Диагор
Диагор
с Мелоса, V в. до н. э., прозванный Безбожником (atheos), греческий поэт. Поскольку его имя называли иногда среди поэтов, иногда же среди философов, некоторые исследователи полагали, что было два Д. - набожный поэт и философ-атеист. Вопреки легенде, Д. не был ни учеником Демокрита, ни учителем Сократа. Зато он принимал участие в составлении законов для жителей Мантинеи (ок. 425 г.). В Афинах прославился насмешками над таинствами Элевсинских мистерий и критическим отношением к вере в богов. Ок. 415 г. ему предъявили обвинение в безбожии. Д. предпочел бегство на Пелопоннес. Из творческого наследия Д. сохранилось только 2 небольших поэтических фрагмента (5 стихов). В первой половине IV в. до н. э. неизвестный софист издал под именем Д. сочинение атеистического содержания Apopyrgizontes (заглавие не совсем ясное и по-разному переводимое), которое, однако, вскоре пропало. В эллинистический период Д. приписывалось произведение эфмеристического характера Фригийские повести. Еще Аристоксен из Тарента считал первое произведение не подлинным, ибо знал Д. как набожного поэта. Позднее сложилась легенда о Д.-атеисте, содержавшая также объяснение причины его неверия (боги не покарали клятвопреступника, солгавшего Д.), и несколько анекдотов, иллюстрирующих его безбожие (например, приготовление еды на огне, в котором горела статуя Геракла).
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ДИАГОР
• Diag?ras, ????????,
1. один из знаменитейших греческих атлетов, уроженец родосский, современник Пиндара, посвятившего ему свою седьмую олимпийскую оду. Он был так называемый ????????????, т. е. он, как главный боец, остался победителем на всех четырех больших священных играх и своим примером воодушевил к подобным победам своих сыновей и внуков. Когда два его сына в Олимпии были увенчаны как гиероники, они возложили свои венки на своего отца и торжественно пронесли его по народу, приветствовавшему его восторженными восклицаниями, осыпая его венками. Тогда некто лакедемонянин воскликнул: «Умирай, Диагор, не взойти же тебе на небо!» Cic. tusс. I, 46, 111. Plut. Pelop. 63. Статуя его работы Калликла находилась в Олимпии;
2. сын Телеклейда, с прозванием ???????, живший ок. средины 5 в. до Р. X., современник Пиндара и Симонида, Демокрита, Протагора и Сократа, с юных лет оставил свою родину, остров Мелос, и жил большей частью в Афинах. В молодости он занимался поэзией (сочинял дифирамбы и гимны), а потом сделался последователем атомистической философии и Демокрита и, таким образом, стал противником как народной религии, так и мистерий. Согласно этому направлению он, отвергая существование всеми признававшихся богов, разоблачал и осмеивал мистерии, в которые был посвящен, и отклонял других от участия в них. Это раздражило афинян до того, что они назначили награду тому, кто убьет его (Arist. Av. 1073 сл. со схолиями), и уничтожили его сочинения. Он бежал в Коринф, где, как говорят, и умер. Cic. de n. d. 1, 1, 2. 23, 63. 42, 117. 3. 37, 82. Два небольших отрывка его стихотворений см. Bergk, poet. lyr. Graec. p. 1222.
1. один из знаменитейших греческих атлетов, уроженец родосский, современник Пиндара, посвятившего ему свою седьмую олимпийскую оду. Он был так называемый ????????????, т. е. он, как главный боец, остался победителем на всех четырех больших священных играх и своим примером воодушевил к подобным победам своих сыновей и внуков. Когда два его сына в Олимпии были увенчаны как гиероники, они возложили свои венки на своего отца и торжественно пронесли его по народу, приветствовавшему его восторженными восклицаниями, осыпая его венками. Тогда некто лакедемонянин воскликнул: «Умирай, Диагор, не взойти же тебе на небо!» Cic. tusс. I, 46, 111. Plut. Pelop. 63. Статуя его работы Калликла находилась в Олимпии;
2. сын Телеклейда, с прозванием ???????, живший ок. средины 5 в. до Р. X., современник Пиндара и Симонида, Демокрита, Протагора и Сократа, с юных лет оставил свою родину, остров Мелос, и жил большей частью в Афинах. В молодости он занимался поэзией (сочинял дифирамбы и гимны), а потом сделался последователем атомистической философии и Демокрита и, таким образом, стал противником как народной религии, так и мистерий. Согласно этому направлению он, отвергая существование всеми признававшихся богов, разоблачал и осмеивал мистерии, в которые был посвящен, и отклонял других от участия в них. Это раздражило афинян до того, что они назначили награду тому, кто убьет его (Arist. Av. 1073 сл. со схолиями), и уничтожили его сочинения. Он бежал в Коринф, где, как говорят, и умер. Cic. de n. d. 1, 1, 2. 23, 63. 42, 117. 3. 37, 82. Два небольших отрывка его стихотворений см. Bergk, poet. lyr. Graec. p. 1222.