ДИССИДЕНТЫ
Диссиденты
название участников движения против тоталитарного режима в СССР с конца 1950-х гг. Подвергались репрессиям со стороны властей.
Источник: Краткий словарь по истории.
Диссиденты
по-латински несогласные) - в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, которые не придерживаются господствующего вероисповедания. Переносное - инакомыслящие.
Источник: Исторический словарь
ДИССИДЕНТЫ
(от лат. dissidens — несогласный) — в государствах, где (Господствующей религией является католицизм или протестантизм, верующие христиане (например, православные), не придерживающиеся господствующего вероисповедания. Диссидентский вопрос был очень острым в польско-российских отношениях XVII—XVIII вв. В смысле «инакомыслящие» использовался в советское время по отношению к противникам и критикам коммунистической идеологии и практики (см. Диссидентское движение).
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
ДИССИДЕНТЫ
от лат. dissidens - несогласный) - лица, отступающие от вероучения господств. церкви. В ср. века Д. назывались все "отступники" от католицизма, к-рых церковь рассматривала как еретиков (см. Ереси), подвергая их жестоким преследованиям. Со времени Реформации Д. стали называть лиц, не исповедовавших догматов господствовавшей в данной стране (католич. или протестантской) церкви. Вопрос о политич. правах Д. был особенно острым в 16-17 вв. в Англии (диссентеры) и Франции (см. Гугеноты), в 17-18 вв. в Польше (см. Диссидентский вопрос в Польше).
Диссиденты
(от лат. «dissidens» – «несогласный») – 1) в Речи Посполитой, где господствующей религией являлся католицизм – верующие – христиане иных вероисповеданий (в большинстве – православные). Переносное значение – инакомыслящие; 2) название участников движения против тоталитарного режима в СССР с конца 1950-х гг. диссиденты в разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968 г.) и Афганистан (1979 г.). Подвергались репрессиям со стороны властей.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ДИССИДЕНТЫ
в государствах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В этом смысле термин применялся уже в средние века, но особенно широко в XVI—XVII вв., когда в ходе буржуазных революций и формирования современных наций остро встал вопрос о Д., их гражданских правах в Англии (диссентеры) и во Франции (гугеноты), в Польше (все некатолики). В переносном значении — все инакомыслящие. В современной России говорят даже о диссидентском движении в СССР: отдельных выступлениях советской интеллигенции за соблюдение прав человека, позиции «пассивного сопротивления» режиму, высказанной, в частности, известным Д. В. Буковским.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Диссиденты
лица, открыто выступавшие против официальных доктрин в тех или иных областях обществ. жизни СССР. Нравственное и полит. сопротивление сов. диссидентов тоталитарному режиму в СССР приобрело черты обществ. движения во второй пол. 1960-х. Гл. обр. это связано с возникновением правозащитного движения. Его осн. отличием является принципиальная правовая позиция, отказ от к.-л. идеологизированных полит. программных конструкций. Осн. идеи правозащитников (демократизация обществ. жизни, создание правового гос-ва, открытое об-во, радикальная экономическая реформа) получили шир. распространение среди диссидентов У. Однако здесь, как и в целом на периферии, очень сильна была тенденция к политизации движения. В 1969 в Свердл. была создана молодежная орг-ция "Свободная Россия". В нее вошли Валерий и Виктор Пестовы, Николай Шабуров, Владимир Узлов и Владимир Берсенев. К весне 1970 эта орг-ция насчитывала ок. 50 чел. Разрабатывая тактику борьбы на нач. этапе, нек-рые чл. группы не отрицали возможности террористических актов против "отцов города". Однако эти идеи не получили поддержки большинства участ. орг-ции. Осн. внимание было сосредоточено на работе по распространению листовок, содержащих общедемократические требования. В ноябре 1969 ок. сотни копий листовок были разбросаны на тер. Уралмаша и розданы студентам ин-та инженеров ж/д транспорта. В мае 1970 была выпущена новая листовка, экз. к-рой были распространены в Свердл., Серове и Нижнем Тагиле. Весной 1970 состоялось собр. орг-ции, на к-ром она была переименована в "Росс. раб. партию" с выборным активом и чл. взносами. На этом собр. была принята программа, вкл. требования свободы печати, отмены цензуры, повышения заработной платы и студенческих стипендий, улучшения жизненных условий, независимости профсоюзов. "Росс. раб. партия" стремилась установить контакты с диссидентами Моск., но этому помешали аресты в мае 1970. Обвиняемые получили от трех до пяти лет лагерей. Др. орг-ция диссидентов Свердл. "Рев. партия интеллектуалов" была создана в 1970. Ее лидером являлся Георгий Давиденко. "Партия" проводила регулярные собр., имела печатное оборудование и распространяла лит., гл. обр. ст. их идеолога Василия Спиненко. Для овладения методами конспирации чл. группы Виктор Семилетов поступил в спецшколу при Мин-ве внутр. дел. Расследование деятельности "Рев. партии интеллектуалов" проходило в Свердл., Красноярске, Хабаровске и Горьком. Г.Давиденко был приговорен к четырем гг. лагерей. В.Спиненко был заключен в психлечебницу, где он содержался до конца 1983. Движение Д. способствовало радикализации полит. настроений общественности и косвенным обр. готовило почву для перестройки сер. 1980-х. В нач. 1990-х Д. движение сошло на нет, поскольку в связи с коренными полит. переменами в об-ве утратило свою социальную значимость. Лит.: Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Вильнюс, 1992. Прищепа А.И.