рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо вопроса, проблемы на собрании, в беседе, в печати.
Дискуссия
ДИСКУССИЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
«ДИСКУССИЯ»
Понятие веденное Б. Шоу для характеристики «новой техники создания популярных пьес» [70, 212]. Дискуссия рассматривается Б. Шоу в качестве «главного» компонента поэтики драмы к. 19 – нач. 20 вв. Наличие дискуссии в драматическом произведении существенным образом, по мнению Б. Шоу, отличает современную пьесу от традиционной. Этапы развития действия традиционной драмы были связаны с «экспозицией» (первый акт), «конфликтом» (второй акт) и «разрешением» конфликта (третий акт). В современной драме, согласно Б. Шоу, сохраняются две первых стадии развития действия («экспозиция» и «конфликт»), третья («разрешение» конфликта) заменяется дискуссией. Впервые дискуссию, утверждает Б. Шоу, включил в свои драмы Г. Ибсен и поэтому его можно оценить как основателя «новой школы драматического искусства» [70, 214]. В книге «Квинтэссениция ибсенизма» (1891) в главе «Новая драматургическая техника в пьесах Ибсена» Б. Шоу противопоставляет дискуссию сценически развернутому «внешнему» действию. Дискуссия оказывается, на первый взгляд, с этой точки зрения «внесценичной». Недоверие к «внешнему» зримо воплощенному на сцене действию, поступку персонажа – общая черта эпохи. Для Б. Шоу шекспировские трагедии наряду с французскими мелодрамами 19 века, круто замешанные на преступлениях, обмане, подлоге, дуэльных поединках, драках, поджогах, убийствах, кораблекрушениях и «громах небесных», менее интересны, чем сюжет «Кукольного дома» Ибсена: «Развязка «Гамлета» не стала бы драматичней, если бы Полоний свалился с лестницы и свернул себе шею, Клавдий умер в припадке белой горячки, Гамлет задохнулся от напора своих философских размышлений, Офелия скончалась от кори». Перечисленные Бернардом Шоу сюжетные «пружины» драматического действия традиционной пьесы «сами по себе не драматичны», как нет «никакой драмы в том, что человека сбили с ног или что его переехала машина» [70, 216]. Драматическое произведение не может быть названо серьезным «без спора или без предмета спора» [70, 215]. Но интересной и современной может считаться «только та пьеса, в которой затронуты и обсуждены проблемы, характеры и поступки героев, имеющие непосредственное значение для самой аудитории» [70, 213]. Дискуссия имеет смысл только в этой непосредственной связи с запросами зрителя. Было бы «смехотворным», говорит Шоу, использовать дискуссию в историях о том, как «злодей пытался разлучить честную молодую пару обрученных и, оклеветав мужчину, пытался добиться руки женщины или устранил соперника с помощью подлога, убийства, лжесвидетельства» [70, 212-213]. Как это видно из рассуждений Б. Шоу, дискуссия не просто отменяет традиционное разрешение конфликта, но, сохраняя центральную драматическую ситуацию вплоть до финала пьесы, заставляет персонажей и зрителей идеологически и морально самоопределяться относительно этой неразрешенной в произведении ситуации. Герой, который обсуждает волнующие аудиторию вопросы и провоцирует зрителя («заманивание зрителей в ловушку»), заставляя его быть участником дискуссии, для Б. Шоу важнее, чем «поступающий» герой, деяние которого находит сценическое воплощение. Обращаясь к известному выражению М. М. Бахтина о романе, можно, переадресовав его, сказать, что в пьесах Б. Шоу центром художественного изображения является «человек и его язык». Не только в «Пигмалионе», где эта проблема сама является объектом внимания автора, но и во всех других его драмах. Реплика героя в пьесах Б. Шоу – это и есть поступок, событие, настоящий рычаг движения действия драматического произведения. Таким образом, «внесценическая» дискуссия перестает быть «внесценической», «распространившись и вторгшись в действие, она окончательно с ним ассимилировалась» [70, 221]. Тип драматического произведения, действие которого строится на дискуссии, впоследствии получил наименования «драмы-дискуссии», «драмы-диспута», «интеллектуальной» драмы (см.: «Интеллектуальная» драма). Лит-ра: Б. Шоу. Новая драматургическая техника в пьесах Ибсена // Писатели Англии о литературе. – М., 1981; А. А. Федоров. Зарубежная литература XIX-XX веков. Эстетика и художественное творчество. – М., 1989.
Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.