ДИОНИСИЙ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дионисии
в Древней Греции праздник в честь бога Диониса.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

ДИОНИСИИ
   • Dionysia,
         ??? ????????, см. Dionysus, Дионис, 6.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Дионисий
Ареопагит, обратился к Господу после проповеди Павла (Дея«. 17: 34). Предание говорит, что он был первым епископом в Афинах. См. «Афины».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Дионисии
в Древней Греции празднества в честь Диониса (торжественные процессии, состязания драматургов). В VI веке до н.э. из дионисий развилось театральное искусство.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Дионисии
в греческой мифологии аттические праздники в честь бога Диониса, первоначально отмечались в ноябре, декабре. При Писистрате появились Городские, или Великие Дионисии (праздновались 5 дней в феврале–марте).

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ДИОНИСИИ
празднества в честь Диониса в Древней Греции: торжественные процессии, состязания поэтов, драматургов и хоров. На главном празднике — великих Д. — ставились с VI в. до н. э. трагедии, а с 5 в. до н. э. — комедии.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Дионисий
принадлежащий Дионису) (Деян 17.34)-Ареопагит, один из уверовавших во Христа после проповеди ап. Павла в ареопаге, возможно, один из членов ареопага. По свидетельству Евсевия именно он стал впоследствии епископом в Афинах и в 96 г. мученически погиб.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Дионисий

святой, архиеп. суздальск., † (15 окт.?) 1385.


{Венгеров}





Дионисий


архимандрит, миссионер 1905 г.


{Венгеров}





Дионисий


архимандрит, настоятель можайского Лужецкого монастыря 1892 г.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ДИОНИСИЙ
(ок. 1440 — после 1503) — выдающийся художник. Писал иконы и фрески, отмеченные чертами праздничности, нарядности, изысканности. Иконы «Спас в силах», «Распятие» и др. хранятся в Третьяковской галерее. Сохранились фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре под Вологдой.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ДИОНИСИЙ
в миру Дмитрий Васильевич Хитров) (1818-96), церковный деятель, миссионер, просветитель. Епископ Якутский и Вилюйский с 1870. Сподвижник просветителя Сибири Иннокентия (Попова-Вениаминова). Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка, перевел на якутский язык новозаветные и богослужебные книги.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Дионисии
одно из основных празднеств в честь бога Диониса. Сельские Дионисии ежегодно отмечались в ноябре - декабре, а Городские или Великие Дионисии, появившиеся позже, праздновались в течение пяти дней в феврале - марте. В течение трех дней в это время ставились представления в театре. Апогеем празднества были фаллические процессии, во время которых носили изображения бога Диониса и фаллы.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

ДИОНИСИЙ
в миру Давид Федорович Зобниновский, Зобниковский) (ок. 1570-1633), церковный деятель. Архимандрит Троице-Сергиева монастыря с 1610. Автор патриотических посланий, сыгравших важную роль в организации Нижегородского ополчения 1611-12. С 1616 руководил исправлением богослужебных книг. В 1618 обвинен в ереси, отлучен от церкви. В 1619 благодаря вмешательству патриарха Филарета оправдан. Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ДИОНИСИИ
в древнегреческой культуре ре-лигиозные празднества в честь бога Диониса. Существовали малые (сельские) Дионисии, отмечавшиеся в декабре–январе, и великие Дионисии — в марте - апреле. Во время этих религиозных праздников испол-няли торжественные хоровые песни в честь Диониса (дифирамбы). С V в. до н.э. великие Дионии сопровождались постановкой пяти комедий в первый день праздника и трех тетралогий, включавших в себя три трагедии и одну сатировскую драму, в течение трех последующих дней. Во время малых Дионисий преду-сматривалась повторная постановка пьес, вызвавших наибольшее одобрение публики.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Дионисий
(ок. 1440 - после 1502) – иконописец и живописец, один из величайших художников Руси, расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря; написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви Иосифо-Волоколамского монастыря. Иконам Дионисия с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами присущи нарядность и торжественность(«Богоматерь Одигитрия», « Спас в силах», «Распятие», иконы для Ферапонтова монастыря, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосией). Дионисию приписывают также иконы « Митрополит Петр в житии»(Успенский собор Московского Кремля), « Митрополит Алексий в житии» и ряд др. работ.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ДИОНИСИЙ
ок. 430 — 367 гг. до н. э.) — 1) старший сын Гермократа, тиран сиракузский. Сначала он был писцом, но, отличаясь честолюбием и выдающимся военным талантом, уже в 25 лет стал сиракузским полководцем. Тогда он начал приводить в исполнение свои честолюбивые планы, покорил Сицилию и унизил Карфаген. Его тирания в Сиракузах продолжалась38 лет. Он был тираном в дурном значении этого слова. Впрочем, он покровительствовал литературе и искусствам, принимал у себя Платона и других знаменитых людей своего времени; 2) младший сын и преемник предыдущего, известный своей жестокостью. Он управлял Сиракузами 12 лет, пока не был наконец принужден Дионом сложить с себя власть в 343 г. до н. э. Он умер в Коринфе.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ДИОНИСИИ
праздники в честь Диониса в Др. Греции, связан. с виноградарством. Особенно известны 4 праздника Д. в Аттике: 1) Д. Малые, или сельские, праздновались в дек. — янв., когда пробовали молодое вино. Сопровожд. веселыми играми и процессиями с переодеваниями. 2) Ленейские Д., отмечавш. в январе в афин. пригороде с храмом Ленейоном, явл. продолжением сельских Д. 3) Антестерии — весенний праздник оживления природы, связанный с оконч. брожения вина, отмечавш. в февр. — марте. 4) Великие, или городские, Д. праздновались в честь полной победы весны в марте — апреле. Продолжались неск. дней, сопровождались выступл. хоров, ряженых, драматич. представлениями (легли в основу театр. представлений). Со времени Писистрата (с 534 до н.э.) Д. стали офиц. общеафин. праздником.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ДИОНИСИЙ
ок. 1440-1508) - рус. художник. Продолжал традиции Рублева.
Его привлекали легкие, радостные краски, певучий и плавный ритм линий. В его иконах в лицах святых снижается психологическая выразительность, проявляется тяга к полутонам, блеклости. Усиливается каноничность. Дионисию принадлежит роспись Ферапонтова монастыря в Белозерском крае. Его композиции разнообразны, краски светлы и нежны, удлиненные фигуры с маленькими головами полны грации. Интересно "Распятие" Дионисия. На католических распятиях обычно изображаются муки Христа, видны гвозди, которыми прибиты руки, кровь.
У Дионисия нет ни крови, ни судорог. Набедренная повязка сияет белизной, ступни ног не скрючены, как на готических распятиях, а непринужденно стоят на нижней перекладине креста. Ангелы вьются вокруг, как бабочки. Яркая гамма цветов говорит: Христос распят, но он жив.

Источник: Археологический словарь. 1996

ДИОНИСИИ
Ta Dionusia) - праздники в честь Диониса в Др. Греции, связанные с виноградарством. Особенно известны 4 праздника Д. в Аттике: 1) Д. Малые, или сельские, праздновались в дек.-янв., когда пробовали молодое вино. Сопровождались веселыми играми и процессиями с переодеваниями. 2) Ленейские Д., отмечавшиеся в январе в афин. пригороде с храмом Диониса Ленейоном, являлись продолжением сельских Д. 3) Антестерии - весенний праздник оживления природы, связанный с окончанием брожения вина, отмечавшийся в февр.-марте. 4) Великие, или городские, Д. праздновались в честь полной победы весны в марте-апреле. Продолжались неск. дней, сопровождались выступлениями хоров, ряженых, драматич. представлениями (легли в основу театр. представлений). Со времени Писистрата (с 534 до н. э.) Д. стали официальным общеафин. праздником.

Лит.: Латышев В. В., Очерк греч. древностей, 2 изд., ч. 2, СПБ, 1899; Deubner L., Attische Feste, В., 1956.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДИОНИСИЙ
в Сиракузах: 1) Д. I Старший (432 — 367 до н.э.) — тиран (с 406). Выдвинулся во время войны с Карфагеном как предвод. отряда наемников; захватил власть, сохранив в демагогич. целях нар. собрание и совет. Организовал сильное и многочисл. наемное войско, явл. наряду с новой чиновной знатью его опорой, ввел воен. машины, построил флот из пятирядных кораблей. В теч. 398 — 367 с перерывами вел войны с карфагенянами за господство в Сицилии, в ходе к-рых захватил о-ва и укрепился на Ю. Италии. Беспощадно расправлялся с противниками, разрушал греч. города, продавал население в рабство, конфисковал земли. Ненавидимый демократич. кругами, пользовался поддержкой реакц. аристократич. элементов всей Др. Греции. Д. I был автором ряда трагедий. При нем Сиракузы превратились в крупный культурный центр. 2) Д. II Младший — тиран (367 — 357 и 346 — 344 до н.э.) старший сын Дионисия I. Прекратил войну с Карфагеном, к-рую вел его отец. Во время похода Д. II против луканов, в 357 до н.э., сиракузянин Дион, стоявший во главе отряда наемников, овладел Сиракузами. Д. II был вынужден уйти в свои владения в Италии. В 346 снова захватил власть в Сиракузах. В 344 сдал город коринфск. полководцу Тимолеону и удалился со своими приверженцами в Грецию.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Дионисии
в Др. Греции празднества, справлявшиеся в честь бога плодородия Диониса. Для истории др.-гр. лит. особ, важны Великие (Городские) Д., учрежд. ок. 534 до н. э. афинским правителем Писистратом. Они были приурочены к весеннему равноденствию (к. марта - нач. апр.) и отмечались торжественно в теч. 5 дней. В состав Великих Д., наряду с культовой процессией, исполнением дифирамбов и хорами ряженых (1-й день) входило состязание авторов комедий (от 3 до 5 в теч. 2-го дня) и трагич. тетралогий (каждой отводилось по одному дню). Трагедии стали регулярно представлять на Вел. Д. ок. 500, комедии - в 486, и такой порядок сохран. на протяжении всего V в. до н. э. В IV в. 1-й день стали отводить для возобновляемых трагедий старых поэтов. В к. дек. - нач. янв. праздновали Сельские (или Малые) Дионисии, которые справлялись по демам (административн. единицам Аттики). Основу Сельских Д. составляли ритуальная процессия (она опис. Аристофаном в «Ахарнянах») и состязание хоров ряженых, послужившее одним из источников др.-гр. комедии. Устраивали также показ комедий и трагедий, вер., уже прошедших в Афинах.
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ДИОНИСИЙ
Иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси. Жил в XV в. (14401502). Уже в молодости был известен как искусный иконописец, работал по всей Московской Руси. Во 2й половине XV в. Дионисий расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря; написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви ИосифоВолоколамского монастыря. Работы для Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова в начале XVI в. завершили творческий путь Дионисия. В Третьяковской галерее находятся несколько икон мастера: «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах» и «Распятие». В иконах и фресках Дионисия проявляются черты особой праздничности и декоративности. Его произведения вообще отличает нарядность и торжественность. Фигуры на его иконах расположены так, что кажутся особенно легкими, изящными, движения их естественны, величественны. Лица и позы персонажей всегда сдержанны, исполнены благородства, даже прислужницы и нищие обретают у Дионисия царственную осанку. Мастер подчеркивает достоинство человека. Дионисий не любил ярких красок, его иконы отличаются особой нежностью, мягкостью, сияющей чистотой. Творчество Дионисия явилось выражением блестящего расцвета культуры и искусства эпохи, когда молодое русское государство становилось все более могущественным.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Дионисий

Дионисий - архиепископ суздальский (умер в 1385 г.). Основал в Нижнем Новгороде Печерский монастырь. В 1374 г. получил суздальскую кафедру и по смерти митрополита Алексея Сергием Радонежским был рекомендован на митрополию. Но великий князь имел своего кандидата, попа Михаила (Митяя). Между соперниками возникла острая ссора. Михаил задумал ввести новый порядок посвящения митрополитов дома, на Руси. Дионисий опротестовал этот замысел и собрался в Константинополь искать митрополию у патриарха. Великий князь задержал его, но Дионисий выставил поручителем Сергия, вышел на свободу и бежал в Царьград. Боясь его посвящения, Михаил отправился туда же, но по дороге, в 1379 г., умер. Один из сопровождавших его архимандритов, Пимен, получил посвящение вместо него. В 1383 г. Дионисий вернулся в сане архиепископа к своей заброшенной пастве и вооружил великого князя против Пимена. В 1384 г. Дионисий был отправлен в Константинополь, чтобы там добиться низложения Пимена и посвящения его, Дионисия. Патриарх, не доверяя Дионисию, послал в Москву двух митрополитов, которые должны были низложить Пимена и посвятить архиепископа суздальского. Дионисий возвращался через Киев, где сидел Киприан , также мечтавший о московской кафедре. По его домогательствам киевский князь Владимир Ольгердович задержал Дионисия. Память Дионисия праздновалась 15 октября, но впоследствии это празднование прекратилось.

Источник: Биографический словарь. 2008

ДИОНИСИЙ
ок. 1440 - после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси.
Дионисий расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря (1467-76); написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви Иосифо-Волоколамского монастыря (после 1485). В иконах и фресках Дионисия по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублева проявляются единообразие приемов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Дионисия с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами присущи нарядность и торжественность ("Богоматерь Одигитрия", 1482; "Спас в силах", "Распятие", обе 1500; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-02, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосией). Дионисию приписывают также иконы "Митрополит Петр в житии" (Успенский собор Московского Кремля), "Митрополит Алексий в житии" и ряд др. работ. Созданные Дионисием с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500-02) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов русского средневекового монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчиненных плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишенными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, преобладанием светлых оттенков.
Б. C.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Дионисий
греч. Dionysios).
   1. Д. Галикарнасский (ок. 60 - 5 до н.э.) - греческий историк и оратор. Переселившись из Галикарнаса в Рим, прожил там 22 года. Создал риторические произведения («Письмо к Аммею», «О соединении слов», «О древних ораторах» (Лисий, Исократ, Исей), «Об удивительной силе красноречия Демосфена», «О подражании», «Письмо к Гнею Помпею», «О Динархе», «О Фукидиде»). Его основной труд - «Римские древности» в 20 кн. (кн. I-IX сохранились полностью, X-XI - большей частью, все остальные - фрагментарно). Произведение охватывало события от мифических времен до 264 г. до н.э, т.е. до начала первой римско-карфаген. (Пунической) войны - момента, которым начинается история Полибия. По мнению Д., история должна доставлять пользу и удовольствие читателям, а большое количество добрых примеров полезно для законодателей, ораторов и всех, кто желает заниматься общественными делами (V, 75). Что касается его политических взглядов, то Д. предпочитал мудрую аристократию, умеренную демократию, свободу, себя ограничивающую, и власть, себя сдерживающую.
   2. Д. Старший (ок. 430 - 367 до н.э.) - сиракузский тиран. Вел войны с Карфагеном за господство на Сицилии, в результате чего захватил значительную часть острова и превратил Сиракузы в торговый и культурный центр.
   3. Д. Младший (367 - 344 до н.э.) - сын и преемник Д. Старшего, тиран Сиракуз в 367 - 357 и 346 - 344 гг.
   Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Отрывки / Пер. Д.П. Кончаловского // Древний мир в памятниках его письменности: В 3 т. Т.3. М., 1922. С. 6-7, 15-19, 20-22, 50-51; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 156-167; Фролов Э.Д. Греческие тираны (IV в. до н.э.). Л., 1972; Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия (IV в. до н.э.). Л., 1979.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ДИОНИСИЙ
1. (светское имя - Давид Федорович Зобниковский) (1570 или 1571 - 10.V.1633) - рус. церк. деятель; в 1605-10 - архимандрит старицкого Богородицкого монастыря, в 1610-18, 1619-33 - Троице-Сергиева. Во время польской и шведской интервенции начала 17 в. поддерживал патриарха Гермогена в борьбе за избрание православного царя; в 1611-12 рассылал от имени Троице-Сергиева монастыря грамоты по городам, в к-рых призывал к борьбе с польск. интервентами (сохранилось 3 грамоты; июль и октябрь 1611, апрель 1612) и сохранению клас. мира. В 1612, при освобождении Москвы, Д. послал драгоценные монастырские ризы в залог казакам, отказывавшимся помогать нар. ополчению К. З. Минина и Д. М. Пожарского до выплаты жалованья. Предполагают, что Д. был автором шести глав, вошедших затем в переработанном виде в "Сказание" Авраамия Палицына. При Михаиле Федоровиче Романове Д. руководил исправлением богослужебных книг. В результате интриг влият. церковников, обвинявших его в ереси, Д. в 1618-19 был заточен в моск. Новоспасский монастырь, но при поддержке патриарха Филарета и, возможно, иерусалимского патриарха Феофана Д. снова стал архимандритом. Д. стремился поднять нравств. авторитет церкви в целях укрепления ее влияния, боролся против распущенности монахов.

Лит.: Скворцов Д., Дионисий Зобниковский, архимандрит Троицкого-Сергиева монастыря, Тверь, 1890; Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Моск. гос-ве XVI-XVII вв., М., 1937; Сказание Авраамия Палицына, М.-Л., 1955. 2. (Dionusios). В Сиракузах: 1) Д. I Старший (Dionusios o Presbuteros, 432-367 до н. э.) - тиран (с 406). Выдвинулся во время войны с Карфагеном как предводитель отряда наемников; захватил власть, сохранив в демагогич. целях нар. собрание и совет. Организовал сильное и многочисл. наемное войско, являвшееся наряду с новой чиновной знатью его опорой, ввел воен. машины, построил флот из пятирядных кораблей. В течение 398-367 с перерывами вел войны с карфагенянами за господство в Сицилии, в ходе к-рых захватил б. ч. острова и укрепился на Ю. Италии. Беспощадно расправлялся с противниками, разрушал греч. города, продавал население в рабство, конфисковывал земли. Ненавидимый демократич. кругами, пользовался поддержкой реакц. аристократич. элементов всей Др. Греции. Д. I был автором ряда трагедий. При нем Сиракузы превратились в крупный культурный центр. 2) Д. II Младший (Dionusios o Neoteros) - тиран (367-357 и 346-344 до н. э.), старший сын Дионисия I. Прекратил войну с Карфагеном, к-рую вел его отец. Во время похода Д. II против луканов, в 357 до н. э., сиракузянин Дион, стоявший во главе отряда наемников, овладел Сиракузами. Д. II был вынужден уйти в свои владения в Италии. В 346 снова захватил власть в Сиракузах. В 344 сдал город коринфскому полководцу Тимолеону и удалился со своими приверженцами в Грецию.

Источн.: Diodorus, XIV-XV; Justinus, XX-XXI; Aristoteles, Polit., V., 1305, 1313; Plutarchus, Dion.

Лит.: Pais E., Storia d´Italia dai tempi piu antichi sino alle guerre puniche, v. l. Storia della Sicilia e della Magna Grecia, Torino, 1894; Scaturro J., Storia di Sicilia, l´et? antica, (Roma), 1950-51.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДИОНИСИЙ
ок. 1440 – после 1503), русский иконописец, мастер фрески; представитель московской школы живописи, продолжатель традиций Андрея Рублева. Предположительно, учился в мастерской при московском Симоновом монастыре под руководством старца Митрофана, совместно с которым расписал собор Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре (между 1467 и 1476 г.). Искусство Дионисия формировалось в столичной ученой «книжной» среде. Творчество иконописца было высоко оценено современниками, в том числе Иваном III. Мастеру заказывали работы архиепископ Ростовский Вассиан Рыло, духовник Ивана III (иконостас Успенского собора Московского Кремля, 1481); архиепископ Иоасаф Оболенский (росписи собора Ферапонтова монастыря, 1502–03); богослов Иосиф Волоцкий (росписи и иконы Иосифо-Волоколамского монастыря, после 1485 г.). В кругу этих крупных церковных деятелей разрабатывалось представление о государстве как о некоем идеальном организме, где царствуют духовные ценности, нестяжательство и красота.
Иконы Дионисия, сияющие светлыми, торжественнымибелыми, золотыми, красными красками, пронизаны ликующей радостью. Даже «Распятие» (ок. 1500 г.) не передает трагедию умирающего на кресте Спасителя, а утверждает победу жизни над смертью. Житийные иконы мастера и его учеников давали зримые образы человеческой жизни как пути духовного совершенствования («Митрополит Петр с житием», «Митрополит Алексий с житием»; обе – ок. 1481 г.). Фигуры московских митрополитов возвышаются посреди преображенного их трудами и молитвами благостного и несуетного мира. Прославление именно отечественных святых подвижников и основателей монастырей («Прп. Кирилл Белозерский», рубеж 15–16 вв.) отвечало идее укрепления русской церкви и русской государственности. В житийных сценах представлены не только сотворенные ими чудеса, но и деяния во благо государства, переговоры с князьями, поездки в Орду, возведение соборов. В фигурах митрополитов мастер подчеркивает «ангелоподобность», удлиняя их пропорции, замедляя ритм движений. Невесомые, почти бесплотные фигуры, словно парят в светозарных сферах.
Вершина творчества Дионисия – выполненные им совместно с сыновьями росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Вологодской области. Чудом сохранившиеся почти в полной неприкосновенности фрески погружают вошедшего в храм в атмосферу небесного праздника. Среди сюжетов, посвященных земному пути и прославлению Богородицы, нет главных и второстепенных; все детали, подобно голосам в хоре, звучат в ликующе-радостном созвучии. В красочной гамме фресок царствует синий – цвет Богородицы и горнего, небесного мира. Удлиненные фигуры, погруженные в глубокую синеву, вырваны из плена земного притяжения; все линии, силуэты, движения устремлены ввысь. Каждая сцена – торжественное, возвышенное, полностью очищенное от обыденности действо. Сюжеты разворачиваются на стенах по мере движения вошедшего в храм от входа к алтарю, от «Страшного суда» в западной части до композиций, звучащих радостным гимном Богородице («Покров», «О Тебе радуется», «Собор Богоматери»), в светлом подкупольном пространстве.
После 1503 г. сведения о жизни и творчестве мастера отсутствуют.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ДИОНИСИЙ
(ок. 1440 – после 1503) – иконописец, живописец-монументалист. Kрупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне на территории Вологодской области). В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно много. Знатное происхождение, талант и высокие покровители – великий князь и высшие духовные особы – обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.
Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца. В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Kремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). С тех пор он заслужил репутацию «мастера преизящного» и олицетворял московскую школу иконописи. Kомпозиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы.
Kак главный мастер, руководитель иконописной артели, для иконостаса Успенского собора Московского Kремля выполнил деисус, иконы праздничного чина и несколько икон пророческого чина; с Дионисием и Митрофаном связывают также фрески старого Похвальского и Петропавловского приделов и фрагменты росписи жертвенника и алтарной преграды в Успенском соборе.
Для Вознесенского монастыря Дионисий заново переписал обгоревшую греческую икону «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.). Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие Ангелы создали общий величественный строй образа.
Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи – фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495- 1496 гг.). Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом. Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов.
Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Kремле. Эти иконы раскрывают новую эстетическую концепцию московской иконописи: удлиненные и словно парящие фигуры, ритмически ровный, мягкий рисунок использованы в них как средство акцентирования духовного начала. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия – вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов.
Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. Работы «круга», или «школы», Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. K числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Kремля.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ДИОНИСИЙ
   • Dionysius,

         ?????????,

       1. фокеец, предводитель ионян в восстании их против персов. После битвы при Ладе он уехал в западные моря и в качестве морского разбойника воевал с тирренцами и карфагенянами. Hdt. 6, 11 сл.;

       2. Д. Старший, сын Гермократа, родился в 431 г. до Р. X., отличился в войне, которую Сиракузы вели с Карфагеном, начиная с 410 г. Diod. Sic. 13, 87. Устранив полководцев сиракузян обвинением их в потере г. Агригента, Д., благодаря поддержке Филиста, сам попал в число вновь избранных полководцев. Он усилил свою партию возвращением из ссылки изгнанников, привязал к себе войско повышением жалованья, устранил своих товарищей и сделался единственным военачальником. Затем он образовал отряд телохранителей, отправился в Сиракузы и в 406 г. объявил себя властителем города. Cic. tusс. 5, 20. Несмотря на поражение при Геле и на возмущение войска, он достиг мира уступкою Гимеры и Агригента карфагенянам и обеспечил свое господство над Сиракузами привлечением к себе наемников, особенно кампанцев, укреплением части города, называвшейся Ортигиею, и завоеваниями (406 г.). Diod. Sic. 14, 7. Он женился на дочери полководца Гермократа, а после смерти ее вступил в брак в одно и то же время с Аристомахой, сестрой Диона, и локрянкой Доридой. В 399 г. ему принадлежала вся часть Сицилии, не находившаяся в руках карфагенян. Сделав большие приготовления (корабли с пятью рядами полок для гребцов и катапульты), он начал вторую войну с Карфагеном, в 397 г. осадил город Мотию (?????), но перед численным превосходством Гимильконова войска должен был отступить в Сиракузы и здесь сам был осажден. Он защищался успешно, расположил к себе граждан снисхождением и умеренностью и был спасен благодаря чуме, появившейся в лагере карфагенян, в 396 г. Diod. Sic. 14, 45. Гимилькон отступил с остатками своего войска, но Магон продолжал войну, пока карфагеняне не заключили мир в 392 г., уступив Д. город Тавромений. Уже во время войны Д. обнаруживал свою жестокость тем, что казнил многих граждан с целью захватить их деньги для покрытия военных издержек. Теперь он обратил свое оружие против греческих городов Нижней Италии; кротонцы были побеждены, а г. Регий после 11-месячной осады голодом принужден сдаться и подвергся всей жестокости победителя, 387 г. Diod. Sic. 14, 10 слл. После нескольких лет мира, в продолжение которых установились дружеские отношения со Спартой и утвердилось господство Сиракуз на Адриатическом море, Д. начал третью войну с Карфагеном, в которой одержал победу над Магоном при Кабале, затем сам потерпел поражение при Кронии и при заключении мира принужден был сделать некоторые уступки Карфагену, так что река Галик (´??????) сделалась границей его владений (383 г.) Diod. Sic. 15, 12 слл. Когда его замыслы на Эпир и Дельфы не удались, он начал четвертую войну против Карфагена. Сначала он воевал счастливо, но, когда флот его был уничтожен в гавани под горой Ериком (Еryx), последовало перемирие. Вскоре затем, в 367 г., Д. умер от неумеренности или от яда, поднесенного ему сыном, или от радости по случаю победы, одержанной им в качестве драматического писателя. Diod. Sic. 15, 74. Д. у древних считался первым и самым выдающимся примером позднейших дурных тиранов, вследствие своей жестокости, своего безбожия и крайнего недоверия к окружавшим его лицам. Val. Max. 1, 1. 4. 7. 9, 17. Plut. Dion. 5. Cic. tusс. 5, 21. 22. Впрочем, в душе его проявлялись иногда благородные побуждения (Дамон и Финтий) и он ясно осознавал бедственность своего положения. Побуждаемый тщеславием и почти болезненной наклонностью к трагедии, он хотел быть поэтом, не обладая талантом.· Его поэтические произведения смело порицались Филоксеном и осмеивались в Олимпии; в Афинах, однако, в 367 г. он получил приз за одну из своих трагедий, ????? ´???????, остатки которой собрал Nauck, trag. Graec. fragm. p. 616.;

       3. Д. Младший, сын предыдущего от локрянки Дориды. Не получив, вследствие недоверия к нему отца, в юности порядочного воспитания, он наследовал от отца твердо установленную власть в 367 г. до Р. X. и, не имея воинственных наклонностей, поспешил окончить войну с Карфагеном; вообще его правление не ознаменовалось выдающимися военными событиями. Т. к. природа не сделала его жестоким и не обделила его способностями, то Д. надеялся, при помощи Платона, обратить его главное внимание на нравственное значение царской власти. Платон прибыл в Сиракузы с целью сделать опыт упрочнения блага государства правлением государя, воспитанного в правилах добродетели. Он был принят с большим почетом, но лесть (Филиста) вскоре уничтожила влияние лучших людей. Дион был изгнан, а Платон, к которому своего рода ревнивая любовь привязала Д., неохотно отпущен. Побужденный обещаниями и приглашениями Д., Платон еще раз приехал в Сицилию, но возвратился оттуда, опять не достигнув цели и подвергшись оскорблению и опасности, в 360 г. Д. вскоре предался всем причудам и порокам тирана, вследствие чего узы власти стали ослабевать. Во время похода его против луканцев в Сицилии явился Дион, овладел Сиракузами, и даже кремль города впоследствии должен был сдаться ему. Д. удалился в Италию в г. Локры и господствовал там с такой же зверской жестокостью, пока в 346 г. снова не достиг власти в Сиракузах. Однако сиракузяне, утомленные жестокостью его правления, для спасения города, потрясенного внутренними смутами и раздорами, обратились за помощью к своей метрополии Коринфу. На зов их явился Тимолеонт. Он заставил Д. сдать кремль и сложить с себя власть. В 343 г. Д. удалился со своими приверженцами в Грецию и впоследствии жил в Коринфе в действительной или притворной бедности и нужде. Cic. tusс. 3, 12. Diod. Sic. 15, 16. 16, 70. Plut. Dion. и Timoleon. Justin. 21, 5;

       4. Д. Колофонский, см. Pictores, Живопись, 3. Из числа греческих писателей этого имени самые замечательные:

       5. Д. Милетский, один из логографов, младший современник Гекатея, жил незадолго после 500 г. до Р. X. Он, вероятно, первый сделал попытку составить исторический очерк событий, предшествовавших современной ему эпохе, в сочинении ???????, или ??? ???? ????????. Составил ли он описание света, ?????????? ???????????, решить трудно. ср.: M?ller, fragm. hist. Graec. II, 5 слл. Его часто смешивают с

       6. Д. Самосским, писателем александрийской эпохи, который составил руководство к изучению мифологии (??????) в прозе, а может быть, и другие мифологические и исторические сочинения, которые послужили главным источником для первых книг истории Диодора. ср.: M?ller, fragm. hist. Graec. II, 9 слл.;

       7. Д. Фракийский (?????), ученик Аристарха, живший около 100 г. до Р. X., составил первую научную грамматику, ????? ??????????, которая приобрела большую известность, но в своем настоящем виде представляется искаженною. Изд. Bekker, Anecd. Graec. II.;

       8. Д. Галикарнасский, прибыл в Рим в конце междоусобной войны между Антонием и Августом, 30 г. до Р. X., жил там 22 года, вероятно, в качестве учителя риторики и изучал при этом латинский язык и римскую литературу. Умер в 8 г. до Р. X. Кроме некоторых лишь по заглавиям известных нам сочинений Д. написал ´???????? ???????????, в 20 книгах, начиная с мифических времен италийских народов до начала Пунических войн, т. е. до того периода, с которого начинается история Полибия. Уцелели вполне только первые 9 книг, две следующие сохранились большею частью, а от прочих остались лишь отрывки. Д. старается доказать родство римлян с греками и мудрость римских законодателей и государственных людей, чтобы таким образом сделать для греков более сносным подчинение их римлянам. Он указывает на управление богов судьбами народов, поочередно изображает военные события и развитие государственных учреждений и часто вставляет речи действующих лиц. Суждения его разумны, но неосновательны, потому что он смешивает особенности греческого и римского народов и не различает эпох; ему недостает творческого понимания древности и разумения особенностей древнеримской жизни. Но тем не менее его сочинение служит главным источником для истории древнего государственного устройства Рима. Слог его, носящий во многих местах следы подражания Фукидиду и Полибию, плавен и не лишен приятности, но имеет преимущественно риторический характер. Первое изд. R. Stephanus (1546 слл.); полное изд. I. I. Reiske и Morus (1774 слл. 6 т.); новое изд. A. Kiessling (1860 слл. 4 т.). Кроме того, Д. оставил:

         a) риторические сочинения: ????? ????????? ????????? (de compositione verborum), изд. Sch?fer (1809) и G?ller (1815), ????? ????????, которое в своем нынешнем виде представляет лишь извлечение или подделку;

         b) критико-эстетические сочинения: ???? ???????? ???????????, ????? ???? ???????? ´??????? ??????????????, суждения о Фукидиде, Демосфене и др., наконец,

         c) письма. Полное изд. его сочинений: Sylburg (1586) и Reiske (1774 слл.);

       9. Д. Периегет. Родина его (Харак, Византия, Александрия, Ливия), равно как и время его жизни (период Августа, Домициана, Септимия Севера) неизвестны. В своем сочинении ?????????? ???? ??????????? он описал в форме правильных и благозвучных гекзаметров весь известный тогда свет, следуя большею частью Эратосфену. Позднейшие писатели часто пользовались этим стихотворением и комментировали его, а Руфь Фест Авиен (см. Avienus, Авиен) и грамматик Присциан (см. Priscianus, Присциан) перевели его на латинский язык. Изд. G. Bernhardy (1828) и С. M?ller, geogr. Graec. min. II;

       10. Д. Катон, Dionysius Cato, см; ?????.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Oikonomia: Дионисий Галикарнасский о композиции исторических сочинений

Осипова Ольга Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Дионисий Глушицкий: черты к портрету древнерусского святого

Н.В. Башнин
В статье проанализировано житие Дионисия Глушицкого как исторический источник. Автор охарактеризовал деятельность и личность святого в начале XV века.
Читать PDF
0.00 байт

МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ ДИОНИСИЙ ГРАММАТИК КАК ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ АВТОР ИДЕИ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПАТ

Володихин Дмитрий Михайлович
В статье выдвигается и обосновывается гипотеза, согласно которой автором идеи об учреждении патриаршей кафедры в Москве являлся митрополит Московский и всея Руси Дионисий Грамматик.
Читать PDF
0.00 байт

Дионисий Галикарнасский об отступлениях в исторических сочинениях

Осипова Ольга Владимировна
В статье рассматривается анализ композиции исторических сочинений в риторических трактатах Дионисия Галикарнасского.
Читать PDF
0.00 байт

В. В. Бычков. Классический период древнерусской эстетики. Андрей Рублёв, дионисий ферапонтовский

С.Г
Читать PDF
0.00 байт

Читал ли Дионисий Периэгет «Географию» Страбона?

Илюшечкина Екатерина Викторовна
В статье рассматривается вопрос о возможном использовании Дионисием Периэгетом текста «Географии» Страбона в качестве одного из источников своей дидактической географической поэмы (II в.).
Читать PDF
0.00 байт

2015.01.013. ЙОНГ К.К. ДЕ. ДИОНИСИЙ И ЛОНГИН О ВОЗВЫШЕННОМ: РИТОРИКА И ЯЗЫК РЕЛИГИИ. JONGE C.C. DE.

Лозинская Е.В.
Читать PDF
0.00 байт

Александрийская богословская школа в середине iii - конце IV В. (Иракл, Дионисий, Петр, Дидим)

Зайцева Ирина Валерьевна
Раскрывается проблема эволюции взглядов руководителей Александрийской богословской школы в середине III начале V в.
Читать PDF
0.00 байт

«Благочестивый обманщик» митрополит Дионисий в Боснии и Герцеговине в 1860–1870-е гг. (по материалам

Мельчакова Ксения Валерьевна
Читать PDF
0.00 байт

Проблема имени Бога в христианском неоплатонизме: Дионисий Ареопагит, Ансельм Кентерберийский и русс

Душин О. Э.
Читать PDF
0.00 байт

Дионисий Ареопагит в концепции Ю. П. Черноморца

Шкуро Сергей Викторович
В статье предлагается критическое осмысление гипотезы современного украинского богослова и философа Ю.П. Черноморца относительно личности Дионисия Ареопагита и его богословского учения.
Читать PDF
0.00 байт

Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит

Бирюков Дмитрий
Выделяются две стратегии иерархии у Григория.
Читать PDF
0.00 байт

Псевдо-Дионисий Ареопагит и Восточная Церковь: Принятие «Корпус Ареопагитикум» и интеграция неоплато

Владимир Харламов
В статье утверждается, что наследие Псевдо-Дионисия Ареопагита представляет собой наиболее живое и широкое влияния неоплатонических идей в Восточной православной традиции.
Читать PDF
0.00 байт

Св. Дионисий Ареопагит, св. Максим Исповедник (Гл. 7 из кн. «Боговидение», пер. К.В. Агеевой)

В. Н. Лосский
Читать PDF
0.00 байт

Об истоках мистериальных культов (мистерии индоевропейцев от Дионисийских таинств до ритуалов послед

Чередниченко А. Г., Клышнюк Н. А., Шенцов М. Е.

Похожие термины:

  • ДИОНИСИЙ 1

    в миру Давид) (1300-85), митрополит Киевский и всея Руси с 1384. Архиепископ Суздальский (1381). Основатель и архимандрит Нижегородского Вознесенского (Печорского) монастыря. Схвачен в Киеве по приказу княз
  • Дионисий, 1609—11 г

    игумен Деревяницкий; 1612—17 г. игумен Отенский; 1618—32 г. архимандрит Юрьева мон. {Половцов}
  • Дионисий, с 1158 г

    игумен Юрьева новгород. мон., † 1194 г. {Половцов}
  • Дионисий, 1238 г

    архимандрит ростовского Богоявленск. мон. {Половцов}
  • Дионисий, 1239 г

    архимандрит владимирского Рождественск. мон. {Половцов}
  • Дионисий, 1418 г

    епископ ростовский; † 1427 г. {Половцов}
  • Дионисий, 1490 г

    игумен Саввина сторожев. мон. {Половцов}
  • Дионисий, 1540 г

    игумен Климецкого троицк. николаев. м., Олонецк. еп. {Половцов}
  • Дионисий, 1545 г

    строитель Кирилова новоезерского мон. {Половцов}
  • Дионисий, 1547 г

    архимандрит Солотчинск. рязан. еп. {Половцов}
  • Дионисий, 1548 г

    игумен Борисоглебского сольвычегодского мон. Дополнение: Дионисий (сольвычегодск.), должно быть (не 1548 г., а 1498 г.) игумен Борисоглебского в с. Выборе, у Соли-Вычегодской, — еще священником будучи, 1494
  • Дионисий, 1551—1559 г

    игумен Владычня-введенского Серпухов. мон. {Половцов}
  • Дионисий, 1555 г

    основатель и первый игумен Телегова троицк. мон. (в 70 верст. от г. Устюга). {Половцов}
  • Дионисий, 1572 г

    игумен Отенский. {Половцов}
  • Дионисий, 1583—1607 г

    игумен Александро-свирского мон., Олонецк. еп. {Половцов}
  • Дионисий, 1583 г

    строитель Удомельского Богослов. мон., Тверск. еп. {Половцов}
  • Дионисий, 1584 г

    строитель Нило-Сорского скита. {Половцов}
  • Дионисий, 1590—1592 г

    игумен Иоанна-Предтечен. м. в г. Устюге. {Половцов}
  • Дионисий, 1592 г

    строитель застенного староладожск. Георг. м. (игум. Иванск. ладожск. м., 1604 г.). {Половцов}
  • Дионисий, 1598 г

    принцип равномерного распределения власти среди членов партии; сосредоточение власти в руках избираемых членов.