ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ Алексей Козьмич

Найдено 1 определение
ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ Алексей Козьмич
1863 или 1864 (Екатеринбург) - 1926 (пос. Уссекирке, Финляндия; ныне пос. Поляна Ленингралской обл.). Живописец, художник-камнерез. Сын рабочего-горняка. художника-самоучки Козьмы Денисова, чьи работы из самоцветов экспонировались на выставках в Петербурге и Москве. В 1884 получил от ремесленной управы Екатеринбурга звание мастера рельефного мастерства. В 1880-е удостоился наград за камнерезные изделия на Уральской и Казанской научно-технических выставках, на выставке в Копенгагене (1888) и на Всемирной выставке в Париже (1889). В 1887 по совету писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка приехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу ОПХ. В частых поездках по Уралу исполнил пейзажи, в которых запечатлел разнообразные явления природы, растительность и геологические особенности края: «Лесной пожар» (1888 и 1897; золотая медаль на Международной выставке в Сент-Луисе в 1904), «Средний Урал» (1894), «Вершина Полюда» (1898), «Шинхан» (1901), «Река Тискос» (1909). В ряде работ, по выражению биографа, запечатлел «портрет камня»; «Камень Узкий на реке Чусовой», «Полюдов камень », «Камень высокий». Писал также виды уральских деревень, сцены добычи и переработки полезных ископаемых: «Кувшинский завод», «Геологический разрез», «Добыча аметистов». Участвовал в Весенних выставках в залах АХ (1898, 1899), выставках Общества русских акварелистов (1895, 1896, 1898, 1908, 1910), С.-Петербургского общества художников (1907, 1908). Был казначеем «Мюссаровских понедельников » (Общества для оказания помощи семействам художников). В 1900/01 провел персональные выставки в Екатеринбурге и Перми. В 1902 и 1911 организовал в Петербурге выставки «Урал и его богатства», на которых показал свои картины, скульптуры из самоцветов и образцы минералов. С 1902 подписывался «ДенисовУральский». Продолжал заниматься камнерезным искусством: исполнял декоративные чернильницы, пресс-папье, фигурки из самоцветов, «наборные картины» (макеты горного пейзажа из самоцветов на фоне акварельной живописи) и «горки» (коллекции камней, соединенных в виде миниатюрных гротов). Создавал сложные фигуры, составленные из разных камней («Попугай», «Индюк»). В 1912 организовал в Петербурге Общество содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального производства «Русские самоцветы». Открыл ювелирную камнерезную мастерскую и магазин (на наб. Мойки, 42; с 1911 - на Большой Морской, 27), успешно конкурировал с Домом Фаберже. В 1916 создал серию карикатурных скульптур из самоцветов «Аллегорические фигуры воюющих держав» (восковые формы Г. И. Малышева), которые были показаны им на специальной выставке в Петрограде. В художественном творчестве и в общественных выступлениях стремился обратить внимание на ценность природных богатств Урала, призывал к рациональному и бережному отношению к его ресурсам. В 1903 участвовал в I Всероссийском съезде деятелей геологического и разведывательного дела в Петербурге. В 1911 стал одним из инициаторов съезда горнопромышленников в Екатеринбурге и разработал проект о льготах на промышленную добычу драгоценных камней. В 1917 обратился к Временному правительству с проектом разработки месторождений самоцветов. Перед революцией поселился на даче в финском поселке Уссскирке, близ Петрограда. В мае 1918 поселок был отрезан советско-финляндской границей. В последние годы писал серию картин, посвященных Уралу, и работал над рельефной лепной картой «Уратьский хребет с птичьего полета». В мае 1924 телеграфировал Уральскому обществу любителей естествознания о готовности передать 400 полотен, обширную коллекцию минералов и изделий из камня в дар городу Свердловску. Судьба и местонахождение большей части этого дара неизвестны, как неизвестно и местонахождение могилы художника. Представлен в ГРМ («Пейзаж с озером»), музее Горного института и Музее железнодорожного транспорта в Петербурге («Горки»), музеях Екатеринбурга, Перми, Иркутска и в частных собраниях. Большинство камнерезных работ утрачено.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999