ДЕНИ
ДЕНИ
Denis), Эрнест (3.I.1849 - 5.I.1921) - франц. историк-славист. Специалист по истории Чехословакии. Проф. ун-тов в Гренобле (1881-86), Бордо (1886-90). С 1905 - проф. Сорбонны. Во время 1-й мировой войны поддерживал чехословацкую бурж. эмиграцию. Сотрудничал с Т. Масариком. Издавал с 1915 журн. "La nation Tch?que", в к-ром пропагандировал создание чеш. бурж. гос-ва. В 1920 основал при Парижском ун-те Институт славянских исследований (Institut d´?tudes slaves). Осн. работы Д. посвящены истории Чехии в период 15-17 вв. Соч.: Hus et la guerre des hussites, P., 1878; Fin de l´ind?pendance boh?me, v. 1-2, P., 1890; La Boh?me depuis la Montagne-Blanche, v. 1-2, P., 1903.
Дени
, Морис (Denis, Maurice) 1870, Гранвиль — 1943, Сен-Жермен-ан-Ле. Французский живописец, график, теоретик искусства. Получил степень бакалавра философии после окончания лицея Кондорсе. Учился в Академии Жюлиана (1887), в Школе изящных искусств в Париже (1888). Испытал влияние Гогена, участник объединения символистской ориентации "Наби" (пророки — древнеевр., 1889). Искусство, по идее Дени, призвано изобразительными средствами воплощать некие высшие, непознаваемые истины, утверждать вечные христианские ценности: Шествие на Голгофу (1889, Париж, музей Орсе). Дени, однако, отходит от традиционного решения, обобщая и стилизуя формы, работая цветовым пятном. Увлекается мастерами Раннего Возрождения, особенно фра Анджелико. Дени полагал, что в обыденных сюжетах надо уметь прозревать вечное, ибо предметы и явления — это лишь знаки, иероглифы, доносящие вести иных сфер. В изображении женщины с ребенком — Туалет ребенка (1899, Париж, частное собрание) — художник стремится воплотить вечную тему материнства. Мягкий, рассеянный свет, высветленный колорит, спокойная грация движений создают ощущение просветленного покоя, духовной чистоты и ясности, превращая домашнюю сценку в некое возвышенное видение. Предметы, фигуры, элементы пейзажа наделяются особым символическим смыслом: песчаная дорога, петляющая замысловатой арабеской, — метафора жизненного пути; изящные аппликации белых платьев женщин, собирающих цветы, — воплощение деятельной жизни и радости бытия; голубая лента реки, уходящей к горизонту, — символ неведомого будущего и т. д. (Апрель, 1892, Оттерло, Музей Креллер-Мюллер). Реальные формы, уподобляющиеся завиткам орнамента, "распластанные" на плоскости объемы, изысканное и несколько условное цветовое решение превращают картину в декоративный гобелен; эти особенности сближают творчество Дени с искусством ар нуво (модерном). Декоративный дар мастера проявился в его многочисленных монументальных работах: панно для дома Лероля (1892, Сен-Жермен-ан-Ле, частное собрание), росписи капеллы Сен Круа в Везине (1898), История Психеи, панно для особняка И. А. Морозова в Москве (1908, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), росписи Театра Елисейских Полей в Париже (1913) и др. В своей творческой деятельности Дени был связан с крупнейшими представителями символизма, иллюстрируя произведения П. Верлена, С. Малларме, П. Клоделя, оформляя спектакли М. Метерлинка и др. Выступал как художественный критик и теоретик: Определение неотрадиционализма, 1890; Теория от символизма и Гогена к новой классике (1912), История религиозного искусства (1939) и др. Посетил Италию (1895, 1897—1898, 1907, 1921), Испанию (1921), Германию (1907), Россию (1909), Африку (1921), США и Канаду (1927— 1928), Палестину и Грецию (кон. 1920-х). Произведения: Бостонские женщины (1890), Музы (1893), В честь Сезанна (1900), Рай (1912), Благовещение (1913, все — Париж, музей Орсе).
Лит.: Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994; Denis M. Nouvelles Theories sur l’art moderne et l’art sacre. Paris, 1922; Jamot P. Maurice Denis. Paris, 1945.
В. Стародубова
Лит.: Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994; Denis M. Nouvelles Theories sur l’art moderne et l’art sacre. Paris, 1922; Jamot P. Maurice Denis. Paris, 1945.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006