diderot) Дени (1713, Лангр – 1784, Париж), французский писатель и философ, один из наиболее значительных мыслителей эпохи Просвещения. Родился в семье ремесленника, мечтавшего увидеть сына священником. Однако Дидро не оправдал семейных надежд. Блестяще окончив иезуитский коллеж, он сбежал в Париж и погрузился в занятия литературой, философией, наукой. Получил звание магистра искусств, зарабатывал на жизнь переводами с английского, опубликовал первые сочинения – «Философские мысли» (1746), «Прогулка скептика» (1747), «Нескромные сокровища» (1748), «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749). В них запечатлено становление материалистической и атеистической мысли Дидро. С октября 1747 г. начал работу над проектом «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» – грандиозного свода научных знаний эпохи Просвещения, привлек к ее созданию многих известных ученых, писателей. С 1751 по 1772 г. было выпущено 35 томов, в написании статей принимали участие 170 сотрудников. Одновременно Дидро обращается к драматургии, пишет пьесы «Побочный сын» (1757), «Отец семейства» (1758), разрабатывает эстетику нового жанра «серьезной комедии», или «мещанской драмы» («Разговор о „Побочном сыне“, 1757; „О драматической литературе“, 1758). Как критик искусства Дидро публикует ежегодные обзоры художественных выставок („Салоны“, 1759–81), пишет „Опыт о живописи“ (1765). БОльшая часть художественной прозы Дидро, не опубликованная при жизни писателя, стала известна его современникам в рукописи. Перу Дидро принадлежит ряд романов. „Монахиня“ (1760, опубл. в 1796) – философский роман, утверждающий стремление человека к свободе как его природное свойство и обличающий неестественность монастырской жизни и социальную несправедливость. „Племянник Рамо“ (1762–93, опубл. в 1823) – роман-диалог, демонстрирующий способность просветителя Дидро к диалектическому и критическому подходу к некоторым просветительским постулатам, способность вести спор с самим собой. „Жак-фаталист“ (1773, опубл. на нем. в 1792, на франц. в 1796) – философский роман-диалог, отличающийся новаторством повествовательной формы, причудливым развитием сюжета, сочетанием иронии и меланхолии, оригинальным развитием традиции Л. Стерна.
ДИДРО
ДИДРО
Дени (1713–1784) — французский философ-просветитель и писатель. Организатор и редактор французской «Энциклопедии искусства, наук и ремесел». Дидро оставил глубокий след не только в культуре Франции, но и всего мира, развивая идеи о частной собственности и свободе личности. По его мнению, будущее общество будет основано на гармонии личных и общественных отношений. За свои первые философские сочинения, отличавшиеся вначале деизмом («Аллеи, или Прогулка скептика», 1747), а затем после-довательным материализмом и атеизмом («Письмо о слепых в назидание зрячим», 1749), он был арестован. После выхода из тюрьмы Дидро стал редактором и ор-ганизатором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751–1780), давшей название целому движению — энциклопедистам, которые своей деятельностью подготовили Великую французскую буржуазную революцию. В 1773–1774 гг. — по приглашению Екатерины II был в России, где пытался склонить ее на проведение либеральных реформ.
Его философские сочинения, важнейшие из которых — «Разговор дАламбера с Дидро» (1769), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Философские принцип ы материи и движения» (1770), «Элементы физиологии» (1780), последовательно отстаивают материа-лизм, идеи самодвижения, развития и качественного многообразия материи, строят сенсуалистическую теорию познания. В политической теории он придерживался идей общественного договора и связывал свои идеалы с конституционной монархией (он, как и Вольтер, боялся революционных движений народных масс). Дидро придавал огромное значение просвещению, воспитанию человека. Он считал необходимым вы-явить природные задатки ребенка и дать им самое пол-ное развитие. Он проектировал государственную систему народного образования, отстаивал принципы всеобщего бесплатного начального обучения, бессословности образования. Он считал недостаточным принятое тогда в Европе классическое образование и предлагал основное внимание уделять физико-математическим и естественным наукам, связать образование с реальной жизнью.
В эстетических взглядах Дидро заметно сказывались его материалистические взгляды. С этим связана его критика классицизма, которая идет в его работах по вопросам драматургии, театра, музыки. Он отстаивает реализм итальянской оперы, в драме выдвигает идею среднего (между трагедией и комедией) жанра, правдиво отражающего жизнь человека третьего сословия. При этом он понимает, что искусство невозможно без вымысла. Дидро ищет прекрасное в отношениях, свя-зывающих многочисленные факты реального мира, но постепенно приходит к идее некоего первообраза, идеальной модели, абсолютной норме прекрасного, кото-рую он находит в греческой классике.
Художественное творчество Дидро разнообразно по жанрам. Его ранние пьесы («Побочный сын», 1755) интересны как иллюстрация к теории «среднего» жанра. Выдающимся явлением стал роман «Монахиня», ставший одним из самых ярких антиклерикальных произведений мировой литературы. Интересен философский роман «Жак фаталист» (1773), содержащий глубокие размышления Дидро о свободе воли, морали на фоне рассказов о любовных приключениях. Самым значительным произведением Дидро является «Племянник Рамо» (1779), написанный в форме диалога между философом и племянником знаменитого тогда французского композитора Рамо — нищим музыкан-том, представителем парижской богемы, циничным и аморальным человеком. Так Дидро приходит к мысли, что главной силой в обществе становится богатство, а разговоры о свободе — лишь иллюзия. Произведения Дидро, как опубликованные, так и нет, со сложной диалектикой мыслей и характеров перерастают рамки искусства Х VIII в. и предвосхищают последующее развитие европейского реализма.
Его философские сочинения, важнейшие из которых — «Разговор дАламбера с Дидро» (1769), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Философские принцип ы материи и движения» (1770), «Элементы физиологии» (1780), последовательно отстаивают материа-лизм, идеи самодвижения, развития и качественного многообразия материи, строят сенсуалистическую теорию познания. В политической теории он придерживался идей общественного договора и связывал свои идеалы с конституционной монархией (он, как и Вольтер, боялся революционных движений народных масс). Дидро придавал огромное значение просвещению, воспитанию человека. Он считал необходимым вы-явить природные задатки ребенка и дать им самое пол-ное развитие. Он проектировал государственную систему народного образования, отстаивал принципы всеобщего бесплатного начального обучения, бессословности образования. Он считал недостаточным принятое тогда в Европе классическое образование и предлагал основное внимание уделять физико-математическим и естественным наукам, связать образование с реальной жизнью.
В эстетических взглядах Дидро заметно сказывались его материалистические взгляды. С этим связана его критика классицизма, которая идет в его работах по вопросам драматургии, театра, музыки. Он отстаивает реализм итальянской оперы, в драме выдвигает идею среднего (между трагедией и комедией) жанра, правдиво отражающего жизнь человека третьего сословия. При этом он понимает, что искусство невозможно без вымысла. Дидро ищет прекрасное в отношениях, свя-зывающих многочисленные факты реального мира, но постепенно приходит к идее некоего первообраза, идеальной модели, абсолютной норме прекрасного, кото-рую он находит в греческой классике.
Художественное творчество Дидро разнообразно по жанрам. Его ранние пьесы («Побочный сын», 1755) интересны как иллюстрация к теории «среднего» жанра. Выдающимся явлением стал роман «Монахиня», ставший одним из самых ярких антиклерикальных произведений мировой литературы. Интересен философский роман «Жак фаталист» (1773), содержащий глубокие размышления Дидро о свободе воли, морали на фоне рассказов о любовных приключениях. Самым значительным произведением Дидро является «Племянник Рамо» (1779), написанный в форме диалога между философом и племянником знаменитого тогда французского композитора Рамо — нищим музыкан-том, представителем парижской богемы, циничным и аморальным человеком. Так Дидро приходит к мысли, что главной силой в обществе становится богатство, а разговоры о свободе — лишь иллюзия. Произведения Дидро, как опубликованные, так и нет, со сложной диалектикой мыслей и характеров перерастают рамки искусства Х VIII в. и предвосхищают последующее развитие европейского реализма.
ДИДРО
Diderot), Дени (5.X.1713 - 31.VII.1784) - франц. просветитель, философ-материалист, идеолог революц. буржуазии накануне революции кон. 18 в. Род. в г. Лангре в семье зажиточного ремесленника. Учился в иезуитском коллеже в Лангре, затем в коллеже Д´Аркур в Париже. Стал поклонником идей Монтескье и Вольтера, начал изучать англ. сенсуалистич. философию и естествознание. К 40-м гг. относится начало самостоят. лит. деятельности Д. и сближение его с Руссо (с к-рым он разошелся в 50-х гг.), Кондильяком, а также Д´Аламбером, вместе с к-рым Д. возглавил издание знаменитой "Энциклопедии наук, искусств и ремесел" (после ухода в 1757 Д´Аламбера из "Энциклопедии" и вплоть до выхода в 1772 последнего осн. тома "Энциклопедии" - единств. ее редактор). Как философ Д. принадлежал к числу наиболее последоват. и воинствующих материалистов и атеистов своего времени (к атеизму пришел через деизм), был сторонником материалистич. сенсуализма, в нек-рых высказываниях дал "высокие образцы диалектики" (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 20). Обществ.-политич. и ист. взгляды Д. нашли отражение в его многочисл. статьях для "Энциклопедии", в "Добавлении к "Путешествию" Бугенвиля", "Опровержении книги Гельвеция", в "Племяннике Рамо", в спец. ист. работах ("Ист. очерк о представительных учреждениях", вошедший в "Филос, ист. и др. записки", "Опыты о царствовании Клавдия и Нерона"). В понимании явлений обществ. жизни Д. остался идеалистом. Однако рационалистич. метод подхода к обществ. явлениям (свойственный Д., как и др. передовым философам того времени) был большим шагом вперед. Немалое значение на пути к материалистич. пониманию истории имеют попытки Д. перенести материалистич. сенсуализм на познание общества, подчеркивание им большой роли интереса в обществ. развитии, решающей роли внеш. среды в формировании личности (хотя под средой он понимал гл. обр. форму правления). Разделяя теорию естественного права, Д. несколько идеализировал первобытное состояние, однако он не призывал вернуться к нему и считал переход к обществу и гос-ву прогрессом. Д. разоблачал вымыслы о божеств. происхождении королев. власти и сословного неравенства. Д. считал, что общество создается в результате сознат. деятельности людей для обеспечения их большего счастья. Он отмечал, что возникновению гос-ва предшествовал большой путь развития человечества - от собирания плодов к скотоводству, а затем к хлебопашеству, от кочевого образа жизни к оседлому, к установлению собственности. Абсолютная монархия и деспотизм им решительно осуждались. Хотя Д. чужды открыто революц. выводы и радикальные планы решения политич. проблем, но он считает возможным и необходимым при определ. условиях восстание против деспотизма. Д. убежден, что прогресс разума - верное средство борьбы против всех бед общества, он считает, что общество, нуждается в передовых, осн. на науках, законах, продиктованных философами. Д. различал нации старые, вступившие в период упадка, и нации молодые, способные избежать тех отрицат. черт, к-рые, по его мнению, явственно обнаружились во Франции и Англии. К числу молодых наций Д. относил Россию. В 1773 посетил Россию, тщетно пытаясь убедить Екатерину II провести прогресс. реформы. (Беседы Д. с Екатериной нашли отражение в его "Заметках..." ("M?langes philosophiques...", P., 1870, сокр. рус. пер. "Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро", СПБ, 1902)). Д. было присуще тяготение к ист. подходу в решении филос, экономич. и др. проблем. Полагая, что республика - трудно осуществимая форма правления для больших гос-в, Д. ратовал за огранич. монархию (вкладывая в нее по существу респ.-демократич. содержание). Д. интересовался историей торговли и пром-сти (занимавшей большое место в его "Энциклопедии"), права и гос-ва. Подобно др. просветителям, Д. склонен был ценить в истории гл. обр. ее прикладное значение, рассматривая ее как средство политики и воспитания; считал, что история должна подвергнуть критике и осмеянию пороки феод. сословий и классов - духовенства и дворянства. Но он ставил на суд истории также наживал и грабителей из среды крупной буржуазии, выступал за устранение кричащего имуществ. и социального неравенства, защищал принцип "умеренных потребностей", ему присущ демократизм, сочувственное отношение к народу. Защищая в целом бурж. принципы - частную собственность, "экономич. свободу", восхваляя "почетную профессию купца", Д. в то же время иногда высказывал сомнения в достоинствах порядка, осн. на частной собственности. Тем самым Д. оказывался в противоречии с собств. бурж. идеалом и сближался с утопистами. Соч.: Oeuvres compl?tes, t. 1-20, P., 1875-77; Textes choisies, t. 1-2, 4-5, P., 1953-55; Correspondance, ?d. G. Roth, t. 1-8, (P.), 1955-62; рус. пер. - Собр. соч., т. 1-10, M.-Л., 1935-47; Избр. произв., М.-Л., 1951; Избр. атеистич. произв., М., 1956. Лит.: Луппол И. К., Дени Дидро. Очерки жизни и мировоззрения, М., 1960; Волгин В. П., Политич. и социальные идеи Дидро, "ВИ", 1955, No 3; Казарин А. И., Учение Дидро о гос-ве и праве, М., 1960; его же, Экономич. воззрения Д. Дидро, М., 1960; его же, Дидро и некоторые вопр. рус. культуры 18 в., "ВИМК", 1958, No 1; Le Gras J., Diderot et l´Encyclop?die, P., 1928; Billy A., Vie de Diderot, P., 1948; Cresson A., Diderot, P., 1949; Mornet D., Diderot, l´homme et l´oeuvre, P., 1952; Mayer J., Diderot, homme de science, P., 1960. A. И. Казарин. Москва.