, Фортунато (Depero, Fortunato) 1892, Фондо, Южный Тироль — 1960, Роверето. Итальянский художник. Представитель футуризма. С юных лет посвятил себя рисунку, живописи, скульптуре, однако специального образования не получил. В 1913 переехал в Рим, где присоединился к футуристическому движению. В 1915 вместе с Балла выпустил Манифест футуристического переустройства мира. В живописи Деперо комбинации абстрактных форм, напоминающие вращающиеся механические системы (турбины, пропеллеры, динамо-машины), чередуются с фигуративными построениями по мотивам ярмарочного театра, народной игрушки, кукол-марионеток (Абстрактная живопись, 1915, Роверето, Футуристический музей Деперо; Автоматы, 1916, Милан, частное собрание; Балерина-идол, Рим, частное собрание). С 1917 активно включился в театральную деятельность, сотрудничал с С. П. Дягилевым, Ж. Клавелем, А. Дж. Брагалья. Много занимался прикладным искусством. В его живописи конца 1910—1920-х пространство членится на четкие зоны и ярусы по типу трансформирующихся сценических установок, непропорционально крупные фигуры подчеркивают условность этих стереометрических построений (Я и моя жена, 1919, Милан, частное собрание). Путешествуя по Италии, осуществлял различные декоративные проекты в мелких гостиницах, называя себя "художником постоялых дворов". В 1928—1930, пребывая в Нью-Йорке, занимался рекламой, оформительским искусством, организацией выставочных экспозиций. Часто выступал как художественный критик и теоретик искусства. После второго посещения Нью-Йорка (1947) окончательно обосновался в Роверето, где открыл Футуристический музей Деперо.
Лит.: Crispolti E. Il secondo Futurismo: 5 pittori + 1 scultore. Torino, 1962; Passamani B. Depero: Catalogo. Bassano del Grappa, 1970.
В. Крючкова
0.00 байт
Виртуализация массовой культуры: смена культурной локализации и деперсонификация социальных ролей
Автор анализирует трансформации гендерных ролей в контексте развития современной массовой западной культуры, которая рассматривается как часть культуры потребления.