ДИКОВ Иван Михайлович
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Диков, Иван Михайлович - русский адмирал. Родился в 1833 г., участвовал в обороне Севастополя; составил магнитную карту Черного моря. В 1877 г. под руководством Тотлебена принимал деятельное участие в организации обороны портов Очакова, Севастополя, Керчи; затем был начальником нижнедунайского отряда судов, бомбардировал Сулин и взорвал турецкую канонерку ""Суна"". В 1907 - 09 г. - морской министр; в 1909 г. назначен членом государственного совета.
Источник: Биографический словарь. 2008
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
— генерал-адъютант, адм., чл. Гос. Сов., род. в 1833 г., на службе с 1854 г., участвовал гардемарином в Севастоп. обороне, за которую награжден знаком отличия Военного Ордена 4 степени и медалью. В чине кап.-лейт. принимал участие в тур. войне 1877—1878 гг., командуя ф-лией, которой поручено было открыть наступат. действия к Сулину. Пройдя 28 июля 1877 г. из Одессы в Килийский рукав с пароход. "Опыт", 2 шхунами, 2 плавуч. батареями (баржами) и 4-мя мин. катерами, блестяще выполнил данное ему ответственное поручение. Ниже отряда был наведен бон, а сосед. гирла, Георгиевское и Сулинское, заграждены минами после рек-цировки, произведенной самим Д. на рыбачьей лодке. Первое заграждение было привезено водой, при помощи "Опыта" и катеров, а все принадлежности 2-го доставлены сушей за 15 вер. Дальнейшая рек-цировка выяснила, что действовать против Сулина м. только ф-лия, почему отряд был усилен еще пароходом, шхуной и 3 катерами. Оборона Сулина состояла из 3 сухоп. батарей, 2 бр-цев, бонов и подвод. мин; план Д. заключался в том, чтобы, пользуясь беспечностью турок, провести ф-лию через заграждение к Сулину, поставить ближе к нему 2-е заграждение и, лишив турок возм-сти подойти к нашим судам, открыть с них мортирный огонь. В распоряжении Д. имелось 90 подвод. мин. По пути катерам приходилось поднимать старое заграждение; при этом один из катеров ("Лейтенант Пущин") попал на мину и затонул. Несмотря на трудность предприятия, план Д. был выполнен блестяще; новое мин. заграждение поставлено катерами в ночь на 27 снт. под картеч. и руж. огнем. Навстречу отряду вышли 2 тур. парохода; когда шхуна "Ворон", на которой был Д., завязала с ними перестрелку, один из пароходов наскочил на мину и затонул, а другой ушел; тур. бр-ц остался за боном. В ночь на 28 снт. заграждение было усилено, а 28-го по броненосцам открыт огонь и оба они подбиты. Дальнейш. действия у Сулина были остановлены приказанием об отступлении, почему отряд вернулся обратно, поставив новое заграждение на 42-й миле Сулин. гирла. За это дело Д. был награжден орденом святого Георгия 4 степени и произв. в кап-ны 2 р. В 1881—1885 гг. Д. командовал учебн. Черномор. мин. отрядом, а в 1885—1887 гг. — фрегатом "Дмитрий Донской", в 1888 г. был произведен в контр-адмиралы, в 1894 г. в вице-адмиралы и в 1905 г. в полн. адм.; за это время Д. командовал 4 года практич. эскадрой Черн. моря. В 1897—1900 гг. он состоял председ-лем Мор. технич. комитета и чл. адмиралтейств-совета; в 1905 г. назначен председ-лем комиссии для всесторон. расслед-ния мор. боев 28 июля 1904 г. и 14 мая 1905 г., а в 1906—1907 гг. состоял членом сов. госуд. обороны. 11 янв. 1907 г. Д. занял пост мор. министpa; одновременно с его назначением мор. мин-ру были предоставлены права глав. начальника флота и мор. ведомства, поручено непосред. заведование личн. составом, боев. силами и строев. частью. Мор. мин-ром Д. пробыл всего 2 г., но деятельность его на этом посту была отмечена рядом важн. мероприятий: знач-но расширен доступ в мор. корпус, куда до 1907 г. принимались только дети воен. моряков и потомств. дворян; изданы времен. положения о судах вооруж. резерва, правила об аттестац. комиссиях в портах и новое положение о прохождении службы офицерами флота, которые разделены на строев. и берег. составы; затем была установлена классификация судов воен. флота с разделением его на "действующий", 1-й и 2-й резервы; определены сроки службы судов в действ. флоте: для лин. кораблей и брон. кр-ров — 10 л., для кр-ров и мин. судов — пока их элементы удовлетворяют требованиям; введено положение об управлении заводами мор. ведомства, причем были выделены из состава СПб. порта судостроит. верфи, а в основу их управления положены коммерч. начала. Наконец, в том же году издано положение о начальниках мор. сил и опубликован наказ об управлении мор. командами. В период состояния Д. мин-ром кораб. инженеры переименованы были в офиц. чины, и образованы 2 в.-мор. кружка — в СПб. и Севастополе. Мин-ство Д. отмечено было неизменно благожелат. отношением его к плавающему флоту и нуждам личн. состава, откровен. признанием непригодности старой системы управления мор. ведомством, приведшей флот к поражениям 1904—1905 гг., и решимостью провести в жизнь необходим. флоту реформы. К сожалению, не все начатые реформы могли были закончены в 2-лет. период. 9 янв. 1909 г. Д. был уволен по прошению от должности мор. мин-ра с оставлением чл. Гос. Сов.; в пожалованном ему Выс. рескрипте перечислялись заслуги Д. на послед. посту, за которые Д. награжден брил. знаками ордена святого Александра Невского.
Умер
13 сентября 1914 г. в Петрограде. Похоронен во Владимирском соборе в Севастополе.Некролог
: Русский инвалид. 1914. № 225.{Воен. энц.}