— святой, знаменитый митрополит ростовский; род. в 1651 г. в местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Отец его, Савва Григ. Туптало, был казаком макаровской сотни киевского полка и служил сначала Польше, потом Москве; отличался большим благочестием, как и жена его, мать святителя. 11 лет Даниил (в монашестве Д.) поступил в Киево-могилянскую коллегию, в которой ректором тогда был известный Иоанникий Голятовский. Состояние Коллегии было незавидное: у нее было мало средств, мало порядка. Преподавание было схоластическое. Оно давало формальное знание латинского языка, приучало к составлению проповедей и стихов, но не снабжало фактическим знанием. В 1665 г. Коллегия была разрушена во время нашествия Дорошенка и возобновлена лишь в 1669 г. Даниилу пришлось поучиться в ней только три года (1662—1665). Поселясь в Кирилловском монастыре, в 3 верстах от Киева, он в 1668 г. принял монашество от игумена Мелетия Дзика. Мелетий Дзик был одним из наиболее образованных людей своего времени, и влияние его на Д. было благотворно. Д. был близок с теми представителями малорусского духовенства, которые были в одно время и ревнителями православия, и защитниками самостоятельности малорусской церкви, ее независимости от московского патриарха — с киевским митрополитом Иосифом Тукальским, черниговским архиепископом Лазарем Барановичем, Мелетием Дзиком. В 1675 г. Д. перешел в Густынский монастырь, близ г. Прилук, а оттуда — в Чернигов. К этому периоду жизни Д. относится первое дошедшее до нас его сочинение: "Руно орошенное", изданное в 1680 г. В 1677 г. Д. уехал в Литву, на поклонение иконе Новодворской Богородицы, и близко сошелся с белорусским епископом Феодосием Василевичем, который тяготел к Польше, хотя и был ревностным православным пастырем. В 1678 г. Д. проживал то в Вильне, то в Слуцке, и говорил проповеди, которые не сохранились. После смерти Василевича Д., в 1679 г., выехал из Слуцка в Чернигов. Ко времени пребывания Д. в Литве относят (И. А. Шляпкин) ознакомление Д. с латино-польской пропагандой и возникновение в нем симпатий к Московскому государству. Д. поселился на время в Батурине, при дворе гетмана Самойловича, и в 1682 г. получил в управление Батуринский монастырь, но уже в следующем году оставил игуменство в этом монастыре, переехал в Киев и поселился в лавре. В это время он приступил к составлению Четьи-Миней (жития святых). Он принялся за работу 6 мая 1684 г. и настойчиво вел ее около 20 лет. В лавре Д. был официальным проповедником. Митроп. киевский Варлаам Ясинский называет Д., в 1689 г., искусным и благоразумным проповедником слова Божия. Первая проповедь Д., дошедшая до нас, сказана в 1685 г. В 1686 г. Д. вторично принял игуменство в Батуринском монастыре. В 1690 г. Димитрий был в Москве и познакомил московское духовенство с первыми книгами Четьи-Миней. В 1692 г. Д. оставил батуринское игуменство, "для спокойнейшего писания житий святых", и поселился в типографии Киево-Печерской лавры. В конце 90-х годов Д. был на короткое время игуменом в Глуховском монастыре, потом в Кирилловском, потом в Елецком; произносил, при случае, проповеди; печатал понемногу Минеи. В 1701 г. Д. был назначен митрополитом сибирским; но на пути в Сибирь, в Москве, расстроилось и без того слабое его здоровье, и, по его просьбе, Петр позволил Д. остаться в Москве. В 1702 г. Д. назначен был митрополитом ростовским. В том же году он прибыл в Ростов и ревностно занялся просвещением духовенства и мирян и борьбой с невежеством и пьянством. Паства была темная, бедная, погрязшая в суевериях. Д. учредил школу для детей всех сословий, причем ввел в преподавание греческий и латинский языки. Наряду со школьным обучением Д. заботился о развитии проповедничества, собирал и читал книги по истории церкви и о расколе. Среди дел благочестия, в трудах научно-литературных, св. Д. скончался 28 октября 1709 г. в Ростове. Открытие мощей его последовало в 1752 г., а в 1757 г. Д. причислен к лику святых. Сочинения св. Д. разделяются на поучительные, полемические, исторические и драматические. К нравоучительным относятся многочисленные проповеди. Проповеди, сказанные в Малороссии, бедны фактическим содержанием, искусственны и риторичны; проповеди, сказанные в России, отличаются применительностью к понятиям народа и большей простотой. Главная цель св. Д. в проповедях — сделать людей лучше и добрее; он — защитник всех слабых и угнетенных. Многие проповеди последних годов жизни Д. направлены против раскола. В проповедях, вызванных реформами Петра Великого, Д. различает в Петре человека и царя, он обличает некоторые слабости Петра, как человека, например вспыльчивость, и хвалит его достоинства, как правителя, например заботу о просвещении народа. Полемические сочинения направлены против раскола. Главное из них, написанное в 1709 г., до сих пор не потеряло своего значения. Содержание его видно уже из заглавия: "Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, o делах их и изъявление, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны". Вера названа брынской по Брынским лесам Калужской губ., где жило много раскольников и откуда учение их проникало в Ярославль и Ростов. К историческим трудам Д. принадлежит летопись от начала миробытия до Р. X., состоящая из нравственных размышлений, Диариум, каталог киевских митрополитов; но главный труд его — Четьи-Минеи, сделавшиеся любимой книгой благочестивых людей (имели в XVIII в. около 10 изд. Последнее изд. — Москва, 1855). Св. Д. принадлежит еще несколько духовных драм или мистерий, из которых лучшей считается драма "Рождественская". Она построена по образцу юго-западных мистерий. Собрание сочин. Д. вышло в Москве в 1786 г. Позднейшие изд. — М., 1838—42 и 1849.
Главные сочинения о св. Д. Ростовском: неизвестного автора, 1849, статья Костомарова в "Рус. ист. в жизнеоп." и обширная диссертация И. А. Шляпкина (1891).
Н. Сумцов.
{Брокгауз}
Димитрий Туптало
(Даниил Саввич) — святитель, митрополит Ростовский и Ярославский.
† 1709, память 23 мая/5июня, 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября, 6/19 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых.
Родился в декабре 1651 года в местечке Макарово близ города Киева в семье благочестивых христианских родителей.
Отец его всю свою жизнь служил в казацких войсках и большую часть времени проводил в походах, поэтому воспитанием Даниила в основном занималась его мать, которая отличалась исключительным благочестием. Отрок Даниил вырос глубоко верующим христианином.
8 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук.
Во время обучения он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам.
9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность.
Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины.
В это время он начал писать свой "Диарий" (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события.
23 мая 1675 года Димитрий был рукоположен во иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем) и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности иеромонах Димитрий трудился до 1677 года. В Чернигове он начал писать свою первую книгу "Руно Орошенное", в которой описал чудеса, происходившие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. Эта книга имела большой успех и несколько раз переиздавалась.
Из Чернигова иеромонах Димитрий уехал в Литву в г. Вильно, где совершенствовался в составлении и произнесении проповедей. Пребывание в Литве имело для него важное значение. Скромный по природе, иеромонах Димитрий оказался в центре борьбы Православной веры с униатами.
После Вильно он попал в Слуцк, где православное население особенно терпело большие притеснения от униатов. В Слуцке иеромонах Димитрий прожил почти год в Преображенском монастыре, где был избран братским проповедником. Так тихий и скромный иеромонах Димитрий оказался активным защитником Православия.
Через год он вернулся на Родину, которая в то время снова подверглась нападению турок и татар.
По прибытии на Украину иеромонах Димитрий в течение двух лет жил в Крупицком Николаевском монастыре (1679—1681 гг.).
10 августа 1681 года иеромонах Димитрий был возведен в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в г. Чернигове. Некоторое время он был игуменом Максаковской Троицкой обители.
1 марта 1682 года он был переведен, по желанию украинского гетмана, уважением которого пользовался, в Батуринский Николаевский монастырь вблизи Киева. Его тяготило расположение гетмана, и 26 октября 1683 года отец Димитрий отказался от игуменства в этом монастыре. 23 апреля 1684 года игумен Димитрий был вызван в Киево-Печерскую лавру. Настоятель лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также большие литературные дарования, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. Работа над этим монументальным трудом стала для иеромонаха, а затем святителя Димитрия делом всей его жизни — с 1684 по 1705 г. Игумен Димитрий с любовью принялся за порученное ему дело. Он приступил к работе 6 мая 1684 года и в течение 20 лет нес безропотно благое послушание. За это время Димитрий проработал массу источников, написанных на разных языках, среди которых были и книги неправославного происхождения. Поэтому к каждому источнику он подходил с исключительным вниманием.
Только богослужение, которое он никогда не пропускал, на малое время прерывало его занятия. Он мог просиживать над книгами целые ночи. Иногда в сонных видениях ему являлись те святые, о которых он писал, и указывали на неполноту описания их жития. Такие сны отец Димитрий запоминал до мельчайших подробностей.
С увлечением занимаясь порученным ему делом, игумен Димитрий с живым вниманием продолжал интересоваться и судьбами Украинской Церкви. В связи с принятием русского подданства Украина должна была подчиниться Московскому патриарху вместо Константинопольского, как было раньше.
Игумен Димитрий вместе с большинством духовенства выступил противником такого подчинения.
Несмотря на нежелание украинского духовенства, вновь избранный в 1685 году Киевский митрополит Гедеон (Святополк, князь Четвертинский; † 1690) был посвящен уже не в Константинополе, а в Москве, тем самым он подчинился Московскому патриарху со всей своей паствой. Новый митрополит вместе с гетманом уговорили игумена Димитрия снова принять игуменство в Батуринском монастыре, обещая ему всячески содействовать в продолжении его труда.
По ходатайству гетмана из Москвы для игумена Димитрия были высланы Великие Четии-Минеи митрополита Макария.
Первая книга игумена Димитрия вышла в январе 1689 года.
В 1690 году была готова к напечатанию и вторая книга, но в связи со смертью Московского патриарха печатать ее было разрешено только спустя несколько месяцев при новом патриархе Адриане, который со вниманием отнесся к труду игумена Димитрия и благословил его продолжать составление Четии-Миней на весь год, поощряя его своей патриаршей грамотой и денежными подарками.
В 1692 году политическая обстановка на Украине снова обострилась. И игумен Димитрий, желая скорее окончить свой труд, 14 февраля 1692 года вновь отказался от игуменства, отдавшись всецело любимому делу.
В 1695 году вышла из печати вторая книга. Во время печатания второй книги его назначили игуменом Глуховского монастыря. Здесь он занялся благоустройством обители.
В 1696 году ему предложили занять место игумена в Киевском Кирилловом монастыре, где в то время состоял его отец. После небольшого колебания он принял игуменство в указанном монастыре, но 20 июня 1696 года, с возведением в сан архимандрита, Димитрия направили в Елецкий Успенский монастырь, оставив за ним в течение трех лет управление и Глуховским монастырем.
На новом месте архимандрит Димитрий проявил себя исключительно способным в ведении многообразного монастырского хозяйства. Состояние монастыря за время его пребывания в нем значительно улучшилось, так что монастырь имел возможность оказывать помощь нуждающимся. В голодные годы по распоряжению архимандрита Димитрия монастырь покупал хлеб и кормил голодающих.
В 1700 году архимандрит Димитрий закончил свою третью книгу "Жития святых". Выход ее в свет радовал всех благочестивых людей. И сам отец Димитрий не скрывал своей радости. В то время у него созрел план на основе "Житий святых" сделать одну небольшую книгу, поместив в нее в сокращенном виде жития святых за год. Так появилась новая книга "Мартиролог вкратце".
В 1701 году указом царя Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в г. Тобольск.
Хиротонию совершали три митрополита: Крутицкий Трифилий, Нижегородский Исайя, Рязанский Стефан.
После посвящения митрополит Димитрий в течение года жил в Москве в Чудовом монастыре, где находилось Сибирское подворье. Нежелание ехать в далекую суровую Сибирь, стремление закончить свой труд по составлению "Житий святых" вызвали у митрополита Димитрия тоску и болезнь. По причине болезни поездка его в Сибирь была отменена и вскоре он получил назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года.
По приезде в Ростов митрополит Димитрий сразу же отслужил Божественную литургию и обратился к пастве с приветственным словом. Состояние ростовской паствы и духовенства поразило святителя. Духовенство сплошь было неграмотным, невежественным, большинство заражено гнусным пороком пьянства. Богослужения совершались без всякого благоговения.
Такое духовенство не только не могло быть хорошим помощником своему архипастырю в просвещении паствы, но и оказывало отрицательное влияние на религиозно-нравственное состояние народа.
Много труда пришлось приложить митрополиту Димитрию, чтобы изменить существовавшее положение и насадить во вверенной ему епархии самые необходимые евангельские начала.
В противоположность существовавшему тогда понятию, что архиерей не обязан заглядывать в народную толщу, святитель Димитрий сам принялся за обличение недостатков в среде духовенства и паствы. Он даже оставил свое желание писать летопись, направив все внимание на повышение уровня религиозно-нравственного состояния пасомых.
Надежным средством воспитания благочестия в пастве он считал правильное, торжественное и благоговейное совершение богослужения. Пример такого богослужения подавал он сам и требовал этого от всех священников. Он вменил им в обязанность обучать прихожан за литургией основным молитвам.
Большое внимание уделял митрополит Димитрий проповеди, силе слова. "Злое слово и добрых злыми творит, доброе же слово и злых делает добрыми", — говорил он. Сам святитель настолько обладал даром слова, что еще при жизни его звали златоустым.
Такие меры святителя Димитрия по воспитанию вверенной ему паствы в сравнении с существовавшими тогда жестокостями выдвинули ростовского архипастыря из всех современных ему иерархов.
Его можно назвать проповедником покаяния. Большинство его проповедей носили нравоучительный характер. В них видна одна определенная цель: возбудить высшие духовные запросы у слушателей и дать ответ на них, а также помочь пасомым возрастать в христианской жизни.
Наряду с поучительными проповедями и беседами святитель Димитрий говорил и обличительные, в которых с особою силою обличал общие пороки паствы, обращаясь к людям всех сословий, состояний и положений. У него образно представлена живая картина, как Царствие Божие странствует по земле среди всех сословий, ища себе покоя, и не может найти его.
Однако в своих проповедях святитель не грозит наказанием за многочисленные преступления, но сам скорбит и плачет о своей обязанности обличать и карать. В своих обличениях святитель старался приблизиться к положению грешника, желал помочь ему, разъяснить его греховное состояние. В нем горела безграничная любовь к людям. Он беседовал со всеми как кроткий друг и добрый отец со своими детьми.
Свои проповеди митрополит Димитрий строил так, чтобы некоторые из них могли быть произнесены и священниками, которых он убеждал неослабно проповедовать если не словом, то жизнью своей.
Большое значение митрополит Димитрий придавал делу просвещения. Все возникавшие человеческие нестроения, например раскол и другие заблуждения, он считал следствием невежества. Похвалу разуму он воздавал уже в "Алфавите Духовном", написанном им еще на Украине. Он хвалил обычай посылать молодых людей для обучения за границу. "Что другое может вразумить человека, как не учение?" — говорил святитель. Поэтому он принимал все меры к тому, чтобы насадить школьное образование в своей епархии.
В 1702 году им была основана первая ростовская школа, в которую принимались дети всех сословий. Обучение для всех было бесплатное. Митрополит Димитрий влагал в это дело всю свою душу. Воспитание детей отличалось разнообразием и широтою, им была предоставлена большая свобода.
Школьники заменяли святителю семью и друзей.
Расходы на школу покрывались из средств архиерейского дома. Но, к огорчению митрополита Димитрия, школа просуществовала всего три года. Это объясняется тем, что период жизни и деятельности митрополита Димитрия в Ростове был периодом преобразования России на основе петровских реформ. Все средства были брошены на войну, на развитие военной техники. Изыскивались всевозможные источники для пополнения государственной казны. Одним из таких источников было лишение монастырей и архиерейских домов большей части их владений.
Из-за недостатка средств на военные расходы перестали выдавать деньги на содержание учителей и учеников. Поэтому первая ростовская школа так скоро прекратила свое существование.
Несмотря на это, святитель Димитрий не оставил дела просвещения. Он приказал священникам, чтобы они сами обучали своих детей грамоте.
Впоследствии по примеру митрополита Димитрия школы стали открываться и в других епархиях.
При своей разнообразной и многосторонней деятельности митрополит Димитрий не оставлял и любимого труда по составлению "Житий святых". Он трудился день и ночь, боясь не закончить любимого дела до своей кончины.
Труд его увенчался успехом. 9 февраля 1705 года была закончена последняя книга "Жития святых". Все сознавали важность этого капитального труда не только для России, но и для всей восточной Церкви.
Несказанно радовался завершению своего дела и сам святитель Димитрий.
Несколько позже в качестве руководства по церковной истории святителем Димитрием была написана книга "Летописец" и ряд других работ.
Последние годы жизни митрополита Димитрия были посвящены борьбе с расколом. Чувствуя, что раскол начал приобретать силу в епархии после введения петровских реформ, святитель Димитрий взялся — как за верное средство — за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Им написано доступным для простого народа языком сочинение против раскольников "Розыск о раскольнической Брынской вере".
Своей неустанной деятельностью по борьбе с расколом митрополит Димитрий возбудил против себя среди раскольников ужасную ненависть. Эта ненависть свидетельствовала о действенности борьбы святителя Димитрия, что подтверждали и сами расколоучители.
Постоянные труды и заботы ослабили организм святителя, привели его к истощению. Перо, по его словам, выпадало у него из рук, но он, преодолевая временную слабость телесную, не прекращал своей деятельности.
Святитель изнурял свое тело, как кающийся грешник, часто распростирался на земле крестом и по три часа лежал в таком положении, летом предоставляя свое тело комарам. До минимума сократил питание. На Первой и Страстной седмицах Великого поста ел раз в неделю — по четвергам.
Чувствуя приближение своей кончины, святитель увеличил благотворения бедным, часто призывал в крестовую палату слепых, хромых и всех несчастных нищих, ставил им трапезу, давал одежду и оказывал дела милости. Он не делал ни малейших сбережений и в своем завещании написал, чтобы после него не искали никакого богатства, так как он его никогда не имел.
До самого дня кончины митрополит Димитрий сам совершал богослужения в храме. Последнюю литургию он отслужил в день своего Ангела 26 октября, за день до кончины, но был уже настолько слаб, что сам не смог произнести поучения.
Следующий день — 27 октября 1709 года — был последним днем его земной жизни. Вечером в этот день он пригласил к себе певчих, и они по его желанию пели излюбленные канты. Затем всех отпустил, оставив при себе только одного любимого Савву Яковлева, который помогал ему всегда в переписке бумаг. Святитель начал рассказывать ему о себе, о своей юности, как он жил, как всегда прибегал к молитве. По окончании рассказа он сказал: "Вот и вы, дети, также молитесь!"
Помолчав, он добавил: "Пора и тебе, дитя, иди домой!"
Певчий подошел к нему под благословение. Проводив его до двери, владыка вдруг низко, чуть не до земли, поклонился ему, благодаря за всегдашние труды и переписку. Певчий вздрогнул и смотрел в недоумении на владыку. "Благодарю тебя, дитя!" — повторил святитель Димитрий и закрыл за ним дверь кельи.
Утром 28 октября вошедшие к нему в келью нашли святителя уже почившим в склоненном молитвенном положении на коленях.
Погребение святителя Димитрия отложили до приезда его друга — митрополита Стефана (Яворского). Такова была воля покойного, с которым при жизни был договор, что кто из них переживет другого, тот и должен совершить погребение своего умершего друга. Митрополита Стефана ждали в Ростов почти целый месяц. По приезде митрополита Стефана жители просили его, чтобы почивший святитель был погребен в Ростове. Но митрополит Стефан, выполняя волю святителя Димитрия, совершил погребение его в Зачатиевском Яковлевском монастыре.
В 1752 году при ремонте храма, где был погребен митрополит Димитрий, тело его было найдено нетленным. Открытие нетленных останков сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них.
После проверки комиссией Святейшего Синода достоверности сведений о чудесах, бывших при гробе святителя Димитрия, он был причислен к лику святых 21 сентября 1757 года.
Труды:
Четьи Минеи. (Жития святых, Греко-Российскою Церковию почитаемых, в 4-х четвертях). — Киев, 1689—1705.
Творения иже во святых отца нашего св. Димитрия Ростовского: в 5 ч. — СПб., изд. Сойкина.
Алфавит духовный. — Киев, 1710, 1713; СПб., 1719, Киев 1747,1755,1766; и пр. М., 1898. Летопись Келейная. — М., 1784; СПб., 1796; М., 1800.
Каталог Киевских Митрополитов, с кратким летописанием // Московский Любопытный месяцеслов на 1776 г. Издан Рубаном В. Г. — М., 1775, с. 57 и далее.
Собрание разных Поучительных Слов и других сочинений, на 6 частей разделенное. — М., 1786; М., 1805—1807; Киев, 1825. Зерцало Православного Исповедания. — СПб., 1805; 1807.
Исповедание грехов Генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося. — М., 1785. Пять стихословий или Богомысленных размышлений, присовокупленных к Алфавиту Духовному.
Розыск о раскольнической Брынской вере: в 3 ч. — М., 1745; Киев 1748; М, 1755,1762. Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении. — Чернигов, 1700; Могилев, 1715; М., 1771. Руно Орошенное. — Чернигов, 1680.
Литература:
Попов М. С, священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. — СПб., 1910. Попов М. С, священник. Прославление памяти мощей святителя Димитрия Ростовского. — СПб., 1910.
Шляпкин И. Святитель Димитрий Ростовский и его время (1651—1709) // Записки историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. — СПб., 1876—1918, т. 24.
Скворцов Д. И. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (очерк жизни и деятельности святителя). — Тула, 1909. Титов Ф. И. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, бывший ученик Киевской духовной академии (1651—1709). — Киев, 1909. Преображенский А. Святой Димитрий Ростовский как проповедник. — Казань, 1909. Скворцов Г. И. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. — Казань, 1913, с. 337—339.
Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. — 2-е изд. — М., 1860, с. 25, 41, 46, 50—56, прим., с. 25.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 606—613, 614, прим. 45. Титов А. А. Кремль Ростова Великого. — М., 1905, с. 36—42.
Поселянин Е. Святитель Димитрий Ростовский и его творения // Русский паломник. — 1909, № 15, с. 238—239; № 16, с. 255—257; № 17, с. 268—270.
Майя. Кончина святителя Димитрия Ростовского // Русский паломник. — 1909, № 43, с. 681—682.
Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. — 6-е изд. — Киев и СПб., 1881, с. 244. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 3, с. 1365—1366; кн. 4, с. 22—25; кн. 5, с. 1126. Нечаев В. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. — М., 1849.
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых Православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, сентябрь, с. 332—349. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. — 4-е изд. — СПб., 1901—1903, с. 177—192. Державин А. М. Четьи-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник (магистерская диссертация).
Маккавейский Н. Святитель Димитрий, как пастырь и настоятель. — Киев. 1910. Титов А. А. Проповеди святителя Димитрия, митрополита Ростовского, на украинском наречии. — М., 1909.
Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь. (Историческое описание). — Чернигов, 1900, с. 13,59, 60.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб., 1905, с. 35—53 с портретом.
Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. — М., [1914], с. 36—37.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 903, 922—925. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1415, 1418.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 318, 333.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 688, 690.
Записки историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. — СПб., 1876—1918,1891, т. 24. Минуты пастырского досуга Гермогена, епископа Ладожского, ныне Таврического и Симферопольского. — СПб., 1882, т. 2, с. 129,139,140, 142,147.
Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIH-XIX вв. — М., изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913, с. 366, 456, 458, 459, 524. Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. — Ярославль, 1881, с. 171. Поселянин Е. Святой Димитрий Ростовский и его творения // Русский паломник. — 1909, № 15, с. 238—241.
С-в П. Святой Димитрий Ростовский и Спасо-Яковлевский монастырь // Русский паломник. — 1914, № 48, с. 768, 776. Тарасов В. Посланник неба (к 21 сентября — дню памяти св. Димитрия Ростовского) // Русский паломник. — 1909, № 38, с. 602. К предстоящему 28 октября сего года 200-летию со дня кончины святого Димитрия Ростовского // Русский паломник. — 1909, № 40, с. 643. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. — М., 1843, с. 25, 26. Труды Киевской духовной академии. — 1873, март, с. 164.
Странник. — СПб., 1872, сентябрь, с. 190—202. Русский паломник. — 1889, № 28, с. 331—334; № 29, с. 348—349.
— 1913, № 37, с. 577, 585, 590—591.
Православный собеседник. — Казань, 1858, февраль, с. 295.
— 1907, ноябрь, с. 698.
— 1909, декабрь, с. 519—526, 725—766.
— 1912, декабрь, с. 847.
Известия по Казанской епархии. — 1869, № 20, с. 605.
— 1882, № 7, с. 151.
Церковный вестник. — 1891, № 12, с. 189; № 13, с. 198; № 33, с. 517; № 34, с. 532.
— 1910, № 5, с. 153, 154; № 7, с. 222.
Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1891, № 46, с. 1654.
— 1907, № 38, с. 1615—1621.
Исторический вестник. — 1882, август, с. 447.
— 1884, декабрь, с. 560, 809, 810.
— 1885, октябрь, с. 88.
— 1888, февраль, с. 242, 425, 426, 428, 432.
— 1889, август, с. 368.
— 1891, июль, с. 194.
— 1894, май, с. 551.
— 1906, январь, с. 304.
— 1908, октябрь, с. 238.
Русская старина. — 1872, сентябрь, с. 292—293.
— 1879, апрель, с. 723.
— 1880, сентябрь, с. 153.
— 1887, июль, с. 1, 3.
— 1888, ноябрь, с. 523.
— 1910, август, с. 203—219.
Русский архив. — 1871, № 11, с. 1953.
— 1872, № 2, с. 441.
— 1895, кн. 1, № 4, с. 478.
— 1900, кн. 1, № 1, с. 160.
— 1901, кн. 1, № 3, с. 356—358.
— 1903, кн. 2, № 5, с. 90.
— 1904, кн. 1, № 1, с. 60.
Журнал Московской Патриархии. — 1947, № 6, с. 26—40.
— 1954, № 4, с. 75.
— 1955, № 9, с. 28—32.
— 1959, № 2, с. 64—73; № 12, с. 9—10.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 24, 53.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 4, с. 1038. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 733—735. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 8, с. 467; т. 15, с. 119. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 6, с. 389—394.