ДЕТЕКТИВ
ДЕТЕКТИВ
популярный жанр в литературе и кино, в котором тайна преступления раскрывается усилиями детектива-любителя или профессионального полицейского. Первым Д. был рассказ американца Эдгара По «Убийство на улице Морг», написанный в 1841 г. Популярным его последователем стал Артур Конан Дойл. Расцвет жанра приходится на 20-40-е гг. XX в., когда работали КРИСТИ, СИМЕНОН, ЧАНДЛЕР, Дэшил Хэммет. Д. делятся на традиционные с сыщиком-любителем, действующим по дедуктивному методу (Эркюль Пуаро или мисс Марпл у Кристи), полицейские, где расследование ведется профессиональным полицейским (комиссар Мегрэ у Сименона), остросюжетные, «крутые», где действует частный детектив, вовлеченный ходом расследования в серьезные переделки с драками, погонями и стрельбой (Филип Марлоу у Чандлера). В кино этот жанр представлен популярными экранизациями литературных произведений.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
ДЕТЕКТИВ
особый тип остросюжетной, приключенческой прозы, повествование, в основе которого – загадка (преступление); читатель разгадывает ее вместе с главным героем-сыщиком. Бытовая и психологическая деталь получает в детективной прозе особое значение, выполняя роль возможного ключа к тайне. Детектив – один из ведущих жанров массовой литературы: он дает читателю не только занимательный сюжет, но и утешительную картину мира, в котором благородный герой в итоге торжествует над злом.
Детектив возникает в романтическую эпоху с ее любовью к таинственному, к необычным психологическим ситуациям. Первые детективы – новеллы Э. По («Убийство на улице Морг», 1841; «Золотой жук», 1843; и др.). Первые классические детективы т. н. интеллектуального типа – английские: А. К. Дойла, Г. К. Честертона, А. Кристи. В классических интеллектуальных детективах главный герой-сыщик, переходящий из произведения в произведение, – это герой романтический, наделенный качествами, отличающими его от толпы: поэт, стремящийся к уединению, с эксцентрическими вкусами (напр., Ниро Вульф у Р. Стаута), католический священник в протестантской стране, иногда – иностранец. После детективов Кристи о мисс Марпл главным героем часто оказывается женщина, совершенно не подходящая, с обычной точки зрения, на роль сыщика; складывается традиция женского детектива, в котором сам характер главной героини оказывается источником парадоксальных и комических ситуаций (т. н. «иронические» детективы польской писательницы И. Хмелевской (с 1960-х) и ее подражательниц).
Во французском детективе главным героем, вызывающим симпатии читателя, может оказаться не сыщик, а благородный разбойник – тоже гений и изгой (Арсен Люпен М. Леблана).
В 20 в. появляются детективы нового типа. В 1930-е гг. в американской литературе формируется т. н. «крутой», или «черный», детектив (Д. Хэммет, Р. Чандлер), где главное – не разрешение логической загадки, а изображение динамичных событий, борьбы, имеющей социальный смысл. В американском детективе частный сыщик-одиночка или адвокат, защищающий невинную жертву от полицейского преследования (Перри Мэйсон у Э. С. Гарднера), противостоят порочным власть имущим. Представления о социальной жизни как жестокой борьбе за существование приводят к тому, что в «черном» романе иногда исчезает непременный для традиционного детектива положительный герой и счастливый конец.
Одновременно в современном детективе (особенно в массовой литературе) главным героем все чаще оказывается не любитель, а профессионал, окруженный коллегами; так, в самых известных полицейских романах Ж. Сименона 1930–60-х гг. комиссар Мегрэ – подчеркнуто прозаичный, «обычный» человек, его сила в здравом смысле, знании жизни, традиционной нравственности.
В рус. традиции до последнего времени жанр детектив был мало развит: классическая литература иногда использовала криминальные сюжеты (у Ф. М. Достоевского в «Преступлении и наказании» загадкой оказывается не преступник, а мотивы преступления). В 1920-х гг. некоторые молодые прозаики пытались создать качественный детектив, который мыслился как альтернатива классическому роману – психологическому, философскому, с очень простым сюжетом (напр., «Месс Менд» М. С. Шагинян). Как жанр массовой литературы рус. детектив появляется в 1990-е гг. (милицейский, бандитский, иронический).
Детектив возникает в романтическую эпоху с ее любовью к таинственному, к необычным психологическим ситуациям. Первые детективы – новеллы Э. По («Убийство на улице Морг», 1841; «Золотой жук», 1843; и др.). Первые классические детективы т. н. интеллектуального типа – английские: А. К. Дойла, Г. К. Честертона, А. Кристи. В классических интеллектуальных детективах главный герой-сыщик, переходящий из произведения в произведение, – это герой романтический, наделенный качествами, отличающими его от толпы: поэт, стремящийся к уединению, с эксцентрическими вкусами (напр., Ниро Вульф у Р. Стаута), католический священник в протестантской стране, иногда – иностранец. После детективов Кристи о мисс Марпл главным героем часто оказывается женщина, совершенно не подходящая, с обычной точки зрения, на роль сыщика; складывается традиция женского детектива, в котором сам характер главной героини оказывается источником парадоксальных и комических ситуаций (т. н. «иронические» детективы польской писательницы И. Хмелевской (с 1960-х) и ее подражательниц).
Во французском детективе главным героем, вызывающим симпатии читателя, может оказаться не сыщик, а благородный разбойник – тоже гений и изгой (Арсен Люпен М. Леблана).
В 20 в. появляются детективы нового типа. В 1930-е гг. в американской литературе формируется т. н. «крутой», или «черный», детектив (Д. Хэммет, Р. Чандлер), где главное – не разрешение логической загадки, а изображение динамичных событий, борьбы, имеющей социальный смысл. В американском детективе частный сыщик-одиночка или адвокат, защищающий невинную жертву от полицейского преследования (Перри Мэйсон у Э. С. Гарднера), противостоят порочным власть имущим. Представления о социальной жизни как жестокой борьбе за существование приводят к тому, что в «черном» романе иногда исчезает непременный для традиционного детектива положительный герой и счастливый конец.
Одновременно в современном детективе (особенно в массовой литературе) главным героем все чаще оказывается не любитель, а профессионал, окруженный коллегами; так, в самых известных полицейских романах Ж. Сименона 1930–60-х гг. комиссар Мегрэ – подчеркнуто прозаичный, «обычный» человек, его сила в здравом смысле, знании жизни, традиционной нравственности.
В рус. традиции до последнего времени жанр детектив был мало развит: классическая литература иногда использовала криминальные сюжеты (у Ф. М. Достоевского в «Преступлении и наказании» загадкой оказывается не преступник, а мотивы преступления). В 1920-х гг. некоторые молодые прозаики пытались создать качественный детектив, который мыслился как альтернатива классическому роману – психологическому, философскому, с очень простым сюжетом (напр., «Месс Менд» М. С. Шагинян). Как жанр массовой литературы рус. детектив появляется в 1990-е гг. (милицейский, бандитский, иронический).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006