ДИПТИХ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Диптих
гр. diptychos - двойной, сложенный вдвое) – 1) двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на каждой створке; 2) две картины, связанные единым замыслом.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ДИПТИХ
икона в виде двухчастного складня с рельефным или живописным изображением. Встречается в православном и католическом культовом искусстве. Две части Д. могут быть связаны определенным сюжетом или идеей.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ДИПТИХ
Две иконы, соединенные между собой особым типом крепления. В переводе с греческого означает «двойной». Русское наименование диптиха, более распространенное в быту, – складень. Три иконы, соединенные между собой, называют триптихом, большее количество икон – полиптихом.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ДИПТИХ
у древ. греков и римлян две сложен. вместе дощечки для письма, покрытые с внутр. стороны воском. Записи производ. на вощеной поверхности при помощи заостр. палочки-стиля. Д. служили для заметок, имеющих времен. интерес. Служебные Д. позднерим. времени изготовлялись из слоновой кости, золота и серебра и украшались снаружи резьбой и рельефами. С 4 в. Д. применялись в христ. церкви для составл. синодиков.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ДИПТИХ
(греч. Diptychos — вдвое сложенный) — живопись или резьба (обычно по слоновой кости), на двух шарнирно скрепленных панелях. Костяные ди-птихи в античную эпоху служили родом записных книжек. В Древнем Риме выделялись «консульские» ди-птихи с рельефным изображением консула. С IV в. в Византии известны иконные диптихи, то есть складные рельефные иконы из слоновой кости, служившие часто переносным алтарем или алтарным образом. С XIV в. на Руси получили широкое распространение резные деревянные диптихи. Наиболее популярным персонажем изображений диптихов была Богоматерь.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Диптих
(греч.), складывающиеся из двух частей письменные дощечки из дерева, а также из слоновой кости, покрытые слоем воска. Письмо может быть нацарапано грифелем и затем стерто. Д. использовался как блокнот, тетрадь, для письма и документов и пр. Особенно искусно выполнены консульские Д. из слоновой кости 5-6 вв. н. э., вручавшиеся консулам при вступлении в должность. Эти Д. представляют собой важные вехи для датировки позднерим. произведений художеств. ремесла.
        
        рис. Юноша с диптихом (рисунок на вазе работы Дуриса. Берлин).

Источник: Словарь античности. 1989

ДИПТИХ
греч. — дважды складываю) — две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или драгоценных металлов, которые покрывались изнутри воском и употреблялись для различных записей. Были широко распространены в древнем Риме; в ранеехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников: на одной стороне диптиха записывались имена живых, на другой — усопших. Снаружи диптихи нередко украшались рельефными изображениями. Во времена иконоборческих гонений священные изображения помещались обычно на внутренней стороне диптиха, который после присоединения еще одной иконы превратился в триптих (складень), сохраняющий свою форму до настоящего времени.
      

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

ДИПТИХ
   • Diptўcha,
         ???????, складные писчие дощечки, первоначально простой работы, назначенные для домашнего употребления, у позднейших римлян делались из слоновой кости, золота или серебра; внутри они выливались воском и служили для временных заметок. Если соединялось большее число таких дощечек, то они назывались triptycha, polyptycha, tabulae duplices, triplices и т. д. Римские консулы и другие высшие сановники при вступлении в должность обыкновенно рассылали в подарок Д. из слоновой кости, корешки которых были украшены снаружи искусной резьбой. Дошедшие до нас Д. собр. Gori, thesaur. diptych. (1759, 3 т. in fol.). Их любили употреблять на переплете драгоценных рукописей, и они были впоследствии в большом употреблении в христианской церкви.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ДИПТИХ
(греч. «дважды складываю») – две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или драгоценных металлов, которые покрывались изнутри воском и употреблялись: 1) для различных записей. Были широко распространены в древнем Риме. В раннехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников. Поминовение по диптихам считалось большой честью, и вносились в них люди безупречного образа жизни. Диптихи делились в древности на крещальные, диптихи живых (для записи принадлежащих к известной церкви), диптихи святых (или мартирологи) и диптихи умерших (куда вносились епископы, потом священники и светские люди). В настоящее время существуют диптихи двух видов: общие, или церковные (синодики), и частные (помянники). Первые ведутся в монастырях и церквах, вторые – в каждой православной семье; 2) как основа для написания икон. Из малого числа сохранившихся ранних икон значительная часть представляет собой части диптихов, триптихов. Эта традиция соединения икон в одну композицию проявит себя в частности на Руси в виде складней. См. Складень.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ДИПТИХ
греч. складень) – у древних греков так назывались покрытые воском доски для письма, у византийцев – скрепленные парные пластины из слоновой кости, которые посылались в различные места, возвещая об избрании очередного консула 1го января. На подобных диптихах помещалось фронтальное изображение консула в неподвижной позе. На створках изображались игры в честь консула на ипподроме, единоборства с дикими зверями, сцены охоты, разрабатывались библейские сюжеты, причем композиции располагались на плоскости снизу вверх. Фигуры консулов были больших размеров, чем участников состязаний и зрителей. Особой популярностью пользовались диптихи, изготовленные александрийскими и константинопольскими мастерами в 406 – 640 гг. Александрийские изображения отличались повествовательностью, угловатостью фигур, экспрессивностью жестов (диптих из Мурано с безбородым Христосом в центре и стоящими по бокам апостолами Петром и Павлом; над ними – балдахин, а под ними – ангел и три отрока во пещи огненной; на боковых сторонах слева – сцена Исцеления слепого и бесноватого, справа – Воскрешение Лазаря и Исцеление расслабленного). Диптихам, выполненным константинопольскими мастерами, были свойственны ритмическая упорядоченность композиции, подчеркнутый силуэт, изолированность сцен и фигур. С XII в. усилилось восточное влияние: в диптихах появились образы фантастических животных, геральдические знаки. Синтез античного, христианского и мусульманского искусства ощущается в изображениях военных походов византийских императоров, их охоты и придворных развлечений, подвигов и приключений эпических героев (Армуриса, Дигениса Акрита и др.).

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Диптих
гр. diptucon), списки имен, поминаемых во время литургии в древней церкви. Первоначально словом диптих обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединенные друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами (triptuca), пентаптихами (pentaptuca) и т.д. или вообще полиптихами (poluptuca).
В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии. Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имен святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей святости (см.) церкви, соединяющейся с Христом в результате Евхаристии. Диптихи употреблялись в церкви с древнейших (возможно, с апостольских) времен. Во всяком случае в III в. они были, по свидетельству св. Киприана, во всеобщем употреблении. В Восточной Церкви диптихи применялись еще в XV в., в Западной - вплоть до XII в.
Диптихи могли быть разного размера в зависимости от числа поминаемых. С развитием общецерковного культа святых и образованием крупных церковных областей диптихи разрастались и могли менять свою форму. Например, в церкви св. Лаврентия в Константинополе диптихи были записаны на мраморной колонне, и содержали имена императора, патриархов, епископов и т.д. С разрастанием диптихов связана их спецификация. Выделяются диптихи живых (diptuca zwntwn, liber viventium) и диптихи усопших (diptuca nekrwn, liber mortuorum). В диптихи живых включались имена пап и патриархов, епископов и священников, ктиторов данной церкви, клириков разных чинов, императора, других знатных лиц из мирян. В диптихах живых воспоминалась вместе с тем Богородица, мученики и другие святые. Включение последних в диптихи живых указывает на такое понимание святости, при котором святые - в отличие от других праведно усопших - наделяются способностью деятельно соучаствовать в жизни Церкви - как заступники и покровители. В диптихи усопших включались прежде всего те, кто в течение своей жизни был записан в диптихах живых, в первую очередь сюда входили имена всех епископов, скончавшихся в общении с Церковью.
Включение в диптихи было высокой честью, признанием праведной жизни верующего, его духовного достоинства и верности церковному учению. У Псевдо-Дионисия Ареопагита ("О церковной иерархии") говорится о том, что при чтении священных таблиц оглашаются имена тех, кто жил святой жизнью и в своем ревностном служении достиг совершенства. Исключение из диптихов было, напротив, тяжелейшим наказанием, показывавшим, что исключенное лицо отпало от общение с церковью. Так, например, из церковных диптихов было вычеркнуто имя императора Анастасия (491-518), отвергшего решения Халкидонского Собора. Вообще, обвинение в ереси сопровождалось исключением из диптихов; наличие или отсутствие имени в диптихах могло служить свидетельством православия (или неправославия) скончавшихся епископов. Так, во время споров о православии Феодора Мопсуестийского при императоре Юстиниане неправославие Феодора доказывали, в частности, отсутствием его имени в диптихах Мопсуестийской церкви.
Из диптихов живых впоследствии развиваются мартирологи (см.). Из диптихов усопших возникают в ходе церковно-литургического развития поминальные книги (помянники).

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
335.00 кб

Оперный диптих Леонида Клиничева «Страсти по Анне и Марине»

Калошина Г.
Статья посвящена одному из недавно завершённых музыкально-театральных произведений ростовского композитора Л. Клиничева.
Читать PDF
103.01 кб

Диптих как жанровая модификация новейшей драмы (на материале пьесы А. Зензинова и В. Забалуева «Посп

Шуников В.Л.
В статье рассматривается одна из жанровых модификаций современной драмы пьеса-диптих, которая может быть прочитана как единое целое и как два взаимосвязанных, но самостоятельных произведения. На материале пьесы А. Зензинова и В.
Читать PDF
103.01 кб

Диптих как жанровая модификация новейшей драмы (на материале пьесы А. Зензинова и В. Забалуева «Посп

Шуников Владимир Леонтьевич
В статье рассматривается одна из жанровых модификаций современной драмы пьеса-диптих, которая может быть прочитана как единое целое и как два взаимосвязанных, но самостоятельных произведения. На материале пьесы А. Зензинова и В.
Читать PDF
281.28 кб

Диптих об интерпретативной дислексии

Стефанов Орлин
О дислексии мы говорим в тех случаях, когда люди не успевают понять прочитанный текст.
Читать PDF
401.18 кб

Древнерусская стилистика в диптихе житие i и житие II а камалова и в Серова

Дилакторская О. Г.
Читать PDF
2.65 мб

Наедине с двойником. Раскрывая створки диптиха. Портретные образы донаторов в живописных диптихах ма

Крылова Анна-Анастасия Александровна
Статья посвящена анализу портретных образов донаторов в живописных диптихах таких нидерландских мастеров XV в. как Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден и Ханс Мемлинг.
Читать PDF
385.37 кб

Микроциклы в вокальной лирике С. В. Рахманинова: факторы циклического единства в диптихе романсов «К

Генебарт Ольга Васильевна
Статья посвящена анализу двух смежных романсов ор. 34 С. В. Рахманинова в аспекте обнаружения в них черт микроцикла.