ДИДОНА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДИДОНА
по преданию, дочь тирского царя Бела, сестра Пигмалиона и основательница Карфагена. На своем пути из Трои в Карфаген заехал Эней, который был радушно принят Дидоной. Она влюбилась в героя и, когда он покинул ее, чтобы вернуться в Италию, сожгла себя на костре.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Дидона
в греческой мифологии дочь тирского царя Бела. Когда его брат Пигмалион из алчности убил ее супруга, она со своими спутниками бежала в Африку. Там она пожелала себе столько земли, сколько может покрыть одна бычья кожа, которую разрезала на тонкие полоски, и основала там г. Карфаген, где впоследствии и царствовала. Чтобы избежать домогательств сватов царя Ярба, она приняла смерть на костре. По версии Вергилия — она была оставлена Энеем и заколола себя его мечом на куче дров для костра. Образ Дидоны нашел отражение на картинах Рубенса, в операх Гайдна.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ДИДОНА
Элисса — в рим. миф. царица, основательница Карфагена, дочь царя Тира, вдова жреца Геракла Акербаса или Сихея, к-рого убил брат Д. Пигмалион, чтобы захватить его богатство. Рим. традиция связала Д. с Энеем. Возможно, впервые эта связь была отражена в поэме Невия (3 — 2 вв. до н.э.) о Пунической войне. Обработал ее Вергилий в 4-й кн. «Энеиды»: когда корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, она по воле Венеры стала любовницей Энея. Однако Юпитер послал Энею Меркурия с приказом отплыть в Италию, где ему было предназначе-но стать предком основателей Рима. Не перенеся разлуки с Энеем, Д. покончила с собой, взойдя на костер и предсказав вражду Карфагена с Римом. Образ Д., возможно, восходит к финикийск. божеству; карфагеняне чтили ее как богиню.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Дидона
Элисса (семит.), в античных сказаниях дочь тирского царя Бела. Когда брат Д. Пигмалион из алчности убил ее супруга, она вместе со своими спутниками бежала в Африку. Там она пожелала себе столько земли, сколько может покрыть одна бычья кожа. Она разрезала кожу на тонкие полоски и основала на приобрет. т. обр. земле г. Карфаген, где впоследствии и царствовала. Чтобы избежать настойчивых домогательств сватов царя Ярба и храня верность своему убитому супругу, она приняла смерть на костре. Общеизвестной является версия Вергилия, по которой Д. после того, как она была оставлена Энеем, заколола себя его мечом на куче дров для костра. Судьба Д., особенно ее отношения с Энеем, и ее смерть часто была сюжетом картин Рубенса, И. Г. Тишбейна; эти сюжеты использованы в драмах Марло, Шарлотты фон Штайн, поэмах Г. Сакса и А. фон Платена; операх Перселла, Скарлатти, Гайдна.

Источник: Словарь античности. 1989

ДИДОНА
   • Dido, ????

         или Elisa, Elissa, ´??????, финикийская царевна и основательница Карфагена. Она была дочерью тирского царя Мутгона (или Бела, или Агенора), сестрой Пигмалиона, наследовавшего тирское царство по смерти своего отца, и вышла замуж за своего дядю Акербаса или Сихея (Verg. Aen. 1, 343), жреца Геркулесова. Когда Пигмалион убил Сихея, чтобы завладеть его сокровищами, Д. бежала со своими богатствами в сопровождении множества тириицев за море и сперва высадилась на берег на острове Кипр, а оттуда, после благополучного плавания, достигла берегов Африки. Здесь она купила у царя Ярбаса столько земли, сколько можно занять бычачьей шкурой, но разрезала шкуру на узкие полоски и обвела ими значительное пространство земли, где и построила замок Бирсу (?????, шкура). Когда город вскоре стал процветать, Ярбас, желая захватить его в свою власть, стал искать руки Д. и угрожал ей в случае отказа войной. Чтобы избежать супружества с варваром, Д., приготовив костер, взошла на него и мечом сама лишила себя жизни. Карфагеняне чтили ее как богиню. Justin. 18, 4-7. Вергилий в «Энеиде» сообразно со своими целями дал другой оборот сказанию о Д. и отнес ее к временам Энея (см. Aeneas, Эней). У него Д. кончает жизнь на костре по той причине, что любимый ею Эней, по определению судьбы и по воле Юпитера, тайно оставляет ее (Аеп. 4). Д. — это первоначально богиня-покровительница карфагенского кремля (финикийская Астарта), преобразовавшаяся в историческое лицо.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Дидона
греч. Dydona)
   легендарная царица г. Карфаген; дочь Бела - царя финикийского города Тир, жена и сестра финикийского царя Сихея, жреца Геракла. Ее брат Пигмалион из алчности убил Сихея. Д., захватив сокровища, со своими спутниками бежала в Африку и остановилась вблизи финикийской колонии Утика. Местный берберский царь Ярба пожаловал ей немного земли - столько, сколько займет шкура вола. Хитрая Д., разрезав шкуру вола на узкие полоски, обложила ими значительный кусок земли и основала город-крепость Карфаген. Цитадель города так и называлась: Бирса («шкура»). Вергилий в «Энеиде» относит основание Карфагена ко времени падения Трои (XII в. до н.э.). Д. влюбилась в троянца Энея, прибывшего из-под стен осажденной Трои и судьбой предназначенного быть предком основателей Рима. Она не смогла перенести разлуки с возлюбленным и покончила с собой, пронзив себя мечом, подаренным Энеем.
   Бриссон Ж.-П. Троянец, решивший судьбу Рима // Курьер ЮНЕСКО. 1989. №11.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   дочь тирского царя Бела, сестра Пигмалиона, который убил ее мужа, чтобы захватить его богатство. После гибели мужа Д. со своими приверженцами бежала из Финикии в Северную Африку. Там она выпросила у берберского царя Ярба столько земли для поселения, сколько можно отмерить воловьей шкурой. Когда Ярб дал согласие, Д. разрезала шкуру вола на тонкие ремни и окружила ими большой участок земли, на котором основала город Карфаген (карфагенский кремль назывался «Бирса» - букв. «шкура»). Ярб стал свататься к Д., угрожая войной Карфагену, и Д. добровольно взошла на костер, чтобы спасти город от войны. В сказаниях об Энее приведена другая версия ее самоубийства. Когда герой после падения Трои нашел убежище в Карфагене, Д. влюбилась в него, но боги приказали Энею плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима. Д. не вынесла разлуки с Энеем и закололась его мечом на куче дров для костра.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Дочь царя Тира, первоначально звалась Элиссой. После убийства мужа - Сихея она бежала с несколькими спутниками в Ливию, где основала Карфаген. Имеется более ранняя версия, по которой она взошла на погребальный костер, чтобы избежать сватовства местного царя - Ярба. Римская традиция связывает Дидону с Энеем, прибывшим в Карфаген. В обработке Вергилия (кн. 1 и 4 "Энеиды") Дидона стремится к смерти из-за неразделенной любви к Энею. Эней покидает ее, подчиняясь божественному повелению вернуться в Италию и сыграть роль в основании Рима. Такая версия была приемлема для римлян, но не для более поздних романтиков. Любовь и смерть Дидоны делают ее героиней, вызывающей симпатию и сочувствие у Чосера ("Легенда о добрых женщинах"), у Марло ("Трагедия Дидоны"), у Перселла (опера "Дидона и Эней") и во 2-й части оперы Берлиоза "Троянцы".
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

2019.01.021. ОРР Л. ДИДОНА И ЭНЕЙ В АНГЛИИ XVIII В.: ПОДРАЖАНИЕ ВЕРГИЛИЮ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Лозинская Е.В.

Найдено книг по теме — 1