ДИККЕНС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДИККЕНС
Чарльз (1812–1870) — английский писатель-реалист переходного периода, являвшийся для своих современников «совестью Англии», «защитником неимущих и обездоленных». Трагизм конфликтов в ранних произведениях Диккенса («Очерки Боза», 1834–1835; «Посмертные записки Пиквикского клуба», 1837) засло-няется веселыми сценами, стремлением воздействовать на чувства богатых, верой в то, что бедные могут стать богатыми, несчастные — счастливыми. Персонажи его романов «Приключения Оливера Твиста» (1837–1838), «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1838–1839) являются носителями одной основной черты, воплощающей добро или зло, которая проявляется в поведении, во внешнем облике, в манерах, вещах, обстановке. Его положительные герои — это воплощение врожденной нравственности; лицемеры, эгоисты, скупцы предстают как нравственные уроды. Как отмечал сам писатель, принцип добра в этих произведениях всегда в конце концов торжествует, несмотря на самые неблагоприят-ные обстоятельства и тяжелые препятствия. В романах 50–60-х гг. («Холодный дом», «Крошка Доррит», «Тяже-лые времена», «Большие ожидания» и др.) меняется творческая манера Диккенса; он знакомит своего героя — представителя народных масс, с изнанкой капиталистического общества, противопоставляя миру продажных парламентариев, судей, корыстолюбивых, алчных банкиров, фабрикантов, единение простых людей, в которых писатель верил беспредельно. В отличие от других писателей-реалистов переходной эпохи в романах Диккенса отсутствует система исторического детерминизма.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ДИККЕНС
dickens) Чарлз (1812, Лендпорт – 1870, Гейдсхилл), английский прозаик. Его отец был служащим в морском ведомстве. Над жизнью семьи все время висела угроза разорения и нищеты. В 1821 г. они переехали в Лондон, этот период жизни описан в романе «Крошка Доррит»: нужда, заключение отца в долговую тюрьму и спасительный исход – получение небольшого наследства от дальнего родственника. Вскоре после ареста отца десятилетний Диккенс пошел работать: наклеивать ярлыки на банки с ваксой. Воспоминания об этой поре своей жизни проявятся в романе «Дэвид Копперфильд». Школьное образование Диккенса было неполным, своими знаниями он был больше обязан чтению и службе в адвокатской конторе и работе судебного и парламентского репортера.
Творчество Диккенса принято делить на четыре периода. К начальному относятся первые публикации очерков в сборнике «Очерки Боза» (1833–36), которые рассказывают о жизни различных слоев лондонского общества; особое внимание автора привлекают беднейшие и обездоленные жители. В предисловии к сборнику автор заметил, что его цель – изобразить «повседневную жизнь и обычных людей». Впервые на страницах литературных журналов простой народ был изображен столь сочувственно и с таким уважением и мастерством. В 1837 г. вышли «Посмертные записки Пиквикского клуба», принесшие Диккенсу заслуженную славу. Роман появился в результате сотрудничества молодого Диккенса с известным художником Сеймуром, к комическим рисункам которого писатель должен был делать подписи. Но позже автор отказался от первоначального плана создания романа как серии комических зарисовок и сцен и построил его как описание судебного процесса, возбужденного против мистера Пиквика его квартирной хозяйкой. Это позволило ему нарисовать широкую картину современной жизни и выступить с критикой судейского чиновничества. Книга изобилует комичными ситуациями, описанными с искрометным юмором. Далее следуют романы «Оливер Твист» (1838), «Николас Никльби» (1839), «Барнаби Радж» (1840) и «Лавка древностей» (1841). Первый, ранний, период творчества отличается оптимизмом и юмором в изображении героев и критикой буржуазного парламентаризма и системы выборов. В романах, посвященных жизнеописаниям героев, Диккенс углубляет критику современного ему буржуазного общества, отражает тяжелую жизнь неимущих слоев населения, надеясь исправить нравы и восстановить несправедливость миропорядка.
Второй период творчества относится к 1840-м гг. Немалая заслуга в дальнейшем углублении реализма писателя принадлежит его наблюдениям за жизнью в Англии и путешествиям в Италию, Швейцарию, Францию и Северную Америку. Диккенс, подобно многим европейцам, видевший в Америке «страну свободы», несмотря на пышный прием, оказанный ему в США, хорошо разглядел все недостатки этого «свободного» общества с его цинизмом, невежеством, наглостью и высокомерием. «Американские заметки» (1842) и роман «Мартин Чезлвит» (1844) рисуют истинную картину американской цивилизации. Ко второму периоду творчества относятся также «Рождественские рассказы», где автор мечтает о классовом мире и гармонии, прославляет добро и отзывчивость человеческого сердца, и роман «Домби и сын» (1846–48), лучшее произведение 1840-х гг. В нем все подчинено единству замысла. Идейно-художественный центр романа, в котором сходятся все сюжетные линии, – образ Домби, крупного английского негоцианта, главы фирмы «Домби и сын». Повествуя об истории крушения семьи и честолюбивых надежд мистера Домби, автор показывает, что деньги несут в себе зло, отравляют сознание людей, порабощают их и превращают в бессердечных гордецов и эгоистов. В. Г. Белинский писал о романе: «Такого богатства фантазии на изобретение резко, глубоко, верно нарисованных типов я и не подозревал не только в Диккенсе, но и вообще в человеческой натуре. Много написал он прекрасных вещей, но все это в сравнении с последним его романом бледно, слабо, ничтожно». В романе «Домби и сын» меняется характер юмора Диккенса: вместо мягкой иронии, веселой и добродушной насмешки писатель стал пользоваться гротеском. Создавая образы лицемеров, эгоистов и скупцов, он показывает их нравственными уродами, утрируя их уродство и обличая его гневным смехом.
Третий период творчества – романы 1850-х гг.: «Дэвид Копперфильд» (1850), «Холодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1857) и «Повесть о двух городах» (1859). Писатель постепенно теряет иллюзии, понимает, насколько расколото общество, но все еще надеется на то, что литература может помочь сгладить кричащие противоречия существующего миропорядка, пробудить совесть в консервативной английской буржуазии, привести к изменениям в страшной рутине, царящей в суде и др. государственных учреждениях. Так, в романе «Холодный дом» Диккенс выражает убеждение в том, что высшие классы несут ответственность за положение народа, выступает против бессмысленной жестокости, царящей в суде. Недаром канцлерский суд сравнивается на страницах романа с лавкой старьевщика, а лорд-канцлер – с выжившим из ума старьевщиком. Роман «Дэвид Копперфильд» и особенно «Тяжелые времена» не заканчиваются традиционным для Диккенса «хеппи-эндом», даже диккенсовский смех приобретает гневные интонации, юмор все чаще сменяется обличительной сатирой и более пессимистичным взглядом на мир. Но писатель навсегда сохранил веру в народ, продолжавшую питать его творчество и в 1860-е гг. В речи 1869 г. он сказал: «Моя вера в людей, которые правят, говоря в общем, ничтожна. Моя вера в людей, которыми правят, говоря в общем, беспредельна».
К последнему периоду творчества писателя относятся романы «Большие надежды» (1861), «Наш общий друг» (1864) и неоконченный детективный роман «Тайна Эдвина Друда», работу над которым прервала смерть писателя в 1870 г.
Поздний Диккенс трезво смотрит на мир и беспощадно разоблачает зло, ложь и бесчеловечность буржуазного общества. Стиль Диккенса отличается юмором, реализм в описании деталей сочетается в нем с авторской фантазией. Он охотно пользуется фольклором: пословицами, поговорками, балладами, песнями, сказками. В его книгах четко проводится граница между добром и злом. Часто диккенсовские характеры напоминают карикатуры, т. к. он преувеличивает их основные характеристики, но никогда не теряет логики, не доводит свои преувеличения до абсурда. Характеры Диккенса всегда однозначны: герои – это герои, а злодеи – это злодеи. Но они разнообразны так же, как и жизнь, из которой он берет их. Сам автор говорит о своей искренности в изображении персонажей: «Никто не верил в это повествование больше, чем я верил в него, когда писал». Его персонажи – это реалистически убедительные типы, многие из которых стали нарицательными (Урия Хип – символ ханжеского смирения, Домби – черствости и эгоизма).
Новаторство Диккенса проявилось в том, что он впервые с большим уважением, любовью и глубиной изобразил простых людей в своих произведениях, он создал новый тип социального реалистического романа и, кроме того, был первым из европейских писателей 19 в., обратившимся к изображению детей и мира детства.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Источники интертекстуальности как характеристика идиостиля писателя (на материале романов Ч. Диккенс

Баева Н. А.
The article is connected with intertextuality which illustrates the semiosis of culture in general, where different semiotic systems are interrelated (text, genre, art) on all levels of the text (the plot, composition, style).
Читать PDF
0.00 байт

«Чарльз Диккенс» Г. К. Честертона. Жанровые особенности

Козырева Мария Александровна
«Чарльз Диккенс» Г.К. Честертона считается одной из лучших книг о писателе и одним из ярчайших примеров критического подхода Честертона.
Читать PDF
0.00 байт

Толстой и Диккенс: загадка одной дневниковой записи

Фортунатов Николай Михайлович
Статья посвящена текстологическому комментированию: автор пытается определить литературную основу дневниковой записи Л. Толстого (декабрь, 1902 года).
Читать PDF
0.00 байт

Чарлз Диккенс

И.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Жизнь, смерть, любовь и ненависть мисс Хэвишем (Ч. Диккенс «Большие надежды» и К. Э. Даффи «Хэвишем»

Ганин В.Н.
В статье проводится сопоставительный анализ образа мисс Хэвишем в романе Ч. Диккенса «Большие надежды» и стихотворении известной современной английской поэтессы К. Э. Даффи «Хэвишем».
Читать PDF
0.00 байт

2014. 01. 020. Диккенс в современных англо-американских исследованиях. (сводный реферат)

Шейко А.А.
Читать PDF
0.00 байт

Образ Чарльза Диккенса в биографии Джона Форстера "жизнь Чарльза Диккенса"

Гуманова Татьяна Сергеевна
В статье проводится анализ образа Чарльза Диккенса в биографии Джона Форстера «Жизнь Чарльза Диккенса».
Читать PDF
0.00 байт

Образ Томаса Гредграйнда в романе Ч. Диккенса «Тяжелые времена»

Зацаринина Елена Владимировна
Роман Ч. Диккенса «Тяжелые времена» выдающееся художественное произведение, которое по праву занимает свое место в ряду лучших книг английской мировой литературы.
Читать PDF
0.00 байт

Жанровая и художественная специфика «Рождественских повестей» («Christmas tales») Ч. Диккенса и англ

Меретукова Мариета Муратовна
В статье исследуются вопросы жанровой и художественной специфики «Рождественских повестей» Ч.
Читать PDF
0.00 байт

История и роман: «Доктор Живаго» Б. Пастернака и «Повесть о двух городах» Ч. Диккенса

Жилякова Эмма Михайловна
На сравнении двух романов «Доктор Живаго» Б. Пастернака и «Повесть о двух городах» Ч.
Читать PDF
0.00 байт

Социально-криминальный роман Ч. Диккенса «Оливер Твист» в восприятии русского литературного процесса

Матвеенко Ирина Алексеевна
Рассмотрены жанровые особенности социально-криминального (ньюгейтского) романа Ч.
Читать PDF
0.00 байт

Притчево-библейское начало в романе Ч. Диккенса «Тяжелые времена»

Зацаринина Елена Владимировна
В статье представлен анализ притчево-библейской поэтики романа Ч. Диккенса «Тяжелые времена» как неотъемлемого компонента художественности текста, наполненного полнотой изображения и проникновенностью интонаций.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы жанров малой прозы (применительно к творчеству Чарльза Диккенса)

Чаплыгина О. В.
В данной статье подвергается осмыслению теория жанров малой прозы, дается определение жанра рассказа, исследуется его развитие в творчестве английского писателя Ч. Диккенса.
Читать PDF
0.00 байт

Николас Никльби - заглавный герой романа Ч. Диккенса

Камардина Юлия Сергеевна
Статья посвящена рассмотрению образа заглавного героя романа. Николас Никльби - это обобщённый и во многом идеализированный психологический портрет молодого человека ранней викторианской эпохи.
Читать PDF
0.00 байт

«Николас Никльби» - ранний образец романа воспитания у диккенса

Камардина Юлия Сергеевна
Статья посвящена проблеме определения жанра романа Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никльби». В статье предлагается новое определение и формулировка жанра этого романа.

Похожие термины:

  • Чарлз Диккенс

    1812–1870) Диккенс нуждался в больших успехах, чтобы обрести уверенность в себе. Он знал мрачное детство, нищету, унижения, насмешки… Он должен был добиться успеха, и он его добился. Когда Чарлз Диккен