Дерево

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

Дерево
евр. эц. Дерево в Библии часто символизирует царей и могущественных людей (Пс. 36:35; Ис. 2:13; Дан. 4; Зах. 11:1 и дал.). В Едеме были одно дерево жизни и одно — познания добра и зла (Быт. 2:9, 17). О дереве жизни в Божием раю см. Отк. 2:7; 22:2.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ДЕРЕВО
Главные деревья в Палестине описываются в нашей Энциклопедии каждое под его собственным названием. Они сгруппированы вместе следующим образом писателем кн. Екклезиаст: я возвысился как кедр Ливанский и как кипарисовое дерево в горах Ермонских. Я возвысился как пальмовое дерево в Енгадди и как розовое растение в Иерихоне, как прекрасное оливковое дерево на плодоносном, поле, и взрос как дерево в равнине при воде. Как терпентиновое дерево, я простер свои ветви, и мои ветви суть ветви чести и благости. Как виноградная лоза, я издавал приятное благоухание, и мои цветы суть плод чести и богатства. Деревья упоминаемые в Свящ. Писании суть следующие: миндальное дерево (Быт 43:11), красное дерево (3Цар 2:12), яблоня (Песн 2, 3), ясень (Исх 44:14), кедр (3Цар 10:27), кипарис (Ис 44:14), фиговое дерево (Вт 8:8), смоковница, гранатовое дерево (Вт 8:8), можжевеловое дерево (3Цар 19:4,5), горчичное дерево (Мф 13:32), ситтим (Исх 36:29), теревинфовое (Ис 6:13) и др.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Дерево
широко использовалось в античности как материал для обработки, применялось намного шире, чем металлы. Из Д. строили дома, корабли, лодки, мосты, палисады, дорожные укрепления, колодцы. Это был осн. материал для изготовления сельскохозяйств. орудий и домашних инструментов: повозок, плугов, ткацких станков, седел, соковыжималок, прессов, желобов, корыт. Деревянными были лопаты, тарелки, чашки, кубки, даже оружие — луки, стрелы, пики, щиты — и орудия пытки. Из Д. делались музыкальные инструменты, скульптуры. Реже Д. употреблялось для изготовления мебели, чанов и, в связи с климатич. условиями, в качестве топлива (тем не менее термы поглощали огромное количество древесного угля). Рост потребления Д. вел к уничтожению лесов. Универсальное применение Д. требовало использования широкого набора древесных пород от клена до кедра и кипариса, а также хорошего знания свойств различных видов Д. Кроме самой древесины, использовались также лыко, прутья, хворост, корни. Набор инструментов для обработки Д. был бедным. Пилы и рубанки были еще мало производительны. Из Д. вырезали, его обтачивали, сверлили дыры для штифтов, которые заменяли гвозди, изгибали Д. путем его пропаривания. Для обработки Д. использовали верстак. Изображения работ с Д. встречаются довольно редко.
        
        рис. Верстак для обработки дерева (по настенной живописи в Помпеях).

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Жемчужное дерево» Хуан-ди и гибель городов Луншаня

Блюмхен Сергей Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Дерево в традиционном удмуртском мировоззрении

Шутова Надежда Ивановна
Статья посвящена анализу значения и функции природных объектов дерева, рощи, леса, в формировании сакрального пространства, в мифологии, в культовой и магической практике удмуртов.
Читать PDF
0.00 байт

Дерево у могилы. На кладбищах северо-восточной Карелии

Конкка Алексей Петрович
Статья посвящена функции дерева в погребальном обряде на материале изучения кладбищ Северо-Восточной Карелии; резюмируются также данные о топографии кладбищ.
Читать PDF
0.00 байт

«Жемчужное дерево» и «Повелитель луны»: возникновение государства мамлюков

Зеленев Евгений Ильич
На основе арабских источников, среди которых важное место занимает хроника выходца из мамлюкской среды Бейбарса аль-Мунсури (ум.
Читать PDF
0.00 байт

Дерево в охотничьем снаряжении человека каменного века (экспозиция музея под открытым небом институт

Волков Павел Владимирович
Статья посвящена экспериментальным исследованиям в археологии каменного века.
Читать PDF
0.00 байт

Образ «Дерево-конь» в славянской народной культуре

Синчук Светлана Дмитриевна
В статье на материале славянской народной культуры рассматривается вопрос об отождествлениях образа коня и образа дерева, когда-то бытовавших у древних славян.
Читать PDF
0.00 байт

Дерево у Святому письмі

М. І. Моздир
Місце дерева як активний об'єкт світопоглядного та реального життя народів Біблійних часів. Вже перша книга Святого Письма "Буття" засвідчує його особливу позицію у створеному Богом світі, долі людини, майбутньому людства.
Читать PDF
0.00 байт

Дерево як символ упорядкованості світу в українському життєбаченні

М. А. Скринник
Символ дерева як архетипну форму колективного несвідомого у "Кобзарі" Т. Шевченка автор аналізує через ключові бінарні опозиції "космос – хаос", "життя – смерть". "правда – кривда", "Україна – імперія".
Читать PDF
0.00 байт

Дерево як символ благополуччя у традиції житлового будівництва українських горян

Т. М. Файник
Житлова будівельна традиція українців Карпат уподовж віків базувалась на поєднанні прагматичних побутово-господарських потреб з турботою про забезпечення зв'язків з добрими духовними силами, з природним оточенням.
Читать PDF
0.00 байт

«Первое» дерево славянского дендрария: доминантные признаки в структуре символа

Агапкина Татьяна Алексеевна
The article discusses main features of the Slavic ethnic and cultural concept of «oak» in their folklore, ritual and mythological implementations.
Читать PDF
0.00 байт

Типы средневековых дерево-земляных оборонительных сооружений и способы их возведения

Губайдуллин Айрат Маратович
В статье рассматриваются основные типы оборонительных сооружений, которые возводились в Средние века из дерева и грунта, а также способы, которые применялись для их строительства.
Читать PDF
0.00 байт

Ель с золотой вершиной, или дерево предков (материалы по карельской мифологии и обрядности)

Конкка А.
Статья посвящена роли ели в карельских народных представлениях и обрядах. В карельской эпической поэзии «ель с золотой вершиной» имеет признаки Мирового древа и связана с основными героями эпоса Вяйнямёйненом и Илмариненом.
Читать PDF
0.00 байт

ЕЛЬ КАК ДЕРЕВО ЛЕСНЫХ ДУХОВ В ТРАДИЦИОННЫХ ВЕРОВАНИЯХ И ОБРЯДАХ КАРЕЛ И НАСЕЛЕНИЯ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИ

Конкка Алексей
Цель исследования, включая опубликованную ранее первую часть, показать роль, которую занимала ель в карельской мифологии и обрядности, в частности ипостась мирового древа, жертвенное дерево семьи и рода и главное дерево потусторон
Читать PDF
0.00 байт

Дерево в современнойархитектуре малых форм

Самолькина Елена Григорьевна
Дан обзор архитектуры малых форм, выполненных из дерева. Приведен анализ основ применения малых архитектурных форм, определена их роль и место в архитектурно-пространственной среде.
Читать PDF
0.00 байт

Дерево в русской анималистической скульптуре XIX-XX вв. О методе работы анималиста

Портнова Ирина Васильевна
Темой статьи является анализ деревянной анималистической скульптуры XIX-XX веков. В этом жанре пластические свойства одного из древних материалов дерева были раскрыты наиболее отчетливо.

Похожие термины:

  • Благовонное дерево

    От 18.12)-несколько разновидностей дерева из породы хвойных, растущих в основном в северной Африке, с очень твердой древесиной и приятным запахом, Возможно, имеются в виду различные благовония, добыв
  • Большое Дерево

    Кайова. Родился пр. в 1845–1847 гг. в Техасе. В мае 1871 г. кайовы под руководством шамана Маманти устроили засаду на дороге между фортами Белкнап и Ричардсон, атаковали караван из 10 фургонов, убили 7 п
  • черное дерево

    Иез 27.15)-или эбеновое дерево, одна из пород тропических деревьев с темно-красной, коричневой и чер­ной древесиной. (См. красное дерево)
  • дерево познания добра и зла

    Быт 2.9,17)-единственное дерево в раю, плодов которого Адаму было заповедано Господом не вкушать, но которых он, поддавшись искушению, вкусил (и продолжает вкушать).
  • ФИИННОЕ ДЕРЕВО

    вообще, красивое дерево (От 18:12), с ароматическим запахом, или в частности дерево из рода вечно зеленеющих, и похожее на кипарис, которое высоко ценилось за свою ароматичность и за свою пригодность д
  • финиковое дерево

    Исх 15.27)-финиковая пальма (см.).
  • Гранатовое дерево

    Вт 8.8; 1Ц 14.2; Иол 1.12; Агг 2.19)-дерево из породы миртовых с красноватой корой, ярко-красными цветами без запаха и сочными плодами (гранатами) в жесткой кожуре.
  • Грушевое дерево

    (греч. apion, лат. pirum). Етитпяне и семитские народы Г. д. не культивировали. Гомер упоминает Г. д. в саду у Антиноя. К римлянам оно попало из Греции, Карфагена и Александрии. Назв. сортов Г. д. (примерно 35, 1 в
  • Тутовое дерево или шелковица

    2 Цар. 5:23 и дал.; 1 Пар. 14:14 и дал.), по евр. «бака» (плач). Вероятно, долина плача получила свое название от этого дерева (Пс. 83:7).
  • Кориандровое дерево

    растение, имеющее вид зонтика ( Coriandrum Sativum ) с шарообразными семенами пряного запаха. Этому семени уподобляется посланная Богом в пустыне манна (Исх. 16:31).
  • Красное дерево

    упоминается между драгоценностями, привезенными Соломоном из Офира; это дерево он употреблял на украшение построек и музыкальные инструменты (3 Цар. 10:11 и дал.).
  • ЛАВРОВОЕ ДЕРЕВО

    слово (ezvach), переведенное в Славянской Библии: кедром Ливанским, а в Русск. переводе: укоренившимся многоветвистым деревом (Пс 36:35), вероятно, выражает собою понятие о дереве из класса лавровых; впро
  • МАСЛИНА, МАСЛИЧНОЕ ДЕРЕВО

    называемое также оливковым)-красивое и могучее вечнозеленое дерево, весьма распространенное в Палестине и доныне, из плодов которого, напоминающих сливу, выдавливается (выбивается) масло. Это мас
  • Миндальное дерево

    евр. шкедия. Миндальное дерево. Родина этого дерева — западная Азия, и его можно встретить по всем берегам Средиземного моря. Оно цветет, когда ветви еще голы, очень рано — в январе, плод же вызревае
  • НЕСЧАСТИЯ ДЕРЕВО

       • Infelix arbor,          посвященное подземным богам, в противоположность arboribus felicibus. Arbor infelix служило для выполнения казни через повешение и распятие.
  • Оливковое дерево

    или маслина — эц а-ааит. Оливковое дерево или маслина, лист которой принес радостную весть плававшему в ковчеге Ною (Быт. 8:11), встречается в древнейшей притче, которую сохранила нам Библия (Суд. 9:8 и
  • ОРЕХОВОЕ ДЕРЕВО, ОРЕХИ, ОРЕХОВЫЙ САД

    Песн 6:11). Родина орехового дерева Персия, оттуда перешло оно в Палестину, в Грецию и Италию. Во времена Иосифа Флавия много орехового дерева росло по берегам озера Геннисаретского. В настоящее врем
  • дерево посвященное

    Суд 6.25,26,28,30; 2Пар 14.3; 24.18; 31.1; 34.3,4,7)-то же, что дубрава, столб (см.)
  • РОЖКИ, РОЖКОВОЕ ДЕРЕВО

    Лк 15:16) — это слово относится к плодам рожкового дерева, вообще распространенного в Палестине и употребляемого вместо хлеба людьми бедными и на прокорм скота и свиней. Плод рожкового дерева состои
  • СИКОМОРЫ, СИКОМОРОВОЕ ДЕРЕВО

    3Цар 10:27, Амос 7:14) — известное дерево в Иудее по всему Востоку. Сикоморы в Свяш. Писании вообще означают Египетскую смоковницу. Плоды ее, очень схожие с смоквою, ценятся высоко и собирание оных было в