Диев Михаил Яковлевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Диев Михаил Яковлевич

Диев (Михаил Яковлевич, 1794 - 1866) - протоиерей, исследователь старины и быта Костромского края; по окончании курса в костромской духовной семинарии в 1813 г., был сельским священником и законоучителем в нерехтском уездном училище; в 1832 г. был переведен в село Сыпаново, лежащее в двух верстах от города Нерехты. Хотя ученые труды Диева и обращали на себя внимание высшего начальства и даже доставили ему сан протоиерея, но они же неоднократно навлекали на него и неприятности со стороны непосредственного его начальства, которое публично замечало Диеву, что он занимается пустяками, что ему некогда думать о священнической должности; однажды, по доносу диакона, ему даже запрещено было священнодействие. Из напечатанных трудов Диева главные: ""О вирах у россиян X и XI веков"" (""Русский Исторический Сборник"" I книга, 2) и ""Изъяснение некоторых выражений Правды Русской"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", том XXII). Более обширные труды Диева остались ненапечатанными, каковы: исторический словарь разных писателей православной церкви, преимущественно тех, чьи сочинения переводом вошли в ""славяно-русскую литературу""; исторический и генеалогический лексикон бояр, дворян и других членов Российского государства до Петра; поверка иерархических каталогов; материалы для истории Российской иерархии; история новгородских владык; костромская Вивлиофика; история костромской епархии; исторический словарь городов, волостей, сел и разных мест Костромской губернии и мн. др. Рукописи Диева приобретены А. Титовым , который напечатал список их (""Библиографические Записки"", 1892, № 2) и один из трудов его: ""Ученые делатели Костромского вертограда"" (словарь писателей Костромской губернии; там же, № 5 и 8). Диев много помог Снегиреву в составлении трудов его: ""Русские простонародные праздники и свадебные обряды"" и ""Русские народные пословицы и притчи"", состоял в постоянной переписке с митрополитом Евгением Болховитиновым , ревностно трудился над продолжением его словаря писателей духовного чина; в особенности много сведений сообщил он архиепископу Филарету для его ""Обзора русской духовной литературы"". Диев состоял членом московского общества истории и древностей российских и сотрудником общества любителей российской словесности. Ср. Н. Полетаев ""Протоиерей М.Я. Диев и его историко-археологические и этнографические труды"" (Кострома, 1891).

Источник: Биографический словарь. 2008

Диев, Михаил Яковлевич

— протоиерей, известный археолог и историк. Родился 22-го октября 1794 года; умер 3-го февраля 1866 года. Диев сын священника, воспитанник Костромской духовной семинарии, священник сначала в с. Тетеринском (с 1813 г.), а потом (с 1832 г.) в с. Сыпанове, Нерехтского уезда, Костромской губернии, и законоучитель (до 1857 г.) и наблюдатель преподавания Закона Божия в Нерехтских мужском и женском училищах. Наряду со служебными обязанностями и еще с большею любовью Диев отдавался научным занятиям по изучению родной старины вообще и костромской в особенности. Полагают, что любовь его к родному прошлому зародилась еще в семье, где "бабушка в песнях передавала внучатам подробности о взятии Казани, о Мамае, Батые и панах..." Обязанности священника, заставившие сблизиться с народом, невольно должны были заинтересовать его и своим настоящим, и прошлым. А ближайший начальник Диева, как законоучителя, Ю. Н. Бартенев был известен своею любовью к исследованиям отечественной истории и не упускал случая возбудить или развить эту любовь в своих подчиненных. Он же познакомил М. Я. Диева и с секретарем Московского общества истории и древностей российских, И. М. Снегиревым, который оказал на него весьма сильное влияние, как это видно из их многолетней переписки.


В то время, как за научные работы ученые общества: Московское общество истории и древн. российских и Московское же общество любителей российской словесности спешили избрать Диева своим сочленом (первое даже почетным, в 1832 г.), и св. Синод выражал не раз полное свое расположение к его трудам, пригласив, напр., в 1842 г. к участию в своей комиссии по исправлению "Истории Российской Иерархии" Амвросия Орнатского и произведя в 1857 г. в сан протоиерея за сочинение: "Поверка иерархических каталогов с летописями и актами", — местное духовное начальство старалось преследовать его за то же "писательство". В 1832 г. еп. Павел (Подлинский), недолюбливавший "писателя-священника", перевел его в с. Сыпаново, и этот перевод стоил Диеву больших затрат и повлек за собою прекращение на некоторое время научных занятий; он же отбирал у него лучшие находимые им старинные рукописи и свитки и, принимая на цензуру его исторические сочинения, некоторых вовсе не возвращал. По доносу дьякона, обвинявшего Диева в том, что он почти исключительно "занимается сочинениями", другой преосвященный, Владимир (Алявдин), также цензор трудов M. Я., называвший их "пустяками", в 1839 году лишил его даже священства, права носить рясу и пользоваться приходскими доходами. И только благодаря заступничеству А. Н. Муравьева и В. А. Жуковского были возвращены ему в 1841 году и ряса, и место, по распоряжению св. Синода.


В своих письмах к Снегиреву он просил не выставлять при своем имени "звания священника", как "более известного". Если при этом мы обратим еще внимание на недостаток материальных средств и трудность в добывании исторических пособий и источников, то должны тем более чтить "достопочтеннейшего протоиерея" за его обширную и плодотворную научную деятельность.


Судя пo данным письмам Диева к Снегиреву, начало его литературных работ следует отнести к 1823—1826 гг., когда он составил неувидевшую света "Историю Западной церкви в осьмом на десять столетии". Вслед за этим трудом Диев предпринял составление "Истории г. Костромы", "Описания Галича", "Костромской Вивлиофики", куда вошли разные материалы по местной истории и археологии, не исключая даже и надгробных надписей (сохранилось в рукописи несколько томов), "Описания (или Обозрения) г. Нерехты в историческом и археологическом отношениях", "Описания обычаев и поверьев Нерехтского уезда" и проч.; но ни одно из этих произведений не увидело света. Кое-какие части из них печатались уже после, много времени спустя, напр.: "О селе Ликурге. Из сочинения под названием: Историческое описание уездных городов, урочищ и других мест Костромской губернии, о коих упоминается в летописях" (в "Трудах и Летописях" Московского общества истории и древн. российских, т. VІ, 1833 г.); "Посещение Костромской стороны сначала московским митрополитом Платоном, после того императором Павлом I" (в "Костромских Губернских Ведомостях", 1855 г. № 27); "Генерал-губернатор для костромской стороны в отношениях: нравственном, строительном и образовательном, в царствование Екатерины Великой" (ib., 1857 г., № 21 и 22); "Исторический обзор обширности древней Костромской области" (ib., 1857 г., №№ 33, 36—40); "Укрепленные места древней Костромской области" (ib., 1858 г., №№ 35—38); "Какой народ в древние времена населял Костромскую сторону и что известно об этом народе" (ib, 1861 г., №№ 48 и 49; перепеч. в "Чтениях Московского Общества Истории и Древн. Российских", 1865 г., кн. ІV); "Моровые поветрия в Костромской стороне в 1654 г. и 1771—1772 г." (в "Чтениях Московского Общества Истории и Древн. Российских", 1859 г., кн. III); "Некоторые черты нравов и обычаев жителей Нерехтского уезда Костромской губернии" (ib., 1845 г., кн. II) и др.


Помимо исторических исследований, Диев с самого же начала своей научной деятельности немало интересовался и этнографическими изысканиями, и не только в Костромской губернии, но и соседних Владимирской и Ярославской. Не имея возможности сам напечатать свои "Собрания", он сообщал их И. M. Снегиреву, который и щедро воспользовался ими при составлении своих трудов: "Русские простонародные праздники и свадебные обряды" (М., 1837—1839 г.) и "Русские народные пословицы и притчи" (М., 1848 г.). За посланное в академию наук "Собрание слов языка, употребляемого в Нерехте, под названием Елтанского" (известного во Владимирской губернии под именем "Офенского"), Диеву была "изъявлена искренняя благодарность" от президента II отделения.


Изучая язык, обычаи и праздники костромского вообще и нерехтского в частности простонародия, М. Я. одновременно заинтересовался и агиологиею, как она представляется сознанию народа. "В дополнение к нерехтским обычаям", писал он Снегиреву (1830 г.), "я помещу статыо и о святых, коих костромские крестьяне почитают покровителями сельских работ..." Впоследствии он расширил программу своих агиологических исследований, результатом которых было оставшееся в рукописи сочинение: "Святая Русь или жизнеописание святых Российской империи", в трех частях, на 882 листах, и много сообщил данных А. Н. Муравьеву, для его труда: "Жития святых российской церкви, также иверских и грузинских" (СПб., 1857—1865 г.). О некоторых святых Диев поместил статейки в "Энциклопедическом Лексиконе" Плюшара.


В 1840—50-х гг. Диев особенно усердно занимался составлением "Продолжения словаря духовных писателей в России" и собиранием "Материалов" для "исторического словоря" вообще костромских ученых и писателей. Последние (т. е. "Материалы") вошли в издание А. А. Титова: "Материалы для био-библиографического словоря. Словарь духовного и светского чина Костромской губернии". По рукописи Диева: "Ученые делатели костромского вертограда" (в "Библиографических Записках", 1892 г., № 5). Есть свидетельства, что из своих материалов о писателях M. Я. многое сообщал митрополиту Евгению Болховитинову и архиепископу Филарету, автору "Обзора русской духовной литературы". Одновременно с этим он составил: "Исторический и генеалогический лексикон бояр, дворян и других членов российского государства до Петра" (три тома на буквы А — В и Л и М), и "Исторический словарь городов, сел и разных местечек Koстромской губернии". То и другое осталось ненапечатанным. Наконец, особую и довольно значительную группу произведений М. Я. составляют его работы по истории российской иерархии вообще и костромской иерархии и епархии в частности. Еще в 1836—37 г. он составил "Историю о владыках новгородских"; по предложению И. М. Снегирева, принялся в 1839 г. за поверку "Иерархического каталога Никодима Селлия"; а затем приглашенный в комиссию при св. Синоде, занялся поверкою с летописями и актами "Иерархических каталогов российских древних епархий" и приготовил "Исторические исследования при поверке каталогов митрополитов всея Руси с древнерусскими летописями" (рукопись на 336 листах). Исследования, относящиеся до "Истории российской иерархии с иерархическими примечаниями" (на 127 л.), "Дополнения" и "Материалы" для истории российской иерархии (первые на 425, а вторые на 377 л.). По отношению к костромской епархии написал: "Первое столетие костромской епархии" (несколько частей с особыми томами "Материалов"), "Церковно-историческое описание костромской епархии" и "Историческое исследование ее же", и "Некоторые сведения о монастырях костромской, владимирской и ярославской епархий" (на 230 листах). Из всех этих работ не было напечатано ничего, но только недавно с содержанием одной из них по рукописи Императорской публичной библиотеки ("112 лет костромской епархии") познакомил в своей брошюре г. Полетаев.


В заключение укажем на напечатанные статьи Диева и на те более крупные рукописи его, которые хранятся у г. Титова, а именно: на "Историческое описание костромского Ипатьевского монастыря" (М., 1858 г.); "Сказание о находящихся во Владимирской церкви г. Нерехты двух прославленных чудотворениями св. иконах Божией Матери, именуемых Владимирскими" (М., 1860 г.); "Солигалич" (в "Костромских Губерн. Ведомостях", 1859 г., №№ 10—12); "Изъяснение некоторых выражений "Русской Правды" (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1839 г., ч. XXII); "О верах у россиян в X и XI столетиях" (в "Русском Историческом Сборнике", т. I, кн. 2) и "Быт священников в г. Нерехте" (в "Костромской Старине", вып. VIII. Из рукописей, кроме вышеупомянутых, больше всего сохранилось так называемых "Сборников" или "Собраний" (до 10) разных статей Диева; затем "Переписка" с разными лицами (в "Трех томах"); большая статья "О старинных волостях и станах, находящихся в Костромской губернии", "Опыт изъяснения псалма LXVII", и др.


В Московское общество истории и древн. Российских Диев доставил найденные им: "редкий манускрипт о посольствах Даудова", Воскресенскую Солигаличскую летопись, шуйские акты и мн. друг. документы.


"Автобиография" Диева (Рукопись Императ. публичной библиотеки); "Письма" его к Снегиреву (в "Чтениях Московского Общества Истории и Древн. Росс.", 1887 г., кн. І; там же в предисловии и краткая биография Диева, составленная А. А. Титовым); H. Полетаев, "Протоиерей M. Я. Диев и его историко-археологические и этнографические труды" (Кострома, 1891 г. ) и А. А. Титов, "Ученый протоиерей костромской епархии М. Я. Диев и его рукописи" (в "Библиографических Записках", 1892 г., № 2).


В. Рудаков.


{Половцов}





Диев, Михаил Яковлевич


(1794—1866) — протоиерей, исследователь старины и быта Костромского края; по окончании курса в Костромской духовной семинарии в 1813 г., был сельским священником и законоучителем в Нерехтском уездном училище; в 1832 г. был переведен в село Сыпаново, лежащее в двух верстах от города Нерехты. Хотя научные труды Д. и обращали на себя внимание высшего начальства и даже доставили ему сан протоиерея, но они же неоднократно навлекали на него и неприятности со стороны непосредственного его начальства, которое публично замечало Д., что он занимается пустяками, что ему некогда думать о священнической должности; однажды, по доносу диакона, ему даже запрещено было священнодействие. Из напечатан. трудов Д. главные: "О вирах у россиян Х и XI в." ("Русский Историч. Сборник", I кн., 2) и "Изъяснение некоторых выражений Правды Русской" ("Ж. M. H. Пр.", т. XXII). Более обширные труды Д. остались ненапечатанными, каковы: исторический словарь разных писателей православной церкви, преимущественно тех, чьи сочинения переводом вошли в славяно-русскую литературу; исторический и генеалогический лексикон бояр, дворян и др. членов Российского государства до Петра; проверка иерархических каталогов; материалы для истории Российской иерархии; история новгородских владык; костромская Вивлиофика; история костромской епархии; исторический словарь городов, волостей, сел и разных мест Костромской губернии и мн. др. Рукописи Д. приобретены А. Титовым, который напечатал список их ("Библиографические Записки", 1892, № 2), и один из трудов его: "Научные делатели Костромского вертограда" (словарь писателей Костромской губернии; там же, №№ 5 и 8). Д. сильно помог Снегиреву в составлении трудов его: "Русские простонародные праздники и свадебные обряды" и "Русские народные пословицы и притчи", состоял в постоянной переписке с митрополитом Евгением Болховитиновым, ревностно трудился над продолжением его словаря писателей духовного чина; в особенности много сведений сообщил он архиеп. Филарету для его "Обзора русск. духовной литературы". Д. состоял членом Моск. общества истории и древностей российских и сотрудником общества любителей росс. словесности.


Ср. H. Полетаев, "Протоиерей M. Я. Диев и его историко-археологические и этнографич. труды" (Кострома, 1891).


{Брокгауз}





Диев, Михаил Яковлевич


археолог и историк Костромск. кр., р. 22 окт. 1794, с. священника, протоиерей, † 3 февр. 1866.


{Венгеров}





Диев, Михаил Яковлевич


протоиерей, член Моск. общ. истор. и древност., писатель; † 1866 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008