ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
первый афинский епископ, живший в 1 в. Через неск. сот лет после него, приблизит. во 2-й пол. 5 в., под этим же именем выступил неизвест. философ в кач-ве автора соч. «Об именах бога», «О мистич. теологии», «О небесной иерархии», «О церк. иерархии» и др. В 1-й пол. 9 в. эти книги перевел на лат. яз. шотландский схоласт Иоанн Скот Эриугена.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Дионисий Ареопагит
под этим именем сохранилось 4 греческих христианских теологических трактата: Об именах Божьих (Peri theion onomastikon), О мистической теологии (Peri mystikes theologias), О небесной иерархии (Peri tes uranias hierarias), О церковной иерархии (Peri tes ekklesiastikes hiererchias)и 11 посланий, приписываемые Д., ученику апостола Павла. Ярко выраженная концептуальная зависимость от Плотина, Климента Александрийского, Оригена, Григория Богослова, Василия, Кирилла Александрийского и Кирилла Иерусалимского, как и ссылки на традиции Церкви V в., а также язык, указывают, что автор этих произведений должен был жить на рубеже V и IV вв. н. э. До сего времени не удалось его идентифицировать. Трактаты Д. оказали огромное влияние на историю духовной культуры Европы, особенно в средневековье, когда их с воодушевлением комментировали.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
святитель, один из ближайших сподвижников апостола Павла, обращенный в христианство после проповеди Павла в афинском ареопаге (Деян XVII, 34). По преданию, первый епископ Афин. Средневековая традиция приписывала Дионисию ряд мистико-догматических сочинений: «Об именах Божиих», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» и др., а также некоторые послания, в том числе «Об Успении Богоматери» и «О кончине апостола Петра». Первые упоминания об этих сочинениях относятся уже к началу II века, когда, по всей вероятности, они и были созданы. Помимо ортодоксального учения о небесных силах и их классификации (см. Ангелы) сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту, содержали важнейшие идеи, положенные в основу средневековой христианской эстетики, в том числе концепция иконного образа как «небесного подобия», представленного наглядно «ради слабости нашего понимания». Память 3(16) октября.
      

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
Деян 17:34) — член Афинского ареопага, обращенный к христианству проповедью ап. Павла, при его первом путешествии в Афины. Как член ареопага, он несомненно пользовался большим влиянием в среде своих соотечественников. Кроме краткого указания на него в кн. Деяний существует еще предание, что он изучил философию в Афинах, а затем в Египте и что во время страданий Господа, находясь в Египте, он, когда необыкновенная тьма распространилась на земле, воскликнул: или сам Бог страждет, или Он состраждет страждущему. По свидетельству Евсевия, Дионисий был первым Афинским епископом и, по указанию Никифора, скончался мученически в этом городе в 96 году по Р.Х. в царствование Домициана. Память его совершается церковью 3 октября. В течение нескольких столетий под именем Дионисия существовали творения мистически-религиозного направления, имевшие особое влияние в средние века; но в настоящее время, по Библейской Истории митр. Филарета и других, они поставлены в числе сомнительных.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Дионисий Ареопагит
(I в. от Р. Х.) – ученик апостола Павла, первый епископ в Афинах, один из членов афинского судебного органа Ареопага. Д. А. долгое время ошибочно считался автором цикла богословскомистических трактатов («Ареопагитик»), в который входят сочинения «О мистическом богословии», «О божественных именах», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии». «Ареопагитики» учат о непостижимости и неизреченности Божественного Существа, о духовноэнергийном проявлении его природы и о необходимости восхождения к Богу путем интуитивномистическим. В трактате «О мистическом богословии» утверждается первенство апофатического принципа богопознания и говорится, что полное неведение и есть познание Того, Кто превосходит все познаваемое. С VII в. благодаря комментариям преп. Максима Исповедника «Ареопагитики» приобрели неоспоримый авторитет в богословском предании как Восточной, так и Западной Церкви, хотя ни авторство, ни точное время их написания не установлены. Поэтому неизвестный автор «Ареопагитик» именуется условно: ПсевдоД. А.

Источник: Краткий православный словарь.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
апостол от 70-ти, епископ Афинский, священномученик (ск. 96), родился в Афинах. Как и многие мыслители его родины, отправился в Египет, чтобы постичь древнюю мудрость. Это было в 33 г. - как раз в страстные дни Спасителя. Когда Господь почил на кресте, "бысть тьма по всей земли". Эту тьму узрел св. Дионисий, и, зная, как ученый, что солнечного затмения в этот день не предвиделось, он воскликнул: "Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается". Когда св. Дионисий вернулся в Афины, он был избран членом ареопага - высшего законодательного органа Греции. Потрясенный видением в Египте, он горячо уверовал во Спасителя; ап. Павел поставил его епископом Афин. Святитель сподобился видеть в Иерусалиме Пресвятую Деву и присутствовать при ее погребении. После мученической кончины своего учителя ап. Павла св. Дионисий продолжал его дело, подвизаясь в Западной Европе. В Лютеции Таллинской (совр. Париж) он был схвачен и обезглавлен. При этом было явлено чудо: святой после казни встал, взял свою голову и прошествовал с нею до храма, где и упал мертвый. Св. Дионисий был автором ряда глубоких богословских трудов: "О Небесной иерархии (о силах бесплотных)", "О церковной иерархии", "Об именах Божиих", "О мистическом богословии".
Память сщмч. Дионисию отмечается 3/16 октября и 4/17 января (в Соборе 70-ти апостолов).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
христианский богослов. Дионисий Ареопагит был афинянином, обращенным в христианство апостолом Павлом (см. Деян. 17, 34); по свидетельству Евсевия Kесарийского, позднее он стал первым епископом Афинским.
Приблизительно на рубеже V и VI вв., вероятно в Сирии, неизвестным христианским писателем был создан ряд богословских трактатов на греческом языке. Эти сочинения, опирающиеся на библейскую традицию и на традицию философии неоплатонизма, обнаруживают прямую зависимость автора от языческого неоплатоника Прокла. Для большей авторитетности автор издал их под именем Дионисия Ареопагита, жившего в I в. Такие мистификации были нередки в древности, но эта оказалась одной из самых удачных. Kорпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита включает в себя пять трактатов. В трактате «О божественных именах» автор рассуждает о различных именах и определениях, которые даются в Библии неименуемому Богу, – таких как «Царь царей», «Ветхий днями», «Благой», «Сущий» и «Единый», – и объясняет смысл такого именования. В трактате «О таинственном богословии» он говорит о том, что Бог превосходит все, что человек способен помыслить или выразить словами, и по этой причине Бог выше даже блага, бытия и единства.
В трактате «О небесной иерархии» после увлекательных рассуждений о символическом языке, использованном в Библии для описания Ангелов, подробно рассматриваются 9 чинов небесных умопостигаемых сущностей (Ангелов): Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начальства, Архангелы и Ангелы, – каждый из которых сообщает свое знание Бога нижестоящему ангельскому чину.
В трактате «О церковной иерархии» описывается жизнь Церкви: Таинства Крещения, Евхаристии и Миропомазания; чины священства – епископский, священнический и диаконский; состояния катехуменов (оглашаемых) и кающихся, просто христиан и монашествующих; погребальные обряды. И наконец, в корпусе из десяти «Писем» развиваются отдельные темы этих трактатов и делается еще одна попытка убедить читателя в том, что их автор – действительно Дионисий Ареопагит, ссылкой на то, что он был свидетелем солнечного затмения, которое произошло в момент распятия Христа.
На протяжении тысячи лет аутентичность произведений этого корпуса не вызывала сомнений, что, вероятно, объяснялось не столько ловкостью подлога, сколько привлекательностью изложенного в них учения. В VII в. прп. Максим Исповедник истолковал сочинения Псевдо-Дионисия в ортодоксальном смысле, обеспечив тем самым широкое распространение их как на греческом Востоке, так и на латинском Западе.
Однако вопрос об авторстве этих трактатов не столь важен в сравнении с важностью изложенных в них идей. Это прежде всего идея непостижимости Бога, учение о том, что совершенство Бога передается через сложную промежуточную иерархию, и признание символического характера всех словесных определений Бога. Эти идеи не были совершенно оригинальными, однако они получили широкое распространение именно благодаря Псевдо-Дионисию Ареопагиту.

Источник: Православие. Словарь-справочник.