(Auguste-Joseph Desarnot) — художник-баталист и гравер, родился во Франции в 1788 г., умер в Петербурге 15 апреля 1840 г. Наставником Дезарно в живописи был Гро. Поступив во французскую военную службу, Дезарно участвовал в нашествии армии Наполеона на Россию. В одной из стычек легкой русской конницы с французскими гусарами он был взят в плен и, живя в России, снова обратился к живописи. В 1815 году он представил академии художеств картину, изображающую "русского кавалергардского офицера в сопровождении других конных воинов, преследующего с пистолетом в руке французского карабинера и бегущего с одним егерем; причем вдали видна легкая французская артиллерия, бегущая также в беспорядке"; за эту картину он был избран "назначенным в академики". В 1817 году Дезарно, для получения звания академика представил другую картину, которую совет академии признал неудовлетворительною. Только через десять лет (в 1827 г.) Дезарно получил звание академика за картину, изображающую ту стычку русских с французами, во время которой сам художник попал в русский плен. В 1829 и 1830 годах он находился в Турции, при войсках графа Дибича-Забалканского, и с рисунков, которые были сделаны им в этом походе, исполнены литографии в изданном им и Сейджером альбоме: "Album d´un voyage en Turquie fait par ordre de Sa Majesté´ l´Empereur en 1829 et 1830". Дезарно пользовался расположением императоров Александра І и Николая І и великого князя Михаила Павловича. Дезарно принадлежит, между прочим, несколько картин, изображающих костюмы гвардейских полков.
Петров: Сборник материалов для истории С.-Петербургской Императорской Академии художеств за сто лет ее существования. — Д. А. Ровинский: Подробный словарь русских гравированных портретов — Dr. G. K. Nagler: Neues allgemeines Künstler-Lexicon (München, 1836) — A. Сомов: Картинная галерея Императорской Академии Художеств.
Вл. Греков.
{Половцов}
Дезарно,
Август Осипович(Desarnod); баталист; родился во Франции; в 1812 году взят в плен и с тех пор жил и писал в России. В 1815 г. избран в назначенные, за картину "Три русских кавалериста преследуют французских карабинера и егеря"; в 1827 г. получил академика за картину, на которой изобразил кавалерийскую стычку, во время которой он попал в плен. В 1829 и 1830 гг. находился в Турции, при Дибиче; с рисунков, сделанных им в эту кампанию, издал, вместе с Седжером: "Album d´un voyage en Turquie fait par ordre de S.M. l´Empereur en 1829 et 1830". — Его работы крепкой водкой: 1—17. 17 рисунков, в лист в длину, гравированные в контурах (кроме вида Рябова); при них книжка 16°: "Описание праздника, данного родными и друзьями Его Превосходительству Всеволоду Андреевичу Всеволожскому, в Рябове 25 Октября 1822 года. В Типографии Н. Греча, 1823". Праздник этот, как видно из описания, продолжался три дня: 24, 25, и 26, и состоял из восхвалительного пролога, написанного Ш.Н. Глинкой, Анаграммы, Омонима, Шарады в действии, Маскарада и других увеселений. Картинки награвированы крепкой водкой живописцем Дезарно; некоторые из них выполнены очень типично.
1. Впереди находится оконченная гравюра крепкой водкой: "вид мызы Рябовой | принадлежащей Его Превосходительству Всеволоду Андреевичу Всеволожскому". 9.6½ х 15.1½.
2. Картинка к Прологу со стихами, которые говорит со сцены Саша (окруженная большим обществом):
Мы собрались сюда, чтоб вместе, Сердечной праздник проводить, Чтоб без притворства и без лести Что есть на сердце говорить...
3. "Anagramme en action"; просители подают судье просьбы (non).
4. Омоним в действии: "Дробь" сыплет охотник; бьет барабанщик и пишет дробь на доске офицер.
5. "Enigme en action". Философ с книгою (le livre) и Аптекарь с весами (la livre).
6. Каламбур в действии (Порет дичь).
7. "Logogriphe en action". Один с книгой (livre), другой пьяный (ivre).
8. "Шарада в действии | значение первого слова. Бал".
9. "Шарада в действии | значение второго слова. Лада".
10. "Шарада в действии. | значение целого. Баллада"; черти, Светлана и проч.
11. "Romance en action | 1ere Partie". Капельмейстер, управляющий хором.
12. "Romance en action. | 2de Partie" (St. Iudes).
13. Без номера и гравировано другой рукой: "Первая картина: | Приготовление к празднику".
14. Без номера; той же руки, как и предыдущая: "2-я картина: Заздравный кубок и стихи:
Довольны мы судьбою,
Когда, и нас любя,
Захочешь согласиться.
И с нами веселиться
И веселить себя".
15. "Restoration | de Mг Calembourini. | Tous les plats sont égaux ce n´est pas la fayance |
C´est ce qui est dedans, qui fait la differance".
Эта надпись на вывеске; последние две строки повторены внизу. Очень хорошо выполненная многоличная картинка.
16. "Ярманка и Маскарад". Вывески на лавках во время ярмарки (на французском языке); всего 10 вывесок.
17. В конце приложены гравированные ноты, 9 строк: "Те очень умны, те красивы..." Редкое издание*.
18. В альбоме: "Литографическия безделки, изд. Общ. Поощр. Худ. в СПб. в 1822 г.", помещена литография, с подписью: "Desarnod" (печат. в Лит. Гельмерсена), представляющая охотника верхом, перескакивающего изгородь, с двумя собаками и вдали пикер. Печ. тоном.
19. В "Souvenir de St. Petersburg, 1825" (См. Орловский), есть картинка: "Landau à 4 chevaux par Désranod"; кажется, это тоже его оригинальная литография.
{Ровинский}