(р. 04.12.1952) — спец. в обл. гносеологии и филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Миасс Челябинской обл. Окончил филос. ф-т Уральского гос. ун-та (1982), асп. Томского гос. ун-та (1988). Проф. кафедры филос. Омского гос. пед. ун-та. Канд. дисс. — "Рецептурное знание и его роль в генезисе теоретических схем естественных наук" (1988). Докт. дисс. — "Рассудок и разум в человеческой активности" (1995). Объектом филос. иссл. Д. выступают проблемы генезиса естественно-науч. знаний, истинности и объективности процесса познания, а также обоснования основополагающей роли нравственности в становлении человека. В основу решения проблемы генезиса естественно-научных знаний Д. кладет идею практич. обусловленности теор. представлений человека о мире, о познании как схематизации предметных структур практич. деятельности и знании как схемы объектной стороны практики. Под схемой понимается система абстрактных объектов, связи и отношения к-рых воспроизводят существенные особенности как практич. операций, так и предметов, составляющих содержание этих операций. При этом Д. подчеркивает огромную роль, с одной стороны, техн. знания и, с др. стороны, филос. в становлении естественно-науч. схем. Донаучное техн. знание, осн. формой организации к-рого являются рецепты, предварительно схематизирует природные закономерности, проявляющиеся через конкретные искусственные предметные структуры практики. Д. зафиксированы и исследованы конкретные механизмы и закономерности предварительной схематизации на материале ремесленного производства и совр. инж. знания. В последующем Д. сосредоточивает иссл. интерес на проблеме специфики разума и рассудка. Огромный слой техн. знания является, по мнению Д., продуктом рассудка, в то время как специфика разума связывается им с направленностью техн. деятельности на достижение высших целей. Рассудок рассматривается Д. как форма проявления животных, неразумных начал в человеч. активности. Анализируя специфику доминирующих тенденций в западноевроп. культуре, Д. приходит к выводу о ее рассудочности и преобладании в западноевроп. духовности животных начал, специфика к-рых заключается в стремлении к индивидуальному выживанию. Особое значение в творч. Д. имеет тема проявления животных и человеч. начал в познавательной деятельности. По его мнению, своеобразной формой проявления животных, низших начал в человеч. духовности является субъективизм. Субъективизм как гносеол. категория получает антропологическое звучание. В трудах Д. обосновывается большая роль разума в процессах познавательной и поведенческой активности человека. Иссл. Д. направлены на сближение гносеологии и антропологии как разделов филос., результатом этого становится своеобразная ан-тропологизация знания.
Соч.
: Закономерности развития рецептурного знания. [В соавт.] // Практическая природа научного познания. Томск, 1989; Предпосылки и основные закономерности процесса непосредственной схематизации практики // Практическая природа познания. Томск, 1989; Разум и рассудок в структуре человеческой активности. Томск, 1993; Человеческое и животное в человеке. [В соавт.]. Омск, 1995; Естественные и технические науки в мире культуры. [В соавт.]. Омск, 1997.