(в миру Давид) — архиепископ суздальский, митрополит московский и всея России, причтенный к лику святых (память его празднуется 15 октября и 26 июня), родился около 1300 г. в пределах киевских, но кто были его родители и где они жили, точно неизвестно. Постригшись в Киево-Печерском монастыре и рукоположенный в иеромонахи, Д. ушел к Нижнему Новгороду и в "трех поприщах" от него основал в 1330 г. Печерскую обитель с храмом во имя Вознесения Господня. В этом монастыре Д, был сперва игуменом, а затем архимандритом. Обитель приобрела всеобщее уважение, сделалась "училищем христианской веры и благочестия", и в ней считалось до 900 иноков. В 1371 г. Д. был хиротонисан в епископа суздальского и нижегородского, а в 1375 г., при избиении нижегородцами послов Мамая, ему пришлось много поработать для умиротворения смуты. Через три года после этого скончался св. митрополит Алексий и в русской церкви настали сильные замешательства. Великий князь Димитрий Иоаннович желал возвести на митрополичий престол своего духовника, архимандрита Новоспасского монастыря Михаила (которого называли Митяем), но духовенство противилось желанию великого князя. Д. также протестовал против поставления Михаила без санкции Константинопольского патриарха и, приехав в Москву, не явился с поклоном к нареченному митрополиту. Когда Михаил послал ему за это выговор, то Д. пришел к нему и сказал: "Ты присылал сказать мне, что ты мой начальник, но ты мне нисколько не начальник; не мне к тебе, но тебе ко мне надлежало прийти с поклоном: я епископ, а ты поп, но кто больше — епископ или поп?" Михаил ответил угрозой "сделать из Д. меньше чем попа", а затем, как говорит летописец, "многа брань бысть и молва промеж их". Д. решился идти в Константинополь, чтобы самому добиваться митрополии, но великий князь приказал схватить его и посадить в заключение. Однако Д. "преухитрил" великого князя: дав обещание не ездить в Константинополь и выпущенный на поруки преп. Сергия Радонежского, он вскоре из Нижнего Новгорода бежал Волгой в Константинополь, чем причинил много бед и неприятностей св. Сергию. Тогда же отправился в Константинополь и Михаил, но в пути умер. Посвящения на русскую митрополию добился подкупом переяславский архимандрит Пимен, бывший в свите Михаила, но великий князь отослал его в Чухлому. В то же время кандидатом на московскую кафедру выступил киевский митрополит Киприан, но и его домогательства не были успешны. Д. вернулся в 1383 г. с саном архиепископа и в следующем году был послан великим князем в Константинополь "управления ради митрополии русские". Патриарх низложил Пимена и, нарекши Д. митрополитом, отправил с ним в Москву двух греческих митрополитов для поставления его на кафедру. Но по дороге, по проискам Киприана, Д. был схвачен в Киеве князем Владимиром Ольгердовичем и заточен в тюрьму, где и умер 15 октября 1385 года. Дионисий, между прочим, много сделал в борьбе против стригольников.
Св. Макарий. Ист. русск. церкви, т. IV. Голубинский. Ист. русск. церкви, т. II. Соловьев. Ист. России, т. І (изд. Общ. Пользы). Лавров. Св. Дионисий, архиеп. Суздальский и митроп. всея России. Нижн. Новг. 1892.
А. Б.
{Половцов}