Диодор

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Диодор (Ильдомский)

иеромон., магистр богословия, р. в Рязанск. губ., с. протоиерея, препод. церк. истор. в СПб. дух. акад., † 3 янв. 1860.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Диодор
из Тарса, ок. 330-393 гг. н. э., греческий христианский писатель. Был одним из величайших эрудитов IV в. После учебы в Афинах свое теологическое образование он пополнил в антиохийской школе, затем некоторое время был монахом и настоятелем монастыря. Впоследствии ученики призвали его руководить антиохийской теологической школой. У него обучался, в частности, Иоанн Златоуст. Император Валент отправил его в изгнание за ортодоксальные теологические взгляды. После смерти императора он стал епископом Тарса в Киликии, принимал участие в Константинопольском соборе в 381 г. Через 100 лет после смерти Д. его начали подозревать в исповедании несторианской ереси (см. Нестор, Кирилл Александрийский). Вероятно, поэтому погибло его обширное литературное наследие. Из сохранившихся отрывков у других авторов мы узнаем, что он писал комментарии к библии, выступал также против манихеев, астрологов и языческих философов. В библейской экзегезе боролся с аллегоризмом, исповедуемым александрийской школой, и комментировал Священное Писание с исторической и грамматической точки зрения.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

ДИОДОР
   • Diod?rus,
         ????????,
       1. по прозванию Кронос, из Иаса в Карий, философ мегарской школы, жил при дворе Птолемея Сотера и был знаменитый диалектик. Diog. Laert. 2, 111. Strab. 14, 658. 17, 838;
       2. Д. Тирский, перипатетик, ученик и преемник Критолая и шестой правитель аристотелевой школы, vacare omni molestia cum honestate — это он считал высшим благом. Cic. fin. 5, 5, 14;
       3. Д., по прозванию Сицилийский, ? ??????????, родом из Агирия на острове Сицилии, современник Юлия Цезаря и Августа. Из его жизни известно только то, что он в продолжении 30-ти лет путешествовал по Европе и Азии с целью ознакомиться с местностями, служившими театром исторических событий, и что он по временам проживал в Риме. Diod. Sic. 1, 4. Он хотел представить историческое знание, насколько оно было достоянием его века, в систематическом обозрении, в виде общей всемирной истории. Пользуясь научными пособиями, которые он находил в Риме, он составил историческую библиотеку, ?????????? ????????, в 40 книгах, из которых 6 заключают в себе историю первобытных времен, 11 — период от Троянских войн до смерти Александра Великого, а остальные 23 — время от Александра Великого до начала Галльской войны (60 г. до Р. X.). Сохранились книги 1-5: мифология и история первобытных времен восточных народов и греков и 11-20: история периода от Персидских войн (480 г. до Р. X.) до войн преемников Александра Великого, до сражения при Ипсе (301 г.) и, кроме того, значительные отрывки. Порядок изложения в отделе мифов — этнографический, затем — летописный, а потому события связываются лишь внешним образом без уяснения и разбора их причин. Вместо меткой характеристики действующих лиц и народов он отмечает большею частью только частные черты и известные особенности их. Не обладая поэтическим чувством, он в мифологии является поклонником евгемеризма (ср. Euhemerus, Евгемер), a в истории старается доказать действие промысла (???????). Достоверность его находится в зависимости от его источников, которыми он пользовался, кажется, без надлежащей критики; самый язык напоминает иногда об их разнородности, а между тем разузнать их можно лишь по догадкам. Писатели, которыми он, по-видимому, наиболее пользовался — следующие: Феопомп, Эфор, Тимей, Ктесий, Клитарх, Дурис и Мегасфен. Для нас сочинение Д. при всех его недостатках для некоторых отделов древней истории, преимущественно истории Сицилии, служит главным источником и имеет большое значение, несмотря на то что в нем иногда произвольно соединяются под одним годом события, далеко отстоящие друг от друга. Слог его прост, определен и ясен, но иногда страдает распространенностью и однообразием и лишен надлежащей живости и свежести. Изд. Wesseling (1746), Dindorf (1826, 1828, 1842 и 1866), I. Bekker (1853). Исследования об источниках Диодора производили: Collmann, Volquardsen, Raun, Petersdorff и др.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884



Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
136.16 кб

Диодор Сицилийский о Спарте и Пелопоннесском Союзе

Старкова Надежда Юрьевна
Анализируются известия XIV-й и XV-й книг «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского о Спарте и Пелопонесском союзе.
Читать PDF
332.19 кб

Диодор Юрьегорский - покровитель Водлозерья (материалы к традиции погребения и почитания основателей

Кожевникова Юлия Николаевна
На основании собранного материала раскрывается ранее не рассматривавшийся в научной литературе вопрос о месте погребения создателя Троицкого Юрьегорского монастыря преподобного Диодора Юрьегорского.
Читать PDF
130.99 кб

Рец. На кн. : Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь / [науч. Ред. А. В. Пиг

Пашков Александр Михайлович
Читать PDF
263.10 кб

Диодор Сицилийский о композиции исторических сочинений

Осипова Ольга Владимировна
В статье рассматриваются взгляды Диодора Сицилийского на«расположение материала» (композицию), которые он формулируетво вступлениях к отдельным книгам «Исторической библиотеки».
Читать PDF
782.98 кб

Диодор Тарсийский. Предисловие к толкованию на 118-й псалом

Тимофеев Борис
Данная работа представляет собой попытку перевода «Предисловия к толкованию на 118 псалом» Диодора Тарсийского. В этом произведении он рассуждает об особенностях языка Священного Писания и о методах экзегетики.
Читать PDF
221.19 кб

Посвятительные надписи в сочинениях Геродота, Фукидида и Диодора

Осипова Ольга Владимировна
Читать PDF
611.39 кб

К полемике Диодора Тарсского с Аполлинарием Лаодикийским

Д. Спиридонов
Читать PDF
294.15 кб

Компоненты рамочного текста в "Исторической библиотеке" Диодора Сицилийского

Осипова Ольга Владимировна
Рассматриваются компоненты рамочного текста (авторское предисловие, послесловие, оглавление) и их функции в «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского.
Читать PDF
317.28 кб

Ос обенности рецепц ии месс ианского провозвестия в Пса лтири в толковании Диодора Та рсийского, Фео

Борис Юрьевич Тимофеев
Цель данной статьи заключается в том, чтобы реконструировать семантико-интерпретационную модель Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского, блж.
Читать PDF
233.53 кб

Учение Диодора Тарсийского: христология воплощения или вочеловечения?

Заболотный Евгений Анатольевич
В статье исследуется учение Диодора Тарсийского († до 394) и особенности употребления им терминов, характерных для христологической схемы «Логос-плоть». Автор рассмотрел как аргументы А.
Читать PDF
217.69 кб

Реконструкция фаталистического аргумента Диодора Кроноса средствами неклассических логик

Гончарко Оксана Юрьевна
Рассмотрены вопросы реконструкции философских концепций прошлого средствами неклассических систем современной логики.
Читать PDF
346.70 кб

Староверческие поселения в окрестностях Диодоро-Юрьегорского монастыря

Старицын Александр Николаевич.
Собранный материал раскрывает неизученную историю Юрьегорского монастыря в свете отношения монашествующих к церковной реформе середины XVII столетия.

Похожие термины:

  • Курбатов, Диодор Антипатр

    д-р мед., р. 1854. {Венгеров}
  • Диодор, чудотворец

    основат. юрьегорской Демьяновой пустыни близ Олонца; † 27 ноябр. 1633 г. {Половцов}
  • Циновский, Диодор Иванович

    Художник, график-карикатурист, мастер политической сатиры; родился 8 марта 1914 г. в г. Ярославле; окончил Ярославское художественное училище в 1931 г.; работал художником областных газет "Ленинец"
  • Диодор, основатель Юрьегорской Демьяновой пустыни

    (в миру Диомид; 1580—1633 гг.) — преподобный, основатель и 1-й строитель Юрьегорской Демьяновой пустыни в 25 верстах от Олонца. Уроженец Турчасовского прихода Каргопольского уезда, св. Диодор родился ок
  • Кислаковский, Евг. Диодор

    провизор с 1886 г. {Венгеров}
  • Диодор Ильдомский

    — иеромонах, был сыном рязанского протоиерея, воспитывался в Рязанской семинарии, по окончании ее поступил в С.-Петербургскую духовную Академию, которую окончил в 1855 г. со степенью магистра и тогд
  • Диодор, строит. козьеруцкого Спасск. мон

    близ Холмогор, Архангельск. еп. (игум.) 1676—82 г. {Половцов}
  • Диодор, строит. Спасск. мон

    в г. Орлове, Вятск. еп., 1860—69 г. {Половцов}
  • Диодор Периэгет

    греческий писатель конца IV в. до Р.Х., родом из Афин, первый из ряда авторов, имевших прозвище Путешественник (Периэгет). От его сочинений, представлявших собой путевые записки, уцелели только нескол
  • Диодор Сицилийский

    ок. 90 — 21 до н.э.) — др.-греч. историк. Род. в Агририи (Сицилия), долго жил в Риме, посетил Египет и др. страны Средиземноморья. Автор большой сводной работы «Ист. библиотеки» (40 кн.), к-рая охватывает исто
  • ДИОДОР ТАРСКИЙ

    IV в.) – уроженец Тарса, города на северовостоке Малой Азии, известный ученыйэкзегет (богослов, толковавший библейские тексты), представитель антиохийской школы. Он обучал богословским дисциплина
  • ДИОДОР ЮРЬЕГОРСКИЙ

    Каргопольский, преподобный (ск. 20.11.1633), родился в к. XVI в. в одном из каргопольских селений. В миру носил имя Диомид. Когда ему было пятнадцать лет, он отправился помолиться в Соловецкий монастырь и та
  • ДИОДОТ

    ум. 230 до н.э.) — основатель Греко-Бактрийск. царства. До сер. 3 в. до н.э. был наместником Антиоха II в Бактрии. Ок. 250 до н.э. объявил Бактрию независимой от Антиоха и принял титул царя. В 246 до н.э. заключил
  • ТРИФОН, Диодот

    Царь Сирии в 140-138 гг. до Р.Х. Диодот, прозванный Трифоном, родился в Касианах, в одном из укреплений Апамейской области, воспитан в Апамее и представлен царю и царедворцам (Страбон: 16; 2; 10). В дальнейше