Диодор
Диодор
из Тарса, ок. 330-393 гг. н. э., греческий христианский писатель. Был одним из величайших эрудитов IV в. После учебы в Афинах свое теологическое образование он пополнил в антиохийской школе, затем некоторое время был монахом и настоятелем монастыря. Впоследствии ученики призвали его руководить антиохийской теологической школой. У него обучался, в частности, Иоанн Златоуст. Император Валент отправил его в изгнание за ортодоксальные теологические взгляды. После смерти императора он стал епископом Тарса в Киликии, принимал участие в Константинопольском соборе в 381 г. Через 100 лет после смерти Д. его начали подозревать в исповедании несторианской ереси (см. Нестор, Кирилл Александрийский). Вероятно, поэтому погибло его обширное литературное наследие. Из сохранившихся отрывков у других авторов мы узнаем, что он писал комментарии к библии, выступал также против манихеев, астрологов и языческих философов. В библейской экзегезе боролся с аллегоризмом, исповедуемым александрийской школой, и комментировал Священное Писание с исторической и грамматической точки зрения.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ДИОДОР
• Diod?rus,
????????,
1. по прозванию Кронос, из Иаса в Карий, философ мегарской школы, жил при дворе Птолемея Сотера и был знаменитый диалектик. Diog. Laert. 2, 111. Strab. 14, 658. 17, 838;
2. Д. Тирский, перипатетик, ученик и преемник Критолая и шестой правитель аристотелевой школы, vacare omni molestia cum honestate — это он считал высшим благом. Cic. fin. 5, 5, 14;
3. Д., по прозванию Сицилийский, ? ??????????, родом из Агирия на острове Сицилии, современник Юлия Цезаря и Августа. Из его жизни известно только то, что он в продолжении 30-ти лет путешествовал по Европе и Азии с целью ознакомиться с местностями, служившими театром исторических событий, и что он по временам проживал в Риме. Diod. Sic. 1, 4. Он хотел представить историческое знание, насколько оно было достоянием его века, в систематическом обозрении, в виде общей всемирной истории. Пользуясь научными пособиями, которые он находил в Риме, он составил историческую библиотеку, ?????????? ????????, в 40 книгах, из которых 6 заключают в себе историю первобытных времен, 11 — период от Троянских войн до смерти Александра Великого, а остальные 23 — время от Александра Великого до начала Галльской войны (60 г. до Р. X.). Сохранились книги 1-5: мифология и история первобытных времен восточных народов и греков и 11-20: история периода от Персидских войн (480 г. до Р. X.) до войн преемников Александра Великого, до сражения при Ипсе (301 г.) и, кроме того, значительные отрывки. Порядок изложения в отделе мифов — этнографический, затем — летописный, а потому события связываются лишь внешним образом без уяснения и разбора их причин. Вместо меткой характеристики действующих лиц и народов он отмечает большею частью только частные черты и известные особенности их. Не обладая поэтическим чувством, он в мифологии является поклонником евгемеризма (ср. Euhemerus, Евгемер), a в истории старается доказать действие промысла (???????). Достоверность его находится в зависимости от его источников, которыми он пользовался, кажется, без надлежащей критики; самый язык напоминает иногда об их разнородности, а между тем разузнать их можно лишь по догадкам. Писатели, которыми он, по-видимому, наиболее пользовался — следующие: Феопомп, Эфор, Тимей, Ктесий, Клитарх, Дурис и Мегасфен. Для нас сочинение Д. при всех его недостатках для некоторых отделов древней истории, преимущественно истории Сицилии, служит главным источником и имеет большое значение, несмотря на то что в нем иногда произвольно соединяются под одним годом события, далеко отстоящие друг от друга. Слог его прост, определен и ясен, но иногда страдает распространенностью и однообразием и лишен надлежащей живости и свежести. Изд. Wesseling (1746), Dindorf (1826, 1828, 1842 и 1866), I. Bekker (1853). Исследования об источниках Диодора производили: Collmann, Volquardsen, Raun, Petersdorff и др.
????????,
1. по прозванию Кронос, из Иаса в Карий, философ мегарской школы, жил при дворе Птолемея Сотера и был знаменитый диалектик. Diog. Laert. 2, 111. Strab. 14, 658. 17, 838;
2. Д. Тирский, перипатетик, ученик и преемник Критолая и шестой правитель аристотелевой школы, vacare omni molestia cum honestate — это он считал высшим благом. Cic. fin. 5, 5, 14;
3. Д., по прозванию Сицилийский, ? ??????????, родом из Агирия на острове Сицилии, современник Юлия Цезаря и Августа. Из его жизни известно только то, что он в продолжении 30-ти лет путешествовал по Европе и Азии с целью ознакомиться с местностями, служившими театром исторических событий, и что он по временам проживал в Риме. Diod. Sic. 1, 4. Он хотел представить историческое знание, насколько оно было достоянием его века, в систематическом обозрении, в виде общей всемирной истории. Пользуясь научными пособиями, которые он находил в Риме, он составил историческую библиотеку, ?????????? ????????, в 40 книгах, из которых 6 заключают в себе историю первобытных времен, 11 — период от Троянских войн до смерти Александра Великого, а остальные 23 — время от Александра Великого до начала Галльской войны (60 г. до Р. X.). Сохранились книги 1-5: мифология и история первобытных времен восточных народов и греков и 11-20: история периода от Персидских войн (480 г. до Р. X.) до войн преемников Александра Великого, до сражения при Ипсе (301 г.) и, кроме того, значительные отрывки. Порядок изложения в отделе мифов — этнографический, затем — летописный, а потому события связываются лишь внешним образом без уяснения и разбора их причин. Вместо меткой характеристики действующих лиц и народов он отмечает большею частью только частные черты и известные особенности их. Не обладая поэтическим чувством, он в мифологии является поклонником евгемеризма (ср. Euhemerus, Евгемер), a в истории старается доказать действие промысла (???????). Достоверность его находится в зависимости от его источников, которыми он пользовался, кажется, без надлежащей критики; самый язык напоминает иногда об их разнородности, а между тем разузнать их можно лишь по догадкам. Писатели, которыми он, по-видимому, наиболее пользовался — следующие: Феопомп, Эфор, Тимей, Ктесий, Клитарх, Дурис и Мегасфен. Для нас сочинение Д. при всех его недостатках для некоторых отделов древней истории, преимущественно истории Сицилии, служит главным источником и имеет большое значение, несмотря на то что в нем иногда произвольно соединяются под одним годом события, далеко отстоящие друг от друга. Слог его прост, определен и ясен, но иногда страдает распространенностью и однообразием и лишен надлежащей живости и свежести. Изд. Wesseling (1746), Dindorf (1826, 1828, 1842 и 1866), I. Bekker (1853). Исследования об источниках Диодора производили: Collmann, Volquardsen, Raun, Petersdorff и др.