ДЕРЖАВИН
ДЕРЖАВИН
Гаврила Романович (1743–1816) — русский поэт и драматург. Будучи дворянином, служил в самых разных местах и на разных постах — от солдата гвардейского Преображенского полка, поддержавше-го переворот, в ходе которого Екатерина II взошла на престол, до олонецкого и тамбовского губернатора и министра юстиции. Со своими стихами он выступил впервые в печати в 1773 г. Вначале это были подражания М. В. Ломоносову, но вскоре он нашел свой стиль, лучше всего представленный в «Оде к Фелице» (1784), прославляющей императрицу. Открытием Державина стало соединение в одном стихотворении элементов оды и сатиры, изображение недостойных вельмож и придворных нравов рядом с прославлением выдающихся людей. Еще одним направлением творчества Державина стала философская лирика, образцом которой является ода «Бог» (1784), говорящая о величии и слабости человека, «Водопад» (1791–1794), отражающая неустойчивость человеческой судьбы. В 90-е гг. Держа-вин в основном писал анакреонтическую лирику, в последние годы жизни обратился к драматургии. Для художественного метода Державина характерны конкрет-ность изображения, биографические мотивы и типичная для классицизма (представителем которого он был) дидактика и аллегоризм. Тем не менее, Державин внес элементы живой разговорной речи в поэтический язык, состоял в литературном обществе «Беседы любителей русского слова». Также известен своим благожелательным отношением к В. А. Жуковскому и молодому А. С. Пушкину.
ДЕРЖАВИН
1. Гаврила Романович (3.VII.1743 - 8.VII.1816) - рус. поэт, гос. деятель. Из мелкопоместных дворян. Служил в имп. гвардии. В 1773-75 принял активное участие в подавлении крест. войны под предводительством Е. И. Пугачева. В 1784-88 - Олонецкий, затем Тамбовский губернатор. С 1793 - сенатор. Горячность, неуживчивость, самостоятельность в суждениях и определ. самомнение обусловили ряд личных конфликтов Д. с влият. деятелями и с Екатериной II. При Павле I был фактически не у дел. При Александре I - мин. юстиции (1802-03). "Записки" Д. (1811-13) - яркий памятник эпохи Екатерины II, "Объяснения Д. на его сочинения" (1809-10), а также многочисл. док-ты практич. деятельности Д., содержащие характеристики ряда гос. деятелей, вошли в его Собр. соч. (т. 1-7, СПБ, 1864-72). Д.-поэт, являясь представителем рус. классицизма, одновременно разрушал его принципы, подготовляя почву для новой поэзии А. С. Пушкина. Лит.: Благой Д., Державин, М., 1944; Западов А. В., Державин, М., 1958; Иконников В. С., Г. Р. Державин в своей гос. и обществ. деятельности, П.-К., 1917; Фирсов Н. Н., Г. Р. Державин как выразитель настроения росс. дворянства, "Изв. Сев.-вост. археол. и этногр. ин-та в Казани", 1920, т. 1. 2. Николай Севастьянович (3(15).XII.1877 - 26.11.1953) - сов. славяновед-филолог, историк. Акад. (с 1931), почетный чл. АН Белорус. ССР и Болгарской АН. Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1922-1925 - ректор Ленингр. ун-та. В 1931-34 - директор Ин-та славяноведения АН СССР. Пред. Антифаш. к-та сов. ученых (1942), чл. Всеслав. к-та (1942-47), затем чл. Слав. к-та СССР (до 1953). Автор более 500 науч. работ (в осн. по болг. лит-ре и истории Болгарии). Наиболее важны работы по истории болг. нац. возрождения ("История Болгарии", т. 4, М.-Л., 1948), статьи о Паисии Хилендарском и Софронии Врачанском в "Сб. статей и исследований в области слав. филологии" (М.-Л., 1941), книга "Христо Ботев - поэт-революционер" (М.-Л., 1948). В работах Д., посвященных этногенезу славян ("Славяне в древности", М., 1946; "История Болгарии", т. 1, М.-Л., 1945), сказалось влияние воззрений Н. Я. Марра. Д. - лауреат Гос. пр. СССР (1948). Соч. (кроме указ. в статье): Происхождение рус. народа, М., 1944; История Болгарии, т. 2-3, М.-Л., 1946-47; Иван Вазов. Жизнь и творчество, М.-Л., 1948. Лит.: Полная библиография работ Н. С. Державина в области славяноведения, "КСИС", 1953, в. 11.
ДЕРЖАВИН
ГавриилРоманович (1743, Казань, по др. данным д. Кармачи или Сокуры под Казанью – 1816, с. Званка Новгородской губ.), русский поэт. В 1760-е гг. жизненные обстоятельства Державина складывались таким образом, что он, находясь в Петербурге, был лишен возможности участвовать в современной ему литературной жизни, не имел представления о позициях полемизирующих друг с другом авторов и подражал всем образцовым рус. поэтам, в первую очередь М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову. Опираясь на рус. поэтическую традицию, Державин обращается с ней достаточно вольно, допускает смешение различных жанров и в результате находит свой путь в поэзии. Большое влияние на творчество Державина оказало его знакомство с не столь одаренными, но более «образованными» поэтами Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, И. И. Хемницером. В 1782 г. Державин пишет оду «Фелица», резко отличающуюся от традиционных похвальных од. Здесь впервые проявилась отмеченная Н. В. Гоголем особенность поэтического стиля Державина: «Необыкновенное соединение самых высоких слов с самыми низкими и простыми». Вопреки всем нормам и установлениям в одном стихотворении поэт совмещает вполне одические строки:
Прошу великого пророка,
Да праха ног твоих коснусь.
Да слов твоих сладчайша тока
И лицезренья наслаждусь! –
(«Фелица»)
с фрагментами, возможными только в «подлой» комедии:
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой…
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся…
(«Фелица»)
В одах Державина появляются описания реального быта и реального пейзажа (живописные картины природы представлены, например, в «Осени во время осады Очакова»). В духовных и философских одах поэт стремится понять Бога и свое место во Вселенной («Бог», 1784), размышляет о смерти («На смерть князя Мещерского», 1779); «Грифельная ода», 1816), призывает «высший суд» («Властителям и судьям», 1780). Итог своему творчеству Держвина подводит в стихотворении «Памятник» (1795). Разрушив жанровый канон классицизма, создав «новый тип лирического стихотворения» (Г. А. Гуковский), поэт оказал огромное влияние на рус. поэзию 19 в., «первым живым глаголом юной русской поэзии» назвал его В. Г. Белинский. В 20 в. интерес к творчеству Державина возрос благодаря О. Э. Мандельштаму, который под влиянием его «Грифельной оды» написал свою «Грифельную оду», а также И. А. Бродскому – автору стихотворения «На смерть Жукова» с прямыми реминисценциями из Державина.
Прошу великого пророка,
Да праха ног твоих коснусь.
Да слов твоих сладчайша тока
И лицезренья наслаждусь! –
(«Фелица»)
с фрагментами, возможными только в «подлой» комедии:
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой…
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся…
(«Фелица»)
В одах Державина появляются описания реального быта и реального пейзажа (живописные картины природы представлены, например, в «Осени во время осады Очакова»). В духовных и философских одах поэт стремится понять Бога и свое место во Вселенной («Бог», 1784), размышляет о смерти («На смерть князя Мещерского», 1779); «Грифельная ода», 1816), призывает «высший суд» («Властителям и судьям», 1780). Итог своему творчеству Держвина подводит в стихотворении «Памятник» (1795). Разрушив жанровый канон классицизма, создав «новый тип лирического стихотворения» (Г. А. Гуковский), поэт оказал огромное влияние на рус. поэзию 19 в., «первым живым глаголом юной русской поэзии» назвал его В. Г. Белинский. В 20 в. интерес к творчеству Державина возрос благодаря О. Э. Мандельштаму, который под влиянием его «Грифельной оды» написал свою «Грифельную оду», а также И. А. Бродскому – автору стихотворения «На смерть Жукова» с прямыми реминисценциями из Державина.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006