, Гаспаре (Diziani, Gaspare) 1689, Беллуно — 1767, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. Ученик Г. Лаццарини, в 1730-е приобрел большую известность в Венеции, на территории Террафермы, а также в Дрездене — столице Саксонии, где работал при дворе принца Фридриха Августа, выполняя монументальные росписи, оформляя спектакли и празднества вместе с известным художником-сценографом А. Маури. В отличие от Я. Амигони и Дж. А. Пеллегрини большинство работ Дициани выполнено на родине. Аллегория Триумф пиршества Дициани украшает плафон зала венецианского музея искусства XVIII в. — Ка’Реццонико. Следуя манере С. Риччи, художник располагает небольшие легкие фигуры по диагонали в бело-голубом, словно наполненным светом и воздухом пространстве росписи. Ощущение плывущих вслед за облаками аллегорических фигур усиливают развевающиеся ткани их одежд (как и во фресках С. Риччи). Подобно С. Риччи, Дициани с помощью мимики и жестов персонажей прекрасно передавал их внутреннее состояние (сцены на сюжеты из Нового Завета, 1733, Венеция, церковь Сан Стефано). Алессандро Лонги в труде Compendio (1762) о мастерах Венеции отмечал фантазию Г. Дициани и большое число исполненных им работ в церквах и палаццо Венеции, на территории земель Террафермы. Композиционному приему С. Риччи подражает художник и в росписи плафона церкви Сан Бартоломео в Бергамо во фреске Триумф доминиканского ордена. Волнистые контуры легких, почти невесомых фигур монахов-доминиканцев растворяются в поднебесном пространстве. Во фреске палаццо Ринальди-Барбини в селении Казелла д’Азоло фигура кающейся Марии Магдалины напоминает крестьянку, пришедшую помолиться в часовню. Большое место в росписи занимает пейзаж. В росписях палаццо Авогардо в Тревизо Дициани повторяет приемы иллюзорной росписи Паоло Веронезе, использованные им на вилле Барбаро в Мазере, изображая, как и он, ложное окно с откинутой яркой занавеской, из-за которой выглядывают кокетливые миловидные венецианки и кавалеры. Пристрастие к изображению бытовых сцен проявилось и в станковых полотнах Г. Дициани. В картине Ночь св. Марты (Венеция, Ка’Реццонико) он запечатлел праздник, посвященный св. Марте (29 июля), когда всю ночь в Венеции длится карнавал. Дициани изобразил многочисленные гондолы с пассажирами, которые причаливают к набережной Большого канала, и нарядная толпа высаживается на берег. Художник со скрупулезной точностью передает костюмы, облик горожан, их жесты. Это своеобразное полотно Дициани сочетает элементы ведуты и бытовой сцены. К изображению многофигурной сцены Дициани обращается и в картине на библейский сюжет Въезд Христа в Иерусалим (Ганновер, Художественный музей), где персонажи Священного Писания соседствуют с одетыми в яркие костюмы венецианскими крестьянами. Дициани избирает горизонтальный формат полотна, позволяющий развернуть широкую панораму, вместить большое количество персонажей. Яркие краски палитры и удлиненные фигуры напоминают произведения Г. Лаццарини. Но в суховатой продуманности распределения по группам всех изображенных фигур, их спокойной жестикуляции и мимике, переданных с педантичной тонкостью, проявился интерес Дициани к передаче острохарактерного. В алтарных образах Дициани Избиение младенцев и Поклонение волхвов (1730-е, Венеция, церковь Сан Стефано), Явление Мадонны св. монаху-кармелиту и Св. Елена находит Крест (Венеция, церковь Санта Мария деи Кармини) сцены прекрасно скомпонованы, несмотря на обилие изображенных. Художник часто использует в алтарных композициях сопоставление более холодных тонов первого плана и более теплых — второго, обычно передавая в подобной гамме пейзаж или архитектурные постройки, освещенные ярким светом. Гаспаре Дициани был одним из ведущих "художников-виртуозов", обладавших живописным талантом и фантазией.
Лит.: Рисунки итальянской школы XVI—XVIII веков. М., 2000; Pilo G. M., Donzelli C. I pittori veneti del Settecento veneto. Firenze, 1967.
Е. Федотова