ДЕНЬ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕНЬ
еженедельная газета славянофилов, выходила в Москве в 1861-65. Газета выступала за созыв Земского собора, вела борьбу с антирусскими либерально-космополитическими, революционно-демократическими и националистическими идеологиями.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ДЬЕН
Dien), Раймонда (р. 13.V.1929) - франц. патриотка, борец за мир. 23 февр. 1950 Д., стремясь помешать отправке оружия для колон. войны против народа Вьетнама, бросилась на ж.-д. рельсы ст. Сен-Пьер-де-Кор (близ г. Тур), чтобы остановить поезд с танками. Была приговорена воен. трибуналом г. Бордо к году тюрьмы; под давлением обществ. мнения досрочно освобождена (дек. 1950). Принимает активное участие в работе демократич. орг-ций Франции.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДЕНИ
Denis), Эрнест (3.I.1849 - 5.I.1921) - франц. историк-славист. Специалист по истории Чехословакии. Проф. ун-тов в Гренобле (1881-86), Бордо (1886-90). С 1905 - проф. Сорбонны. Во время 1-й мировой войны поддерживал чехословацкую бурж. эмиграцию. Сотрудничал с Т. Масариком. Издавал с 1915 журн. "La nation Tch?que", в к-ром пропагандировал создание чеш. бурж. гос-ва. В 1920 основал при Парижском ун-те Институт славянских исследований (Institut d´?tudes slaves). Осн. работы Д. посвящены истории Чехии в период 15-17 вв.

Соч.: Hus et la guerre des hussites, P., 1878; Fin de l´ind?pendance boh?me, v. 1-2, P., 1890; La Boh?me depuis la Montagne-Blanche, v. 1-2, P., 1903.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДЕНЬ
в повседнев. жизни у всех древ. народов днем считалось естеств. время суток между восходом и закатом солнца. В основу 24-часового календарн. Д., принятого в Вавилоне и Риме, положены элементы егип. и вавилонской системы времясчисления; начинался Д. в полночь. У евреев и мусульман Д. начин. в 18 часов, у христиан же принят рим. вариант отсчета суточ. времени. В Элладе и Др. Риме Д. определяли по положению солнца на небосводе, по длине человеч. тени и по др. признакам, а начиная с эпохи эллинизма — по солнеч. часам и гномону. Для римлян было важно определить время обеда, т.е. время между 16 и 17 часами. Традиция обедать в это время сохран. до сих пор в Англии. Ночь делилась на ночные караулы (вигилии), по к-рым можно было определить время.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Дэн

— русские дворянские роды. Один из них, внесенный в матрикул Эстляндской губернии, происходит от Арнольда Д. (1657), органиста в церкви Св. Николая в Ревеле. Его потомки возведены в дворянское достоинство при Петре III. Другой род Д. происходит от германского выходца Самуила Д. († в 1782 г.), выехавшего в Россию с Антоном Ульрихом Брауншвейгским и бывшего впоследствии вице-президентом Юстиц-коллегии. Внук его, инженер-генерал Иван Иванович Д. (1787—1857), был членом государственного совета и товарищем генерал-инспектора инженеров. Его племянник, генерал-лейтенант Владимир Александрович Д. (род. в 1838 г.), — ныне министр-статс-секретарь великого княжества Финляндского, где этот род Д. записан в дворянский матрикул.


В. Р.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

День
В повседневной жизни у всех др. народов днем считалось естеств. время суток между восходом и закатом солнца. В основу 24-часового календарного Д., принятого в Вавилоне и Риме, положены элементы егип. и вавилонской системы времясчисления; начинался Д. в полночь. У евреев и мусульман Д. начинается в 18 часов, у христиан же принят рим. вариант отсчета суточного времени. В Элладе и Др. Риме время Д. определяли по положению солнца на небосводе, по длине человеч. тени и по другим признакам, а начиная с эпохи эллинизма — по солнечным часам и гномону. Для римлян было важно определить время обеда, т. е. время между 16 и 17 часами. Традиция обедать в это время сохранилась до сих пор в Англии. Ночь делилась на ночные караулы (вигилии), по которым можно было определить время.

Источник: Словарь античности. 1989

ДЕНЬ
см. Времясчисление Библейское) В Свящ. Писании упоминаются различные часы дня, как-то: Заря — время пред появлением солнца. В это время воскрес Господь (Мк 16:2, Мф 28:1). Восход солнца (2Цар 33:4). Дневной зной (Быт 18:1) — около 9 ч. утра. Самое жаркое время дня. Полдень (Быт 43:16). Прохлада дня. Время пред солнечным закатом (Быт 3:8). Персы до сих пор называют таким образом эту часть дня. Вечер. Евреи принимали два вечера; первый начинался около 3 часов, а последний около 5 час. пополудни. Спаситель испустил дух на кресте при начале первого вечера, а при начале второго снят со креста. Разность между самым длинным (21 или 22 июня) и самым коротким днями в Палестине (21 или 22 декабря) составляет четыре часа и несколько минут. Первый продолжается около 14 час. и 10 мин., а второй 9 час. и 50 м.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

день
это не только светлое время суток, но и целые сутки, и в этом смысле день у евреев начинался с вечера предыдущего дня (то есть ночь являлась его началом). Поэтому какое-либо событие можно было назвать начавшимся, например, в девятый и в десятый день-Лев 23.27,32 (ср. Лев 16.29 и Чис 29.7, где тот же день назван десятым). День, имея как и год, характер завершенности, часто употребляется в Священном Писании для обозначения определенных периодов или великих событий (Исх 32.34; Ис 22.5; Деян 17.31). В таких местах, как От 2.10; 11.3, слово «день» также не следует понимать буквально. У Господа его продолжительность может меняться от суток до тысячи лет, а может быть и больше (2Пет 3.8). Иногда употребляется в значении года или большого отрезка времени (Неем 13.6). Слово «день» в Быт 1.5,8,13,19,23,31; 2.2,3 также нельзя рассматривать, как день в обычном смысле, ибо и само солнце, служащее для отделения дня от ночи (ст. 14), было сотворено только в четвертый «день». Два последних места хотя и относятся к обычному дню (дню покоя), они являются символом будущего, вечного и истинного покоя.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Дени
, Морис (Denis, Maurice) 1870, Гранвиль — 1943, Сен-Жермен-ан-Ле. Французский живописец, график, теоретик искусства. Получил степень бакалавра философии после окончания лицея Кондорсе. Учился в Академии Жюлиана (1887), в Школе изящных искусств в Париже (1888). Испытал влияние Гогена, участник объединения символистской ориентации "Наби" (пророки — древнеевр., 1889). Искусство, по идее Дени, призвано изобразительными средствами воплощать некие высшие, непознаваемые истины, утверждать вечные христианские ценности: Шествие на Голгофу (1889, Париж, музей Орсе). Дени, однако, отходит от традиционного решения, обобщая и стилизуя формы, работая цветовым пятном. Увлекается мастерами Раннего Возрождения, особенно фра Анджелико. Дени полагал, что в обыденных сюжетах надо уметь прозревать вечное, ибо предметы и явления — это лишь знаки, иероглифы, доносящие вести иных сфер. В изображении женщины с ребенком — Туалет ребенка (1899, Париж, частное собрание) — художник стремится воплотить вечную тему материнства. Мягкий, рассеянный свет, высветленный колорит, спокойная грация движений создают ощущение просветленного покоя, духовной чистоты и ясности, превращая домашнюю сценку в некое возвышенное видение. Предметы, фигуры, элементы пейзажа наделяются особым символическим смыслом: песчаная дорога, петляющая замысловатой арабеской, — метафора жизненного пути; изящные аппликации белых платьев женщин, собирающих цветы, — воплощение деятельной жизни и радости бытия; голубая лента реки, уходящей к горизонту, — символ неведомого будущего и т. д. (Апрель, 1892, Оттерло, Музей Креллер-Мюллер). Реальные формы, уподобляющиеся завиткам орнамента, "распластанные" на плоскости объемы, изысканное и несколько условное цветовое решение превращают картину в декоративный гобелен; эти особенности сближают творчество Дени с искусством ар нуво (модерном). Декоративный дар мастера проявился в его многочисленных монументальных работах: панно для дома Лероля (1892, Сен-Жермен-ан-Ле, частное собрание), росписи капеллы Сен Круа в Везине (1898), История Психеи, панно для особняка И. А. Морозова в Москве (1908, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), росписи Театра Елисейских Полей в Париже (1913) и др. В своей творческой деятельности Дени был связан с крупнейшими представителями символизма, иллюстрируя произведения П. Верлена, С. Малларме, П. Клоделя, оформляя спектакли М. Метерлинка и др. Выступал как художественный критик и теоретик: Определение неотрадиционализма, 1890; Теория от символизма и Гогена к новой классике (1912), История религиозного искусства (1939) и др. Посетил Италию (1895, 1897—1898, 1907, 1921), Испанию (1921), Германию (1907), Россию (1909), Африку (1921), США и Канаду (1927— 1928), Палестину и Грецию (кон. 1920-х). Произведения: Бостонские женщины (1890), Музы (1893), В честь Сезанна (1900), Рай (1912), Благовещение (1913, все — Париж, музей Орсе).
Лит.: Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994; Denis M. Nouvelles Theories sur l’art moderne et l’art sacre. Paris, 1922; Jamot P. Maurice Denis. Paris, 1945.
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

ДЕНЬ
   • Dies, ?????

         (ср. также ??????? ??????, Афеты, II), означает и Д. естественный (naturalis), и Д. гражданский (civilis). Под первым разумеется время от восхода до заката солнца, а время от заката до восхода солнца называется ночью, nох, ???, на языке мифов и Гомера (Il. 14, 259) — смирительница богов и людей; сам Зевс страшится вызвать ее негодование. Напротив того, гражданский Д., сутки, ??????????, у древних определялся весьма различным образом. Вавилоняне считали сутки от утра до утра, умбры — от полудня до полудня, греки — от заката до заката, а римляне, как и мы, — от полуночи до полуночи. У Гомера, как и в продолжение всего времени до александрийской эпохи, не встречается разделения Д. на часы; время определяется по состоянию утренней зари и по положению солнца, причем иногда различают время дополуденное от послеполуденного (Ноm. Od. 9, 56 слл.), утро, полдень и вечер (Il. 21, 111. Ноm. Od. 7. 288), ???? или ????, ???? ???? ??????, ????? ???? или ????????? и ????? (которая в свою очередь делится на ????? ????? И ?. o????) или ??????? ????. Для более подробного обозначения времени прибегали к множеству выражений, заимствованных большей частью от занятий обыденной жизни, напр. ????????? ???? ???????? или ????? ????????? ???????. Со времени изобретения вавилонского хронометра или солнечных часов (????? или ????????? ???????, ???????????) и тенеуказателя (??????) стали разделять Д. на 12 часов, которые, смотря по времени года, были то длиннее, то короче. Ночь, подобно Д., у Гомера разделяется на три части (Il. 10, 252): на сумерки или наступающую ночь (?????????, ??????), средину ночи (????o?? ????????) и рассвет (????????? ???. Il. 7. 433, ср. ??????? ?´????). Впоследствии, под влиянием военного обычая, делили ночь на три стражи (???????), полагая в каждой по 4 часа. Гражданский Д. (сутки) у римлян имел следующие части: nox media и de media nocte, время непосредственно после полуночи, gallicinium, время, когда запоют петухи и начинает рассветать, canticinium, время, когда перестают петь петухи, diluculum, рассвет, mane, раннее утро, ad meridiem, meridies, de mendie, время к полудню, самый полдень и время непосредственно за полуднем, suprema, последняя часть дня вместе с закатом солнца, vespera, время от заката солнца до восхода вечерней звезды, crepusculum, сумерки, prima luce или luminibus accensis, время зажигания огня, concubium, время, когда ложатся спать, intempesta пох, глубокая ночь, не имевшая подразделений, затем ad mediam noctem и m?dia пох. Разделение суток на часы является и у римлян лишь со времени введения в общее употребление солнечных часов (horologium solarium или solarium descriptum, привез в Рим Папирий Курсор в 291 г. до Р. X., до войны с Пирром) и водяных часов (solarium ex aqua), введенных в Риме цензором Л. Филиппом (в 164 г. до Р. X.) и Сципионом Назикой (с 159 г. приспособленных и для измерения ночи, см. Clepsydra, Клепсидра). С этих пор начинали считать ночь во время равноденствия с 6-ти часов вечера до 6-ти часов утра, а Д. — от 6 часов утра до 6 часов вечера. Ночь разделялась на 4 стражи (vigiliae) по 3 часа к каждой, а помимо этого считали ночь и по часам. Но, конечно, смотря по продолжительности дней в различные времена года, и эти часы бывали то длиннее, то короче, только шестой час дня всегда был в полдень, а шестой час ночи — в полночь, так что этот час может служить исходной точкой для приблизительного определения времени. По своему назначению Д. были разделяемы относительно судопроизводства на dies fasti и nefasti, присутственные и неприсутственные, на такие, когда претор мог lege agere и произносить известные три слова: do, dico, addico — или же не мог делать этого. Dies fasti в свою очередь делились на dies fasti comitiales и dies fasti non comitiales. Первые дни, в которые не только praetor мог lege agere, но и подлежащее магистраты могли cum populo agere, т. е. созывать народные собрания, соmitia, назывались поэтому просто dies comitiales, а те, в которые дозволялось только lege agere, но нельзя было cum populo agere, в тесном смысле называются dies fasti. Таковых dies fasti в тесном смысле было в году 38; в римском календаре они обозначались буквою F. Кроме того, еще были Д. смешанные, fissi и intercisi, когда только в известные части Д. можно было произносить вышеприведенные три слова. Dies nefasti были такие Д., когда из религиозных причин нельзя было производить ни судов, ни комиций. От разделения дней на fasti и nefasti следует различать не имевшее прямого отношения к судам и комициям деление их на dies festi и profesti — Д. праздничные и рабочие. Однако это последнее деление, зависевшее от богослужения, в большинстве случаев совпадало с первым делением, которое хотя и основано было на религиозных началах, но имело преимущественно политическое значение. Наконец следует упомянуть еще о старинном разделении Д. на dies puri и religiosi (atri). Последнего рода Д. в народе считались неблагоприятными для предприятия какого-либо дела, напр. для вступления в брак, для начала путешествия и т. п.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884