— по происхождению брабантский дворянин, вступил в русскую службу из голландской инженер-майором в 1787 г. В следующем году, во время шведской войны, он во флоте адмирала Грейга участвовал в готландском сражении и в том же году, по надобности в инженерах, отправлен был к армии, действовавшей против турок, где состоял при главнокомандующем. В 1789 г., в звании первого инженера армии, он участвовал в осаде и взятии Каушан, Паланки, Аккермана и Бендер, был при осаде Килии, штурме Измаила и других крепостей на Дунае, а также в сражениях при Бабадаге, Браилове и Мачине. В 1793 г. Франц Павлович был назначен в должность первого инженера южной армии Суворова, а в следующем году находился при той же армии в Польше и произведен в полковники. В звании старшего инженера, в 1795 г. он управлял постройкою крепости Фанагории, порта Ахтиар, крепостей Кинбурнской и Тираспольской, а также руководил основанием Овидиополя, Тирасполя, Григориополя, Вознесенска и составлял планы большей части вновь строившихся тогда в России городов (Николаева, Новочеркасска и др.).
В рескрипте гр. Зубову от 4 декабря 1795 г. Императрица Екатерина II отметила полезные труды Деволана, "которого неутомимою деятельностью и расторопностью все производимые в ведомстве вашем многочисленные работы и строения приводятся в исполнение с желаемым успехом, Всемилостивейше жалуя ему в уважение трудов им подъемлемых, и немалых издержек, которые он по должности своей обязан делать, десять тысяч руб. единовременно и по ста рублей на месяц столовых денег". Около этого времени адмиралу де Рибас и инженер-полковнику Деволану было предписано осмотреть возможно тщательнее берега устьев Днепра и Черного моря, измерить существующие рейды и заливы и избрать удобное место для порта.
Таким пунктом была избрана крепость Гаджибей, которая только что завоевана была у турок; по приказанию Екатерины, в 1794 г. она была названа городом, и в ней повелено было устроить военную гавань с купеческою пристанью. Планы города и гавани составленные Деволаном, удостоились Высочайшего утверждения, и под его же "дирекцией" приказано было производить все работы, к которым и приступили немедленно. Для производства всех построек, учреждена была, под начальством Суворова, "канцелярия строений города и порта Гаджибейского", директором которой состоял Деволан. Места под постройки были здесь отводимы, на вечное владение, частным лицам, вследствие чего и Франц Павлович получил участок земли. Под его талантливым руководством работы производились весьма успешно и в 1796 г. были окончены; вслед за тем город назван был Одессою. Между прочим, по плану Франца Павловича, устроены были огромные соляные магазины для поддержания мены хлеба, привозимого чумаками, на таврическую соль, что продолжалось, однако, недолго вследствие трудности доставки соли; он велел учредить и биржу для купцов. На него же выпала печальная обязанность объявить жителям вновь созидавшегося им города о кончине Императрицы Екатерины II, после смерти которой произошли весьма важные перемены в судьбе Одессы. Деволан должен был покинуть ее и переехать в ІІетербург. Лишь в 1800 г. он приезжал на некоторое время в Одессу для образования там комитета, которому поручено было окончание постройки города. Некоторое время Деволан был "не у дел"; тем не менее крупный талант инженера сказывался в нем и тогда. Третий раздел Польши изменил положение наших пограничных укрепленных пунктов и повлиял на сам характер и силу их расположения, вследствие чего правительство поручило разным лицам разработку вопроса о крепостях на нашей западной границе. В числе других выдающихся инженеров, и генерал-майор Деволан высказал свое мнение: определив направление операционных линий, он располагал крепости в три линии; в тех же участках, где возможна малая война, требовал нескольких крепостей — плацдармов и систему укрепленных постов (фортов-застав). Эта его работа, а также разработка вопроса — о расположении крепостей на границе с Турцией и на южной границе, — представляют, без сомнения, ценный вклад в материалы для учения о значении крепостей вообще. Его проницательный военный взгляд на будущее нашего южного побережья и систему его укреплений, между прочим, выразился в замечательной "Записке", в которой он указал все особенности защиты Крымского полуострова и удивительно точно предсказал, более чем за полвека, осаду Севастополя, ее направление, место высадки неприятеля и проч.
Тем не менее, в 1797 г. военно-инженерная карьера Деволана окончилась: он был произведен в генералы с увольнением от службы, и на некоторое время даже уехал за границу. Однако, при образовании департамента водяных коммуникаций в 1799 г., снова вспомнили о нем и призвали к деятельности в должности члена этого департамента. Немедленно знакомится он с искусственными сооружениями на водных путях и представляет выработанный им план обходных каналов Онежского и Ладожского озер. В это же время было обращено внимание на почти забытый проект Петра Великого об устройстве канала в Вытегорском крае. Франц Павлович был командирован сюда, чтобы найти место, удобное для сооружения канала. По исследовании местности, он отыскал на ней верное и краткое направление, предположенное еще гидравликом Перри (при Петре І), для соединения рек Ковжи и Вытегры. Благодаря ссуде из Сохранной казны, бывшей под ведением Императрицы Марии Феодоровны, немедленно начато было сооружение канала, в честь государыни названного Мариинским. Деволану принадлежит также проект и постройка Тихвинской водной системы, оконченной в 1811 г., проект соединения каналом Онежского озера с Белым морем посредством рек Повенца и Выги (Сороки), между портами Повенецким, Сорокинским и Сумским, проект соединения Онежского озера с Белым морем на другом пункте, при Онежском порту через реки Водлу, Кем и Онегу, и проект канала между Шексною и Северною Двиною для судоходства к Архангельскому порту от Волги и для сообщений между Архангельском и Петербургом (канал Кирилловский, впоследствии герцога Александра Виртембергского).
Во время службы в департаменте водяных коммуникаций Деволан имел в своей инспекции системы Мариинскую и Тихвинскую, нижнюю часть Волги от Рыбинска, с Окою, Камою и другими; заведовал работами по рекам Цне и Суре, чисткою днепровских порогов и построением шлюзов с обводными каналами, из которых главнейший, при Ненасытецком пороге с двумя шлюзами, совершенно окончен в 1803 г.; он же, наконец, устроил Огинский канал, оконченный и открытый в том же году. В 1804 г. он принимал участие в постройке Таганрогского порта и разных других сооружений по Куме, Тереку, Манычу и Старому каналу, предположенному для соединения Волги с Доном посредством рек Иловли и Камышенки. В течение десяти лет, как член денартамента, он управлял всеми предприятиями по инспекции Днестра, Немана, Оки, Волги и других рек и лично наблюдал за этими работами. При новом образовании управления, его определили в корпус инженеров путей сообщения генерал-инспектором и членом совета, а в 1810 г. инженер-генералом этого корпуса. Как член совета, он составлял разные проекты, приведенные потом в исполнение, именно: проекты улучшения г. Твери, бичевников пo p. Тверце, а также разных зданий по Вышневолоцкой системе и Ладожскому каналу.
В 1812 г. последовал Высочайший указ об отозвании в действующую армию главноуправляющего путями сообщений (с 1809 г.) принца Георгия Ольденбургского, обязанности которого были возложены на генерал-лейтенанта Деволана, "отличнейшего по достоинству и знаниям", как характеризовал Франца Павловича принц Ольденбургский. Последний надеялся вновь принять управление путями сообщений, но неожиданно скончался в декабре того же года; вследствие личной просьбы Императрицы Марии Феодоровны, Деволан воздал ему последние почести, находясь при погребальном поезде принца, с которым был связан узами дружбы. За время 1812—1816 гг. деятельность управления, к сожалению, была незначительна, ввиду недостаточности бывших в его распоряжении сумм вследствие народной войны 1812 г. и последовавших за нею событий. В 1814 г. повелено было главному директору Деволану, как представителю отдельного ведомства, присутствовать в комитете министров. В 1816 г. возобновляется правильная деятельность управления. В этом году, под председательством гр. Аракчеева, был учрежден особый "комитет о построении и содержании больших дорог в Империи", который занялся вопросом о сооружении в России, по примеру заграничному, насыпных каменных шоссе, причем было постановлено впервые применить такой способ к шоссе от Москвы до Петербурга. Некоторые участки дорог были в чрезвычайно в дурном, положении; наприм., между Тверью и Москвой они оказались почти в беспроездном состоянии, а вблизи Петербурга нередко совсем затоплялись. Энергии Деволана представлялось широкое поле деятельности. По его ходатайству, в 1816 г. управление путей сообщения было переведено из Твери в Петербург; для усиления работ на сухопутных дорогах в том же году были учреждены по государственным дорогам рабочие бригады, после чего деятельность управления по устройству и улучшению шоссе значительно развилась. Генерал Деволан прилагал все усилия для успешного производства работ по шоссе, обращая внимание во время личных осмотров на недостаток старания со стороны служаших.
Прежняя совместная служба сблизила Деволана с принцем Ольденбургским, супруга которого, Великая Княгиня Екатерина Павловна, также относилась весьма дружелюбно к Францу Павловичу и состояла в переписке с ним до самой смерти. Из ее писем видно, с каким участием относилась она не только к обширному ведомству путей сообщения, но и к его главному директору, которому сообщала все заграничные новости, касавшиеся близкого ему дела, и просила его сообщать ей свои мысли "насчет этой интересной отрасли управления", дабы при случае делиться ими с Государем.
Энергичный и талантливый Деволан оставил заметные следы своей полезной деятельности в России на поприще строительного искусства. Многие крупные сооружения и целые города говорят о его почтенном имени, и следует лишь сожалеть, что не все эти сооружения ему удалось лично довести до конца. Франц ІІавлович Деволан скончался 30 ноября 1818 г.
Л. Фриман. "История крепости в России". СПб., 1895 г., ч. I, стр. 150—152, 155. — А. Скальковский. "Первое тридцатилетие истории города Одессы 1793—1823. Одесса, 1837 г. стр. 26—52. "История Одессы". 1853 г., стр. 20. — Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. т. IX. 1875 г., стр. 338. — В. M. Верховский. "Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства Путей Сообщения за сто лет его существования (1798—1898 гг.)" СПб. 1898 г., стр. 43—47. Русский Архив 1870 г., стр. 1967—2014. "Письма Великой Княгини Екатерины Павловны к инженер-генералу Ф. П. Деволану". — И. Н. Божерянов. "Великая Княгиня Екатерина Павловна, четвертая дочь Императора Павла І", и пр. СПб. 1888 г., стр. 28, 59—72. — Олонецкие губернские ведомости 1866 г., № 11, "Строители Мариинской системы". — Леер. "Энциклопедия военных и морских", т. III.
В. Жерве.
{Половцов}