Desiderio da Settignano) Ок. 1430, Сеттиньяно — 1464, Флоренция. Итальянский скульптор. Возможно, учился у Бернардо Росселино, на творческое формирование Дезидерио значительное влияние оказали работы Донателло. Происходил из семьи мраморщиков и скульпторов, работавших в городке Сеттиньяно близ Флоренции, два его старших брата Франческо и Джерри были записаны во Флоренции в цех каменщиков и скульпторов. В 1453 в этот цех вступил и Дезидерио, открывший во Флоренции собственную мастерскую. Творческий путь Дезидерио, умершего в возрасте 34 лет, продолжался чуть более десятилетия, но у современников и ближайших потомков он пользовался славой одного из самых изысканных мастеров Италии. "Il vago Desider si dolce e bello" ("Прелестный Дезидерио, такой сладостный и прекрасный"), — писал о нем в стихотворном описании итальянских мастеров Джованни Санти, отец Рафаэля. Наследие Дезидерио невелико, но занимает видное место в истории флорентийской скульптуры XV в. Уже в первых своих произведениях он выработал особый творческий почерк. Его работы отличает тончайшая моделировка поверхности форм, создающая впечатление окутывающей их дымки светотени, что придает тонкую одухотворенность лицам его мадонн и маленьких детей. Таков Портрет мальчика (ок. 1460, Вашингтон, Нац. галерея). Дезидерио виртуозно владел разработанной Донателло техникой "rilievo schiacciato" (сплющенного рельефа). Его работы, выполненные в этой технике, поражают тонкостью градаций очень низкого, почти плоского рельефа. Таков его Св. Иероним (ок. 1455, Вашингтон, Нац. галерея). Одной из самых значительных работ Дезидерио является большой мраморный табернакль (ок. 1461, Флоренция, церковь Сан Лоренцо). Особенно виртуозно выполнена его центральная часть, где Дезидерио передает в технике низкого рельефа сложную композицию — капеллу с кессонированным, изображенным в перспективном сокращении сводом и грандиозными ангелами, впархивающими в помещение через двери в боковых стенах. В той же технике плоского рельефа решена и составляющая часть алтаря патетическая композиция Оплакивание Христа. Как и другие флорентийские скульпторы, Дезидерио отдал дань одному из ведущих жанров монументальной скульптуры XV в. — надгробию. Его резцу принадлежит надгробие гуманиста Карло Марсуппини (ок. 1455—1458, Флоренция, церковь Санта Кроче). Десятилетием раньше старший современник Дезидерио — Бернардо Росселино — создал для той же церкви величественное надгробие другому флорентийскому гуманисту — Леонардо Бруни. В надгробии Марсуппини Дезидерио повторил некоторые мотивы композиционного решения Росселино: оба надгробия заключены в прочное обрамление, люнеты арок и у Росселино, и у Дезидерио украшают тондо с изображением Мадонны и Младенца, фланкированные полуфигурами двух ангелов. Но Дезидерио делает общую композицию более эффектной, покойный возлежит у него на великолепном саркофаге с ножками в виде львиных лап, у подножия пилястр, поддерживающих арку, стоят два путти, арку ниши обрамляет тяжелая гирлянда. Все это придает монументу Марсуппини декоративное начало, отсутствующее в более строгом памятнике Росселино.
Лит.: Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV вв. М., 1987; Planiscig L. Desiderio da Settignano. Wien, 1942; Cardellini L. Desiderio da Settignano. Milano, 1962.
И. Смирнова
Дезидерио да Сеттиньяно
Дезидерио да Сеттиньяно
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006