ДИОНИСИЙ

Найдено 51 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дионисии
в Древней Греции праздник в честь бога Диониса.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Дионисий (Балабан)

митроп. киевск. 1657—1663 гг.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Дионисий (Райковский)

пропов. Моск. дух. акад. XVIII в.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ДИОНИСИИ
   • Dionysia,
         ??? ????????, см. Dionysus, Дионис, 6.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Дионисий (Цветаев)

еписк. пермский с 15 июля 1823 г., † 25 апр. 1846.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Дионисий (Павел Сосновский)

еписк. челябинский, р. в Тамбовск. губ. около 1860.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Дионисий (Ушаков-)

архиеп. вятский велико-пермск. с 1700 г., † 1721, 6 сент.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Дионисий (Аннинский)

р. 1807, архим. инсп. вологодск. семинарии., † 31 марта 1868.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Дионисий (Грек)

архиеписк. ростовск. и яросл. с 12 июля 1418 по 19 окт. 1425.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Дионисий (Зобниковский, Давид Федорович)

р. около 1570, архим. Троицк.-Серг. лавр., справщик, † в мае 1633.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Дионисий (Валединский)

архимандрит, настоятель храма в Риме, р. во Владимирск. губ. 4 мая 1876, магистр богословия.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Дионис (Вакх)
в греческой мифологии бог виноградарства и виноделия, сын Зевса. Соответственно празднества в его честь назывались дионисии и вакханалии.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Дионисий
Ареопагит, обратился к Господу после проповеди Павла (Дея«. 17: 34). Предание говорит, что он был первым епископом в Афинах. См. «Афины».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ДИОНИС
в греческой мифологии бог виноградарства и виноделия. Соответствует римскому Вакху. В честь Д. справлялись празднества — Дионисии и Вакханалии.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Дионисий (Хитров, Дмитрий Васильевич)

просветитель якут, р. 22 окт. 1818 г., в Рязанск. губ., Данковск. у., с. дьячка, еписк. уфимск. и мензелинский, † 8 сент. 1896, в Москве.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Дионисии
в Древней Греции празднества в честь Диониса (торжественные процессии, состязания драматургов). В VI веке до н.э. из дионисий развилось театральное искусство.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Дионисии
в греческой мифологии аттические праздники в честь бога Диониса, первоначально отмечались в ноябре, декабре. При Писистрате появились Городские, или Великие Дионисии (праздновались 5 дней в феврале–марте).

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ДИОНИСИИ
празднества в честь Диониса в Древней Греции: торжественные процессии, состязания поэтов, драматургов и хоров. На главном празднике — великих Д. — ставились с VI в. до н. э. трагедии, а с 5 в. до н. э. — комедии.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Дионисий
принадлежащий Дионису) (Деян 17.34)-Ареопагит, один из уверовавших во Христа после проповеди ап. Павла в ареопаге, возможно, один из членов ареопага. По свидетельству Евсевия именно он стал впоследствии епископом в Афинах и в 96 г. мученически погиб.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Дионисий

святой, архиеп. суздальск., † (15 окт.?) 1385.


{Венгеров}





Дионисий


архимандрит, миссионер 1905 г.


{Венгеров}





Дионисий


архимандрит, настоятель можайского Лужецкого монастыря 1892 г.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ДИОНИСИЙ
(ок. 1440 — после 1503) — выдающийся художник. Писал иконы и фрески, отмеченные чертами праздничности, нарядности, изысканности. Иконы «Спас в силах», «Распятие» и др. хранятся в Третьяковской галерее. Сохранились фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре под Вологдой.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ДИОНИСИЙ
в миру Дмитрий Васильевич Хитров) (1818-96), церковный деятель, миссионер, просветитель. Епископ Якутский и Вилюйский с 1870. Сподвижник просветителя Сибири Иннокентия (Попова-Вениаминова). Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка, перевел на якутский язык новозаветные и богослужебные книги.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Дионис
в греческой мифологии бог виноградарства и виноделия. Его спутниками были сатиры, силены и нимфы. Почитательницы Диониса менады, называемые также вакханками, прославляли его, в его честь праздновались дионисии. Из культовых песен Диониса, дифирамбов, постепенно развивалась драма. Соответствует римскому богу Вакху, или Либеру.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Дионисии
одно из основных празднеств в честь бога Диониса. Сельские Дионисии ежегодно отмечались в ноябре - декабре, а Городские или Великие Дионисии, появившиеся позже, праздновались в течение пяти дней в феврале - марте. В течение трех дней в это время ставились представления в театре. Апогеем празднества были фаллические процессии, во время которых носили изображения бога Диониса и фаллы.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

ДИОНИСИЙ
в миру Давид Федорович Зобниновский, Зобниковский) (ок. 1570-1633), церковный деятель. Архимандрит Троице-Сергиева монастыря с 1610. Автор патриотических посланий, сыгравших важную роль в организации Нижегородского ополчения 1611-12. С 1616 руководил исправлением богослужебных книг. В 1618 обвинен в ереси, отлучен от церкви. В 1619 благодаря вмешательству патриарха Филарета оправдан. Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ДИОНИСИЙ (Зобниковский Давид Федорович
ок. 1570 - 10.05.1633), архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Во время польской и шведской интервенции н. XVII в. поддерживал патр. Гермогена в борьбе за избрание православного царя; призывал к борьбе с польскими интервентами. В 1612, при освобождении Москвы, Дионисий послал драгоценные монастырские ризы в залог казакам, которые отказывались помогать народному ополчению Минина и Пожарского до выплаты жалованья. Претерпел много гонений и страданий.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ДИОНИСИИ
в древнегреческой культуре ре-лигиозные празднества в честь бога Диониса. Существовали малые (сельские) Дионисии, отмечавшиеся в декабре–январе, и великие Дионисии — в марте - апреле. Во время этих религиозных праздников испол-няли торжественные хоровые песни в честь Диониса (дифирамбы). С V в. до н.э. великие Дионии сопровождались постановкой пяти комедий в первый день праздника и трех тетралогий, включавших в себя три трагедии и одну сатировскую драму, в течение трех последующих дней. Во время малых Дионисий преду-сматривалась повторная постановка пьес, вызвавших наибольшее одобрение публики.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Дионис
одно из самых популярных божеств в греческой мифологии, покровитель виноградарства и виноделия. Имел отношение к культу плодородия, а поэтому и к культу мертвых. Изображался с виноградным венком на голове. По мифическим поверьям древних греков, этого бога сопровождала свита из фантастических существ - козлоногих, блудливых сатиров, нимф и вечно пьяного старого Силена. Почитательницы Диониса назывались менадами или вакханками. Они участвовали в праздничных культовых оргиях в честь бога, пили вино, плясали с тирсами - увитыми виноградными листьями и плющом жезлами, на конце которых была прикреплена сосновая шишка.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Дионисий
(ок. 1440 - после 1502) – иконописец и живописец, один из величайших художников Руси, расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря; написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви Иосифо-Волоколамского монастыря. Иконам Дионисия с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами присущи нарядность и торжественность(«Богоматерь Одигитрия», « Спас в силах», «Распятие», иконы для Ферапонтова монастыря, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосией). Дионисию приписывают также иконы « Митрополит Петр в житии»(Успенский собор Московского Кремля), « Митрополит Алексий в житии» и ряд др. работ.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ДИОНИСИЙ
ок. 430 — 367 гг. до н. э.) — 1) старший сын Гермократа, тиран сиракузский. Сначала он был писцом, но, отличаясь честолюбием и выдающимся военным талантом, уже в 25 лет стал сиракузским полководцем. Тогда он начал приводить в исполнение свои честолюбивые планы, покорил Сицилию и унизил Карфаген. Его тирания в Сиракузах продолжалась38 лет. Он был тираном в дурном значении этого слова. Впрочем, он покровительствовал литературе и искусствам, принимал у себя Платона и других знаменитых людей своего времени; 2) младший сын и преемник предыдущего, известный своей жестокостью. Он управлял Сиракузами 12 лет, пока не был наконец принужден Дионом сложить с себя власть в 343 г. до н. э. Он умер в Коринфе.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Дионисий (иконник)

Дионисий иконник - русский живописец и иконописец второй половины XV века. Им и его сотрудниками, из которых особенно выделились его сыновья, Феодосий и Владимир, расписан ряд храмов в Москве и в крупных монастырях, и написано множество икон. Кроме нескольких икон, приписываемых кисти Дионисия, до нас дошла в целости лишь роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Исследование ее стиля показывает, что Дионисий принадлежал к школе, которая разорвала связь с живописными традициями ранних русских росписей и внесла в исполнение стенописей особенно распространяющийся с этого времени иконописный стиль. - См. В.Т. Георгиевский ""Фрески Ферапонтова монастыря"" (Санкт-Петербург, 1911). Н. О.

Источник: Биографический словарь. 2008

Дионис (Бахус, Вакх)
в мифах древних греков бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Сын Зевса и фиванской царевны Семелы. В честь Диониса справлялись празднества - Дионисии и Вакханалии. Мистерии сопровождались шествием Диониса в сопровождении вакханок, сатиров, менад и бассаридов с тирсами (жезлами), увитыми плющом; опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути. С воплями Вакх, Эвое они славили Диониса, били в тимпаны, вырывали с корнем деревья и увлекали за собой толпы женщин и мужчин. Дионис вошел в число 12 олимпийских богов поздно. В Дельфах стал почитаться наряду с Аполлоном. Диониса отождествляли с египетскими богами Осирисом, Сераписом и Амоном, древнеиранским Митрой, Адонисом, римским Либером.

Источник: Исторический словарь

ДИОНИСИИ
праздники в честь Диониса в Др. Греции, связан. с виноградарством. Особенно известны 4 праздника Д. в Аттике: 1) Д. Малые, или сельские, праздновались в дек. — янв., когда пробовали молодое вино. Сопровожд. веселыми играми и процессиями с переодеваниями. 2) Ленейские Д., отмечавш. в январе в афин. пригороде с храмом Ленейоном, явл. продолжением сельских Д. 3) Антестерии — весенний праздник оживления природы, связанный с оконч. брожения вина, отмечавш. в февр. — марте. 4) Великие, или городские, Д. праздновались в честь полной победы весны в марте — апреле. Продолжались неск. дней, сопровождались выступл. хоров, ряженых, драматич. представлениями (легли в основу театр. представлений). Со времени Писистрата (с 534 до н.э.) Д. стали офиц. общеафин. праздником.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ДИОНИС
Dionysos) - в др.-греч. мифологии и религии бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия; сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Долгое время не входил в число олимпийских богов. Культ Д., восходящий к крито-микенской эпохе, был земледельческим, пользовался особой популярностью среди сельского демоса, особенно почитался в Дельфах и Аттике, где его культ поддерживал Писистрат. Мифы о Д. имеют ряд вариантов. В мифе о страдании, смерти и воскрешении Д. нашли свое отражение представления греков о жизни природы, умирающей и возрождающейся. Д. известен и под др. именами: Вакх, Бассарей и др.; в Риме - под именем Вакха.

Лит.: Кун Н. A., Легенды и мифы Др. Греции, М., 1957; Otto W. F., Dionysos, Fr./M., 1939; Metzger H., Dionysos chthonien..., "Bulletin de Correspondance Hell?nique", (No) 68-69, 1944-45, P., 1946.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДИОНИСИЙ
ок. 1440-1508) - рус. художник. Продолжал традиции Рублева.
Его привлекали легкие, радостные краски, певучий и плавный ритм линий. В его иконах в лицах святых снижается психологическая выразительность, проявляется тяга к полутонам, блеклости. Усиливается каноничность. Дионисию принадлежит роспись Ферапонтова монастыря в Белозерском крае. Его композиции разнообразны, краски светлы и нежны, удлиненные фигуры с маленькими головами полны грации. Интересно "Распятие" Дионисия. На католических распятиях обычно изображаются муки Христа, видны гвозди, которыми прибиты руки, кровь.
У Дионисия нет ни крови, ни судорог. Набедренная повязка сияет белизной, ступни ног не скрючены, как на готических распятиях, а непринужденно стоят на нижней перекладине креста. Ангелы вьются вокруг, как бабочки. Яркая гамма цветов говорит: Христос распят, но он жив.

Источник: Археологический словарь. 1996

ДИОНИСИИ
Ta Dionusia) - праздники в честь Диониса в Др. Греции, связанные с виноградарством. Особенно известны 4 праздника Д. в Аттике: 1) Д. Малые, или сельские, праздновались в дек.-янв., когда пробовали молодое вино. Сопровождались веселыми играми и процессиями с переодеваниями. 2) Ленейские Д., отмечавшиеся в январе в афин. пригороде с храмом Диониса Ленейоном, являлись продолжением сельских Д. 3) Антестерии - весенний праздник оживления природы, связанный с окончанием брожения вина, отмечавшийся в февр.-марте. 4) Великие, или городские, Д. праздновались в честь полной победы весны в марте-апреле. Продолжались неск. дней, сопровождались выступлениями хоров, ряженых, драматич. представлениями (легли в основу театр. представлений). Со времени Писистрата (с 534 до н. э.) Д. стали официальным общеафин. праздником.

Лит.: Латышев В. В., Очерк греч. древностей, 2 изд., ч. 2, СПБ, 1899; Deubner L., Attische Feste, В., 1956.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДИОНИСИЙ
в Сиракузах: 1) Д. I Старший (432 — 367 до н.э.) — тиран (с 406). Выдвинулся во время войны с Карфагеном как предвод. отряда наемников; захватил власть, сохранив в демагогич. целях нар. собрание и совет. Организовал сильное и многочисл. наемное войско, явл. наряду с новой чиновной знатью его опорой, ввел воен. машины, построил флот из пятирядных кораблей. В теч. 398 — 367 с перерывами вел войны с карфагенянами за господство в Сицилии, в ходе к-рых захватил о-ва и укрепился на Ю. Италии. Беспощадно расправлялся с противниками, разрушал греч. города, продавал население в рабство, конфисковал земли. Ненавидимый демократич. кругами, пользовался поддержкой реакц. аристократич. элементов всей Др. Греции. Д. I был автором ряда трагедий. При нем Сиракузы превратились в крупный культурный центр. 2) Д. II Младший — тиран (367 — 357 и 346 — 344 до н.э.) старший сын Дионисия I. Прекратил войну с Карфагеном, к-рую вел его отец. Во время похода Д. II против луканов, в 357 до н.э., сиракузянин Дион, стоявший во главе отряда наемников, овладел Сиракузами. Д. II был вынужден уйти в свои владения в Италии. В 346 снова захватил власть в Сиракузах. В 344 сдал город коринфск. полководцу Тимолеону и удалился со своими приверженцами в Грецию.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Дионисии
в Др. Греции празднества, справлявшиеся в честь бога плодородия Диониса. Для истории др.-гр. лит. особ, важны Великие (Городские) Д., учрежд. ок. 534 до н. э. афинским правителем Писистратом. Они были приурочены к весеннему равноденствию (к. марта - нач. апр.) и отмечались торжественно в теч. 5 дней. В состав Великих Д., наряду с культовой процессией, исполнением дифирамбов и хорами ряженых (1-й день) входило состязание авторов комедий (от 3 до 5 в теч. 2-го дня) и трагич. тетралогий (каждой отводилось по одному дню). Трагедии стали регулярно представлять на Вел. Д. ок. 500, комедии - в 486, и такой порядок сохран. на протяжении всего V в. до н. э. В IV в. 1-й день стали отводить для возобновляемых трагедий старых поэтов. В к. дек. - нач. янв. праздновали Сельские (или Малые) Дионисии, которые справлялись по демам (административн. единицам Аттики). Основу Сельских Д. составляли ритуальная процессия (она опис. Аристофаном в «Ахарнянах») и состязание хоров ряженых, послужившее одним из источников др.-гр. комедии. Устраивали также показ комедий и трагедий, вер., уже прошедших в Афинах.
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ДИОНИСИЙ
Иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси. Жил в XV в. (14401502). Уже в молодости был известен как искусный иконописец, работал по всей Московской Руси. Во 2й половине XV в. Дионисий расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря; написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви ИосифоВолоколамского монастыря. Работы для Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова в начале XVI в. завершили творческий путь Дионисия. В Третьяковской галерее находятся несколько икон мастера: «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах» и «Распятие». В иконах и фресках Дионисия проявляются черты особой праздничности и декоративности. Его произведения вообще отличает нарядность и торжественность. Фигуры на его иконах расположены так, что кажутся особенно легкими, изящными, движения их естественны, величественны. Лица и позы персонажей всегда сдержанны, исполнены благородства, даже прислужницы и нищие обретают у Дионисия царственную осанку. Мастер подчеркивает достоинство человека. Дионисий не любил ярких красок, его иконы отличаются особой нежностью, мягкостью, сияющей чистотой. Творчество Дионисия явилось выражением блестящего расцвета культуры и искусства эпохи, когда молодое русское государство становилось все более могущественным.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Дионисий

Дионисий - архиепископ суздальский (умер в 1385 г.). Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. получил суздальскую кафедру и по смерти митрополита Алексея Сергием Радонежским был рекомендован на митрополию. Но великий князь имел своего кандидата, попа Михаила (Митяя). Между соперниками возникла острая ссора. Михаил задумал ввести новый порядок посвящения митрополитов дома, на Руси. Дионисий опротестовал этот замысел и собрался в Константинополь искать митрополию у патриарха. Великий князь задержал его, но Дионисий выставил поручителем Сергия, вышел на свободу и бежал в Царьград. Боясь его посвящения, Михаил отправился туда же, но по дороге, в 1379 г., умер. Один из сопровождавших его архимандритов, Пимен, получил посвящение вместо него. В 1383 г. Дионисий вернулся в сане архиепископа к своей заброшенной пастве и вооружил великого князя против Пимена. В 1384 г. Дионисий был отправлен в Константинополь, чтобы там добиться низложения Пимена и посвящения его, Дионисия. Патриарх, не доверяя Дионисию, послал в Москву двух митрополитов, которые должны были низложить Пимена и посвятить архиепископа суздальского. Дионисий возвращался через Киев, где сидел Киприан , также мечтавший о московской кафедре. По его домогательствам киевский князь Владимир Ольгердович задержал Дионисия. Память Дионисия праздновалась 15 октября, но впоследствии это празднование прекратилось.

Источник: Биографический словарь. 2008

ДИОНИС
Бахус, Вакх — в греч. миф. бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество вост. (фракийск. и лидийско-фригийск.) происхожд. Хотя имя Д. встречается на табличках критск. линейного письма «В» еще в 14 в. до н.э., распростр. и утверж-дение культа Д. в Греции относится к 8 — 7 вв. до н.э. Известны архаич. ипостаси Д.: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Д. — сын Зевса и Деметры. Согл. основному мифу, Д. — сын Зевса и дочери фиванск. царя Кадма Семелы. В число 12 олимпийских богов Д. вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались фиады — вакханки из Аттики. В Афинах устраивались оргии в честь Д. и разыгрывался свящ. брак с супругой архонта-басилевса. В Аттике Д. были посвящены Великие, или городские, Дионисии, включ. в торжеств. процессии в честь бога состязания трагич. и комич. поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте — апреле); Ленеи, включ. исполнение новых комедий (в январе — феврале); Малые, или сельские Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре — январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе. В эллинистич. время культ Д. сливается с культом фригийск. бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Др. Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отожд. с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ДИОНИСИЙ
ок. 1440 - после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси.
Дионисий расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря (1467-76); написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви Иосифо-Волоколамского монастыря (после 1485). В иконах и фресках Дионисия по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублева проявляются единообразие приемов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Дионисия с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами присущи нарядность и торжественность ("Богоматерь Одигитрия", 1482; "Спас в силах", "Распятие", обе 1500; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-02, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосией). Дионисию приписывают также иконы "Митрополит Петр в житии" (Успенский собор Московского Кремля), "Митрополит Алексий в житии" и ряд др. работ. Созданные Дионисием с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500-02) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов русского средневекового монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчиненных плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишенными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, преобладанием светлых оттенков.
Б. C.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Дионисий (в миру Димитрий Васильевич Хитров)

Дионисий (в миру Димитрий Васильевич Хитров) - епископ-миссионер (1818 - 1896), ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия . Назначенный в 1844 г. священником походной церкви, Дионисий в течение 10 лет совершил с нею миссионерское путешествие в 9130 верст по верхней, средней и нижней Колыме, для просвещения инородческих племен. Изучив нравы и обычаи инородцев, а также их языки, Дионисий составил и издал (Москва, 1857 - 59) азбуку и грамматику якутского языка и перевод на якутский язык всех книг Нового Завета, кроме Апокалипсиса, книги Бытия и Псалтири, служебника с требником, канонника, часослова, а также ""Указания пути в царствие небесное"" и несколько поучений на разные случаи. Второе издание богослужебных книг на якутском языке, исправленное Дионисием, было напечатано в Казани (1833 - 89). Позднее Дионисий был епископом якутским и вилюйским; в 1883 г. перемещен на уфимскую кафедру. В сане епископа Дионисий многократно предпринимал миссионерские путешествия по своей епархии. Одно из таких путешествий он живо и картинно описал в свое время в статье ""Поездка преосвященного Дионисия, епископа якутского, в Чукотскую миссию в 1868 - 69 г."". О своих поездках по уфимской епархии Дионисий составил обстоятельные очерки, напечатанные в ""Уфимских Епархиальных Ведомостях"". Автобиографические записки Дионисия, доведенные до конца 1847 г., напечатаны в ""Уфимских Епархиальных Ведомостях"" 1900 г. (перепечатаны в ""Церковных Ведомостях"" 1900 г., № 14 и 18). Подробные биографические сведения о Дионисии - в ""Церковных Ведомостях"" 1891 г. (№ 16 - 17). См.: ""Преосвященный Дионисий"" (""Церковные Ведомости"", 1896, № 37 - некролог Дионисия); И. Барсуков ""Памяти Дионисия"" (Санкт-Петербург, 1902; в приложении к книге помещены письма Дионисия к родным и самому автору книги - Барсукову).

Источник: Биографический словарь. 2008

Дионисий
греч. Dionysios).
   1. Д. Галикарнасский (ок. 60 - 5 до н.э.) - греческий историк и оратор. Переселившись из Галикарнаса в Рим, прожил там 22 года. Создал риторические произведения («Письмо к Аммею», «О соединении слов», «О древних ораторах» (Лисий, Исократ, Исей), «Об удивительной силе красноречия Демосфена», «О подражании», «Письмо к Гнею Помпею», «О Динархе», «О Фукидиде»). Его основной труд - «Римские древности» в 20 кн. (кн. I-IX сохранились полностью, X-XI - большей частью, все остальные - фрагментарно). Произведение охватывало события от мифических времен до 264 г. до н.э, т.е. до начала первой римско-карфаген. (Пунической) войны - момента, которым начинается история Полибия. По мнению Д., история должна доставлять пользу и удовольствие читателям, а большое количество добрых примеров полезно для законодателей, ораторов и всех, кто желает заниматься общественными делами (V, 75). Что касается его политических взглядов, то Д. предпочитал мудрую аристократию, умеренную демократию, свободу, себя ограничивающую, и власть, себя сдерживающую.
   2. Д. Старший (ок. 430 - 367 до н.э.) - сиракузский тиран. Вел войны с Карфагеном за господство на Сицилии, в результате чего захватил значительную часть острова и превратил Сиракузы в торговый и культурный центр.
   3. Д. Младший (367 - 344 до н.э.) - сын и преемник Д. Старшего, тиран Сиракуз в 367 - 357 и 346 - 344 гг.
   Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Отрывки / Пер. Д.П. Кончаловского // Древний мир в памятниках его письменности: В 3 т. Т.3. М., 1922. С. 6-7, 15-19, 20-22, 50-51; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 156-167; Фролов Э.Д. Греческие тираны (IV в. до н.э.). Л., 1972; Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия (IV в. до н.э.). Л., 1979.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Дионисий (в миру Давид Федорович Зобниковский)

Дионисий (в миру - Давид Федорович Зобниковский) - архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Родился около 1570 г. Сначала был сельским священником. В 1605 г. в Старице был поставлен в архимандриты; часто ездил в Москву по делам монастыря, сошелся с патриархом Гермогеном и не раз выходил вместе с ним для увещания народа, возмущавшегося против Шуйского . В начале 1610 г. Дионисий был возведен в звание троицкого архимандрита; устраивал лавру после осады ее поляками, призревал больных и голодных, погребал умерших. В грамотах, которые он рассылал с гонцами по городам, он призывал всех ратных людей для спасения отечества от поляков и возбуждал богатых к пожертвованиям. Ему помогал келарь монастыря, Авраамий Палицын . По мнению некоторых исследователей, грамотой Дионисия были подняты Минин и нижегородцы. Когда Пожарский и Минин шли к Москве, Дионисий и Палицын убеждали их идти скорее, чтобы предупредить Ходкевича ; казаков они уговорили примкнуть к отряду Пожарского. Когда, по воцарении Михаила Феодоровича , был восстановлен в Москве печатный двор и приступлено к печатанию церковного Требника, это дело поручили Дионисию, дав ему в помощники хорошо знакомых ""с книжным учением, грамматикой и риторикой"" троицких монахов Арсения и Антония и священника Ивана Наседки . Рассматривая старый ""Потребник"", Дионисий нашел в нем неправильности и ошибки и решился устранить их. Затем он исправил и некоторые другие богослужебные книги, отпечатал и разослал евангельские и апостольские беседы, переведенные некогда Максимом Греком . Это возбудило против него многих монахов и священников, которые нашли поддержку у крутицкого митрополита Ионы и у матери царя, и Дионисий был вызван в Москву, где должен был защищаться от обвинений. Сильные противники скоро объявили его еретиком, приговорили к пене в 500 рублей и, за неимением у него денег, пытали его в течение нескольких дней, а затем заточили в московском Новоспасском монастыре. Патриарх Филарет вместе с иерусалимским патриархом Феофаном рассмотрел дело Дионисия, нашел его правым и с честью воротил в Троицкий монастырь. Дионисий старался искоренять пороки монахов и этим вооружил их против себя; они поссорили его даже с Филаретом, который подверг его 3-дневному аресту. Все настоятельство Дионисия было для него временем тяжких испытаний и невзгод. Умер Дионисий в мае 1633 г. - Ср. Горский ""Историческое описание лавры""; Забелин ""Пожарский"" (Москва, 1884); Костомаров ""Русская история в жизнеописаниях"", том I; Поспелов ""Преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиева монастыря"" (в ""Чтениях общества любителей духовного просвещения"" за 1865 г., часть II); Скворцов ""Дионисий Зобниковский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря"" (Тверь, 1890); С.Ф. Платонов ""Очерки по истории Смуты"".

Источник: Биографический словарь. 2008

ДИОНИСИЙ
1. (светское имя - Давид Федорович Зобниковский) (1570 или 1571 - 10.V.1633) - рус. церк. деятель; в 1605-10 - архимандрит старицкого Богородицкого монастыря, в 1610-18, 1619-33 - Троице-Сергиева. Во время польской и шведской интервенции начала 17 в. поддерживал патриарха Гермогена в борьбе за избрание православного царя; в 1611-12 рассылал от имени Троице-Сергиева монастыря грамоты по городам, в к-рых призывал к борьбе с польск. интервентами (сохранилось 3 грамоты; июль и октябрь 1611, апрель 1612) и сохранению клас. мира. В 1612, при освобождении Москвы, Д. послал драгоценные монастырские ризы в залог казакам, отказывавшимся помогать нар. ополчению К. З. Минина и Д. М. Пожарского до выплаты жалованья. Предполагают, что Д. был автором шести глав, вошедших затем в переработанном виде в "Сказание" Авраамия Палицына. При Михаиле Федоровиче Романове Д. руководил исправлением богослужебных книг. В результате интриг влият. церковников, обвинявших его в ереси, Д. в 1618-19 был заточен в моск. Новоспасский монастырь, но при поддержке патриарха Филарета и, возможно, иерусалимского патриарха Феофана Д. снова стал архимандритом. Д. стремился поднять нравств. авторитет церкви в целях укрепления ее влияния, боролся против распущенности монахов.

Лит.: Скворцов Д., Дионисий Зобниковский, архимандрит Троицкого-Сергиева монастыря, Тверь, 1890; Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Моск. гос-ве XVI-XVII вв., М., 1937; Сказание Авраамия Палицына, М.-Л., 1955. 2. (Dionusios). В Сиракузах: 1) Д. I Старший (Dionusios o Presbuteros, 432-367 до н. э.) - тиран (с 406). Выдвинулся во время войны с Карфагеном как предводитель отряда наемников; захватил власть, сохранив в демагогич. целях нар. собрание и совет. Организовал сильное и многочисл. наемное войско, являвшееся наряду с новой чиновной знатью его опорой, ввел воен. машины, построил флот из пятирядных кораблей. В течение 398-367 с перерывами вел войны с карфагенянами за господство в Сицилии, в ходе к-рых захватил б. ч. острова и укрепился на Ю. Италии. Беспощадно расправлялся с противниками, разрушал греч. города, продавал население в рабство, конфисковывал земли. Ненавидимый демократич. кругами, пользовался поддержкой реакц. аристократич. элементов всей Др. Греции. Д. I был автором ряда трагедий. При нем Сиракузы превратились в крупный культурный центр. 2) Д. II Младший (Dionusios o Neoteros) - тиран (367-357 и 346-344 до н. э.), старший сын Дионисия I. Прекратил войну с Карфагеном, к-рую вел его отец. Во время похода Д. II против луканов, в 357 до н. э., сиракузянин Дион, стоявший во главе отряда наемников, овладел Сиракузами. Д. II был вынужден уйти в свои владения в Италии. В 346 снова захватил власть в Сиракузах. В 344 сдал город коринфскому полководцу Тимолеону и удалился со своими приверженцами в Грецию.

Источн.: Diodorus, XIV-XV; Justinus, XX-XXI; Aristoteles, Polit., V., 1305, 1313; Plutarchus, Dion.

Лит.: Pais E., Storia d´Italia dai tempi piu antichi sino alle guerre puniche, v. l. Storia della Sicilia e della Magna Grecia, Torino, 1894; Scaturro J., Storia di Sicilia, l´et? antica, (Roma), 1950-51.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДИОНИСИЙ
ок. 1440 – после 1503), русский иконописец, мастер фрески; представитель московской школы живописи, продолжатель традиций Андрея Рублева. Предположительно, учился в мастерской при московском Симоновом монастыре под руководством старца Митрофана, совместно с которым расписал собор Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре (между 1467 и 1476 г.). Искусство Дионисия формировалось в столичной ученой «книжной» среде. Творчество иконописца было высоко оценено современниками, в том числе Иваном III. Мастеру заказывали работы архиепископ Ростовский Вассиан Рыло, духовник Ивана III (иконостас Успенского собора Московского Кремля, 1481); архиепископ Иоасаф Оболенский (росписи собора Ферапонтова монастыря, 1502–03); богослов Иосиф Волоцкий (росписи и иконы Иосифо-Волоколамского монастыря, после 1485 г.). В кругу этих крупных церковных деятелей разрабатывалось представление о государстве как о некоем идеальном организме, где царствуют духовные ценности, нестяжательство и красота.
Иконы Дионисия, сияющие светлыми, торжественнымибелыми, золотыми, красными красками, пронизаны ликующей радостью. Даже «Распятие» (ок. 1500 г.) не передает трагедию умирающего на кресте Спасителя, а утверждает победу жизни над смертью. Житийные иконы мастера и его учеников давали зримые образы человеческой жизни как пути духовного совершенствования («Митрополит Петр с житием», «Митрополит Алексий с житием»; обе – ок. 1481 г.). Фигуры московских митрополитов возвышаются посреди преображенного их трудами и молитвами благостного и несуетного мира. Прославление именно отечественных святых подвижников и основателей монастырей («Прп. Кирилл Белозерский», рубеж 15–16 вв.) отвечало идее укрепления русской церкви и русской государственности. В житийных сценах представлены не только сотворенные ими чудеса, но и деяния во благо государства, переговоры с князьями, поездки в Орду, возведение соборов. В фигурах митрополитов мастер подчеркивает «ангелоподобность», удлиняя их пропорции, замедляя ритм движений. Невесомые, почти бесплотные фигуры, словно парят в светозарных сферах.
Вершина творчества Дионисия – выполненные им совместно с сыновьями росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Вологодской области. Чудом сохранившиеся почти в полной неприкосновенности фрески погружают вошедшего в храм в атмосферу небесного праздника. Среди сюжетов, посвященных земному пути и прославлению Богородицы, нет главных и второстепенных; все детали, подобно голосам в хоре, звучат в ликующе-радостном созвучии. В красочной гамме фресок царствует синий – цвет Богородицы и горнего, небесного мира. Удлиненные фигуры, погруженные в глубокую синеву, вырваны из плена земного притяжения; все линии, силуэты, движения устремлены ввысь. Каждая сцена – торжественное, возвышенное, полностью очищенное от обыденности действо. Сюжеты разворачиваются на стенах по мере движения вошедшего в храм от входа к алтарю, от «Страшного суда» в западной части до композиций, звучащих радостным гимном Богородице («Покров», «О Тебе радуется», «Собор Богоматери»), в светлом подкупольном пространстве.
После 1503 г. сведения о жизни и творчестве мастера отсутствуют.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ДИОНИСИЙ
(ок. 1440 – после 1503) – иконописец, живописец-монументалист. Kрупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне на территории Вологодской области). В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно много. Знатное происхождение, талант и высокие покровители – великий князь и высшие духовные особы – обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.
Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца. В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Kремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). С тех пор он заслужил репутацию «мастера преизящного» и олицетворял московскую школу иконописи. Kомпозиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы.
Kак главный мастер, руководитель иконописной артели, для иконостаса Успенского собора Московского Kремля выполнил деисус, иконы праздничного чина и несколько икон пророческого чина; с Дионисием и Митрофаном связывают также фрески старого Похвальского и Петропавловского приделов и фрагменты росписи жертвенника и алтарной преграды в Успенском соборе.
Для Вознесенского монастыря Дионисий заново переписал обгоревшую греческую икону «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.). Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие Ангелы создали общий величественный строй образа.
Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи – фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495- 1496 гг.). Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом. Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов.
Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Kремле. Эти иконы раскрывают новую эстетическую концепцию московской иконописи: удлиненные и словно парящие фигуры, ритмически ровный, мягкий рисунок использованы в них как средство акцентирования духовного начала. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия – вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов.
Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. Работы «круга», или «школы», Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. K числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Kремля.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Дионис (Вакх)
греч. Dionysos)
   в греческой мифологии бог растений, виноградарства и виноделия, сын Зевса и Семелы; считался также покровителем театрального искусства, в его честь праздновались сельские и городские (Большие) Дионисии. Почитался также под именем Вакха, у римлян - Бахус (Bachus). Праздники в его честь назывались Вакханалиями.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия, сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. Однажды Зевс поклялся Семеле водами реки Стикс, что исполнит любое ее желание. Узнав об этом, ревнивая Гера подучила Семелу попросить Зевса показаться ей в своем истинном облике. Огонь молний истинного облика царя богов испепелил Семелу, но Зевс успел извлечь сына из чрева матери и зашил его себе в бедро. Когда Д. был доношен, Зевс распорол швы на бедре и извлек его на свет. По приказу Зевса Гермес передал Д. на воспитание нисейским нимфам (вариант: Д. воспитывался у сестры Семелы Ино), а когда мальчик подрос, его поручили силену. Гера вселила в Д. безумие, и он скитался по Египту и Сирии, пока не пришел во Фригию, где его исцелила богиня Рея-Кибела. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос тирренские морские разбойники взяли Д. в плен и заковали в цепи, чтобы продать в рабство, но оковы вдруг сами упали с его рук, вокруг мачты корабля вырос плющ, а на парусах - виноградные лозы. Перепуганные пираты бросились в море и были превращены в дельфинов. По пути в Грецию Д. встретил покинутую Тесеем Ариадну и женился на ней. Всюду он учреждал свой культ, учил людей виноделию и совершал чудеса: являлся в образе козла, быка, льва, заставлял бить из-под земли фонтаны вина, молока, меда и т.п. В шествиях Д. участвовали сатиры и вакханки (менады, бассариды), одетые в шкуры диких животных и опоясанные змеями, в венках из плюща, с тирсами (палки, увитые плющом и увенчанные еловыми шишками) в руках. Участники шествия, охваченные священным безумием, сокрушали все на своем пути. Своих врагов Д. карает безумием: в мифе о Пенфее, пытавшемся запретить вакхические неистовства, Д. наслал безумие на вакханок во главе с его матерью, и они разорвали Пенфея на части, приняв его за льва. В мифе о Ликурге Д. наслал безумие на Ликурга, после чего тот был затоптан собственными лошадьми. Д. был преимущественно народным богом (аристократия чтила в этом качестве Аполлона) и славился как освободитель, снимающий с людей ярмо мирских забот и развеивающий скуку ежедневных обязанностей. В Риме Д. почитали под именем Вакха (отсюда возникло название его праздников - «вакханалии» и его участниц - «вакханки») или Бахуса. Многочисленные изображения Д. представляют его в виде юноши с венком на голове и с тирсом или чашей в руке. Священным животным Д. был козел, растением - виноградная лоза.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Греческий или догреческий бог вина, освобождения людских страстей, культа плодородия, праздновавшегося в форме строго секретных мистерий. Диониса считали сыном Зевса и Семелы, из мертвого тела которой был вырван Зевсом и доношен в собственном бедре; позднее его воспитывали нимфы, а Силен и сатиры поили вином, давали жевать слегка опьяняющий плющ - символ вечной жизни. Дионис с тирсом - увитым плющом волшебным жезлом - вел своих спутников, менад или вакханок, по Азии и постепенно достиг Греции. Это триумфальное шествие было весьма популярной темой в искусстве: мозаика 2 в. до н. э. изображала Диониса верхом на пантере, на картине Тициана "Бахус и Ариадна" он правит запряженными в колесницу пантерами. Другая легенда, изложенная Гомером в "Гимне Дионису", описывает путешествие через море на корабле, когда Дионис превратил мачты в виноградные лозы. Дионис был принят Аполлоном в Дельфах, где его культ стал более сдержанным. Драматурги Афин писали пьесы для весенних фестивалей - Великих Дионисий. Анализируя воздействие трагедии, Аристотель в "Поэтике" рассматривает высвобождение мощных иррациональных импульсов как необходимый катарсис, или очищение. Безудержный, всеобщий экстаз, у женщин в особенности, не проходил бесследно: его кульминацией могло быть ритуальное убийство жертвы - животного или даже человека, как, например, убийство Пенфея в "Вакханках" Еврипида. На протяжении 5 в. Дионис становится богом смерти и бессмертия (см. Ариадна). Несмотря на попытки ранних республиканцев препятствовать распространению культа в Италии, мистерии в честь Диониса (Бахуса) в Риме сохранялись в форме тщательно оберегаемого секретного культа.
   Термин "дионисийский" обычно используется для выражения чувственного, иррационального начала в природе. Так, Ницше в своих ранних работах по эстетике противопоставляет его принципу "аполлоническому" как творческий и чувственный против критического и рационального. Таким образом, трагедия, по Ницше, возникает в результате подчинения Диониса Аполлону. Однако в дальнейшем, развивая идею о "страсти к власти", Ницше наделяет Диониса чертами сверхчеловека и называет своего героя "дионисийский человек".
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ДИОНИСИЙ
   • Dionysius,

         ?????????,

       1. фокеец, предводитель ионян в восстании их против персов. После битвы при Ладе он уехал в западные моря и в качестве морского разбойника воевал с тирренцами и карфагенянами. Hdt. 6, 11 сл.;

       2. Д. Старший, сын Гермократа, родился в 431 г. до Р. X., отличился в войне, которую Сиракузы вели с Карфагеном, начиная с 410 г. Diod. Sic. 13, 87. Устранив полководцев сиракузян обвинением их в потере г. Агригента, Д., благодаря поддержке Филиста, сам попал в число вновь избранных полководцев. Он усилил свою партию возвращением из ссылки изгнанников, привязал к себе войско повышением жалованья, устранил своих товарищей и сделался единственным военачальником. Затем он образовал отряд телохранителей, отправился в Сиракузы и в 406 г. объявил себя властителем города. Cic. tusс. 5, 20. Несмотря на поражение при Геле и на возмущение войска, он достиг мира уступкою Гимеры и Агригента карфагенянам и обеспечил свое господство над Сиракузами привлечением к себе наемников, особенно кампанцев, укреплением части города, называвшейся Ортигиею, и завоеваниями (406 г.). Diod. Sic. 14, 7. Он женился на дочери полководца Гермократа, а после смерти ее вступил в брак в одно и то же время с Аристомахой, сестрой Диона, и локрянкой Доридой. В 399 г. ему принадлежала вся часть Сицилии, не находившаяся в руках карфагенян. Сделав большие приготовления (корабли с пятью рядами полок для гребцов и катапульты), он начал вторую войну с Карфагеном, в 397 г. осадил город Мотию (?????), но перед численным превосходством Гимильконова войска должен был отступить в Сиракузы и здесь сам был осажден. Он защищался успешно, расположил к себе граждан снисхождением и умеренностью и был спасен благодаря чуме, появившейся в лагере карфагенян, в 396 г. Diod. Sic. 14, 45. Гимилькон отступил с остатками своего войска, но Магон продолжал войну, пока карфагеняне не заключили мир в 392 г., уступив Д. город Тавромений. Уже во время войны Д. обнаруживал свою жестокость тем, что казнил многих граждан с целью захватить их деньги для покрытия военных издержек. Теперь он обратил свое оружие против греческих городов Нижней Италии; кротонцы были побеждены, а г. Регий после 11-месячной осады голодом принужден сдаться и подвергся всей жестокости победителя, 387 г. Diod. Sic. 14, 10 слл. После нескольких лет мира, в продолжение которых установились дружеские отношения со Спартой и утвердилось господство Сиракуз на Адриатическом море, Д. начал третью войну с Карфагеном, в которой одержал победу над Магоном при Кабале, затем сам потерпел поражение при Кронии и при заключении мира принужден был сделать некоторые уступки Карфагену, так что река Галик (´??????) сделалась границей его владений (383 г.) Diod. Sic. 15, 12 слл. Когда его замыслы на Эпир и Дельфы не удались, он начал четвертую войну против Карфагена. Сначала он воевал счастливо, но, когда флот его был уничтожен в гавани под горой Ериком (Еryx), последовало перемирие. Вскоре затем, в 367 г., Д. умер от неумеренности или от яда, поднесенного ему сыном, или от радости по случаю победы, одержанной им в качестве драматического писателя. Diod. Sic. 15, 74. Д. у древних считался первым и самым выдающимся примером позднейших дурных тиранов, вследствие своей жестокости, своего безбожия и крайнего недоверия к окружавшим его лицам. Val. Max. 1, 1. 4. 7. 9, 17. Plut. Dion. 5. Cic. tusс. 5, 21. 22. Впрочем, в душе его проявлялись иногда благородные побуждения (Дамон и Финтий) и он ясно осознавал бедственность своего положения. Побуждаемый тщеславием и почти болезненной наклонностью к трагедии, он хотел быть поэтом, не обладая талантом.· Его поэтические произведения смело порицались Филоксеном и осмеивались в Олимпии; в Афинах, однако, в 367 г. он получил приз за одну из своих трагедий, ????? ´???????, остатки которой собрал Nauck, trag. Graec. fragm. p. 616.;

       3. Д. Младший, сын предыдущего от локрянки Дориды. Не получив, вследствие недоверия к нему отца, в юности порядочного воспитания, он наследовал от отца твердо установленную власть в 367 г. до Р. X. и, не имея воинственных наклонностей, поспешил окончить войну с Карфагеном; вообще его правление не ознаменовалось выдающимися военными событиями. Т. к. природа не сделала его жестоким и не обделила его способностями, то Д. надеялся, при помощи Платона, обратить его главное внимание на нравственное значение царской власти. Платон прибыл в Сиракузы с целью сделать опыт упрочнения блага государства правлением государя, воспитанного в правилах добродетели. Он был принят с большим почетом, но лесть (Филиста) вскоре уничтожила влияние лучших людей. Дион был изгнан, а Платон, к которому своего рода ревнивая любовь привязала Д., неохотно отпущен. Побужденный обещаниями и приглашениями Д., Платон еще раз приехал в Сицилию, но возвратился оттуда, опять не достигнув цели и подвергшись оскорблению и опасности, в 360 г. Д. вскоре предался всем причудам и порокам тирана, вследствие чего узы власти стали ослабевать. Во время похода его против луканцев в Сицилии явился Дион, овладел Сиракузами, и даже кремль города впоследствии должен был сдаться ему. Д. удалился в Италию в г. Локры и господствовал там с такой же зверской жестокостью, пока в 346 г. снова не достиг власти в Сиракузах. Однако сиракузяне, утомленные жестокостью его правления, для спасения города, потрясенного внутренними смутами и раздорами, обратились за помощью к своей метрополии Коринфу. На зов их явился Тимолеонт. Он заставил Д. сдать кремль и сложить с себя власть. В 343 г. Д. удалился со своими приверженцами в Грецию и впоследствии жил в Коринфе в действительной или притворной бедности и нужде. Cic. tusс. 3, 12. Diod. Sic. 15, 16. 16, 70. Plut. Dion. и Timoleon. Justin. 21, 5;

       4. Д. Колофонский, см. Pictores, Живопись, 3. Из числа греческих писателей этого имени самые замечательные:

       5. Д. Милетский, один из логографов, младший современник Гекатея, жил незадолго после 500 г. до Р. X. Он, вероятно, первый сделал попытку составить исторический очерк событий, предшествовавших современной ему эпохе, в сочинении ???????, или ??? ???? ????????. Составил ли он описание света, ?????????? ???????????, решить трудно. ср.: M?ller, fragm. hist. Graec. II, 5 слл. Его часто смешивают с

       6. Д. Самосским, писателем александрийской эпохи, который составил руководство к изучению мифологии (??????) в прозе, а может быть, и другие мифологические и исторические сочинения, которые послужили главным источником для первых книг истории Диодора. ср.: M?ller, fragm. hist. Graec. II, 9 слл.;

       7. Д. Фракийский (?????), ученик Аристарха, живший около 100 г. до Р. X., составил первую научную грамматику, ????? ??????????, которая приобрела большую известность, но в своем настоящем виде представляется искаженною. Изд. Bekker, Anecd. Graec. II.;

       8. Д. Галикарнасский, прибыл в Рим в конце междоусобной войны между Антонием и Августом, 30 г. до Р. X., жил там 22 года, вероятно, в качестве учителя риторики и изучал при этом латинский язык и римскую литературу. Умер в 8 г. до Р. X. Кроме некоторых лишь по заглавиям известных нам сочинений Д. написал ´???????? ???????????, в 20 книгах, начиная с мифических времен италийских народов до начала Пунических войн, т. е. до того периода, с которого начинается история Полибия. Уцелели вполне только первые 9 книг, две следующие сохранились большею частью, а от прочих остались лишь отрывки. Д. старается доказать родство римлян с греками и мудрость римских законодателей и государственных людей, чтобы таким образом сделать для греков более сносным подчинение их римлянам. Он указывает на управление богов судьбами народов, поочередно изображает военные события и развитие государственных учреждений и часто вставляет речи действующих лиц. Суждения его разумны, но неосновательны, потому что он смешивает особенности греческого и римского народов и не различает эпох; ему недостает творческого понимания древности и разумения особенностей древнеримской жизни. Но тем не менее его сочинение служит главным источником для истории древнего государственного устройства Рима. Слог его, носящий во многих местах следы подражания Фукидиду и Полибию, плавен и не лишен приятности, но имеет преимущественно риторический характер. Первое изд. R. Stephanus (1546 слл.); полное изд. I. I. Reiske и Morus (1774 слл. 6 т.); новое изд. A. Kiessling (1860 слл. 4 т.). Кроме того, Д. оставил:

         a) риторические сочинения: ????? ????????? ????????? (de compositione verborum), изд. Sch?fer (1809) и G?ller (1815), ????? ????????, которое в своем нынешнем виде представляет лишь извлечение или подделку;

         b) критико-эстетические сочинения: ???? ???????? ???????????, ????? ???? ???????? ´??????? ??????????????, суждения о Фукидиде, Демосфене и др., наконец,

         c) письма. Полное изд. его сочинений: Sylburg (1586) и Reiske (1774 слл.);

       9. Д. Периегет. Родина его (Харак, Византия, Александрия, Ливия), равно как и время его жизни (период Августа, Домициана, Септимия Севера) неизвестны. В своем сочинении ?????????? ???? ??????????? он описал в форме правильных и благозвучных гекзаметров весь известный тогда свет, следуя большею частью Эратосфену. Позднейшие писатели часто пользовались этим стихотворением и комментировали его, а Руфь Фест Авиен (см. Avienus, Авиен) и грамматик Присциан (см. Priscianus, Присциан) перевели его на латинский язык. Изд. G. Bernhardy (1828) и С. M?ller, geogr. Graec. min. II;

       10. Д. Катон, Dionysius Cato, см; ?????.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ДИОНИС
   • Dionysus,

         ????????, ????????, ??????, Bacchus, Liber, Вакх, сын Зевса и Семелы (Ноm. Il. 14, 325), бог вина и виноделия, посредством вина веселящий сердце человека (????? ??????????) и прогоняющий заботы и страдания (???????, освободитель), а вместе с тем сообщающий и телу здоровье и крепость. Таким образом, он является спасителем (?????) и души и тела. Его дар соединяет людей в веселое общение к мирному наслаждению жизнью; поэтому Хариты, Эрос и Афродита охотно пребывают в его обществе. Он друг муз и покровительствует их искусствам (??????????); драма и дифирамб обязаны своим происхождением и развитием его культу. Он сближается и с Аполлоном; посредством своей воодушевляющей силы он сообщает дар пророчества; он — ????????????, т. е. врачует болезни предсказаниями; в некоторых местах имел свои оракулы и получил участие в дельфийском оракуле. Относительно к природе этот бог, охраняющий и взращивающий виноградную лозу, получил более общее значение, сделавшись покровителем растительности вообще, производителем цветов и плодов (?????? от глагола ?????, floreo, ??????, ´??????, ?????????, ´???, т. е. оплодотворяющий посредством влаги) и, таким образом, принял участие в деятельности Деметры, с которою он сходится и в том, что в отношении к человеческой жизни является распространителем кротких нравов и культуры (??????????). Гомер редко упоминает об этих мирных божествах, Д. и Деметре; они не принадлежат к сонму олимпийских богов, а милостиво пребывают на земле среди рода человеческого. Однако Гомеру уже известно оргиастическое служение этому богу (Il. 6, 130 слл.). Начало свое этот культ взял, вероятно, от мифических фракийцев в Беотии; Беотия потому и считается родиною Д. Мать его Семела, дочь Кадма, жила в Фивах. По совету ревнивой Геры она упросила Зевса, чтобы он явился к ней во всем своем величии, и когда Зевс, связанный своим обещанием, приблизился к ней с молнией и громом, пламя охватило Семелу и ее дом, и она, умирая, преждевременно родила младенца, которого Зевс зашил в свое бедро, а когда дитя дозрело, передал на воспитание Иноне (???), супруге Атаманта Орхоменского. Когда же Гера привела Атаманта в бешенство, а Инона бежала (см. Athamas, Афамант), юный бог был передан нисейским нимфам (отсюда ????????), скрыт ими в пещере и вскормлен сладкою пищею. По первоначальному сказанию, Ниса, если только это не воображенная местность, находилась в Беотии; впоследствии ее помещали во Фракии, Аравии, Индии и т. д. Из Беотии культ Д. проник в Аттику, в окрестности Парнасса, в Сикион, Коринф, на острова Наксос, Лесбос и т. д. На острове Наксосе его супругою является Ариадна (см. Theseus, Тесей), от которой он имел сыновей Ойнопионта (винопия), Еванфа (цветущего) и Стафила (виноградаря). Культ Д. распространился по всей Греции позже, чем культ олимпийский богов, и т. к. он, способствуя неге и располагая к роскошному наслаждению жизнью, находился в некотором противоречии к степенному и строгому характеру культа олимпийских богов и в особенности весьма влиятельного культа Аполлона, то введение его во многих местностях Греции встречало противодействие. На это обстоятельство указывают многие мифы, в том числе и миф (Il. 6, 130 слл.) о Ликурге, сыне Дранта, царя фракийских эдонян. Он прогнал с нисейский полей кормилиц пьяного Д., так что они уронили на землю священную утварь, а сам Д. бросился в море, где его приняла Фетида. За это боги возненавидели Ликурга; Зевс поразил его слепотою и сократил его жизнь (Гомер); по позднейшему сказанию, преступление Ликурга повлекло за собою бесплодие страны, а сам он впал в бешенство, под влияние которого убил своего сына, приняв его за виноградную лозу. Но т. к. страна оставалась по-прежнему бесплодною, эдоняне отвели Ликурга на гору Пангей (????????), где по приказанию Д. он был растерзан конями на части Apollod. 3, 5, 1. Soph. Ant. 955 слл. В Аргосе Д. привел в бешенство женщин, избегавших его культа, так что они избили и пожрали своих детей. Тирренские морские разбойники, похитившие Д. с морского берега, были превращены им в дельфинов, за исключением кормчего, признавшего его богом. см. Acoetes, Акойт, ср. также Pentheus, Пенфей. Куда только не являлся Дионис, везде он утверждал свой культ. Сопровождаемый толпою своих служительниц, менад или вакханок, окруженный сатирами и силенами, которые вооружены были жезлами (??????), обвитыми плющом и виноградными лозами, он победоносно прошел по Элладе и варварским землям до отдаленной Индии. Сказание об этом вакханском походе в Индию развилось в своих подробностях только после времен Александра Великого, представляя собою как бы мифический первообраз похода македонского героя. Когда наконец Д. заставил весь мир признать себя богом, он вывел свою мать из преисподней на Олимп, где она под именем Фионы (?????, неистовая, он сам — ???????) наслаждалась бессмертием. Культ Д. с древних времен имел характер светлой веселости. Плутарх говорит о нем: «Праздник Д. издревле справлялся процессией, довольно просто, но довольно весело; впереди — кадка с вином и виноградная ветвь, затем один тащил козла, а другой следовал за ним, неся корзину с винными ягодами». Впоследствии времени эта умеренность более и более исчезала; стали предаваться невоздержанному раздражению чувств, бродить под звуки флейт, бубен и литавр, с громкими возгласами «??????» в пьяном, распущенном неистовстве, раздирать животных и пожирать их кровавое мясо. Отсюда Д. получил прозвание ?????? — шумный (после времен Геродота), ?????????, ???????, ???????. В этих оргиях, происходивших часто ночью (????????), большую роль играли исступленные женщины, представлявшие спутниц Д. под названиями вакханок, менад, фиад, мималлон и бассарид (названы по длинной, пестрой одежде, ???????; Д. сам назывался ?????????). Этот шумный культ, вероятно, происходил из Фракии и подал повод к сближению Д. с Кибелой и Атисом и к отождествлению его с Сабазием, азиатскими божествами, которых также почитали диким исступлением. Д.-Сабазий (????????) был представителем цветущей жизни природы, подвергающейся смерти и снова пробуждающейся. Та же самая мысль лежит в основании культа Д.-Загрея (???????, растерзанный), культ которого орфики ввели в мистерии Деметры и Персефоны. Они рассказывали, что Д.-Загрей, сын Юпитера и Персефоны, возведенный отцом на небесный престол, был растерзан титанами, но что Зевс, проглотив содрогающееся сердце его, снова родил Д. В мистериях Деметры Д. носит имя ´?????? и является в образе отрока (?????), как брат или жених Персефоны (????). Круг празднеств, учрежденных в честь Д. в Аттике, состоял из 4 главных праздников, которые начинались поздней осенью или в декабре и продолжались до весны.

       1. Малые или сельские Дионисии, ???????? ??? ???´ ???????, ´?? ????????, ??? ?????, в месяце ????????? (декабрь-январь) праздновались в деревнях по случаю первого разлива и отведывания свежего вина, а не по случаю сбора самого винограда, т. к. этот продолжался лишь до начала ноября. Аристофан (Arist. Acharn. 241 слл. 263 слл.) дает живое изображение этого праздника, существенную часть которого составляла торжественная процессия членов семейств для принесения жертвы. С праздником соединялись всякого рода деревенские увеселения, забавные танцы и насмешливые шутки, которые послужили началом драматической поэзии. Труппы странствующих актеров разыгрывали свои пьесы, обыкновенно такие, которые уже раньше представлялись в городе. Особенно забавным увеселением на этом празднике, продолжавшемся несколько дней, были так называемые асколии (???????), причем мальчики, для потехи зрителей, скакали на одной ноге по наполненным мехам, вымазанным маслом. В то же самое время в Елевсине и в Афинах праздновались пожинки, ?????, праздник, совершавшийся вместе с честь Д., Деметры и Персефоны. Следующий затем праздник

       2. Леней, ??????, в месяце ???????? (январь-февраль), совершались в самих Афинах и были как бы продолжением сельских Дионисий. Первоначально это был действительно сельский праздник ленейского округа, для жителей Афин и окрестностей. В состав праздничной программы входили: большой пир, для которого город поставлял мясо, и торжественное шествие по городу с обычными на праздниках Д. шутками и насмешками ??? ???????; разыгрывались также трагедии и в особенности комедии.

       3. В течение следующего месяца, ???????????, происходили Антестерии, ??????????. В первый день праздновали почин выбродившегося вина (????????, откупорка бочек), во второй день (?? ????, праздник кружек), на большом общественном пиру наперегонки пили молодое вино; кто первый осушал свою кружку — тот получал приз. Важнейшим действием этого дня была таинственная жертва, которую супруга архонта — царя (????????) приносила Д. в его ленейском храме и бракосочетание ее с богом. Третий день назывался ??????, горшечный праздник, потому что горшки с вареными стручковыми плодами выставлялись в виде жертвы для подземного (???????) Гермеса и для душ умерших;

       4. Большие или городские Дионисии, ?. ??????, ??? ???´ ??????, ??? ??????? или просто ????????, праздновались в месяце ???????????, несколько дней сряду и великолепием своим привлекали в город множество народа из туземцев и иностранцев. Древнее деревянное изображение бога, перенесенное некогда из Елевтер в Афины, переносилось блестящей процессией из Ленея в небольшой храм, находившийся по дороге в Академию, в котором оно, вероятно, первоначально находилось; при этом ликующие хоры в честь Д.-освободителя (???????????) пели дифирамбы, составленные для этого праздника знаменитыми поэтами. Комедии и трагедии, а именно вновь сочиненные (???????? ??????????), представлялись два дня сряду с большою пышностью перед огромным числом зрителей из туземцев и иностранцев, почему в этих собраниях объявляли об общественных наградах, вроде награждения Демосфена венком. ср.: Boeckh. Kl. Schriften, т. 5, стр. 65-152. А. Mommsen Heortologie, стр. 323 слл. В художественных произведениях следует различать более древнее изображение старого или индийского Д., с величественною осанкою, густыми волосами и окладистою бородою, светлыми, цветущими чертами лица, в азиатской, почти женской одежде (важнейшая статуя, так называемый Сарданапал, находится в Ватиканском музее), от позднейших изображений, представляющих Д. в отроческом возрасте (????????), с мягкими, как бы расплывающимися мускулами, полуженскими формами тела, мечтательными чертами лица, полными неопределенной, приятной тоски; повязка и венок из листьев винограда и плюща окружают мягкие длинные кудри его, козья шкура, обыкновенно, слегка накинута на нагое тело, прислоняющееся в неге к стволу дерева. Искусство любило изображать его в обществе менад, сатиров, силенов, кентавров, нимф и муз (такая процессия Вакха называется ??????); сам он находится в середине этой опьяненной толпы в блаженном спокойствии, часто в обществе своей милой невесты Ариадны. Ему посвящены были виноград и плющ, пантера, рысь и тигр, осел, дельфин и козел. Греческому Д. соответствует римский бог вина Bacchus или Liber, с которыми в культе соединялось и женское божество Libera. Оба имени, вероятно, не более как перевод греческих названий ????? и ????; но римляне обыкновенно производили эти имена от слова liber, свободный, будто бы ими выражались свобода и веселая распущенность этих культов. Поклонение Либеру, вероятно, перешло к римлянам, как и к другим италийским народам, от греков Нижней Италии. 17 марта в честь его праздновались Liberalia (Ov. fast. 3, 711 слл.) с театральными представлениями в городе; в деревнях его праздник, как и в Аттике, справлялся разного рода забавными шутками и веселыми песнями. Verg. Georg. 2, 385 слл. Праздник Либералий совершался в честь не только Либера, но и Цереры, с которою вообще он и Либера, как сельские божества обилия, находились в тесной связи. Так, напр., храм, построенный в 496 г. до Р. X. Авлом Постумием, был посвящен Церере вместе с этими двумя божествами. Помимо этого открытого служения в Рим вкрался и тайный культ Вакха, Bacchanalia (´?????), которые справлялись в ночную пору с величайшим бесстыдством, так что сенат в 186 г. до Р. X. должен был выступить против них со всею строгостью. Liv. 39, 8 слл. Но они втайне продолжали существовать до времен Империи. Либера, не имевшая отдельного культа, в этом тайном служении признавалась супругою Либера-Бакхуса и, таким образом, отождествляема была с Ариадною.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Oikonomia: Дионисий Галикарнасский о композиции исторических сочинений

Осипова Ольга Владимировна
Читать PDF

Дионисий Глушицкий: черты к портрету древнерусского святого

Н.В. Башнин
В статье проанализировано житие Дионисия Глушицкого как исторический источник. Автор охарактеризовал деятельность и личность святого в начале XV века.
Читать PDF

МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ ДИОНИСИЙ ГРАММАТИК КАК ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ АВТОР ИДЕИ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПАТ

Володихин Дмитрий Михайлович
В статье выдвигается и обосновывается гипотеза, согласно которой автором идеи об учреждении патриаршей кафедры в Москве являлся митрополит Московский и всея Руси Дионисий Грамматик.
Читать PDF

Дионисий Галикарнасский об отступлениях в исторических сочинениях

Осипова Ольга Владимировна
В статье рассматривается анализ композиции исторических сочинений в риторических трактатах Дионисия Галикарнасского.
Читать PDF

В. В. Бычков. Классический период древнерусской эстетики. Андрей Рублёв, дионисий ферапонтовский

С.Г
Читать PDF

Читал ли Дионисий Периэгет «Географию» Страбона?

Илюшечкина Екатерина Викторовна
В статье рассматривается вопрос о возможном использовании Дионисием Периэгетом текста «Географии» Страбона в качестве одного из источников своей дидактической географической поэмы (II в.).
Читать PDF

2015.01.013. ЙОНГ К.К. ДЕ. ДИОНИСИЙ И ЛОНГИН О ВОЗВЫШЕННОМ: РИТОРИКА И ЯЗЫК РЕЛИГИИ. JONGE C.C. DE.

Лозинская Е.В.
Читать PDF

«Благочестивый обманщик» митрополит Дионисий в Боснии и Герцеговине в 1860–1870-е гг. (по материалам

Мельчакова Ксения Валерьевна
Читать PDF

Проблема имени Бога в христианском неоплатонизме: Дионисий Ареопагит, Ансельм Кентерберийский и русс

Душин О. Э.
Читать PDF

Св. Дионисий Ареопагит, св. Максим Исповедник (Гл. 7 из кн. «Боговидение», пер. К.В. Агеевой)

В. Н. Лосский
Читать PDF

Александрийская богословская школа в середине iii - конце IV В. (Иракл, Дионисий, Петр, Дидим)

Зайцева Ирина Валерьевна
Раскрывается проблема эволюции взглядов руководителей Александрийской богословской школы в середине III начале V в.
Читать PDF

Дионисий Ареопагит в концепции Ю. П. Черноморца

Шкуро Сергей Викторович
В статье предлагается критическое осмысление гипотезы современного украинского богослова и философа Ю.П. Черноморца относительно личности Дионисия Ареопагита и его богословского учения.

Похожие термины:

  • ДИОНИСИЙ 1

    в миру Давид) (1300-85), митрополит Киевский и всея Руси с 1384. Архиепископ Суздальский (1381). Основатель и архимандрит Нижегородского Вознесенского (Печорского) монастыря. Схвачен в Киеве по приказу княз
  • Дионисий, 1609—11 г

    игумен Деревяницкий; 1612—17 г. игумен Отенский; 1618—32 г. архимандрит Юрьева мон. {Половцов}
  • Дионисий, с 1158 г

    игумен Юрьева новгород. мон., † 1194 г. {Половцов}
  • Дионисий, 1238 г

    архимандрит ростовского Богоявленск. мон. {Половцов}
  • Дионисий, 1239 г

    архимандрит владимирского Рождественск. мон. {Половцов}
  • Дионисий, 1418 г

    епископ ростовский; † 1427 г. {Половцов}
  • Дионисий, 1490 г

    игумен Саввина сторожев. мон. {Половцов}
  • Дионисий, 1540 г

    игумен Климецкого троицк. николаев. м., Олонецк. еп. {Половцов}
  • Дионисий, 1545 г

    строитель Кирилова новоезерского мон. {Половцов}
  • Дионисий, 1547 г

    архимандрит Солотчинск. рязан. еп. {Половцов}
  • Дионисий, 1551—1559 г

    игумен Владычня-введенского Серпухов. мон. {Половцов}
  • Дионисий, 1548 г

    игумен Борисоглебского сольвычегодского мон. Дополнение: Дионисий (сольвычегодск.), должно быть (не 1548 г., а 1498 г.) игумен Борисоглебского в с. Выборе, у Соли-Вычегодской, — еще священником будучи, 1494
  • Дионисий, 1555 г

    основатель и первый игумен Телегова троицк. мон. (в 70 верст. от г. Устюга). {Половцов}
  • Дионисий, 1572 г

    игумен Отенский. {Половцов}
  • Дионисий, 1583—1607 г

    игумен Александро-свирского мон., Олонецк. еп. {Половцов}
  • Дионисий, 1583 г

    строитель Удомельского Богослов. мон., Тверск. еп. {Половцов}
  • Дионисий, 1584 г

    строитель Нило-Сорского скита. {Половцов}
  • Дионисий, 1590—1592 г

    игумен Иоанна-Предтечен. м. в г. Устюге. {Половцов}
  • Дионисий, 1592 г

    строитель застенного староладожск. Георг. м. (игум. Иванск. ладожск. м., 1604 г.). {Половцов}
  • Дионисий, 1598 г

    игумен Данилова мон., в Москве. {Половцов}