Диоген

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Диоген

игум. Рождественск. мон. в Торжке, тверск. еп. (строит.) 1662 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Диоген
Диоген (Diogenes) Синопский (ок. 400-325 до н.э.), др.-греч. философ, к-рому легенды приписывают создание филос. школы киников. Он пришел в Афины и жил, как нищий, отрицая общепринятые правила поведения и морали. По преданию, поселился в бочке. Верил, что человеку для счастья достаточно удовлетворения самых миним. естеств. потребностей; стал символом кинического бесстыдства и распущенности (отсюда "цинизм"). Заслужил прозвище "Собака". На взгляды Д. оказал влияние Антисфен Афинский, преданный ученик Сократа.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ДИОГЕН
ок. 404 — 323 гг. до н. э.) — известный философ кинической школы, родился в Синопе, ученик Антисфена, основателя кинической философии. В практическом применении этого учения Диоген превзошел своего учителя, следуя буквально принципу, что не должно иметь потребностей. Он презирал всякие удобства и жил в бочке, близ храма Кибелы, около Афин. Александр Великий был так поражен его независимой манерой держать себя, что сказал: «Не будь я Александром, я желал бы быть Диогеном». Диоген прославился своими едкими и остроумными замечаниями.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Диоген
из Малой Азии, II в. н. э., греческий философ. Возможно, что он имел риторическое образование, а философию изучал на Родосе. Стал известен лишь после открытия в 1884-89 гг. отрывков обширной надписи (ок. 40 м и ок. 120 колонок письма), выбитой на камне, первоначально помещавшемся в портике. Чувствуя приближение смерти, Д. велел выбить эту надпись, представлявшую собой его философское завещание, в котором он защищал с миссионерским энтузиазмом учение Эпикура. Надпись содержит 4 сочинения Д.: об эпикурейской физике (среди прочего, она рассматривает также происхождении людей, создании культуры и языка), о бесконечном числе миров, об этических проблемах и о старости. Сверх этого здесь представлен ряд максим, в большинстве своем идентичных с Мыслями Эпикура, и письмо к матери, принадлежащее, вероятно, тоже Эпикуру. Запись эта является свидетельством устойчивости учения Эпикура в эпоху Империи.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

ДИОГЕН
   • Diog?nes,

         ????????, «Зевсом рожденный», часто встречающееся имя в древности; замечательнейшие люди этого имени следующие:

       1. Д. Аполлонийский с острова Крита, ? ????????????, последователь древнейшей, так называемой ионийской философской школы, прозванный ? ???????, младший современник Анаксагора, автор утратившегося сочинения ????? ??????, в котором упоминалось о нападении известного аэролита при Эгоспотамах и которое, стало быть, написано было после 405 г. до Р. X. Д., согласно с Анаксименом, признавал воздух первоначальной стихией (?????) и из него производил все явления природы, не исключая человеческой души, приписывая ему жизненную, творческую и умственную силу. Cic. de n. d. 1, 12, 29: аеrе utitur deo. Diog. Laert. 9, 57. Монографию о нем написал Panzerbieter (1830);

       2. Д. Вавилонский, ´o ??????????, уроженец города Селевкии на реке Тигре, стоический философ и ученик Хрисиппа, от учения которого он почти ни в чем не уклонялся. Вследствие высокого значения, которое он имел как глава этой школы после Зенона (magnus et gravis Stoicus. Cic. off. 3, 12, 51), он был послан в Рим вместе с академиком Карнеадом и перипатетиком Критолаем в 155 г. до Р. X. Это знаменитое посольство подало римлянам первый повод познакомится с греческой философией. Как специалист по диалектике, Д. в этом предмете был учителем Карнеада. Его многочисленные сочинения по различным областям знания все утрачены. Cic. de or. 2, 38, 157. acad. 2, 45, 137. Cic. tusс. 4, 3, 5;

       3. Д. Циник, ? ????, родился в Синопе на берегу Эвксинского Понта в Пафлагонии в 404 г. до Р. X., самый знаменитый из всех цинических философов, умер в 323 г. Когда отец его Гикесий был изгнан из своего города за подделку монеты, сын вместе с ним бежал в Афины и по настоятельной просьбе был принят Антисфеном (см. Antisthenes, Антисфен) в число учеников. Он не только развил систему своего учителя с величайшей последовательностью, но зашел далеко за ее пределы в практическом приложении ее к жизни. Он до крайности преследовал цель — не иметь потребностей и, хотя именно этим путем желал достичь свободы и независимости, сделался рабом добровольно избранных им испытаний и лишений. Он часто боролся с голодом, употреблял самую дурную пищу, но все-таки не мог переваривать сырого мяса и в случае нужды собирал подаяния. Днем без обуви, без плаща, с длинной бородой, с палкой в руке и сумкой через плечо бродил он по улицам и площадям Афин; ночью спал обыкновенно в портике (????) Зевса и заявлял, бывало, что афиняне устроили для него роскошное помещение, а в другое время — в глиняной бочке или, вернее, в глиняной лачужке, которую афиняне в насмешку называли бочкой (?????). При случае путешествия в Эгину он был захвачен разбойниками и увезен на остров Крит. Когда он здесь продавался в рабство, его спросили: что же он умеет делать? На это он ответил: «Править людьми» — и велел герольду провозгласить: «Не хочет ли кто-нибудь купить себе господина?» Коринфянин Ксениад купил его и поручил ему воспитывать своих детей. С того времени он летом жил в Коринфе, а зимой в Афинах. В Коринфе однажды Александр Великий встретил его в Кранее, и Д. просил у него только одной милости — не заслонять его от солнца; при этом случае царь, говорят, произнес известные слова: «Ежели бы я не был Александром, то желал бы быть Диогеном» (Cic. tusс. 5, 32, 92). Платон называл его сумасшедшим Сократом (????. ??????????). Когда однажды Д., войдя в дом Платона, грязными ногами ступил на дорогой ковер и заметил, что попирает высокомерие, то Платон заметил: «Да — другим высокомерием!» Д. не выработал системы учения и потому вряд ли оставил какие-нибудь сочинения; вся его философия заключалась в образе его жизни. Он чуждался глубоких исследований и не интересовался нравственными отношениями, лежащими в основе государства (он первый называется ????????????) и семьи. Вот почему жизнь его богата лишь анекдотами и остроумными или едкими возражениями; к лучшим ответам принадлежит тот, который он дал одному тирану на вопрос: из какой меди следует выливать статуи? «Из той, — отвечал Д., — из которой были вылиты статуи Гармодия и Аристогейтона». Он умер в Коринфе, как рассказывают, на улице, в глубокой старости. Здесь и на его родине были воздвигнуты в честь его статуи. ср. G?ttling, ges. Abhandlungen I, стр. 251 слл.;

       4. Д. Лаертийский, уроженец киликийского города ??????, жил в Афинах как грамматик, вероятно, в правление императора Адриана или несколькими десятками лет позднее. Ему мы обязаны сочинением ???? ???? ??????? ???? ??? ????????? ??????????????? в 10 книгах. Хотя это сочинение представляет собой не более как несколько беспорядочную компиляцию и часто страдает от неточности и отсутствия критики, но, если не обращать внимания на лишнее предпочтение, оказываемое Эпикуру, оно довольно беспристрастно, служит главным источником сведений по многим предметам истории древней философии и неоценимо вследствие сообщения в нем многочисленных отрывков сочинений, для нас утраченных. Оно предназначено было, собственно, для ученой римлянки Аррии (см. Arria, Аррии). Текст его, вероятно, значительно испорчен. Комментарии к нему составили Casaubonus и M?nage (собр. в амстердамск. изд. 1692 г., а кроме того, Н?bnеr´ом и Jacobitz´oм (1830); изд. H?bner (1828) и Cobet (1850).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

ДИОГЕН ИЗ АПОЛЛОНИИ. ФРАГМЕНТЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА: Предисловие, перевод, комментарии, приложения, указа

Афонасин Евгений Васильевич
Публикация посвящена Диогену из Аполлонии "последнему космологудосократику" (fl. 440-430 до н. э.). Базируясь на прекрасном издании Анрэ Лакса (
Читать PDF
0.00 байт

ФИЛОСОФЫ - САМОУБИЙЦЫ ДИОГЕНА ЛАЭРТСКОГО

Шаяхметова Л.А., Трофимов М.П.
Читать PDF
0.00 байт

«Земля как пемза»: от Епифания монаха к Диогену из Аполлонии

А. Ю. Виноградов
Читать PDF
0.00 байт

Образ античного философа Диогена в пьесе Я.А. Коменского для школьного театра XVII века

Машевская Светлана Михайловна
Античная драматургия является одним из истоков появления Школьного театра. В статье рассматривается первоначальный этап этого процесса в XVI в. Особенности использования античной тематики школьными драматургами в середине XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Античная теология у Диогена Лаэртского

Хлебников Г.В.

Похожие термины:

  • ДИОГЕН из Аполлонии

    др.-греч. философ-материалист 5 в. до н.э. В своем соч. «О природе» развивал учение милетской материалистич. школы о первовеществе, к-рое он, следуя Анаксимену, считал воздухом.
  • Роман IV Диоген

    умер в 1072 г.) - византийский император с 1068 г. Разбит и пленен в августе 1071 г. при Манцикерте. Отпущен Алп-Арсланом из плена в 1071 г., низложен и ослеплен Дуками.
  • ДИОГЕН из Синопа

    ок. 404 — 323 до н.э.) — др.-греч. философ, ближайший преемник Антисфена, основателя кинич. школы. По мнению киников, высшей нравств. задачей явл. подавление страстей, сведение потребностей к минимуму.
  • Диоген Лаэртский, Лаэртий

    греч. Diogenes Laertios) (1-я пол. III в. до н.э.)    греческий писатель, историк античной философии, автор не сохранившейся антологии эпиграмм, а также сохранившихся биографий древнегреческих философов в 10 кн.
  • Диоген Лаэртский

    др.-греч. писатель 2 — 3 вв. из Лаэрты (Киликия). Автор «Жизнеописаний философов» в 10 кн., где дан очерк жизни представителей филос. школ (от ионийских натурфилософов до неоплатоников — 6 в. до н.э. — 2 в.
  • Диоген Сикионский

    греческий историк III в. до Р.Х., автор несохранившейся до нашего времени «Истории Пелопоннеса», представлявшей собой компиляцию сведений по этой теме более ранних писателей. От труда Диогена Сикио
  • Диоген Синопский

    ум. в 328-323 гг. до н. э., греческий философ. Сын банкира Гикесия. В Афинах слушал Антисфена. Умер в Коринфе. Согласно легенде, он покончил с собой, нарочно задержав дыхание. Приписываемые ему в древности