ДИМИТРИЙ КИДОНИС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДИМИТРИЙ КИДОНИС
Dnmntrios Kydonns) (ок. 1324-97 или 1398) - визант. писатель и политич. деятель при дворах Иоанна VI Кантакузина и Иоанна V Палеолога, сторонник унии с Римом. Д. К. перевел на греч. яз. ряд лат. богословских соч., в т. ч. произв. Фомы Аквинского. Он принадлежал к кругам визант. гуманистов и выступал против исихастов и мистики Григория Паламы. Его соч. (особенно письма), где Д. К. подражал Платону, - важный источник по внутр., внешнеполитич. и культурной истории Византии 14 в.; в "Монодии павшим в Солуни" обрисовано восстание зилотов, противником к-рых был Д. К.; в речах, написанных в Риме в 1369-71, Д. К. призывал византийцев и латинян объединиться против турок.

Соч.: Migne J. P., P. G., t. 109, 151, 154; Demetrius Cydonius, Correspondance. Texte in?d. ?tabli et trad. par G. Camelli, P., 1930; Dem?trius Cydon?s, Correspondance, publ. par Raymond J. Loenertz, v. 1-2, Citt? del Vaticano, 1956-60.

Лит.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch., 1959, S. 733-37.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДИМИТРИЙ КИДОНИС
ок. 1324 – 1397/1398) – уроженец Фессалоники, талантливый писатель и государственный деятель, занимавший пост первого министра при трех византийских императорах: Иоанне V Палеологе, Иоанне VI Кантакузине, Андронике IV Палеологе. Кидонис учился латинскому языку у монахадоминиканца, который познакомил его с трудами Фомы Аквинского и других латинских философов и богословов. Аквинский поразил его «своей теологической ученостью», «строгостью силлогизмов», совершенством содержания и формы своих сочинений. Кидонис перевел на греческий язык два произведения магистра – «Сумму теологии» и «Сумму против язычников». Посетив Западную Европу, Кидонис стал горячим приверженцем и пропагандистом европейской культуры. В его «Речи совещательной к ромеям» звучал призыв к «Новому Риму» (Константинополю) «признавать и чтить наследие римлян»: у греков и у латинян есть общая основа – Священное писание. Кидонис принял участие в дискуссии с исихастами, организованной Варлаамом Калабрийским. Вслед за Фомой Аквинским он прославлял человеческий разум как дар божий, данный для того, чтобы познавать Бога и окружающую жизнь. Главным средством познания является умозаключение (силлогизм), цель которого, говоря словами Кидониса, – обосновать симфонию разума и веры, противостоять мистике исихастов, далеких от истинной просвещенности и подлинной духовной культуры. В своем главном труде «Апология» Димитрий Кидонис выявляет причины бедственного положения Византии в 1391 г. Это – «ссоры и раздоры» изза «призрака власти», народные волнения, подрывающие установленный свыше порядок, использование варваров в борьбе за власть, безнаказанное нарушение законов, всеобщее угодничество перед императором, высокомерие ромеев по отношению к другим народам. Тем не менее монархическая форма правления, когда «одни управляют, а другие повинуются», представляется ему оптимальным государственным устройством. В «Апологии» Кидонис пересматривает традиционное понятие византийского патриотизма. Он видит истинный гражданский долг не в служении императору, а в том, чтобы помочь отчизне в трудную минуту при том условии, что это не приносит «вреда» ни ей, ни ему самому. Кидонис выступает против слепой любви к родине, отдавая предпочтение Богу и истине. Официальные византийские круги обвинили его в «предательстве», в стремлении «опрокинуть установленное». В конце жизни Димитрий Кидонис принял католичество. По мнению исследователей, именно он способствовал формированию латинофильской группировки в Византии.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012