, Отто (Dix, Otto) 1891, Унтермхауз, Тюрингия — 1969, Зинген. Немецкий живописец и график. Учился в дрезденской Школе прикладного искусства (1909—1914). В 1914—1918 участвовал в военных действиях, что оставило глубокий след в его сознании и наложило печать на творчество. По окончании войны продолжил образование в академиях художеств Дрездена и Дюссельдорфа (1918—1922). На фронтах Первой мировой войны художник сделал множество зарисовок, из которых позднее возникла графическая серия Война (1920—1922). В живописи Дикса фронтовые впечатления перерастают в картину всеобщей катастрофы, переданную приемами экспрессионизма и футуризма (Умирающий воин, 1915, Мюнхен, галерея Клим; большое полотно Окоп, 1919—1923, ныне утрачено). В период 1920-х был наряду с Гроссом виднейшим представителем направления новой вещественности. Внимательно изучая технику живописи старых мастеров, стремился к предельной конкретности и точности изображения (Портрет родителей, 1921, Базель, Художественный музей; Сильвия фон Харден, 1926, Париж, Нац. музей современного искусства). Наиболее значительные произведения этого периода — триптихи Большой город (1927—1928, Штутгарт, Гос. художественная галерея) и Война (1929—1932, Дрезден, Картинная галерея). Сочетание сухой веристской манеры с острой, почти гротескной обрисовкой вульгарных типов, отталкивающих ситуаций придает картинам Дикса характер горьких свидетельств, беспощадно обнажающих уродства времени. В 1927—1933 преподавал в дрезденской Академии художеств, в 1931 избран членом Прусской академии. В 1933, лишенный нацистскими властями академических постов и званий, удалился в Хемменхафен (на оз. Констанц). В 1930-х писал пейзажи, картины на библейские сюжеты (Св. Христофор, 1938, частное собрание; Лот с дочерьми, 1939, частное собрание). Участвовал во Второй мировой войне, после окончания которой вновь поселился в Хемменхафене. Продолжая работать над ранее сложившимся кругом тем, вернулся к своей ранней экспрессионистической манере. С 1950 — профессор дюссельдорфской Академии художеств.
Лит.: Schmidt D. Otto Dix im Selbstbildnis. Berlin, 1978; Schubert D. Otto Dix in Selbstzeugnissen und Bilddocumenten. Reinbek, 1980; Conzelmann O. Otto Dix. Hannover, 1959; Loffler F. Otto Dix. Leben und Werk. Dresden, 1960, 1982; Karcher E. Otto Dix. 1891—1969. Leben und Werk. Koln, 1988.
В. Крючкова
0.00 байт
Синкопы джазового века в Реквиеме первой мировой: ричард Олдингтон и отто Дикс
Исследуется культурно-эстетический феномен «век джаза» и его отражение в романе Р. Олдингтона «Смерть героя» (1929) и в картине О. Дикса «Большой город» (1928).