— святой, архиепископ суздальский, † в 1385 г. Память его празднуется 15 октября и 26 июня. В мире назывался Давидом; происходил, предполагают, из южной России; в молодости постригся в Киево-Печерском монастыре. По примеру печорских подвижников, выкопал себе пещеру в пяти верстах от Нижнего Новгорода и этим положил основание Нижегородскому Печорскому монастырю. Строгость жизни побуждала многих искать его руководства и подвизаться под его началом. Из учеников его известны Евфимий Суздальский, Макарий Унженский и Павел Высокий. Митрополит св. Алексей, лично знавший св. Д., почтил его саном епископа суздальского, в 1374 г., а по смерти св. Алексея препод. Сергий Радонежский указывал вел. кн. Димитрию Ивановичу Донскому избрать св. Д. на митрополию. Но вел. кн. желал видеть митрополитом в Москве своего любимца, придворного священника Митяя (Михаила). На соборе, созванном по этому поводу, Д. противился избранию Митяя, который угрожал своими руками спороть у него скрижали с мантии, т. е. лишить его сана. По поводу этой распри и ради других церковных дел Д. задумал поездку в Константинополь, к патриарху. Вел. князь, по просьбе своего любимца, решился воспрепятствовать этой поездке и посадил Д. в заточение. Освобожденный по просьбе препод. Сергия Радонежского и отданный ему на поруки, св. Д. все-таки бежал в Константинополь, несмотря на свое обещание не делать этого. Этим он, по выражению летописца, причинил себе "поношение и негодование", а своему святому поручителю — много бед и неприятностей. Патриарх Нил почтил Д. саном архиепископа. Из Константинополя Д. выслал два списка с образа Одигитрии, для Суздальского и Нижегородского соборов, и многие мощи святых. От патриарха он привез грамоту против новгородских стригольников и был в Новгороде по делу этих еретиков. В 1382 г. он был уже в Суздале и в Нижнем. Так как Димитрий Иванович Донской был недоволен митрополитом Пименом, приобретшим от патриарха сан обманом, после внезапной смерти Митяя, то теперь он желал видеть митрополитом в Москве св. Д. и с этой целью отправил его в Константинополь, откуда Д., в сане митрополита, предпринял в 1383 г. обратный путь в Москву. Но литовский князь Владимир Ольгердович, недовольный тем, что кн. московский изгнал из Москвы Киприана, по его желанию поставленного в митрополиты всей Руси, заточил Д. в тюрьму, где он и пробыл до смерти. Он погребен в Киеве, в Антониевой, или в Феодосиевой, пещере.
П. В.
{Брокгауз}
Дионисий, архиепископ Суздальский
(Давид) — святитель, архиепископ Суздальский.
† 1385, память 26 июня/9 июля и 6/19 июля в Соборе Радонежских святых.
Родился около 1300 года в Киевской губернии.
Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха в Киево-Печерском монастыре. Затем удалился из монастыря и поселился один в выкопанной им самим пещере на берегу реки Волги, недалеко от Нижнего Новгорода. Здесь он подвизался в полном безмолвии. К святому подвижнику постепенно стекалась братия, и он около 1335 года основал монастырь в честь Вознесения Господня, где он был игуменом, а затем архимандритом. Эта обитель сделалась "училищем христианской веры и благочестия". В ней насчитывалось до 900 иноков.
Обширным знанием правил веры и строгою подвижническою жизнью отец Дионисий приобрел всеобщее уважение. Современники видели в нем "мужа кроткого, рассудительного, знающего Священного Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем".
Учениками архимандрита Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский († 1404, память 1/14 апреля и 4/17 июля) и Макарий Желтоводский, Унженский († 1444, память 25 июля/7 августа).
В 1352 году отец Дионисий послал двенадцать человек из своей братии в "верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит" для духовного просвещения народа и основания новых обителей. Высокое благотворное влияние оказывала обитель Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 году архимандрит Дионисий постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие "болярины: жены, и вдовицы, и девицы".
В 1374 году Дионисий за добродетельную жизнь и образованность был хиротонисан во епископа Суздальского и Нижегородского святителем Алексием, митрополитом Московским.
Годы его святительского служения совпали со знаменательным временем — Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в преосвященного Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника — стрела задела лишь епископскую мантию. В 1377 году по благословению, и возможно под редакцией, преосвященного Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь на освободительную борьбу.
После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Дмитрию Донскому избрать на митрополичью кафедру епископа Дионисия. Но великий князь пожелал поставить митрополитом своего духовника архимандрита Новоспасского монастыря Михаила (Митяя).
Святитель Дионисий смело выступил против намерения великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно.
Архимандрит Михаил (Митяй) вынужден был ехать в Константинополь. Он был озлоблен и угрожал, что по возвращении не оставит Дионисия даже священником. Но по дороге в Константинополь архимандрит Митяй скончался.
В 1379 году святитель Дионисий уехал в Константинополь с протестом по поводу намерения избрать Митяя и по делу еретиков-стригольников.
В Константинополе святитель Дионисий пробыл более года. На греков святитель произвел сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания. Патриарх Константинопольский Нил, называя святителя "воистину Божиим и духовным человеком", писал, что сам видел его "пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина". Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери — Одигитрии, потом часть Животворящего древа и "страсти Христовы", т. е. частицы орудий, которыми мучили Спасителя.
Константинопольский патриарх высоко оценил достоинства святителя Дионисия, и в 1382 году возвел его в сан архиепископа и наградил многокрестной фелонью.
После несчастной смерти Митяя святитель Дионисий, пользуясь расположением патриарха, мог бы испросить себе сан митрополита, но он не искал земной славы.
Вернувшись на Русь, святитель ездил во Псков и Новгород для борьбы с ересью стригольников. Вторично он посетил Константинополь в 1383 году для обсуждения с патриархом вопроса об управлении Русской митрополией.
Убедившись в достоинствах святителя Дионисия (после смены двух митрополитов), великий князь пожелал, наконец, видеть его на митрополичьей кафедре.
В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом "митрополитом на Русь". Но по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию Киевского князя Владимира Ольгердовича, который объявил, что так как московский князь по своей воле изгнал митрополита Киприана, то и князь Киевский, подражая ему, задерживает преосвященного Дионисия.
Святитель Дионисий скончался в заключении 15 октября 1385 года. Погребен святитель в "киевской печере великого Антония".
26 июня память святителя празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван "преподобным чудотворцем".
Труды:
Грамота Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. — СПб., 1880, т. 6; Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. (Памятники XI-XV вв.), № 24, с.205—210; № 25, стб. 211—228.
Поучение против псковско-новгородских стригольников // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI вв. — М.; Л., 1955, с. 236—243.
Литература:
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых Православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, т. 6, с. 488—507. Лавров. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский и митрополит всея России. Нижний Новгород, 1892.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 4, с. 173—74,111—112,150,154,194. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 186—188. прим. 22. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1902—1904, т. 2. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. — 6-е изд. — Киев и СПб., 1881, с. 154. Полное собрание Житий святых Православной Греко-Российской Церкви // Под редакцией Е. Поселянина. — СПб., б. г., (приложение к журналу "Русский паломник".) — 1908, июнь, с. 151.
Макарий (Миролюбов), иеромонах. Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. — М., 1850, с. 15—28.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 3, 654.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 531—534. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 510.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 75—82, № 71. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. — М., 1903—1911; 1908; 1916; 1916, доп. т. 2, с. 387, прим. 1. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 18.
Троицкий Патерик. — Сергиев Посад, 1896, с. 53—57.
Православный собеседник. — Казань, 1866, март, с. 209; апрель, с. 239—250. Исторический вестник. — 1890, ноябрь, с. 489—490.
Русский архив. — 1904, кн. 2, № 8, с. 604.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13, 44.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 4, с. 1092,1094. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 744, 745. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 8, с. 534.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 6, с. 422—423.