ДИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ДИ
кит. духовой муз. инструмент, род попереч. флейты из бамбука. Изобретен маньчжурами до н.э. В корпусе Д. просверлено по 12 отверстий. Через одно из них вдувают воздух; ближайшие к устью 3 — 4 отверстия служат для общего понижения или повышения строя инструмента. Корпус Д. перевязан шелк. нитками, располож. в виде колец (иногда вместо шелка употребляют костяные кольца).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ДИ
1. Шанди, - верховное божество в Др. Китае. В эпоху Инь (16 в. - 1027 до н.э.) Д. почитали в качестве главы пантеона божеств. и духовных сил природы и одновременно в качестве легендарного первопредка иньцев. Завоевавшие в 1027 до н.э. Инь чжоусцы вместе с др. элементами иньской культуры восприняли и культ Д. Легендарный родоначальник чжоусцев Хоу Цзи был провозглашен сыном Д. Культ Д. в начале правления династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.) был равнозначен культу неба ("тянь"). Однако уже в сер. 1-го тыс. до н.э. он постепенно исчезает, уступая место культу неба (чжоуский император - "сын Неба"). После падения Чжоу первый император новой династии Цинь в 221 до н.э., желая подчеркнуть "божественное" происхождение своей власти, включил термин "Д." в свой титул (Цинь Ши-хуанди). С этих пор термин "Д." стал входить в титул императоров и со временем сам стал обозначением императора.

Проблеме Д. посвящено большое количество спец. исследований, но она еще далека от окончат. решения. Одни авторы (франц. китаеведы Ш. Арле, Э. Шаванн) резко разделяют понятия "Д." и "тянь" (небо), другие (нем. ученый В. Грубе, англ. синолог Г. Крил) отождествляют их; одни видят в культе Д. признаки монотеизма (Тянь Чжоу-ган), другие - его тотемистич. окраску (Э. Эркес, ГДР).

Лит.: Серкина А. A., Значение знака ди в надписях на гадательных костях, "ВДИ", 1962, No 1; Ху Хоу-сюань, Инь буцы чжунды шанди хэ ванди (Бог и царь в иньских гадательных записях), "Лиши яньцзю", 1959, No 9, 10; Tien Tch?u-kang Antoine, L´id?e de dieu dans les huit premiers classiques chinois, Fribourg, 1942; Creel H. G., The birth of China, L., 1958.

Л. С. Васильев. Москва. 2. Бэй-ди, - в кит. источниках древности и средневековья - общее наименование племен, обитавших к С. от Китая. Не только этнич., но и антропологич. характеристика Д. спорна. Возможно, что в разные времена в разряд Д. попадали племена монг., тюркского и тунгусского происхождения. К числу Д. относили и т. н. динлинов (племена европеоидного антропологич. типа в Юж. Сибири). С 9 в. до н.э. кит. источники выделяют 2 этнич. группы Д. - чиди (красные Д.) и байди (белые Д.), каждая из к-рых в свою очередь подразделялась на ряд племен. Эти Д., зачастую вместе с жуками (жун-ди), совершали набеги на Китай. Иногда правители отд. древнекит. царств (Дзинь) использовали их для борьбы с соседними царствами. Позже, особенно в эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.), кит. источники обычно выделяли среди Д. различные этнич. группы с их этнонимами (сюнну и т. п.), и термин "Д." использовался реже.

Источн.: Бичурин Н. Я., Собрание сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена, (т.) 1-3, М.-Л., 1950-53.

Лит.: Ма Чан-шоу, Бэйди юй сюнну (Бейди и сюнну), Пекин, 1962; Legge J., The Chinese classics, v. 1, pt. 1, The Prolegomena, Hong Kong, 1960; Eberhard W., Lokalkulturen im alten China, Bd 1, Die Lokalkulturen des Nordens und Westens, Leiden, 1942.

Л. С. Васильев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976