ДЕТЕКТИВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕТЕКТИВ
популярный жанр в литературе и кино, в котором тайна преступления раскрывается усилиями детектива-любителя или профессионального полицейского. Первым Д. был рассказ американца Эдгара По «Убийство на улице Морг», написанный в 1841 г. Популярным его последователем стал Артур Конан Дойл. Расцвет жанра приходится на 20-40-е гг. XX в., когда работали КРИСТИ, СИМЕНОН, ЧАНДЛЕР, Дэшил Хэммет. Д. делятся на традиционные с сыщиком-любителем, действующим по дедуктивному методу (Эркюль Пуаро или мисс Марпл у Кристи), полицейские, где расследование ведется профессиональным полицейским (комиссар Мегрэ у Сименона), остросюжетные, «крутые», где действует частный детектив, вовлеченный ходом расследования в серьезные переделки с драками, погонями и стрельбой (Филип Марлоу у Чандлера). В кино этот жанр представлен популярными экранизациями литературных произведений.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

ДЕТЕКТИВ
особый тип остросюжетной, приключенческой прозы, повествование, в основе которого – загадка (преступление); читатель разгадывает ее вместе с главным героем-сыщиком. Бытовая и психологическая деталь получает в детективной прозе особое значение, выполняя роль возможного ключа к тайне. Детектив – один из ведущих жанров массовой литературы: он дает читателю не только занимательный сюжет, но и утешительную картину мира, в котором благородный герой в итоге торжествует над злом.
Детектив возникает в романтическую эпоху с ее любовью к таинственному, к необычным психологическим ситуациям. Первые детективы – новеллы Э. По («Убийство на улице Морг», 1841; «Золотой жук», 1843; и др.). Первые классические детективы т. н. интеллектуального типа – английские: А. К. Дойла, Г. К. Честертона, А. Кристи. В классических интеллектуальных детективах главный герой-сыщик, переходящий из произведения в произведение, – это герой романтический, наделенный качествами, отличающими его от толпы: поэт, стремящийся к уединению, с эксцентрическими вкусами (напр., Ниро Вульф у Р. Стаута), католический священник в протестантской стране, иногда – иностранец. После детективов Кристи о мисс Марпл главным героем часто оказывается женщина, совершенно не подходящая, с обычной точки зрения, на роль сыщика; складывается традиция женского детектива, в котором сам характер главной героини оказывается источником парадоксальных и комических ситуаций (т. н. «иронические» детективы польской писательницы И. Хмелевской (с 1960-х) и ее подражательниц).
Во французском детективе главным героем, вызывающим симпатии читателя, может оказаться не сыщик, а благородный разбойник – тоже гений и изгой (Арсен Люпен М. Леблана).
В 20 в. появляются детективы нового типа. В 1930-е гг. в американской литературе формируется т. н. «крутой», или «черный», детектив (Д. Хэммет, Р. Чандлер), где главное – не разрешение логической загадки, а изображение динамичных событий, борьбы, имеющей социальный смысл. В американском детективе частный сыщик-одиночка или адвокат, защищающий невинную жертву от полицейского преследования (Перри Мэйсон у Э. С. Гарднера), противостоят порочным власть имущим. Представления о социальной жизни как жестокой борьбе за существование приводят к тому, что в «черном» романе иногда исчезает непременный для традиционного детектива положительный герой и счастливый конец.
Одновременно в современном детективе (особенно в массовой литературе) главным героем все чаще оказывается не любитель, а профессионал, окруженный коллегами; так, в самых известных полицейских романах Ж. Сименона 1930–60-х гг. комиссар Мегрэ – подчеркнуто прозаичный, «обычный» человек, его сила в здравом смысле, знании жизни, традиционной нравственности.
В рус. традиции до последнего времени жанр детектив был мало развит: классическая литература иногда использовала криминальные сюжеты (у Ф. М. Достоевского в «Преступлении и наказании» загадкой оказывается не преступник, а мотивы преступления). В 1920-х гг. некоторые молодые прозаики пытались создать качественный детектив, который мыслился как альтернатива классическому роману – психологическому, философскому, с очень простым сюжетом (напр., «Месс Менд» М. С. Шагинян). Как жанр массовой литературы рус. детектив появляется в 1990-е гг. (милицейский, бандитский, иронический).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Живописный детектив

Экштут Семен Аркадьевич
Исследование, посвященное идентификации офицера, изображенного на портрете 1874 г., и установлению подробностей его биографии в контексте истории России и российской элиты второй половины XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Детектив: логика и игра [Продолжение]

Кириленко Наталья Натановна
В статье обосновывается положение, что помимо логического, рационального начала классическому детективу как жанру присущ игровой, творческий аспект.
Читать PDF
0.00 байт

Детектив: логика и игра (Продолжение)

Кириленко Наталья Натановна
В статье обосновывается положение, что помимо логического, рационального начала классическому детективу как жанру присущ игровой, творческий аспект.
Читать PDF
0.00 байт

Детектив: логика и игра (Продолжение)

Кириленко Наталья Натановна
В статье обосновывается положение, что помимо логического, рационального начала классическому детективу как жанру присущ игровой, творческий аспект.
Читать PDF
0.00 байт

Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров

Кириленко Наталья Натановна, Федунина Ольга Владимировна
В статье выделяются основные отличительные особенности двух ведущих криминальных жанров, которые наиболее часто смешиваются между собой: детектива (в его классическом варианте) и полицейского романа.
Читать PDF
0.00 байт

Детектив: логика и игра (продолжение)

Кириленко Наталья Натановна
В статье обосновывается положение, что помимо логического, рационального начала классическому детективу как жанру присущ игровой, творческий аспект.
Читать PDF
0.00 байт

Детектив: логика и игра (окончание)

Кириленко Наталья Натановна
В статье обосновывается положение, что помимо логического, рационального начала классическому детективу как жанру присущ игровой, творческий аспект.
Читать PDF
0.00 байт

«Мысль семейная» в романе В. Астафьева «Печальный детектив»

Мешалкин Александр Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Джулиан Барнс «Под маской» Дэна Каваны: игра в детектив (на материале романа «Даффи»)

Бочкарёва Нина Станиславна, Нелюбин Анатолий Алексеевич
В статье делается попытка «реабилитировать» роман известного английского писателя Джулиана Барнса, написанный «под маской» Дэна Каваны и незаслуженно игнорируемый не только российскими, но и большинством зарубежных литературоведов
Читать PDF
0.00 байт

«Печальный детектив» в жанровом пространстве романа

Сидорова М. В.
В статье рассматривается жанровое многообразие романа, раскрывается специфика романа, которая в немалой степени связана с сочетанием трагического с комическим.
Читать PDF
0.00 байт

Модернистский «Детектив» г. Стайн «Кровь на полу в столовой» в свете проблемы «Смерти» романа

Морженкова Наталия Викторовна
Автор рассматривается рецепция модернистского романа в свете проблематики «смерти» этого жанра в литературе XX века, связанной, с одной стороны, с «омассовлением» романа, а с другой стороны, с отказом романистов от ключевых жанров
Читать PDF
0.00 байт

Роль интертекста в романе В. Астафьева "Печальный детектив"

Мартазанов Арсамак Магомедович
Статья посвящена исследованию творчества В. Астафьева. В ходе рассмотрения романа В. Астафьева "Печальный детектив" обнаруживается плотный слой цитат из целого ряда произведений русской литературы XIX-XX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Детектив как код прочтения романа В. Набокова «Лолита»

Киреева Н. В.
Автор статьи рассматривает актуализацию формул нескольких разновидностей детективного жанра (классический детектив, детектив о сексуальном маньяке-психопате) на разных уровнях нарративной структуры «Лолиты».
Читать PDF
0.00 байт

Александра Борисенко. Викторианский детектив

И.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Современный турецкий детектив: этапы становления и развития

Самсонова Ирина Васильевна

Похожие термины:

  • ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ

    гражданин, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий следующие услуги: сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участник
  • Скотоводческий детектив

    Профессиональный стрелок, нанимаемый крупным скотоводом или скотоводческими ассоциациями для борьбы со скотокрадами. Методы скотоводческих детективов не отличались законностью. Замеченных за