Дениц, Карл
ДЕНИЦ КАРЛ
(1891-1980), германский военачальник. Был командиром-подводником в ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. В 1935 г., когда ГИТЛЕР принял решение строить подводный флот, был назначен его командующим. Сыграл решающую роль в организации подводной войны в годы БИТВЫ ЗА АТЛАНТИКУ. Разработал тактику атак союзных конвоев «волчьими стаями»-группами подводных лодок, действовавшими ночью в надводном положении. Когда в 1943 г. ГИТЛЕР принял решение прекратить строительство надводных кораблей и бросить все ресурсы на строительство подводных лодок, адмирал Редер-командующий германским флотом-ушел в отставку и был заменен Д. В своем завещании в 1945 г. ГИТЛЕР передал Д. полномочия президента Германии, которые тот исполнял шесть дней. Международный трибунал в Нюрнберге приговорил Д. к 10 годам тюрьмы за военные преступления.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
Дениц, Карл
Doenitz) (1891-1981), гросс-адмирал, командующий военно-морским флотом Германии с 1943, преемник Гитлера (май 1945), создатель и руководитель подводного флота Германии. Родился 16 сентября 1891 в Грюнау, близ Берлина, в семье инженера-оптика, работавшего в фирме Карла Цейса. Закончив гимназию в Веймаре, Дениц в 1910 поступил в военно- морское училище в Киле, после окончания которого был назначен на легкий крейсер "Бреслау" сигнальным офицером. Во время 1-й мировой войны крейсер, на котором воевал Дениц, вместе с крейсером "Гебен" подорвался в июле 1915 на мине в Средиземном море.
В 1916 Дениц прошел переподготовку для подводных лодок и на следующий год стал командиром одной из них, зарекомендовав себя как способный и талантливый офицер. Попав в плен к англичанам в октябре 1918, он был освобожден в 1919 и снова вернулся в ВМФ Германии. В 1923 Дениц стал советником управления подводного флота в военно-морской инспекции. По условиям Версальского договора 1919 Германии было запрещено иметь подводный флот, однако подготовка к его строительству шла полным ходом, и Дениц оказался стоящим у истоков его создания. В 1924 он был направлен в Главное командование ВМФ в Берлине. После дальнейшей службы на Балтике штурманом крейсера "Нимфа", Дениц в 1930 вернулся в Берлин в качестве офицера штаба Североморского района. Первые месяцы после прихода Гитлера к власти, Дениц находился в дальнем походе, посетив Мальту, Цейлон, Индию, Сингапур. В 1934 Дениц посетил Англию, где совершенствовался в английском языке, а вернувшись, получил назначение командиром на крейсер "Эмден". После того как было подписано Англо-германское морское соглашение 1935, устранившее для Германии многие ограничения Версальского договора, Дениц 6 июня 1935 был назначен "фюрером подводных лодок" и возглавил 1-ю подводную флотилию. К осени 1935, несмотря на противодействие сторонников "больших кораблей", Германия уже имела 11 небольших подводных лодок.
Дениц был одним из немногих убежденных национал-социалистов среди высших офицеров ВМФ. Он восхвалял Гитлера в выступлениях перед матросами: "Небеса послали нам лидерство фюрера!" Однажды он сказал, обращаясь к ликующей толпе в Берлине, что Гитлер предвидел все и не совершил ни одного неправильного шага.
"Мы - черви по сравнению с ним!" Гитлер, в свою очередь, испытывал огромное доверие к Деницу. К 1938 Дениц разработал тактику групповых подводных атак ("волчьих стай") и в 1939 был назначен командующим подводным флотом. На этом посту Дениц нес полную ответственность за потопление не только военных, но и торговых судов союзников (см. Битва за Атлантику). В августе 1942 Дениц перенес свой командный пункт в Париж. Его самодисциплина и работоспособность, помимо таланта флотоводца, снискали ему всеобщее уважение среди офицеров ВМФ, которые в меньшей степени, нежели офицеры других родов войск были заражены нацистской идеологией. Дениц лично встречал каждую лодку, возвращавшуюся на базу, присутствовал на выпуске каждого курса школы подводников, организовал специальные санатории для отдыха личного состава после изнурительных походов. Моряки за глаза называли своего командира "папаша Карл" или "Лев".
После того как англичане улучшили охрану собственных конвоев и выработали приемы противолодочной войны, потери подводного флота Германии стали возрастать, и Деницу пришлось перенести зону оперативных действий дальше на запад, в район между побережьем Канады и Исландии, куда не достигали удары противолодочных самолетов союзников. После того как осенью 1941 по приказу Гитлера 10 подводных лодок из Атлантики были переброшены в Средиземноморье, Дениц был вынужден свернуть масштабные действия в Северной Атлантике. А после вступления в войну США, несмотря на увеличение числа подводных лодок (к 1942 ежемесячно со стапелей сходило 20 субмарин), их эффективность стала снижаться.
В марте 1942 Деницу было присвоено звание адмирала. После ухода в отставку Эриха Редера 30 января 1943 Дениц был назначен его преемником на посту главнокомандующего военно-морскими силами Германии с присвоение звания гросс-адмирал. В марте 1943 германские субмарины потопили 120 кораблей союзников общим водоизмещением 623 тыс. тонн, за что Гитлер удостоил Деница Рыцарского креста с дубовыми листьями. Однако в целом действия подводного флота Германии становились все менее удачными, и потери превысили их производство. В мае 1943 Дениц был вынужден вывести подводные лодки из Атлантики, что вызвало гнев Гитлера: "Не может быть и речи о прекращении участия подводных лодок в войне. Атлантика - это моя первая линия обороны на западе". К осени 1943 на каждое торпедированное грузовое судно приходилась одна потопленная подводная лодка. Дениц записал в своем дневнике: "Противник держит каждую козырную карту, покрывает все районы с помощью дальней авиации и использует способы обнаружения, к которым мы не готовы. Противнику известны все наши секреты, а мы ничего не знаем об их секретах!" С 1939 по 1945 из 820 подводных лодок, участвовавших в "битве за Атлантику", 781 погибла, а многие из оставшихся были повреждены.
Перед тем, как покончить с собой, Гитлер назначил Деница президентом рейха, главнокомандующим вооруженными силами и военным министром. Об этом Деницу телеграммой сообщил Мартин Борман. Будучи уверенным, что фюрер жив, Дениц, принимая назначение, ответил Гитлеру: "Мой фюрер! Моя преданность вам беспредельна. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы прийти вам на помощь в Берлин. Если, однако, судьба повелевает мне возглавить рейх в качестве назначенного вами преемника, я пойду этим путем до конца, стремясь быть достойным непревзойденной героической борьбы немецкого народа. Гросс- адмирал Дениц".
2-5 мая 1945, находясь на командном пункте на Балтийском побережье под Фленсбургом, Дениц назначил правительство под председательством Лутца графа Шверина фон Крозига. Надеясь на скорый конец войны, Дениц хотел разрешить как можно большему числу немцев сдаться в плен англичанам и американцам, чтобы уберечь их от русских. Он убедился в провале гитлеровской политики и призывал немцев начать восстановление страны, чтобы противостоять парализующему ужасу поражения. 23 мая 1945 новый глава государства был захвачен в плен союзниками.
Дениц вместе с другими 22 нацистскими лидерами предстал перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге 20 октября 1945 (см. Нюрнбергский процесс). Он пытался "откреститься" от обвинений на том основании, что не имеет к нацистским преступлениям никакого отношения.
Обвинение пришло к выводу, что, хотя Дениц и является организатором и воспитателем германского подводного флота, он не был причастен к заговору с целью развязать агрессивную войну, не готовил и не начинал этой войны. Ему простили убийство моряков с подбитых его субмаринами военных и гражданских судов, но вменили в вину ответственность за гитлеровский приказ от 18 октября 1942, по которому захваченные экипажи союзнических торпедных катеров надлежало передавать в СС и расстреливать. Дениц был признан виновным по 2 (преступления против мира) и 3 пункту (военные преступления) и приговорен к 10 годам тюремного заключения. Он отбывал срок в тюрьме Шпандау в Западном Берлине и был освобожден 1 октября 1956. Он всегда хранил при себе папку с письмами союзнических морских офицеров, которые выражали ему свои симпатии и понимание.
Освободившись и выхлопотав себе адмиралтейскую пенсию, Дениц посвятил себя литературной работе. Он написал книги воспоминаний: "10 лет и 20 дней" (1958), "Моя захватывающая жизнь" (1963), "Германская военно-морская стратегия во 2-й мировой войне" (1968). Он умер в Аумюле в январе 1981.
В 1916 Дениц прошел переподготовку для подводных лодок и на следующий год стал командиром одной из них, зарекомендовав себя как способный и талантливый офицер. Попав в плен к англичанам в октябре 1918, он был освобожден в 1919 и снова вернулся в ВМФ Германии. В 1923 Дениц стал советником управления подводного флота в военно-морской инспекции. По условиям Версальского договора 1919 Германии было запрещено иметь подводный флот, однако подготовка к его строительству шла полным ходом, и Дениц оказался стоящим у истоков его создания. В 1924 он был направлен в Главное командование ВМФ в Берлине. После дальнейшей службы на Балтике штурманом крейсера "Нимфа", Дениц в 1930 вернулся в Берлин в качестве офицера штаба Североморского района. Первые месяцы после прихода Гитлера к власти, Дениц находился в дальнем походе, посетив Мальту, Цейлон, Индию, Сингапур. В 1934 Дениц посетил Англию, где совершенствовался в английском языке, а вернувшись, получил назначение командиром на крейсер "Эмден". После того как было подписано Англо-германское морское соглашение 1935, устранившее для Германии многие ограничения Версальского договора, Дениц 6 июня 1935 был назначен "фюрером подводных лодок" и возглавил 1-ю подводную флотилию. К осени 1935, несмотря на противодействие сторонников "больших кораблей", Германия уже имела 11 небольших подводных лодок.
Дениц был одним из немногих убежденных национал-социалистов среди высших офицеров ВМФ. Он восхвалял Гитлера в выступлениях перед матросами: "Небеса послали нам лидерство фюрера!" Однажды он сказал, обращаясь к ликующей толпе в Берлине, что Гитлер предвидел все и не совершил ни одного неправильного шага.
"Мы - черви по сравнению с ним!" Гитлер, в свою очередь, испытывал огромное доверие к Деницу. К 1938 Дениц разработал тактику групповых подводных атак ("волчьих стай") и в 1939 был назначен командующим подводным флотом. На этом посту Дениц нес полную ответственность за потопление не только военных, но и торговых судов союзников (см. Битва за Атлантику). В августе 1942 Дениц перенес свой командный пункт в Париж. Его самодисциплина и работоспособность, помимо таланта флотоводца, снискали ему всеобщее уважение среди офицеров ВМФ, которые в меньшей степени, нежели офицеры других родов войск были заражены нацистской идеологией. Дениц лично встречал каждую лодку, возвращавшуюся на базу, присутствовал на выпуске каждого курса школы подводников, организовал специальные санатории для отдыха личного состава после изнурительных походов. Моряки за глаза называли своего командира "папаша Карл" или "Лев".
После того как англичане улучшили охрану собственных конвоев и выработали приемы противолодочной войны, потери подводного флота Германии стали возрастать, и Деницу пришлось перенести зону оперативных действий дальше на запад, в район между побережьем Канады и Исландии, куда не достигали удары противолодочных самолетов союзников. После того как осенью 1941 по приказу Гитлера 10 подводных лодок из Атлантики были переброшены в Средиземноморье, Дениц был вынужден свернуть масштабные действия в Северной Атлантике. А после вступления в войну США, несмотря на увеличение числа подводных лодок (к 1942 ежемесячно со стапелей сходило 20 субмарин), их эффективность стала снижаться.
В марте 1942 Деницу было присвоено звание адмирала. После ухода в отставку Эриха Редера 30 января 1943 Дениц был назначен его преемником на посту главнокомандующего военно-морскими силами Германии с присвоение звания гросс-адмирал. В марте 1943 германские субмарины потопили 120 кораблей союзников общим водоизмещением 623 тыс. тонн, за что Гитлер удостоил Деница Рыцарского креста с дубовыми листьями. Однако в целом действия подводного флота Германии становились все менее удачными, и потери превысили их производство. В мае 1943 Дениц был вынужден вывести подводные лодки из Атлантики, что вызвало гнев Гитлера: "Не может быть и речи о прекращении участия подводных лодок в войне. Атлантика - это моя первая линия обороны на западе". К осени 1943 на каждое торпедированное грузовое судно приходилась одна потопленная подводная лодка. Дениц записал в своем дневнике: "Противник держит каждую козырную карту, покрывает все районы с помощью дальней авиации и использует способы обнаружения, к которым мы не готовы. Противнику известны все наши секреты, а мы ничего не знаем об их секретах!" С 1939 по 1945 из 820 подводных лодок, участвовавших в "битве за Атлантику", 781 погибла, а многие из оставшихся были повреждены.
Перед тем, как покончить с собой, Гитлер назначил Деница президентом рейха, главнокомандующим вооруженными силами и военным министром. Об этом Деницу телеграммой сообщил Мартин Борман. Будучи уверенным, что фюрер жив, Дениц, принимая назначение, ответил Гитлеру: "Мой фюрер! Моя преданность вам беспредельна. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы прийти вам на помощь в Берлин. Если, однако, судьба повелевает мне возглавить рейх в качестве назначенного вами преемника, я пойду этим путем до конца, стремясь быть достойным непревзойденной героической борьбы немецкого народа. Гросс- адмирал Дениц".
2-5 мая 1945, находясь на командном пункте на Балтийском побережье под Фленсбургом, Дениц назначил правительство под председательством Лутца графа Шверина фон Крозига. Надеясь на скорый конец войны, Дениц хотел разрешить как можно большему числу немцев сдаться в плен англичанам и американцам, чтобы уберечь их от русских. Он убедился в провале гитлеровской политики и призывал немцев начать восстановление страны, чтобы противостоять парализующему ужасу поражения. 23 мая 1945 новый глава государства был захвачен в плен союзниками.
Дениц вместе с другими 22 нацистскими лидерами предстал перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге 20 октября 1945 (см. Нюрнбергский процесс). Он пытался "откреститься" от обвинений на том основании, что не имеет к нацистским преступлениям никакого отношения.
Обвинение пришло к выводу, что, хотя Дениц и является организатором и воспитателем германского подводного флота, он не был причастен к заговору с целью развязать агрессивную войну, не готовил и не начинал этой войны. Ему простили убийство моряков с подбитых его субмаринами военных и гражданских судов, но вменили в вину ответственность за гитлеровский приказ от 18 октября 1942, по которому захваченные экипажи союзнических торпедных катеров надлежало передавать в СС и расстреливать. Дениц был признан виновным по 2 (преступления против мира) и 3 пункту (военные преступления) и приговорен к 10 годам тюремного заключения. Он отбывал срок в тюрьме Шпандау в Западном Берлине и был освобожден 1 октября 1956. Он всегда хранил при себе папку с письмами союзнических морских офицеров, которые выражали ему свои симпатии и понимание.
Освободившись и выхлопотав себе адмиралтейскую пенсию, Дениц посвятил себя литературной работе. Он написал книги воспоминаний: "10 лет и 20 дней" (1958), "Моя захватывающая жизнь" (1963), "Германская военно-морская стратегия во 2-й мировой войне" (1968). Он умер в Аумюле в январе 1981.
Источник: Энциклопедия третьего рейха. 2004
Дениц Карл
(16.09.1891—24.12.1980) – немецкий государственный и военно-политический деятель, гросс-адмирал (1943) Карл Дениц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау под Берлином, в семье инженера-оптика Эмиля Деница, работавшего в знаменитой фирме Карла Цейса. Дети рано остались без матери. После окончания гимназии Карл Дениц учится в реальном училище. В 1910 году юный Дениц поступил в военно-морское училище в Киле, а после его окончания он был зачислен на службу. В 1912 году Карл Дениц получил назначение на легкий крейсер «Бреслау» на должность вахтенного офицера, а осенью следующего года Дениц был произведен в лейтенанты. Начало Первой мировой войны «Бреслау» встретил в Средиземном море. Уйдя в Турцию, крейсер присоединился к оттоманскому флоту и воевал в Черном море против русской эскадры. Неоднократно корабль участвовал в рейдах на русские морские базы. Но нападения немецких крейсеров не остались безнаказанными. В 1915 году «Бреслау» подорвался на мине. В 1916 году Деницу присвоили звание обер-лейтенанта и отозвали на родину. В Германии Дениц переучился на офицера подводного флота и в 1918 году получил под командование подводную лодку UC-25. Подлодка Деница была направлена в Средиземное море. К этому времени надежды германского командования на то, что с помощью подводной войны удастся подорвать мощь британского флота, рухнули. Англичане разработали надежную систему конвоев. Мощные глубинные бомбы несли смерть немецким подводникам. Тем не менее Дениц смог торпедировать пять кораблей противника, что было очень неплохим результатом. За успешные действия Дениц был награжден орденом Дома Гогенцоллернов и переведен на более современную субмарину. Но 4 октября 1918 года экипажу подводной лодки, которой командовал Дениц, пришлось сдаться в плен. Впрочем, поврежденная подлодка была затоплена и не досталась врагу. В 1919 году Дениц, вернувшись в Германию, продолжил службу в надводном флоте, поскольку по условиям Версальского договора немецким ВМС было запрещено иметь подводные лодки. Возрождение германского подводного флота началось только в 1935 году, когда Гитлер приказал начать строительство подводного флота, отказавшись выполнять условия Версальского мирного договора, ограничивавшие военные возможности Германии. В 1936 году Карл Дениц был произведен Гитлером в контр-адмиралы и назначен командующим подводными силами, насчитывавшими к тому времени всего 11 небольших субмарин. В качестве командующего подводным флотом Деницу сразу пришлось вступить в борьбу со сторонниками «больших кораблей». Дениц доказывал, что Великобритания крайне зависима от морской торговли и потому уязвима. Потеря торгового флота крайне тяжело отразится на состоянии экономики и как следствие вооруженных сил. Одним из наиболее эффективных средств уничтожения транспортных судов являлись как раз подводные лодки. Деницу все же удалось убедить руководство ОКМ в том, что у подводного флота есть будущее. К 1938 году Деницу потребовались субмарины океанского типа для действий на коммуникациях противника. После долгих споров Дениц в очередной раз добился своего и получил разрешение на строительство лодок такого типа, в дальнейшем игравших ключевую роль в действиях германских ВМС в Атлантике. Гросс-адмирал Редер, увлеченный крупными надводными кораблями, совсем не уделял внимания строительству подводного флота. В отличие от своего начальника Дениц считал, что 300 субмарин способны выиграть войну с Англией. Несмотря на все усилия Деница, к началу Второй мировой войны в его распоряжении находилось всего 56 подводных лодок, из которых только 22 были пригодны для действий в океане. Тем не менее к концу первого месяца войны Дениц на деле доказал, что подводный флот является весьма эффективным орудием ведения войны. Даже при относительной слабости подводных сил, германский военный флот с энтузиазмом начал войну против Англии. Основные усилия немецких ВМС были сосредоточены на уничтожении английского торгового флота. Первыми жертвами немецких субмарин стали суда, возвращавшиеся в свои страны – Англию и Францию. Эти корабли не были вооружены и не могли бороться с подлодками. Но вскоре торговые суда стали получать вооружение и гидролокаторы. Кроме того, англичане перешли к системе охранения транспортных судов боевыми кораблями и самолетами; нередко конвои проводились в стороне от обычных морских коммуникаций. Использование подводных лодок против военно-морского флота противника, как правило, не сулило успеха. Но были и исключения. В ночь с 14 на 15 сентября субмарина капитан-лейтенанта Гюнтера Прина проникла на внутренний рейд английской военно-морской базы Скапа-Флоу и потопила линкор «Ройял Оук». Столь успешно проведенной операции предшествовала тщательная подготовка. Самолеты-разведчики смогли обнаружить узкий проход в многочисленных заграждениях у входа на базу. Получив эти данные, Дениц спланировал весь боевой поход субмарины. Спустя три дня, поврежденный торпедами другой немецкой подводной лодки, в Бристольском заливе потонул английский авианосец «Корейджиес». Дениц питал надежду, что весной его лодки снова выйдут на коммуникации противника, но Редер приказал ему поддержать вторжение в Норвегию. Операцией в Норвегии закончился первый период борьбы подводных лодок в одиночку. Имеющиеся на вооружении типы субмарин вполне себя оправдали. Способные быстро погружаться и маневрировать, они обладали большим радиусом действия, были небольшими по размеру, малозаметными в ночное время, простыми и надежными в обслуживании. Немаловажным фактором была удивительная живучесть при атаках глубинными бомбами, позволявшая экипажам уходить от преследования и с каждым новым выходом в море получать опыт, который подводники других воюющих стран приобретали очень дорогой ценой. И до и во время сражения за Норвегию планомерных операций, предусматривавших скоординированные действия групп субмарин, не проводилось. Но когда нескольким подлодкам случалось действовать совместно, разработанная Деницем тактика взаимодействия всегда оказывалась верной. После разгрома Франции по настоянию Редера морская война против Англии возобновилась. Немецкая авиация и флот теперь имели все предпосылки для успешных действий против торгового флота противника. После падения Франции Дениц получил новые базы, расположенные гораздо ближе к британским коммуникациям. Путь немецких субмарин сократился в три раза. С июня по декабрь Англия испытывала огромные затруднения. Было потеряно 343 корабля. Все порты на южном и восточном побережье Великобритании были парализованы. Серьезные затруднения испытывала и Германия. К этому времени у Деница оставалось всего 57 подводных лодок, многие с различными повреждениями, полученными ото льда и глубинных бомб. Начинал сказываться крайне низкий темп производства подводных лодок. Только к концу 1940 года производство субмарин было доведено до шести в месяц. В течение первых двенадцати месяцев войны вступило в строй всего 29 новых субмарин, тогда как было потеряно 28. Но помимо улучшения стратегического положения на море в пользу немецких подводников играла и тактика совместных действий подлодок, разработанная Деницем. Против групп кораблей союзных конвоев действовали немецкие подводные лодки, также объединенные в группы – «волчьи стаи». Развернувшись в цепь, подлодки выжидали появления неприятельских судов. Как только какая-либо субмарина замечала вражеский конвой, она сразу же сообщала об этом другим подлодкам. Координируя свои действия друг с другом, а также с авиацией, там где это было возможно, немецкие подводники достигали значительных успехов. К концу 1941 года обстановка складывалась в пользу Германии, которой за два года удалось потопить столько судов, сколько британские и канадские верфи производили за четыре. Но после нападения японцев на Перл-Харбор Гитлер объявил войну США. После вступления США во Вторую мировую войну для немецкого подводного флота наступили тяжелые дни. Однако американцы не были в полной мере готовы к войне. Первое время корабли США ходили в одиночку, без эскорта, с горящими огнями. 15 января 1942 года Дениц отдал приказ топить суда противника у берегов Америки. К этому времени ВМС Германии располагали уже 260 подводными лодками, и ежемесячно вступали в строй еще около 20. К 10 мая уже было потоплено 303 корабля, при этом немцы потеряли лишь одну подлодку. Понесенные потери наконец заставили американцев присмотреться к опыту противолодочной борьбы, накопленному англичанами. Вскоре они также начали формировать конвои. Была усилена оборона побережья и прилегающих к нему морских районов. В результате германские подлодки во второй половине 1942 года были вынуждены вернуться в Атлантический океан. В начале 1943 года Редер вышел в отставку. Деницу присвоили звание адмирала флота и 30 января назначили главнокомандующим ВМФ. Однако к тому времени флот уже был на грани поражения. Быстро росли потери, а количество и тоннаж потопленных судов союзников неуклонно снижались. В марте 1943 года немецкие субмарины потопили 120 кораблей противника, но сами потеряли 11 субмарин. В следующем месяце 15 подлодок не вернулись на базу, а в мае союзники потопили 41 подлодку противника. Карл Дениц отдал приказ о выведении субмарин из Атлантического океана. В следующие три месяца удалось потопить 60 торговых судов противника, Германия потеряла 79 подводных лодок. Последнее сражение с участием немецких подлодок развернулось у берегов Франции в дни высадки союзного десанта. В бою участвовало 36 субмарин, более половины которых погибли. Всего же за лето 1944 года германские ВМС лишились 82 подлодок, потопив лишь 21 корабль противника. Общие потери немецких субмарин, с 1939 по 1945 год принимавших участие в «битве за Атлантику», составили 781 подлодку. А из 39 000 личного состава субмарин не вернулись домой 32 000 подводников. В завещании, написанном 29 апреля 1945 года, Гитлер назначил своим преемником Деница. О новом назначении адмирал Дениц узнал 30 апреля из радиограммы. Взяв на себя номинальное руководство Германией, Дениц перестал подчиняться директивам из Берлина. 2 мая он перенес столицу рейха в Мюрвик под Фленсбургом. Дениц приложил все усилия, чтобы прекратить войну с Западом. Все остававшиеся суда были направлены в балтийские порты, находившиеся еще под контролем вермахта. Войска получили приказ прикрывать эвакуацию мирного населения, а затем до последней возможности отступать на Запад. 23 мая по приказу Дуайта Эйзенхауэра, согласованному с советским командованием, правительство Деница было расформировано и арестовано. Вскоре Карл Дениц предстал перед Международным военным трибуналом. Его обвиняли в ведении тотальной подводной войны, не предусмотренной международным законодательством. Но Деницу в какой-то мере помог американский адмирал Нимиц, заявивший об аналогичных действиях американского флота. В итоге Карл Дениц был осужден как военный преступник и приговорен к десяти годам тюремного заключения. В 1956 году он был освобожден из тюрьмы Шпандау. После освобождения Карл Дениц поселился в небольшом городке в Западной Германии. Скончался Дениц 24 декабря 1980 года.