, Нарсис (Diaz de la Pena, Narcisse) 1807, Бордо — 1876, Ментона, Приморские Альпы. Французский живописец и график. Родители Диаза — эмигранты из Испании. Оставшись в раннем детстве сиротой, он воспитывался в доме пастора; ему пришлось пережить ампутацию ноги, но, несмотря на все невзгоды, Диаз сумел сохранить радостное приятие жизни. В начале художественной карьеры занимался живописью по фарфору, что сказалось в дальнейшем на его искусстве, проявившись в любви к чистым, звучным тонам. Дебютировал в Салоне 1831. Испытал влияние романтизма, восхищался Делакруа. Диаза влекли экзотические страны, он писал сцены из жизни цыган (Цыгане, 1848, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), увлекался ориентализмом — восточной тематикой. Обращался и к мифологии, трактуя ее в духе XVIII в. (Венера, обезоруживающая Амура, 1837; Венера и Адонис, 1848; Нимфа и Амур, 1852, все — Париж, Лувр). Нимфы и богини изящны, грациозны, они нежно и загадочно улыбаются; гармоничные по цвету картины подобного рода пользовались успехом. Однако наиболее ценным в наследии Диаза де ла Пенья считается пейзаж — здесь с наибольшей выразительностью проявилось его индивидуальное творческое лицо. В 1837 Диаз познакомился с прекрасным художником — Т. Руссо, главой барбизонской школы пейзажа. По сравнению с другими барбизонцами Диаз более романтичен. Он любит писать пламенеющие закаты, темные силуэты величественных деревьев на фоне вечернего неба, природу во время бурных гроз; порой его пейзажи оживляют жанровые сценки с живописными персонажами (Пейзаж, 1864, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Приближение грозы, 1871; Дождливый день, 1872; Осень в Фонтенбло, 1872, все — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Лес Фонтенбло, 1874, Реймс, Музей изящных искусств). Работал также в технике литографии (Девушки в лесу). Пейзажи Диаза де ла Пеньи эмоциональны, в них отражаются чувства автора, взволнованного красотой мира.
Лит.: Яворская Н. В. Пейзаж Барбизонской школы. М., 1961; Diaz de la Pena. Paris, 1914.
В. Стародубова