецслужб 2002

Ден, Иван Иванович

— инженер-генерал, член государственного совета, из дворян Финляндской губ. (ныне — Выборгской), сын Ивана Самойловича Дена, служившего в 1770-х годах в гвардейской артиллерии поручиком. У последнего было десять человек детей, из которых И. И. был старшим и родился в 1786 г., когда его отец уже оставил службу и жил в Финляндии, в своем имении с. Сипполо, в 25 верстах от Фридрихсгама. Однако это имение, хотя и значительное пространством, давало так мало дохода, что многочисленная семья Дена с трудом могла прожить прилично. Тем не менее И. И. получил тщательное домашнее воспитание под руководством умного и ученого немца, некоего г. Тиме. В 1804 г. Ден вступил в военную службу колонновожатым в свиту Е. И. В. по квартирмейстерской части и до конца мая 1805 г. находился при съемке и составлении топографической карты русской Финляндии. В ноябре того же года он был назначен в армию генерала Беннигсена и участвовал в заграничном походе до Бреславля. По возвращении из похода, 17 марта 1806 г., 20 лет от роду, И. И. был произведен в подпоручики в 1-й пионерный полк и затем, в качестве инженерного офицера, участвовал в кампании против шведов (1808—1809 гг.). Состоя при инженер-генерале гр. Сухтелене, он принимал участие в осаде кр. Свеаборга и за храбрость при возведении осадных батарей получил орден св. Анны 4 степ. По окончании войны, он был переведен в инженерный корпус поручиком и зачислен в Роченсальмскую инженерную команду, а в 1810 г. назначен адъютантом по строительной части к командиру Старо-Финляндского инженерного округа инженер-ген.-майору Штрейтерфельду и до февраля 1813 г. находился в Кюмени для производства работ по строившейся там крепости.


В декабре 1812 г. состоялся Высочайший указ о сформировании л.-гв. Саперного батальона, для укомплектования которого повелено было выбрать "лучших людей и отличнейших офицеров". В числе последних, как известный начальству своими способностями и познаниями в инженерных науках, был и И. И. Ден, который 17 февраля 1813 г. переведен в л.-гв. Саперный батальон штабс-капитаном. В 1817 г. шефом этого батальона был назначен Великий Князь Николай Павлович, который всегда интересовался инженерным и саперным делом, хорошо знал его, и с этого времени имел случай ближе узнать служебные качества Дена. В 1817 г., уже в чине полковника, И. И. заведовал в батальоне "верховыми" (т. е. наземными) работами, которые удостоились осмотра императора Александра I, оставшегося совершенно довольным успехами батальона в этом деле.


В январе 1819 г. Ден был назначен командиром 1-го пионерного батальона, квартировавшего в то время в г. Рогачеве (Могилевск. губ.); здесь он познакомился с семейством отставного кавалерийского майора, богатого помещика Волк-Ланевского и женился на его дочери, Екатерине Владимировне. В 1826 г., с производством в генерал-майоры, он был назначен командиром 1-й сводной пионерной бригады, в 1829 г. — командиром 1-й саперной бригады, а через год — начальником штаба 1-го пехотн. корпуса. Впрочем, эту должность он занимал только полгода: восстанием поляков 17 ноября 1830 г. началась польско-русская война и к началу военных действий генер. Ден был назначен и. д. начальника инженеров действующей армии, с главною квартирою которой в январе 1831 г. вступил в пределы Царства Польского. 7 февраля он участвовал в действиях против мятежников при корчме Вавре, на следующий день был назначен и. д. начальника штаба 1 корпуса и в этой должности участвовал в сражении при Праге, за храбрость в котором награжден орденом св. Владимира 2 степ. 17 марта он снова принимает должность начальника инженеров, вскоре отправляется в Брест-Литовск для укрепления его, и за исполнение этого серьезного поручения получает "совершенную благодарность" Государя Императора. Во время этой кампании он находился также при укреплении г. Мендзиржиц, при устройстве переправы через р. Вислу при Осьеке и при укреплении Ловича. За участие в штурме Варшавы он был награжден орденом св. Георгия 3 степ. В знаменательный для инженеров период царствования Императора Николая I, когда принимались серьезные меры к обороне государства и на западе России одна за другою стали возникать крепостные твердыни, в 1831 г. ген. Ден был назначен строителем крепостей в Царстве Польском. Он с особенною энергиею исполнял распоряжения Государя, не стесняясь расходами и своевременными отчетами (в виде исключения, ему было разрешено представлять свои отчеты не в конце каждого года, а за каждый предыдущий год в исходе последующего). Доверие Государя к техническим познаниям и честности Дена лучше всего характеризуется общеизвестным фактом: когда прусский король, посетивший Императора Николая I, удивляясь громадности военных сооружений, спросил Государя, что может стоить государству такая масса крепостей, Николай Павлович отвечал: "это знает Бог да Иван Иванович" (Ден). Под его руководством и ближайшим надзором, в разных стратегических пунктах государства возникли креп. Ново-Георгиевск, Александровская цитадель, Ивангород и Брест-Литовск. Это был блестящий период службы Дена, которого государь награждал часто и истинно по-царски. Останавливаясь лишь на главнейших наградах, упомянем, что в 1832 г. он получил аренду в 1800 р., в 1833 г. произведен в генерал-лейтенанты, а "за отличный успех", найденный Государем Императором при постройке Александровской цитадели и Брест-Литовских укреплений, Всемилостивейше пожаловано ему в награду 50 тыс. р. асс., в 1834 г., "за блистательный успех при возведении крепостных работ в Александровской цитадели и Ново-Георгиевске как по обширности работ, совершенных в столь короткое время, так и по отличной чистоте отделки и видимой прочности самих построек" удостоен Высочайшего благоволения, в 1835 г. "за благоразумную попечительность и неусыпную деятельность" по возведению тех же крепостей — та же милость. В этом же году он отправился для лечения в Мариенбад, на что получил от Государя 500 червонцев, и, кроме того, ему было пожаловано в потомственное владение им. Козеницы в Царстве Польском. В 1838 г. он был награжден орденом св. Александра Невского; в 1840 г. получил Высочайшее благоволение за постройку крепостей с неимоверно быстрым успехом. Весьма любопытна еще одна награда Дену в том же 1840 г.: "за блестящее состояние работ в Ново-Георгиевске Высочайше повелено выдать 50 тыс. р. асс. на приданое старшей дочери." В следующем году он снова ездил лечиться за границу, а по окончании курса лечения на богемских минеральных водах имел поручение осмотреть крепости в Австрии, Баварии и по течению Рейна. В 1843 г. ген. Ден был произведен в инженер-генералы, и на него была возложена постройка Варшавско-Венской жел. дороги и управление этою дорогою.


В 1846 г. И. И. овдовел, а через год с ним случилось новое несчастье: при осмотре работ в Ново-Георгиевской крепости на него наехали испугавшиеся лошади и сшибли его с ног. При этом он настолько сильно ушиб ногу, что долго потом ходил с помощью костылей и всю жизнь не мог бросить палки. Государь навестил его во время болезни и приказал ему весною следующего года непременно поехать за границу. По совету врачей, Ден отправился на купанье в Гастейн; однако это леченье не принесло ему полного выздоровления, и он вынужден был просить наместника Царства Польского кн. Паскевича об увольнении его от заведования Варшавско-Венскою дорогою, так как болезненные припадки часто беспокоили его. Фельдмаршал согласился на увольнение Дена от этой должности, причем свидетельствовал перед Государем, что весь успех, к тому времени уже оконченной постройки, есть результат многолетней опытности и неусыпных трудов ген. Дена. В этом году он получил, при Высочайшем рескрипте, табакерку с портретом Государя, украшенным бриллиантами.


В 1849 г., во время Венгерской кампании, И. И. Ден, как больной после ушиба ноги, не мог принимать участия в военных действиях и оставался в Варшаве, исправляя должность Наместника. Когда Паскевич вступил в исполнение прежних обязанностей, Государь "в ознаменование Монаршего благоволения за новый опыт пламенного усердия и примерной деятельности, оказанных при исполнении временно возложенных на него обязанностей по управлению Наместника в Царстве Польском", пожаловал ему орден св. Владимира 1 степ.


В том же году скончался Великий Князь Михаил Павлович, после которого ген. Ден был назначен инспектором инженерной части. Назначение это было особенною милостью Императора к Дену. Пост этот требовал, кроме технического образования, известной доли административной опытности, знания людей, наконец, особенной осторожности в денежных расходах. Человеку, не привыкшему стесняться при сооружении крепостей никакими суммами, не легко было подчиняться мелкому контролю. Вообще, все, что легко исполнялось при Великом Князе, и к тому еще любимом брате Императора, при генерал-инспекторе по инженерной части Великом Князе Михаиле Павловиче, представляло большие затруднения для Дена, как инспектора. На первых порах он хотел отстранить некоторых лиц, имевших обязанностью представлять ему общие доклады по инженерному управлению. Прежние ли его дурные отношения к этим лицам были тому причиною, недоверчивость ли его к беспристрастию этих отдельных докладчиков, но ген. Ден приказал, чтобы все начальники отделений департамента и отдельные начальники строевых частей имели бы к нему личный доклад. К этому периоду деятельности ген. Дена относятся следующие его распоряжения: 1) предписание о сокращении делопроизводства, счетоводства и отчетности в инженерных командах; 2) выработка "нормальных чертежей" главным воинским зданиям; 3) предположение, ввиду сокращения расходов, упразднить управления инженерных округов; 4) новые правила по строительной, хозяйственной и счетной частям инженерного ведомства; 5) постройка машины (по образцу изобретенной французским инженером Оже) для определения толщины крепостных эскарпных стен сообразно с разными условиями, и др.


Бросая взгляд на всю широкую деятельность генер. Дена, следует упомянуть, что Император Николай Павлович в лице его имел одного из наиболее ценимых им государственных деятелей в сфере инженерного дела, которое всегда так близко к сердцу принимал покойный Государь и которое стояло на такой образцовой высоте в его царствование. Довольно сказать, что помимо всех орденов до св. Владимира 1 степ. включительно, нескольких крупных денежных наград и других милостей, ген. Ден был назначен членом государственного совета (1850 г.) и за свою долгую и честную службу удостоился получить выражение Именного Высочайшего к нему благоволения около 70 раз.


Во время Восточной войны (1853—1856 гг.), перед отправлением Тотлебена в Дунайскую армию, угадывая в нем выдающегося инженера, Ден дал о нем самый лестный отзыв и исходатайствовал производство Тотлебена в подполковники "в том внимании" (по словам Дена), "что он мог бы при действующих войсках быть употреблен в качестве штаб-офицера с особенною пользою, по отличным познаниям и способностям своим." Ден не ошибся. Вообще, по отзывам современников, он имел великий дар выбирать дельных людей и назначать их именно туда, где они могли приносить наибольшую пользу своими познаниями. Как недюжинный военный инженер, еще за несколько лет до осады Севастополя, он оценил важное значение этого пункта и убеждал Императора Николая Павловича укрепить его с сухопутной стороны, выдвинув значительно вперед линию огня, как это впоследствии пришлось сделать Тотлебену. К сожалению, Государь не допускал возможности высадки здесь неприятеля. Обстоятельства показали потом эту роковую ошибку…


Когда англо-французский флот вошел в Балтийское море, Ден был назначен и. д. кронштадтского военного губернатора, с правами командира отдельного корпуса в военное время. Пост этот он сохранял, пока Петербургу и Кронштадту угрожала опасность, и 30 авг. 1855 г., в знак особого Высочайшего благоволения, был награжден вензелевым изображением имени Его Величества на эполеты.


После кончины Николая Павловича в нашем государственном устройстве произошли важные перемены, которые коснулись и инженерного ведомства. Правда, на страже инженерного дела оставался все тот же старик Ден, человек просвещенный, умный и замечательный техник, любимец покойного Императора, говоривший ему свои мнения о всех постройках, — но, строго говоря, его личное положение сильно изменилось: он не мог помириться с мыслью, что ему приходилось делать доклады уже не лично Государю, а лицам, нередко мало знакомым с инженерною техникою и к тому же еще, может быть, предубежденным против него. Ген. Ден избегал личных докладов военному министру ген. Сухозанету, из разговоров которого и возражений по технической части мог убедиться, что дальнейшие его рассуждения с министром не принесут пользы. И. И. предпочитал все требуемые сведения посылать военному министру на бумаге; отчего увеличивалась переписка и замедлялась работа, хотя одною из его забот было, как мы видели, сокращение делопроизводства и отчетности в инженерных командах. В 1856 г., с назначением Великого Князя Николая Николаевича Старшего генерал-инспектором по инженерной части, Ден был назначен к Е. И. Высочеству товарищем, с оставлением при Особе Государя и членом государственного совета. В этом же году 17 марта И. И. праздновал 50-летний юбилей своей службы, в ознаменование чего Высочайше повелено было назначить его шефом 4-й роты л.-гв. Саперного батальона, "которую и именовать ротою инженер-генерала Дена". Кроме того, Государь подарил ему картину с портретами некоторых офицеров и нижних чинов этого батальона и продлил еще на несколько лет назначенную ему аренду. Чины инженерного корпуса, со своей стороны, желая выразить своему главному начальнику любовь и уважение, с Высочайшего соизволения, составили по подписке капитал (4132 руб.) для содержания в Николаевском инженерном училище одного пенсионера из детей лиц, служащих или служивших в инженерном корпусе.


Еще в 1854 г. Ивана Ивановича постиг легкий нервный удар, после которого он стал не так свободно владеть языком; затем расстроенное здоровье и преклонный возраст заставили его отказаться от служебной деятельности. В мае 1858 г. он был уволен в бессрочный отпуск, а в следующем году скончался.


Архив Главного Инженерного Управления. Формулярный список инженер-генерала И. И. Дена. — А. И. Савельев. Исторический очерк Инженерного Управления в России. ч. ІП и IV. СПб. 1894 и 1899 г. — Леер. Энциклопедия военных и морских наук. т. III. — Русская Старина 1890 г., январь — июль. Записки сенатора Вл. Ив. Дена. — Случевский и Волькенштейн. История Л.-Гв. Саперного Батальона 1812—1876. СІІБ. 1879 г. — Н. Шильдер. Граф Эдуард Иванович Тотлебен. Его жизнь и деятельность. СПб. 1885 г. — Исторический Вестник 1898 г., май — декабрь. Воспоминания Конст. Карл. Жерве.


В. Жерве.


{Половцов}





Ден, Иван Иванович


инженер-генерал, строитель Динабургской креп., чл. Госуд. сов. с 6 дек. 1850; † 1859 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008