ДИФИРАМБ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дифирамб
греческое понятие, обозначавшее хоровую песнь, которая была связана с культом Диониса. До нас дошли дифирамбы «Персы» Тилгофея. Их можно сравнить с кантатами или короткими операми.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ДИФИРАМБ
первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позже — литературная форма, близкая к гимну и оде. В широком значении — преувеличенная похвала, откровенная лесть.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ДИФИРАМБ
первонач. торжеств. хоровая песня в Др. Греции в честь бога вина Диониса (или Вакха); позже Д. стал лит. формой, близкой к оде и гимну, напр., дифирамбы Пиндара и Ариона (6 — 5 вв. до н.э.). Из Д., исполнявш. хором, возникла греч. трагедия.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ДИФИРАМБ
в Древней Греции культовая песнь в честь Диониса; исполнялась хором или несколькими хорами. Позже дифирамбические хоры стали исполнять песни не только о Дионисе, но и об иных богах и героях. В настоящее время значение слова «дифирамб» — преувеличенная, восторженная похвала.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ДИФИРАМБ
греч. dithyrambos), в Др. Греции – хоровая песнь, обязанная своим появлением культу бога Диониса. Согласно Аристотелю, из дифирамба выросла трагедия. Известно, что дифирамбы пели актеры, представлявшие спутников Диониса – козлоногих сатиров («трагедия» по-гречески означает «песнь козла»). Дифирамбы создавали Вакхилид и Арион. Последний придал дифирамбу законченную поэтическую форму, близкую к оде и гимну (неслучайно дифирамбы Вакхилида сравнивают с одами Пиндара). В европейской и рус. поэзии дифирамб не получил развития. Иногда это жанровое обозначение используется в сатирических стихотворениях: наиболее известный рус. дифирамб «Дифирамб Пегасу» А. П. Сумарокова входит в состав «Од вздорных» и направлен против последователя М. В Ломоносова В. П. Петрова.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ДИФИРАМБ
в Древней Греции торжественная хоровая песня в честь бога Диониса, сопровождавшаяся порывистыми движениями. Позднее дифирамбы посвящались не только богам, но и героям, а также олимпио-никам. Дифирамбы пели хором, возможно, в сопровож-дении флейт. В современном значении дифирамб обозначает неумеренное, преувеличенное представление о ком-либо или о чем-либо. Среди прославленных составителей дифирамбов были поэт с острова Лесбоса Арион (ок. 600 г. до н.э.), придавший дифирамбу литературно-художественную форму, поэт и музыкант Лас (548–497 гг. до н.э.), сделавший его более разнообразным в музыкальном плане, Симонид Кеосский (557 или 556–468 гг. до н.э.), одержавший победу на 56 дифирам-бических состязаниях, Пиндар (между 522 и 518–448) и др. В V–IV вв. до н.э. дифирамбы были введены свободные ритмы и сольное пение.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Дифирамб
(греч. dithyrambos), др.-греч. хоровая песнь, связанная с культом Диониса (назв. от призыва «Thriambe Dithyrambe»). У истоков этой художеств, формы, постровидимому, стояли Арион и Лас. Симонид Кеосский был победителем в Д. — агонах. Выдающиеся примеры этого жанра мы встречаем у Вакхилида и Пиндара. В 5 — 4 вв. до н. э. такие мастера, как Меланиппид, Филоксен и Тимофей преобразовали Д., введя в него свободные ритмы и музыкальные новшества: виртуозное сольное пение, а также смену тональностей и ритма. В то время как Аристофан и Платон критиковали Д., Аристотель выделял его в качестве единств, жанра совр. ему лирики. Из богатой коллекции дошедших до нас др.-греч. Д. (их можно сравнить с совр. кантатами или короткими операми), особенно интересен дифирамбичном «Персы» Тимофея (большей частью сохранившийся). Подражания Д. в свободной ритмике можно найти у Гете, Гельдерлина, Ницше и других авторов.

Источник: Словарь античности. 1989

Дифирамб
в др.-гр. хоровой мелике песнь, входившая в состав культа бога Диониса. Лит. форму придал Д. на рубеже VII-VI вв. Арион, после чего Д. стал строиться на чередовании хоровых партий, составленных из симметричных строф, с сольными песнями корифея (ср. более поздн. дифирамб «Тесей» у Вакхилида). Эта форма Д. послужила исходным пунктом для возникновения трагедии, при том что и содержание Д. достаточно рано вышло за пределы круга мифов, связанных с Дионисом. На протяжении V - IV вв. Д. сохран. в Афинах как самост. разновидность мелики в составе Вел. Дионисий; здесь его исполняли в порядке творческого соревнования хоры из 50 чел. Писали Д. такие знаменитые поэты, как Симонид, Пиндар, Вакхилид. .Во 2-й пол. V в. появл. тенденции, направленные на разрушение изнач. формы Д.: поэты начинают отказываться от симметрии строф, увеличивают сольную партию, усложняют муз. сопровождение, к-рому часто придается самодовлеющее значение, пока в твор-ве Тимофея хоровой Д. не уступает место сольной песне в свободных метрах. В Афинах интерес к Д. падает на рубеже IV-III вв., хотя в др. городах Греции (напр., на о-ве Делос) Д. исполнялся еще в 172 до н.э.
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ДИФИРАМБ
   • Dithyrambus,
         ??????????, торжественная песнь в честь Вакха (по словопроизводству, может быть, в связи со словом ??????? = ???????), которая впервые появилась в древнейшие времена, вместе с культом Диониса, во Фригии или Лидии и, соответственно воодушевленному характеру этого культа, диким, возбуждающим образом прославляла в весенний праздник подвиги и судьбы Диониса. В Аттике на ионийских и эолийских островах, в Беотии, Флиунте, Сикионе, Коринфе и в других местах, где процветало служение Вакху, пелись таковые песни в шумных процессиях поклонниками Вакха, в грубой и безыскусной форме, пока Арион (см. Arion, Арион) не дал Д. в Коринфе первую художественную отделку и не научил исполнять пение его чередующимися хорами (??????? ?????), из которых впоследствии развилась трагедия. Дальнейшее развитие Д. получил в Афинах, где в блестящие Дионисовы празднества выступали на состязание отличнейшие лирические поэты, каковы были: Ласос, Гермионский (ок. 500 г. до Р. X.), Симонид Кеосский, Пиндар и др. Д. этих древнейших поэтов, несомненно, отличались высоким полетом мысли и пылкой стремительностью речи и рифмы, но сильно возбужденное чувство у них всегда сдерживалось в надлежащих пределах силой воли и сознанием своего достоинства. Но со времени Меланипиида Мелосского (Младшего, ок. 415 г. до Р. X.) Д. стал вырождаться; музыка взяла перевес над поэзией и сделалась изнеженной и искусственной; увлекались беспредельным воображением, пустыми и напыщенными фразами и чудовищными образами; отказались от распределения на хоры и стали пренебрегать соблюдавшимися до тех пор правилами рифмы. Известнейшие поэты этого периода: Филоксен Киферский (умер в 380 г. до Р. X.), Кинесий Афинский и Фриннис Митиленский (ок. 415 г.), Тимофей Милетский (умер в 357 г.) и современники его Полиид (?????????) и Телест. Под влиянием этих поэтов Д. мало-помалу преобразовался в музыкальную миму, которая представлялась уже не хорами, а отдельными виртуозами. Что касается содержания Д., то уже древнейшие поэты заимствовали темы из героической мифологии, изображая в своих песнях таких героев и героинь, которым, подобно Дионису, пришлось бороться и страдать. В этом отношении им подражали и позднейшие поэты. От Д. до нас дошли только отрывки (лучший сборник составил Bergk, po?t. lyr. Graec. III); однако хор в трагедии Еврипида ?????? (64-165) представляет образчик Д. ср.: Hartung, Philol. I, стр. 397-420 и M. Schmidt, diatribe in dithyrambum (1845).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

ДИФИРАМБ - КОНЦЕРТНЫЙ РОМАНС В РУССКОЙ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ТРАНСФОР

Степанидина Ольга Дмитриевна
В цикле из трёх статей рассматривается в комплексе трансформация русского камерного романса в новый концертный жанр дифирамб.
Читать PDF
0.00 байт

Об атрибуции стихотворения «Дифирамб»

Стрельникова И. А.