Дерево

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

Дерево
евр. эц. Дерево в Библии часто символизирует царей и могущественных людей (Пс. 36:35; Ис. 2:13; Дан. 4; Зах. 11:1 и дал.). В Едеме были одно дерево жизни и одно — познания добра и зла (Быт. 2:9, 17). О дереве жизни в Божием раю см. Отк. 2:7; 22:2.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ДЕРЕВО
Главные деревья в Палестине описываются в нашей Энциклопедии каждое под его собственным названием. Они сгруппированы вместе следующим образом писателем кн. Екклезиаст: я возвысился как кедр Ливанский и как кипарисовое дерево в горах Ермонских. Я возвысился как пальмовое дерево в Енгадди и как розовое растение в Иерихоне, как прекрасное оливковое дерево на плодоносном, поле, и взрос как дерево в равнине при воде. Как терпентиновое дерево, я простер свои ветви, и мои ветви суть ветви чести и благости. Как виноградная лоза, я издавал приятное благоухание, и мои цветы суть плод чести и богатства. Деревья упоминаемые в Свящ. Писании суть следующие: миндальное дерево (Быт 43:11), красное дерево (3Цар 2:12), яблоня (Песн 2, 3), ясень (Исх 44:14), кедр (3Цар 10:27), кипарис (Ис 44:14), фиговое дерево (Вт 8:8), смоковница, гранатовое дерево (Вт 8:8), можжевеловое дерево (3Цар 19:4,5), горчичное дерево (Мф 13:32), ситтим (Исх 36:29), теревинфовое (Ис 6:13) и др.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Дерево
широко использовалось в античности как материал для обработки, применялось намного шире, чем металлы. Из Д. строили дома, корабли, лодки, мосты, палисады, дорожные укрепления, колодцы. Это был осн. материал для изготовления сельскохозяйств. орудий и домашних инструментов: повозок, плугов, ткацких станков, седел, соковыжималок, прессов, желобов, корыт. Деревянными были лопаты, тарелки, чашки, кубки, даже оружие — луки, стрелы, пики, щиты — и орудия пытки. Из Д. делались музыкальные инструменты, скульптуры. Реже Д. употреблялось для изготовления мебели, чанов и, в связи с климатич. условиями, в качестве топлива (тем не менее термы поглощали огромное количество древесного угля). Рост потребления Д. вел к уничтожению лесов. Универсальное применение Д. требовало использования широкого набора древесных пород от клена до кедра и кипариса, а также хорошего знания свойств различных видов Д. Кроме самой древесины, использовались также лыко, прутья, хворост, корни. Набор инструментов для обработки Д. был бедным. Пилы и рубанки были еще мало производительны. Из Д. вырезали, его обтачивали, сверлили дыры для штифтов, которые заменяли гвозди, изгибали Д. путем его пропаривания. Для обработки Д. использовали верстак. Изображения работ с Д. встречаются довольно редко.
        
        рис. Верстак для обработки дерева (по настенной живописи в Помпеях).

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
226.16 кб

«Жемчужное дерево» Хуан-ди и гибель городов Луншаня

Блюмхен Сергей Иванович
Читать PDF
548.50 кб

Дерево в традиционном удмуртском мировоззрении

Шутова Надежда Ивановна
Статья посвящена анализу значения и функции природных объектов дерева, рощи, леса, в формировании сакрального пространства, в мифологии, в культовой и магической практике удмуртов.
Читать PDF
6.76 мб

Дерево у могилы. На кладбищах северо-восточной Карелии

Конкка Алексей Петрович
Статья посвящена функции дерева в погребальном обряде на материале изучения кладбищ Северо-Восточной Карелии; резюмируются также данные о топографии кладбищ.
Читать PDF
134.12 кб

«Жемчужное дерево» и «Повелитель луны»: возникновение государства мамлюков

Зеленев Евгений Ильич
На основе арабских источников, среди которых важное место занимает хроника выходца из мамлюкской среды Бейбарса аль-Мунсури (ум.
Читать PDF
275.17 кб

М. Пастуро. Дерево: к символической истории материалов

Душенко К.В.
Читать PDF
227.13 кб

Культура дерева - дерево в культуре

Севан Ольга Георгиевна
Читать PDF
189.99 кб

Дерево и Великан

Мещерякова Наталия
Читать PDF
803.92 кб

Два пути-образа завершения Серебряного века, его дерево всеединства и Симфония

Гришин А.С.
Читать PDF
2.04 мб

Дерево в охотничьем снаряжении человека каменного века (экспозиция музея под открытым небом институт

Волков Павел Владимирович
Статья посвящена экспериментальным исследованиям в археологии каменного века.
Читать PDF
511.85 кб

Образ «Дерево-конь» в славянской народной культуре

Синчук Светлана Дмитриевна
В статье на материале славянской народной культуры рассматривается вопрос об отождествлениях образа коня и образа дерева, когда-то бытовавших у древних славян.
Читать PDF
245.52 кб

Дерево – символ відродження природи і спасіння людини: символ дерева у християнстві

М. І. Гайковський
Досліджується знаковий символ дерева у Святому Писанні і християнській традиції.
Читать PDF
215.57 кб

Дерево у Святому письмі

М. І. Моздир
Місце дерева як активний об'єкт світопоглядного та реального життя народів Біблійних часів. Вже перша книга Святого Письма "Буття" засвідчує його особливу позицію у створеному Богом світі, долі людини, майбутньому людства.
Читать PDF
0.00 байт

Дерево як символ упорядкованості світу в українському життєбаченні

М. А. Скринник
Символ дерева як архетипну форму колективного несвідомого у "Кобзарі" Т. Шевченка автор аналізує через ключові бінарні опозиції "космос – хаос", "життя – смерть". "правда – кривда", "Україна – імперія".
Читать PDF
0.00 байт

Дерево як символ благополуччя у традиції житлового будівництва українських горян

Т. М. Файник
Житлова будівельна традиція українців Карпат уподовж віків базувалась на поєднанні прагматичних побутово-господарських потреб з турботою про забезпечення зв'язків з добрими духовними силами, з природним оточенням.
Читать PDF
0.00 байт

«Первое» дерево славянского дендрария: доминантные признаки в структуре символа

Агапкина Татьяна Алексеевна
The article discusses main features of the Slavic ethnic and cultural concept of «oak» in their folklore, ritual and mythological implementations.

Похожие термины:

  • Благовонное дерево

    От 18.12)-несколько разновидностей дерева из породы хвойных, растущих в основном в северной Африке, с очень твердой древесиной и приятным запахом, Возможно, имеются в виду различные благовония, добыв
  • Большое Дерево

    Кайова. Родился пр. в 1845–1847 гг. в Техасе. В мае 1871 г. кайовы под руководством шамана Маманти устроили засаду на дороге между фортами Белкнап и Ричардсон, атаковали караван из 10 фургонов, убили 7 п
  • черное дерево

    Иез 27.15)-или эбеновое дерево, одна из пород тропических деревьев с темно-красной, коричневой и чер­ной древесиной. (См. красное дерево)
  • дерево познания добра и зла

    Быт 2.9,17)-единственное дерево в раю, плодов которого Адаму было заповедано Господом не вкушать, но которых он, поддавшись искушению, вкусил (и продолжает вкушать).
  • финиковое дерево

    Исх 15.27)-финиковая пальма (см.).
  • ФИИННОЕ ДЕРЕВО

    вообще, красивое дерево (От 18:12), с ароматическим запахом, или в частности дерево из рода вечно зеленеющих, и похожее на кипарис, которое высоко ценилось за свою ароматичность и за свою пригодность д
  • Гранатовое дерево

    Вт 8.8; 1Ц 14.2; Иол 1.12; Агг 2.19)-дерево из породы миртовых с красноватой корой, ярко-красными цветами без запаха и сочными плодами (гранатами) в жесткой кожуре.
  • Грушевое дерево

    (греч. apion, лат. pirum). Етитпяне и семитские народы Г. д. не культивировали. Гомер упоминает Г. д. в саду у Антиноя. К римлянам оно попало из Греции, Карфагена и Александрии. Назв. сортов Г. д. (примерно 35, 1 в
  • Тутовое дерево или шелковица

    2 Цар. 5:23 и дал.; 1 Пар. 14:14 и дал.), по евр. «бака» (плач). Вероятно, долина плача получила свое название от этого дерева (Пс. 83:7).
  • Кориандровое дерево

    растение, имеющее вид зонтика ( Coriandrum Sativum ) с шарообразными семенами пряного запаха. Этому семени уподобляется посланная Богом в пустыне манна (Исх. 16:31).
  • Красное дерево

    упоминается между драгоценностями, привезенными Соломоном из Офира; это дерево он употреблял на украшение построек и музыкальные инструменты (3 Цар. 10:11 и дал.).
  • ЛАВРОВОЕ ДЕРЕВО

    слово (ezvach), переведенное в Славянской Библии: кедром Ливанским, а в Русск. переводе: укоренившимся многоветвистым деревом (Пс 36:35), вероятно, выражает собою понятие о дереве из класса лавровых; впро
  • МАСЛИНА, МАСЛИЧНОЕ ДЕРЕВО

    Иов 15:33). Почва и климат Сирии были очень благоприятны для разведения масличных деревьев, которые в Свящ. Писании упоминаются очень часто (Вт 6:11, 7:13, 8:8, 3Цар 5:11 и др.). Плоды маслины продолговатые и мяс
  • Миндальное дерево

    евр. шкедия. Миндальное дерево. Родина этого дерева — западная Азия, и его можно встретить по всем берегам Средиземного моря. Оно цветет, когда ветви еще голы, очень рано — в январе, плод же вызревае
  • НЕСЧАСТИЯ ДЕРЕВО

       • Infelix arbor,          посвященное подземным богам, в противоположность arboribus felicibus. Arbor infelix служило для выполнения казни через повешение и распятие.
  • Оливковое дерево

    или маслина — эц а-ааит. Оливковое дерево или маслина, лист которой принес радостную весть плававшему в ковчеге Ною (Быт. 8:11), встречается в древнейшей притче, которую сохранила нам Библия (Суд. 9:8 и
  • ОРЕХОВОЕ ДЕРЕВО, ОРЕХИ, ОРЕХОВЫЙ САД

    Песн 6:11). Родина орехового дерева Персия, оттуда перешло оно в Палестину, в Грецию и Италию. Во времена Иосифа Флавия много орехового дерева росло по берегам озера Геннисаретского. В настоящее врем
  • дерево посвященное

    Суд 6.25,26,28,30; 2Пар 14.3; 24.18; 31.1; 34.3,4,7)-то же, что дубрава, столб (см.)
  • РОЖКИ, РОЖКОВОЕ ДЕРЕВО

    Лк 15:16) — это слово относится к плодам рожкового дерева, вообще распространенного в Палестине и употребляемого вместо хлеба людьми бедными и на прокорм скота и свиней. Плод рожкового дерева состои
  • СИКОМОРЫ, СИКОМОРОВОЕ ДЕРЕВО

    3Цар 10:27, Амос 7:14) — известное дерево в Иудее по всему Востоку. Сикоморы в Свяш. Писании вообще означают Египетскую смоковницу. Плоды ее, очень схожие с смоквою, ценятся высоко и собирание оных было в