Диомед
Диомед
в греческой мифологии царь Фракии, сын Ареса, кормивший своих коней мясом захваченных чужеземцев. Геракл победил Диомеда и бросил его на съедение коням-людоедам, которых затем привел к царю Эврисфею.
ДИОМЕД
аргосский царь, легендарный герой, участвовавший в осаде Трои. Он был сыном Тидея и Дейфилы и по храбрости был вторым после Ахилла. Афина считалась его покровительницей. Он вступил в борьбу не только с троянскими героями Гектором и Энеем, но даже ранил Афродиту и Ареса, которые стояли на стороне троянцев. Диомед и Одиссей похитили из Трои изображение Афины Паллады — палладиум, от сохранности которого зависела судьба города. По окончании Троянской войны Диомед вернулся в Аргос, где застал свою жену Эгиалею живущей с Ипполитом, что было наказанием Диомеду от Афродиты.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
ДИОМЕД
в греч. миф.: 1) Сын калидонск. царя Тидея, уроженец Этолии. Участник т.н. похода эпигонов на Фивы. Один из первых героев в войне ахейцев с троянцами, дерзавший сражаться с богами. Одним из его замечат. подвигов считался увод из-под Трои коней фракийск. царя Реса, союзника троянцев. На погребальных играх, устроен. Ахиллом в честь Патрокла, Д. вышел первым победителем. 2) Сын бога Арея, царь воинств. фракийск. племени бистонов. Согл. мифу, Д. бросал на съедение диким коням всех попадавших к нему чужеземцев. Геракл одолев Д., отдал на съедение коням его самого (один из 12 подвигов Геракла).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Диомед
предположительно, вторая половина IV в. н. э., римский грамматик. Автор Ars gramatica (Искусство правильного чтения и письма) в 3 книгах, охватывающего лекции о частях речи, элементах языка, метрики и поэтики. Особого внимания заслуживает раздел, озаглавленный De poematibus в кн. III; повсюду признано, что он является одним из первых удачных попыток создания теории поэтики в древности. Для иллюстрирования описанных случаев Д. подобрал множество цитат из не сохранившихся древних авторов, благодаря чему его произведение становится редким источников отрывков, среди прочего из римских трагедий.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Диомед
греч.)
1. Аргосский герой, сын этолийского царя Тидея, внук Адраста, участник Троянской воины и похода эпигонов, захвативших Фивы. Д. был одним из женихов Елены и привел под Трою 80 кораблей. Благодаря покровительству Афины он ранил Афродиту, спасавшую Энея от гибели, и самого бога войны Ареса, едва не убил Гектора, которого спас Зевс, метнув между сражавшимися молнию. Вместе с Одиссеем Д. ходил в разведку, в которой они захватили троянского разведчика Долона. Выпытав у Долона, где находится стоянка фракийского царя Реса, союзника троянцев, Д. убил Реса и увел его чудесных коней. Д. и Одиссей пробрались в осажденную Трою и похитили там древнюю статую Афины (палладий), обладание которой предвещало победу. Д. находился внутри Троянского коня в ночь взятия Трои. После ее падения он был одним из немногих героев, благополучно вернувшихся на родину. Затем Д. отправился в Этолию, где помог своему деду Ойнею вернуть власть, отнятую родственниками. Когда он возвращался из Этолии в Аргос, буря занесла его в Италию. Там Д. помог в войне царю Давну, женился на его дочери и стал его наследником (вариант: Афродита, желая отомстить за ранение, побудила жену Д. к измене мужу, что привело к его бегству из Аргоса в Италию). Д. чтили как героя и основателя во многих греческих городах и колониях на восточном берегу Италии. Культ Д. был тесно связан с культом Афины. По некоторым мифам, после смерти Д. Афина сделала его богом (вариант: Д. был перенесен на остров блаженных, как и Ахилл).
2. Сын Ареса, царь Фракии, кормивший своих коней-людоедов мясом захваченных чужеземцев. Геракл одолел Д. и бросил его на съедение коням, которых затем отвел Эврисфею (девятый подвиг Геракла).
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Герой из Аргоса, сын Тидея. В "Илиаде" играет лидирующую роль, отчасти его дисциплинированная храбрость противопоставляется капризности Ахилла. Диомед ранит Ареса и Афродиту, что намекает на его божественное происхождение; возглавляет штурм Трои в отсутствие Ахилла; вместе с Одиссеем идет на разведку в лагерь троянцев. В послегомеровских легендах он отправляется вместе с Одиссеем на Лемнос за Филоктетом, обладателем лука и стрел Геракла, без которых, по предсказанию, не могла быть завоевана Троя; участвует в убийстве Паламеда и похищении Палладия, священной статуи Афины, хранящей благополучие Трои. Герой "Диомеда" Чосера и у Шекспира завоевывает Крессиду у троянского царевича Троила, причем оба поэта подчеркивают подлинную мужественность героя. Данте помещает Диомеда вместе с Одиссеем (Улиссом) в восьмой круг Ада, испепеляющее пламя которого является наказанием для "лукавых советчиков". Однако на картине Энгра "Венера, раненная Диомедом" он - снова герой.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
1. Аргосский герой, сын этолийского царя Тидея, внук Адраста, участник Троянской воины и похода эпигонов, захвативших Фивы. Д. был одним из женихов Елены и привел под Трою 80 кораблей. Благодаря покровительству Афины он ранил Афродиту, спасавшую Энея от гибели, и самого бога войны Ареса, едва не убил Гектора, которого спас Зевс, метнув между сражавшимися молнию. Вместе с Одиссеем Д. ходил в разведку, в которой они захватили троянского разведчика Долона. Выпытав у Долона, где находится стоянка фракийского царя Реса, союзника троянцев, Д. убил Реса и увел его чудесных коней. Д. и Одиссей пробрались в осажденную Трою и похитили там древнюю статую Афины (палладий), обладание которой предвещало победу. Д. находился внутри Троянского коня в ночь взятия Трои. После ее падения он был одним из немногих героев, благополучно вернувшихся на родину. Затем Д. отправился в Этолию, где помог своему деду Ойнею вернуть власть, отнятую родственниками. Когда он возвращался из Этолии в Аргос, буря занесла его в Италию. Там Д. помог в войне царю Давну, женился на его дочери и стал его наследником (вариант: Афродита, желая отомстить за ранение, побудила жену Д. к измене мужу, что привело к его бегству из Аргоса в Италию). Д. чтили как героя и основателя во многих греческих городах и колониях на восточном берегу Италии. Культ Д. был тесно связан с культом Афины. По некоторым мифам, после смерти Д. Афина сделала его богом (вариант: Д. был перенесен на остров блаженных, как и Ахилл).
2. Сын Ареса, царь Фракии, кормивший своих коней-людоедов мясом захваченных чужеземцев. Геракл одолел Д. и бросил его на съедение коням, которых затем отвел Эврисфею (девятый подвиг Геракла).
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Герой из Аргоса, сын Тидея. В "Илиаде" играет лидирующую роль, отчасти его дисциплинированная храбрость противопоставляется капризности Ахилла. Диомед ранит Ареса и Афродиту, что намекает на его божественное происхождение; возглавляет штурм Трои в отсутствие Ахилла; вместе с Одиссеем идет на разведку в лагерь троянцев. В послегомеровских легендах он отправляется вместе с Одиссеем на Лемнос за Филоктетом, обладателем лука и стрел Геракла, без которых, по предсказанию, не могла быть завоевана Троя; участвует в убийстве Паламеда и похищении Палладия, священной статуи Афины, хранящей благополучие Трои. Герой "Диомеда" Чосера и у Шекспира завоевывает Крессиду у троянского царевича Троила, причем оба поэта подчеркивают подлинную мужественность героя. Данте помещает Диомеда вместе с Одиссеем (Улиссом) в восьмой круг Ада, испепеляющее пламя которого является наказанием для "лукавых советчиков". Однако на картине Энгра "Венера, раненная Диомедом" он - снова герой.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ДИОМЕД
• Diom?des,
????????,
1. сын Арея и Кирены, см. Hercules, Геркулес, 9;
2. сын Тидея, один из эпигонов (см. Adrastus, Адраст). По окончании похода эпигонов он в качестве аргосского царя и наследника деда своего Адраста принимает участие в Троянской войне в сопровождении своих верных товарищей Сфенела и Евриала (см. Adrastus, Адраст). Ноm. Il. 2, 559 слл. Под Троей он во время отсутствия Ахиллея и в битве, и в совете самых храбрый из всех; одушевляясь неукротимою мужественною отвагою, при помощи Афины не страшится даже вступать в бой с богами. Il. 8, 66 слл. Д. смелым нападением на Гектора дает битве благоприятный оборот, и лишь молния Зевса, упавшая перед его конями, заставляет его податься назад. Он первый выступает охотником на ночную рекогносцировку, выходит с Одиссеем из лагеря, убивает троянского лазутчика Долона и нападает на фракийского царя Реса в его лагере. Il. 10, 220 слл. 470 слл. ср. Il. 11, 310 слл. По сказанию послегомеровскому, он вместе с Одиссеем проник подземным ходом в троянский кремль и, убив стражей, похитил кумир Паллады — Палладий (Verg. Aen. 2, 163), который затем или привезен был им в Аргос, или похищен у него Демофонтом при высадке его в Аттике. По взятии Трои он благополучно возвратился в Аргос. Ноm. Od. 3, 180. О дальнейших его судьбах послегомеровское сказание рассказывает различным образом. Афродита гневалась на него за то, что он ранил ее под Троей (Il. 5, 330. 410), и потому соблазнила жену его Эгиалу или Эгиалею, дочь или внучку Адраста, к прелюбодейству с Гипполитом, или Кометом, или Киллабаром. Поэтому Д., или добровольно, или же изгнанный прелюбодейкою, оставил свое царство и отправился на родину своего отца — в Этолию, где жил еще дед его Ойней, который был изгнан из своего царства братом своим Агрием. Д. убивает сына Агриева Епопея и возвращает престол своему деду, а по другому преданию, передает престол Андремону, см. Andraemon, Андремон. (Некоторые авторы относят этот поход в Этолию к промежутку времени между походом эпигонов и Троянскою войною и рассказывают, что Ойней с Д. отправился в Аргос.) На обратном пути в Аргос корабль Д. уносится бурею и он прибывает в Италию, в землю давниев. Здесь он подает помощь Давну (сыну Ликаона, брату Япига и Певцеция) в войне его против жителей Массании и в благодарность за это получает в супружество его дочь Евиппу и господство над Давнией. С этою супругою он приживает двух сыновей, Диомеда и Амфинома. Умирает он в Давний или в Аргосе, куда возвратился, или исчезает на одном из названных по его имени Диомедовых островов в Адриатическом море, где, по преданию, был его надгробный памятник. На восточном берегу Италии он, рассказывают, построил несколько городов и святилищ, особенно в честь Афины: Веnеventum, Argos Hippium (Argyripa, Arpi), Brundusium и др. Strab. 6, 284. Diomedei campi в Апулии были названы по его имени. В Италии ему поклонялись как полубогу (????) во многих городах, в Аргирипе, Метапонте и т. д.; и в Греции его почитали полубогом. В Аргосе в праздник Афины его щит носился вместе с Палладием в торжественном шествии и изображение его омывалось в реке Инахе. Вообще, здесь он является в тесной связи с культом Афины (она же его и возвела в боги, Pind. Nem. 10, 7), и потому у Гомера он поставлен в более близкие отношения к олимпийским богам, чем кто-нибудь другой из героев. ср. Il. 5;
3. латинский грамматик, см. Grammatici, Грамматики, 6.
????????,
1. сын Арея и Кирены, см. Hercules, Геркулес, 9;
2. сын Тидея, один из эпигонов (см. Adrastus, Адраст). По окончании похода эпигонов он в качестве аргосского царя и наследника деда своего Адраста принимает участие в Троянской войне в сопровождении своих верных товарищей Сфенела и Евриала (см. Adrastus, Адраст). Ноm. Il. 2, 559 слл. Под Троей он во время отсутствия Ахиллея и в битве, и в совете самых храбрый из всех; одушевляясь неукротимою мужественною отвагою, при помощи Афины не страшится даже вступать в бой с богами. Il. 8, 66 слл. Д. смелым нападением на Гектора дает битве благоприятный оборот, и лишь молния Зевса, упавшая перед его конями, заставляет его податься назад. Он первый выступает охотником на ночную рекогносцировку, выходит с Одиссеем из лагеря, убивает троянского лазутчика Долона и нападает на фракийского царя Реса в его лагере. Il. 10, 220 слл. 470 слл. ср. Il. 11, 310 слл. По сказанию послегомеровскому, он вместе с Одиссеем проник подземным ходом в троянский кремль и, убив стражей, похитил кумир Паллады — Палладий (Verg. Aen. 2, 163), который затем или привезен был им в Аргос, или похищен у него Демофонтом при высадке его в Аттике. По взятии Трои он благополучно возвратился в Аргос. Ноm. Od. 3, 180. О дальнейших его судьбах послегомеровское сказание рассказывает различным образом. Афродита гневалась на него за то, что он ранил ее под Троей (Il. 5, 330. 410), и потому соблазнила жену его Эгиалу или Эгиалею, дочь или внучку Адраста, к прелюбодейству с Гипполитом, или Кометом, или Киллабаром. Поэтому Д., или добровольно, или же изгнанный прелюбодейкою, оставил свое царство и отправился на родину своего отца — в Этолию, где жил еще дед его Ойней, который был изгнан из своего царства братом своим Агрием. Д. убивает сына Агриева Епопея и возвращает престол своему деду, а по другому преданию, передает престол Андремону, см. Andraemon, Андремон. (Некоторые авторы относят этот поход в Этолию к промежутку времени между походом эпигонов и Троянскою войною и рассказывают, что Ойней с Д. отправился в Аргос.) На обратном пути в Аргос корабль Д. уносится бурею и он прибывает в Италию, в землю давниев. Здесь он подает помощь Давну (сыну Ликаона, брату Япига и Певцеция) в войне его против жителей Массании и в благодарность за это получает в супружество его дочь Евиппу и господство над Давнией. С этою супругою он приживает двух сыновей, Диомеда и Амфинома. Умирает он в Давний или в Аргосе, куда возвратился, или исчезает на одном из названных по его имени Диомедовых островов в Адриатическом море, где, по преданию, был его надгробный памятник. На восточном берегу Италии он, рассказывают, построил несколько городов и святилищ, особенно в честь Афины: Веnеventum, Argos Hippium (Argyripa, Arpi), Brundusium и др. Strab. 6, 284. Diomedei campi в Апулии были названы по его имени. В Италии ему поклонялись как полубогу (????) во многих городах, в Аргирипе, Метапонте и т. д.; и в Греции его почитали полубогом. В Аргосе в праздник Афины его щит носился вместе с Палладием в торжественном шествии и изображение его омывалось в реке Инахе. Вообще, здесь он является в тесной связи с культом Афины (она же его и возвела в боги, Pind. Nem. 10, 7), и потому у Гомера он поставлен в более близкие отношения к олимпийским богам, чем кто-нибудь другой из героев. ср. Il. 5;
3. латинский грамматик, см. Grammatici, Грамматики, 6.