Дискуссия

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ДИСКУССИЯ
рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо вопроса, проблемы на собрании, в беседе, в печати.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

«ДИСКУССИЯ»
Понятие веденное Б. Шоу для характеристики «новой техники создания популярных пьес» [70, 212]. Дискуссия рассматривается         Б. Шоу в качестве «главного» компонента поэтики драмы к. 19 – нач. 20 вв. Наличие дискуссии в драматическом произведении существенным образом, по мнению Б. Шоу, отличает современную пьесу от традиционной. Этапы развития действия традиционной драмы были связаны с «экспозицией» (первый акт), «конфликтом» (второй акт) и «разрешением» конфликта (третий акт). В современной драме, согласно Б. Шоу, сохраняются две первых стадии развития действия («экспозиция» и «конфликт»), третья («разрешение» конфликта) заменяется дискуссией. Впервые дискуссию, утверждает Б. Шоу, включил в свои драмы Г. Ибсен и поэтому его можно оценить как основателя «новой школы драматического искусства» [70, 214]. В книге «Квинтэссениция ибсенизма» (1891) в главе «Новая драматургическая техника в пьесах Ибсена» Б. Шоу противопоставляет дискуссию сценически развернутому «внешнему» действию. Дискуссия оказывается, на первый взгляд, с этой точки зрения «внесценичной». Недоверие к «внешнему» зримо воплощенному на сцене действию, поступку персонажа – общая черта эпохи. Для Б. Шоу шекспировские трагедии наряду с французскими мелодрамами 19 века, круто замешанные на преступлениях, обмане, подлоге, дуэльных поединках, драках, поджогах, убийствах, кораблекрушениях и «громах небесных», менее интересны, чем сюжет «Кукольного дома» Ибсена: «Развязка «Гамлета» не стала бы драматичней, если бы Полоний свалился с лестницы и свернул себе шею, Клавдий умер в припадке белой горячки, Гамлет задохнулся от напора своих философских размышлений, Офелия скончалась от кори». Перечисленные Бернардом Шоу сюжетные «пружины» драматического действия традиционной пьесы «сами по себе не драматичны», как нет «никакой драмы в том, что человека сбили с ног или что его переехала машина» [70, 216]. Драматическое произведение не может быть названо серьезным «без спора или без предмета спора» [70, 215]. Но интересной и современной может считаться «только та пьеса, в которой затронуты и обсуждены проблемы, характеры и поступки героев, имеющие непосредственное значение для самой аудитории» [70, 213]. Дискуссия имеет смысл только в этой непосредственной связи с запросами зрителя. Было бы «смехотворным», говорит Шоу, использовать дискуссию в историях о том, как «злодей пытался разлучить честную молодую пару обрученных и, оклеветав мужчину, пытался добиться руки женщины или устранил соперника с помощью подлога, убийства, лжесвидетельства» [70, 212-213]. Как это видно из рассуждений Б. Шоу, дискуссия не просто отменяет традиционное разрешение конфликта, но, сохраняя центральную драматическую ситуацию вплоть до финала пьесы, заставляет персонажей и зрителей идеологически и морально самоопределяться относительно этой неразрешенной в произведении ситуации. Герой, который обсуждает волнующие аудиторию вопросы и провоцирует зрителя («заманивание зрителей в ловушку»), заставляя его быть участником дискуссии, для Б. Шоу важнее, чем «поступающий» герой, деяние которого находит сценическое воплощение. Обращаясь к известному выражению М. М. Бахтина о романе, можно, переадресовав его, сказать, что в пьесах Б. Шоу центром художественного изображения является «человек и его язык». Не только в «Пигмалионе», где эта проблема сама является объектом внимания автора, но и во всех других его драмах. Реплика героя в пьесах Б. Шоу – это и есть поступок, событие, настоящий рычаг движения действия драматического произведения. Таким образом, «внесценическая» дискуссия перестает быть «внесценической», «распространившись и вторгшись в действие, она окончательно с ним ассимилировалась» [70, 221]. Тип драматического произведения, действие которого строится на дискуссии, впоследствии получил наименования «драмы-дискуссии», «драмы-диспута», «интеллектуальной» драмы (см.: «Интеллектуальная» драма).   Лит-ра: Б. Шоу. Новая драматургическая техника в пьесах Ибсена // Писатели Англии о литературе. – М., 1981; А. А. Федоров. Зарубежная литература XIX-XX веков. Эстетика и художественное творчество. – М., 1989.  

Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
190.19 кб

«Центр или провинция?» областническая дискуссия в сибирской печати 1870-1880-х годов

Жилякова Наталия Вениаминовна
В статье анализируется материал общероссийской полемики о роли и месте провинциальной печати и отклик на нее сибирской прессы конца XIX в.
Читать PDF
233.43 кб

Дискуссия в отечественной историографии рубежа XX-XXI вв. О значении концепции тоталитаризма в осмыс

Казьмина М. В.
Читать PDF
382.80 кб

Дело о Софии: фокусная дискуссия в русском эмигрантском религиозно-философском сообществе 20-30 гг.

Красиков Владимир Иванович
Исследуются контекст, содержание, теоретические позиции основных сторон спора относительно «софиологии» С. Булгакова.
Читать PDF
276.88 кб

М. П. Драгоманов и русские социалисты: дискуссия о федерализме

Кудряшев Вячеслав Николаевич
Раскрываются содержание и проблематика разногласий между русскими и украинскими социалистами.
Читать PDF
165.47 кб

Дискуссия о причинах русской революции

Кульпин Э. С.
Читать PDF
578.88 кб

98. 03. 011. Хикокс М. С. Дискуссия об английском среднем классе. Hickox M. S. The English middle-cl

Гурина А. Ю.
Читать PDF
820.37 кб

95. 04. 006-014. Дискуссия вокруг цивилизационной модели. (обзор по страницам журнала "Форин афферз"

Соломатина B. M.
Читать PDF
303.87 кб

Борьба с работорговлей в африканских колониях Великобритании в последней трети XIX В. : дискуссия о

Богомолов Сергей Александрович
Предметом данной статьи является теоретическая дискуссия в журналах «Найнтинф сенчури» и «Фортнайтли ревю» в 80-90-е гг. XIX в. по проблемам борьбы с рабовладением и работорговлей в Восточной Африке. Британские миссионеры Дж. Г.
Читать PDF
350.30 кб

Дискуссия о классическом и реальном образовании в России: обсуждение «Учебной реформы» Д. А. Толстог

Воронин Всеволод Евгеньевич
Статья посвящена важному событию в политической истории России эпохи Великих реформ дискуссии о роли реального и классического образования в высших правительственных кругах России в начале 1870-х гг.
Читать PDF
638.26 кб

Дискуссия об основах семьи и брака в трактатах Тертуллиана

Сергеева Е. В.
Статья посвящена проблеме соотношения религиозной и семейной идентичностей в раннем христианстве.
Читать PDF
199.00 кб

2010. 03. 009. Дискуссия об азиатском способе производства: по докладу М. С. Годеса. - М. : Либроком

Ермолаев С. А.
Читать PDF
1.69 мб

Защита национальных интересов России и решение спорных вопросов в Арктике: дискуссия продолжается

Голдин Владислав Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Отечественная история и культура — дискуссия в центре советологии

Аманжолова Дина Ахметжановна
Читать PDF
0.00 байт

Дискуссия о роли православной церкви в системе начального образования в первой половине 60-х гг. Xix

Кузьмина Ольга Викторовна
Читать PDF
0.00 байт

Идеологическая дискуссия между кпик и вьетнамскими троцкистами в начале 1930-х гг

Усов Илья Викторович
В статье рассматриваются идеологические дискуссии между коммунистами и троцкистами, вспыхнувшие во Вьетнаме в начале 1930-х гг.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Дискуссия о профсоюзах

    дискуссия о роли и задачах профсоюзов, о перестройке экономической политики в связи с переходом от войны к миру. Проходила в конце 1920 - нач. 1921 и явилась результатом острого кризиса системы военног
  • Дискуссии о влиянии монголо-татарского нашествия на русское государство

    Среди историков, изучающих монголо-татарское нашествие, нет единого мнения по поводу двух основных проблем: 1) было ли монголо-татарское иго; 2) какое влияние оно оказало на русские земли. (См. схему