Денисов, Эдисон Васильевич
Русская музыка наших дней представлена рядом крупных фигур. Среди первых из них - москвич Э. Денисов. Имея за плечами обучение игре на фортепиано (Томское музыкальное училище, 1950) и университетское образование (физико-математический факультет Томского университета, 1951), двадцатидвухлетний композитор поступил в Московскую консерваторию к В. Шебалину. Годы исканий после окончания консерватории (1956) и аспирантуры (1959) отмечены влиянием Д. Шостаковича, который поддержал талант молодого композитора и с которым Денисов сдружился в ту пору. Осознав, что консерватория научила его тому, как писали, а не тому, как надо писать, молодой композитор занялся освоением современных методов сочинения и поисками своего пути. Денисов изучил И. Стравинского, Б. Бартока (его памяти посвящен Второй струнный квартет - 1961), П. Хиндемита («и поставил на нем крест»), К. Дебюсси, А. Шенберга, А. Веберна.
Собственный стиль Денисова складывается постепенно в сочинениях начала 60-х гг. Первым ярким взлетом нового стиля стало «Солнце инков» для сопрано и 11 инструментов (1964, текст Г. Мистраль): поэзия природы, с отголосками древнейших анимистских образов, выступает в наряде звонких радужных интенсивных музыкальных красок. Другая грань стиля - в Трех пьесах для виолончели и фортепиано (1967): в крайних частях это музыка углубленной лирической сосредоточенности, напряженная виолончельная кантилена с нежнейшими звучаниями рояля в высоком регистре, в контрасте с величайшей ритмической энергией асимметричных «точек, уколов, шлепков», даже «выстрелов» средней пьесы. Сюда же примыкает и Второе фортепианное трио (1971) - музыка сердца, тонкая, поэтичная, концепционно значительная. Стиль Денисова многосторонен. Но многое ходовое, модное в современной музыке он отвергает - имитацию чужого стиля, неопримитивизм, эстетизацию банальности, конформистскую всеядность. Композитор говорит: «Красота - одно из самых важных понятий в искусстве». В наше время у многих композиторов ощутимо стремление к поиску новой красоты. В 5 пьесах для флейты, двух фортепиано и ударных Силуэты (1969) из пестрой звуковой ткани вырисовываются портреты знаменитых женских образов - Донны Анны (из «Дон-Жуана» В. А. Моцарта), глинкинской Людмилы, Лизы (из «Пиковой дамы» П. Чайковского), Лорелеи (из песни Ф. Листа), Марии (из «Воццека» А. Берга). «Пение птиц» для подготовленного фортепиано и магнитофонной ленты (1969) вносит в концертный зал аромат русского леса, птичьи голоса, щебеты, другие звуки природы - источника чистой и вольной жизни. «Я согласен с Дебюсси, что видеть восход солнца это композитору может дать гораздо больше, чем прослушивание "Пасторальной симфонии" Бетховена». В пьесе «DSCH» (1969), написанной в честь Шостаковича (название - его инициалы), используется буквенная тема (на такие темы сочиняли музыку Жоскен Депре, И. С. Бах, сам "Шостакович). В других сочинениях Денисов широко применяет хроматическую интонацию EDS, дважды звучащую в его имени и фамилии: EDiSon DEniSov. Огромное влияние оказал на Денисова непосредственный контакт с русским фольклором. О цикле «Плачи» для сопрано, ударных и фортепиано (1966) композитор говорит: «Здесь нет ни одной народной мелодии, но вся вокальная линия (в целом даже и инструментальная) связана самым прямым образом с русским фольклором без всяких моментов стилизации и без всякого цитирования».
Фантастическое сочетание изысканной красоты утонченных звучаний и абсурдистского текста составляет основной тон десятичастного цикла «Голубая тетрадь» (на ст. А. Введенского и Д. Хармса, 1984) для сопрано, чтеца, скрипки, виолончели, двух фортепиано и трех групп колоколов. Сквозь невероятный гротеск и хлесткий алогизм («Там томился в клетке Бог без очей, без рук, без ног»... - Э 3) вдруг пробиваются трагические мотивы («Я вижу искаженный мир, я слышу шепот заглушенных лир» - Э 10).
С 70-х гг. все чаще Денисов обращается к крупным формам. Это инструментальные концерты (св. 10), замечательный Реквием (1980), но он - скорее высокая философская поэма о жизни человеческой. К лучшим достижениям относятся Скрипичный концерт (1977), лирически проникновенный Виолончельный (1972), оригинальнейший Concerto piccolo (1977) для саксофониста (играющего на разных саксофонах) и огромного оркестра ударных (6 групп), балет «Исповедь» по А. Мюссе (пост. 1984), оперы «Пена дней» (по роману Б. Виана, 1981), с большим успехом исполненная в Париже в марте 1986 г., «Четыре девушки» (по П. Пикассо, 1987). Обобщением зрелого стиля явилась Симфония для большого оркестра (1987). Эпиграфом к ней могли бы стать слова композитора: «в моей музыке лиризм - это самое главное». Широта симфонического дыхания достигается многообразным спектром лирических звучностей - от нежнейших дуновений до могучих волн экспрессивных нагнетаний. В связи с 1000-летием крещения Руси Денисов создал большое произведение для хора a cappella «Свете тихий» (1988).
Искусство Денисова духовно родственно «петровской» линии русской культуры, традиции А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого. Стремясь к высокой красоте, оно противостоит частым в наше время тенденциям упрощенчества, всеопошляющей легкодоступности поп-мышления. /Ю. Холопов/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.
род. 6 апр. 1929 в Томске. Композитор. В 1950 окончил Томское муз. училище (кл. ф-п.), в 1951 механико-математич. ф-т Томского ун-та. В 1956 окончил Моск. конс. (кл. композиции В. Я. Шебалина, кл. ф-п. B. С. Белова), в 1959 аспирантуру. С 1960 преподаватель Моск. конс. по кл. инструментовки и чтения партитур. Автор статей о творчестве Д. Д. Шостаковича, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, А. Веберна, C. С. Прокофьева и др.
Соч.: опера — Иван-солдат (либр. собств. по мотивам рус. сказок, 1959); для солистов, смеш. хора и орк. — оратория Сибирская земля (сл. А. Твардовского, 1960); для орк. — симфония (1955), Живопись (1970); для влч. с орк. — концерт (1972); для мал. симф. орк. — Симфониетта на тадж. темы (1957), Маленькая сюита (1958), 2 дет. сюиты (1958, 1959); для 2 струн. орк. и ударных — симфония (1962); для кларнета, фагота, ф-п. и струн. — Камерная симфония (1960); для сопрано, 3 чтецов и 11 инструментов — кантата Солнце инков (сл. Г. Мистраля, 1964); для клавесина и 12 стpун. — Crescendo e diminuendo (1965); для 11 дух. инстр. и литавр — Музыка (1961); для флейты, гобоя, ф-п. и ударных — камерный концерт (1963); для сопрано, ударных и ф-п. — Плачи (сл. народные, 1966); для тенора и 7 инстр. — 5 Geschichten fom Herrn Keuner (сл. Б. Брехта, 1966); для гобоя, арфы и струн. трио — Романтическая музыка (1968); для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны — квинтет (1969); 2 квартета (1957, 1959); для сопрано, флейты, скр., валторны и клавесина — Итальянские песни (сл. А. Блока, 1964); для флейты, 2 ф-п. и ударных — Силуэты (1969); для кларнета, ф-п. и ударных — Ода (1968); для кларнета, тромбона, влч. и ф-п. — D-S-C-H (1969); для баса и 3 тромбонов — Песни Катулла (1962); для скр., альта и влч. — трио (1969); для ф-п., скр. и влч. — 2 ф-п. трио (1954, 1971); для скр., кларнета и фагота — трио (1957); для клавесина (или подготовленного ф-п.) и магнитофонной ленты — Пение птиц (1969); для ф-п. — Вариации (1961); для ф-п. в 4 руки — 3 пьесы (1967); для скр. и ф-п. — соната (1963); для 2 скр. — соната (1960); для влч. и ф-п. — соната (1971), 3 пьесы (1967); для альтового саксофона и ф-п. — соната (1970); для флейты и ф-п. — соната (1960); для сопрано и орк. — Осенняя песнь (сл. Ш. Бодлера, 1971); для 13 солистов — Осень (сл. В. Хлебникова, 1968); для голоса с ф-п. — 2 песни на сл. Р. Бернса: Маленькая баллада, Дженни (1951), циклы: Ноктюрны (сл. Бо Цзюй-и, 1953), Страдания юности (сл. Г. Гейне, 1957), Родная сторона (сл. А. Прокофьева, 1959), Веселый час (сл. рус. поэтов XVIII века, 1961), 2 песни на сл. И. Бунина (1970); музыка к спектаклям, и фильмам; записи и обр. рус. нар. песен.
Денисов, Эдисон Васильевич
(06.04.1929, Томск — 24.11.1996, Париж) — один из крупнейших русских композиторов ХХ века, музыковед и музыкально-общественный деятель. В 1951 окончил физико-математический факультет Томского университета (одновременно занимался в городском музыкальном училище), в 1956 — Московскую консерваторию (класс композиции В.Я. Шебалина), и там же в 1959 году — аспирантуру. С 1959 — преподаватель Московской консерватории (профессор с 1992), работал преимущественно на кафедре инструментовки (одно время вел класс анализа и впоследствии — композиции).
Творческая судьба Эдисона Денисова складывалась непросто: его взгляд на музыку и видение перспектив ее развития во многом не соответствовали официальной идеологии, он прослыл "диссидентом" и долгие годы был известен больше за рубежом, чем в собственной стране. На родине заслуги Эдисона Денисова перед российской и мировой музыкальной культурой были признаны и отмечены официальной властью лишь незадолго до его смерти: в 1990 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств России, а в 95-ом — Народного артиста России.
На рубеже 50—60-х годов Денисов заявил о себе как бесспорный лидер движения, стремившегося воспринять достижения западной современной музыки (А.М. Волконский, С.А. Губайдулина, А.Г. Шнитке, в республиках — А. Пярт, В. Сильвестров и др.). Начиная с 1960-х годов он установил прочные связи с представителями "авангарда" в других странах, способствуя тем самым как знакомству Запада с деятельностью музыкантов, живших в СССР, так и распространению в стране знаний о тенденциях западной музыки; с этого же времени сочинения Денисова часто исполнялись за рубежом и публиковались в западных издательствах. В 1989 году выступил инициатором создания Ассоциации современной музыки, являлся ее президентом.
Творческое наследие Денисова очень многообразно в жанровом отношении. Помимо вокально-инструментальных сочинений (среди них одним из наиболее значительных является "Реквием" для солистов, хора и оркестра на слова Франциско Танцера и литургические тексты, 1980), камерно-инструментальных и вокальных сочинений, им написаны три оперы ( "Солдат Иван", опера в трех актах по мотивам русских народных сказок, 1956—1959; "Пена дней" по роману Бориса Виана, 1981, считающаяся центральным сочинением композитора; и одноактная опера "Четыре девушки", 1986), балет "Исповедь" (поставлен в 1984), две симфонии для большого оркестра, две камерные симфонии, многочисленные концерты для различных солирующих инструментов — виолончели, фортепиано, скрипки, альта, гобоя, кларнета, флейты, саксофона, гитары. Денисову принадлежит также музыка к спектаклям и фильмам. Он автор ряда музыковедческих работ, первых в России музыкально-теоретических исследований, посвященных современным принципам композиции.
Для гитары Эдисоном Денисовым написаны: Соната для флейты и гитары (1977), Соната для гитары соло в 3 частях (1981), "In Deo speravit cor meum" для скрипки, гитары и органа (1984), Гитарный концерт (1991), Концерт для флейты и гитары (1996). Некоторые их этих сочинений были написаны специально для немецкого гитариста Райнберта Эверса, который и стал их первым исполнителем.
Денисов,
Эдисон ВасильевичРод. 6 апреля 1929 г., в Томске, ум. 24 ноября 1996 г., в Париже. Композитор-авангардист, теоретик музыки (работы главным образом посвящены музыке XX в.). Преподавал в Московской консерватории (класс анализа, с 1959). Среди произведений — концерты, симфонии, оратории, оперы, балеты: "Солнце инков" (камерная кантата, 1964, запрещена к исполнению в СССР), "Итальянские песни" (для сопрано и 4 инструментов, 1965), "Ода" (для кларнета, фортепиано и ударных, 1968), "Романтическая музыка" (для гобоя, арфы и струнного трио, 1968), "Живопись" (инстр. концерт, 1970), "Осенняя песнь" (для сопрано и большого оркестра, 1971), "Реквием" (для солистов, хора и оркестра, 1980), "Пена дней" (опера, 1981), балет "Исповедь" (1984) и др., инструментовки. Завершил и оркестровал оперы "Родриг и Химена" К. Дебюсси (1992) и "Лазарь" Шуберта (1994).
Денисов, Эдисон Васильевич
Композитор, народный артист России; родился 6 апреля 1929 г.; окончил физико-математический факультет Томского государственного университета и Московскую консерваторию по классу композиции; автор оперы "Пена дней", балета "Исповедь", других вокально-инструментальных произведений, а также теоретико-музыковедческих работ.