постройки из древесины. Деревянные сооружения древнекаменного века до нас не дошли. Они редко переживают два-три поколения людей, кроме того, часто гибнут при пожарах. Не случайно при раскопках археологи встречаются чаще всего с обгоревшими остатками деревянных конструкций. Глинобитные же и каменные строения сохранились хорошо, поэтому изучены полнее.
На территории лесной полосы уже в каменном веке сооружались как прямоугольные в плане наземные дома, так и округлые, земляночного типа с перекрытиями из бревен. Встречаются и остатки сооруженных из хвороста и жердей летних шалашевидных сооружений. На Урале землянка на стоянке энеолита Суртанды была вырублена в скале и перекрыта бревнами. Наиболее мощный очаг внутри землянки расположен у входа. В каменном веке стали сооружать и деревянные тамбуры, способствовавшие сохранению тепла в помещении. Дерево, если оно находится постоянно в воде, напр., в торфяниках, сохраняется тысячелетия. Именно поэтому в Горбуновском торфянике на Урале, в Сахтышском на Верхней Волге, в Веретье у Каргополья сохранились остатки деревянных строений эпохи мезолита и неолита. В эпоху бронзы бревенчатые строения господствовали даже в степной зоне напр., одна из крупных культур II тыс. до н.э. называется срубной, поскольку для нее характерно преобладание срубных сооружений (бревенчатые срубы тогда ставили даже внутри могил).
На большей части территории нашей страны Д.А. господствовала вплоть до X в. почти безраздельно. Для др.-рус. традиционного крестьянского жилища было характерно соединение отдельных небольших срубов (избы, сени, клети) в одно конструктивное целое. Напр., на с. возводились большие срубные сооружения, включавшие в единый комплекс жилье и хозяйственные постройки.
Огромные с. дома ставились на высоком подклете, перекрывались двускатной тесовой крышей и выходили торцовой стороной на улицу. В деревнях среднерус.
полосы и подклет, и сами избы были ниже и меньше по размерам. Покрывались они не только тесовыми, но и соломенными крышами. Дворовые постройки, примыкавшие непосредственно к дому, здесь не составляли с ним единого целого. Еще больше отличался тип жилища южнорус. деревень черноземной полосы. Прямые и широкие улицы были образованы здесь рядами низких рубленых изб под четырехскатными, почти всегда соломенными крышами. Сзади к избам примыкали хозяйственные постройки, образовывавшие открытый сверху двор.
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА
Источник: Археологический словарь. 1996
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА
в области представлена гл. обр. либо культовыми зданиями (церкви, часовни, мечети), либо жилыми домами гор., крест. и помещичьих усадеб. Церкви имеют, как правило, традиц. продольно- осевую композицию с храмом типа «восьмерик на четверике». Их разнообразие достигается за счет различных комбинаций завершений колокольни и храма. Наибольшее распространение получили церкви, храмовая часть к-рых покрыта куполом (Поим Белинск. р-на, 1903; Дубровки Камешк. р-на, 1909; План и Кунчерово Неверк. р-на, 1886, 1882). Разновидностью таких церквей являются одноглавые церкви с шатровой колокольней, ориентир. на традиции камен. культового зодчества 17 в. (Теряевка Неверк. р-на, 1753; Б. Садовка и Балук Сосновобор. р-на, 1900 и нач. 20 в.). Привнесение в их архитектуру барочных мотивов позволило не только приглушить диссонанс между разнотипными завершениями колокольни и храма, но и придать всему объему церкви определ. изящество, к-рым отличалась церковь во имя Иоанна Предтечи в с. Комаровка Кузн. р- на, построенная в 1776 и ныне утраченная. У ряда церквей можно наблюдать сочетание шатровой колокольни с таким же завершением храма: в Корсаевке и Н. Каштановке Белин. р-на, 1873 и 1870; в Новокрещене Городищ. р-на, 1869, и в Сурмине Кузн. р-на, 1928. Причем в последней и обычные для венчающей части завершений главки заменены на небольшие шатры. У остальных же церквей для усиления их выразительности грани шатров изломаны щипцами. К единичным сооружениям в области относятся церкви с пятиглавыми (Тешнярь Сосновобор. р-на, 1897) либо пятишатровыми (Нечаевка и Ребровка Никольск. р-на, 1887 и 1896) храмами. У последней имеется аналог в камен. зодчестве – церковь в с. Карповка Серд. р-на. Уникальной для Пенз. обл. была 9-главая церковь центричной композиции в с. Каменка Кузн. р-на, построенная в «русском» стиле, сочетающая в себе традиции камен. узорочья 17 в. и рус. нар. дерев. архитектуры. К центричным относится также и небольшая церковь в с. Сосновка Кузн. р-на, 1863, отмеченная с трех сторон классич. портиками, придающими ей законченность образа и лаконичность. Сооружением в 1994 в пригороде ПЕНЗ. Ахунах шатровой шестиглавой Никольской церкви (арх. Д. А. Борунов) была восстановлена прерванная за годы сов. власти преемственность в стр-ве правосл. храмов на терр. Пенз. обл. Жилые дома можно условно разделить на здания, типичные для данного региона, и сооружения, резко выделяющиеся на фоне рядовой застройки. Индивидуализация крест. жилища началась в кон. 19 в., городского чуть раньше, с 1870-х гг., в результате проникновения в дерев. стр-во пропильной резьбы, в к-рой особенно большое распространение получили растит. мотивы. На улицах ПЕНЗ. можно встретить еще немало домов, украшенных дерев. резьбой. Среди них вершиной фантазии и мастерства является дом лесопромышленника С. Л. Тюрина (см. Тюрины) (ул. Куйбышева, 45-а), в к-ром сейчас размещается Музей народного творчества – девятиоконный особняк с мезонином, весь покрытый дерев. резным кружевом. К интересным пам. дерев. жилой арх-ры ПЕНЗ. относится дом надв. советника Г. М. Лысова (ул. Куйбышева, 15), построенный в сер. 19 в., на гл. фасаде к-рого можно видеть украшения, выполненные в редкой для ПЕНЗ. технике объемной резьбы. Примером воплощения в дереве приемов, характерных для камен. зодчества, является дом О. И. Копыловой (ул. Володарского, 9). Появившийся в нач. 20 в., он обогатил дерев. архитектуру ПЕНЗ. необычным сплавом нар. традиций и принципов классицизма. Широкое использование в декоре дерев. резьбы порой придает дому такое своеобразие, что он становится произв. иск-ва (напр. два дома-близнеца на ул. Ключевского, № 24 и № 26; дома по ул. Гладкова, 24; ул. М. Кочетовка, 1; ул. Гоголя, 33). Однако большинство домов в ПЕНЗ. запоминаются не столько своим обликом в целом, сколько отд. фрагментами, среди к-рых представляют интерес чисто Пенз. элементы. К ним прежде всего следует отнести навершие оконного наличника с накладной конструкцией, напоминающей скворечник, к-рое можно видеть на домах, расположенных по адресам: ул. Гоголя, 14 и 20; ул. Урицкого, 58; ул. Революционная, 73; ул. Суворова, 82 и др., а также в с. Бессоновка на доме близ ж. д. (ул. Пристанционная, 13), испытавшем на себе влияние гор. архитектуры. Свои отличит. особенности в декоративном оформлении дерев. жилых домов имеет каждый нас. пункт области. Так, в Бессоновке на ул. Центральной выделяется неск. трехоконных домов (№ 172, 208, 238), характерными чертами к-рых являются: почти полное отсутствие у фронтонов нижней части, заполнение всего тимпана и стяжки растит. орнаментом и увенчание фронтона гребнем из просечного железа. Большое разнообразие видов среди деревянных жилых домов наблюдается в Кузнецке, напр. два небольших домика (ул. Кирова, 216, и Стекловская ул., 96), выполненные одним мастером, нижняя часть фронтона к-рых в своей ср. части изогнута дугой вверх, а в образовавшемся поле помещены резное изображение полусолнца и даты их постройки – 1927 и 1928. Необычным является пятиоконный дом (ул. Калинина, 145) с тремя щипцами, увенчанными шпилями. Оригинально решен и фасад дома № 32 по ул. Дарвина: его окна имеют треуг. и трапециевидные завершения, а щипец – объемное заполнение в виде трех дугообразных подзоров. В декоративном оформлении жилых домов Кузнецка можно выделить два осн. направления: украшение их ажурной пропильной резьбой, преим. растит. характера (ул. Белинского, 213; ул. Калинина, 82 и 163; ул. Кирова, 204, 211 и 225; Овражная, 26), придающее зданию выразительность, и исполнение накладных элементов геометрич. формы, характерное для нач. 20 в. В последнем случае происходит явное обеднение архитектуры. Лишь в отд. случаях этот прием оказывается оправданным – при оформлении крупных зданий, там, где их выразительность достигается общей композицией фасада либо оригин. деталями, акцентирующими на себе внимание: фигурными аттиками, пинаклями (ул. Калинина, 130), шатром (ул. Кирова, 161). В Беднодемьяновске наряду с традиц. дерев. домами имеется неск. особняков (ул. Коммунальная, 31; Красный проспект, 31, и Революционная ул., 7), вход в к-рые осуществляется через объемы, покрытые шатрами. В Наровчате лучшим памятником Д. а. является дом, располож. на углу ул. К. Маркса и Советской, богато украшенный пропильной резьбой, эффектно выделяющейся на фоне необшитого сруба. Отличит. особенность зданию придает его угловая часть, имеющая шатровое завершение с врезанными в него с двух сторон треуг. фронтонами. Наиб. выдающиеся памятники жилой Д. а. связаны с усадебным строительством. К сожалению, лучшие из них уже утрачены. Это прежде всего двухэтажный дом помещиков Араповых в Бессоновке, построенный в 1-й пол. 19 в., к-рый имел со стороны парка выступающую по центру полуротонду, окруженную галереей из спаренных коринфских колонн, типичный образец позднего классицизма. Другим памятником дерев. архитектуры был гл. дом усадьбы Шуваловой- Долгоруковой в Земетчине, сочетающий оригинальную объемно- пространств. композицию и характерные для нар. зодчества приемы декоративного оформления. Уникальным элементом декора было помещенное на фронтоне здания огромное изображение солнца – образец умелого использования несложной пропильной резьбы для достижения большей выразительности. В декоре дома помещицы Рихтер в с. Ст. Потловка Колышл. р-на весь акцент сделан на фигурном аттике, украшенном дерев. резьбой и шпилями. Традиция украшать жилые здания пропильной резьбой нашла продолжение в сов. время. В с. Рус. Камешкир не только отд. дома, но и целые улицы являются своеобразными памятниками Д. а. Разработанные жителями этого села бр. Сорокиными орнаменты и мотивы дерев. убранства использованы в гражд. обществ. архитектуре: в украшении трактира «Золотой петушок», ставшего одним из наиб. заметных памятников Д. а. 2-й пол. 20 в. в ПЕНЗ., кафе «Засека», построенном на окраине ПЕНЗ. в 1978 по проекту того же автора, Пенз. худ. А. В. Маматкадзе, где использовались приемы древнерус. теремной архитектуры. К почти не сохранившимся памятникам Д. а., без к-рых раньше немыслим был ни один сел. ландшафт, относятся ветряные мельницы, существующие в наст. время в д. Никифоровке Иссин. р-на и в с. Озерках Сосновобор. р-на. Лит: Пензенская епархия; Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912; Назарова Н., Савин О. Таланты народные. А. И. Дворжанский. А. А. Чистякова.
Источник: Пензенская энциклопедия.