Дизайн

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Дизайн
англ. design – замысел, проект, чертеж, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Методом дизайнерской деятельности является художественное конструирование, которое в качестве составной части входит в общий процесс конструирования промышленных изделий и имеет своей целью обеспечить удобство их эксплуатации, рациональность компоновки и высокий эстетический уровень.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ДИЗАЙН
(англ. Design — проектировать, чер-тить) — специальный метод художественного констру-ирования предметов, интерьеров, проектирование художественного облика предметной среды. Целью дизайна является нахождение наиболее удобной, рациональной формы для предметной среды, трудовых процессов, приспособлений, инструментов и т.д. В современном искусствознании и эстетике под «дизайном» понимают творческую деятельность художников-проектировщиков, архитекторов, прикладников, деко-раторов, целью которой является придание утилитар-но-практическим вещам и предметам эстетическо-привлекательной формы. При этом объекту придается комплекс необходимых качеств: красота, целесообразность, экономичность, функциональность, удобство, четкая социальная ориентация. Первоначально дизайн сформировался в начале 20-х гг. ХХ в. в России под названием «производственное искусство» (основоположник В. Е. Татлин). В 30-е гг. центром дизайна становится США. Особенно бурное его развитие началось после войны, когда этот метод проник в автомобильную промышленность, машиностроение, сферу рекламы, печатной продукции, товарных знаков и т.д.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ДИЗАЙН
художественное проектирование промышленных изделий, учитывающее форму, материал и назначение предмета. Деятельность дизайнера направлена на создание органичной человеку предметно-пространственной среды. Современный дизайн является областью, где объединяются новейшие достижения науки, техники, гуманитарных знаний и художественно-эстетическая сфера; используются данные эргономики (науки, изучающей психофизиологические и функциональные особенности человека), экономики, экологии. Дизайнер руководствуется принципом функциональности форм, использует современные материалы и технологии, учитывает тенденции моды.
Область применения дизайна охватывает все виды человеческой жизни и деятельности: орудия труда и механизмы, предметы быта (посуда, бытовые приборы, аудио– и видеоаппаратура, мебель), одежду, книги и рекламную продукцию, оформление жизненного пространства человека – жилых интерьеров и садово-парковых зон (ландшафтный дизайн). Современные технологии вызвали к жизни компьютерный дизайн. Подобно произведениям «высокой моды», в художественном проектировании создаются уникальные авторские произведения «дизайна как искусства» (арт-дизайн).
Появление дизайна в кон. 19 в. связано с промышленной революцией, развитием массового производства. Его истоки – в практике английского «Движения искусств и ремесел», связанного с именем У. Морриса. В нач. 20 в. возникают фирменные стили немецкой электротехнической компании «АЕГ» и американской «Форд моторс». Первые крупные дизайнерские школы – Вхутемас в России и германский «Баухауз». Для отечественного дизайна важен был опыт «производственного искусства» 1920–х гг.; на европейский дизайн первой пол. 20 в. большое влияние оказали теоретические разработки и практика функционализма. В сфере дизайна работали крупные архитекторы – Ф. Л. Райт; один из основоположников дизайна, создатель «фирменного стиля» компании «АЕГ» Петер Беренс; основатель «Баухауза» Вальтер Гропиус и др. Экономический кризис 1929 г. привел к появлению в Америке «индустрии дизайна». Благодаря новым материалам и технологиям появляются обтекаемые формы промышленных изделий. После Второй мировой войны лидером в области дизайна стала Италия, где склонность к авангардным формам сочеталась с классическими культурными традициями. В мебельной промышленности, благодаря новым методам обработки пластмасс, возникают образцы яркой пластиковой мебели. Получает развитие идея фирменного стиля; крупные предприятия («Фиат», «Оливетти») сотрудничают с известными мастерами. Немецкие дизайнеры вновь обращаются к опыту функционализма, «Баухауза». Функциональность сочетается с эстетической простотой изделий (стиль фирмы «Браун»). В жилой среде используются новейшие материалы, сборные элементы, промышленное оборудование (направление «хайтек»).
В СССР в 1962 г. был организован ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). На предприятиях создавались художественные лаборатории, открывались кафедры художественного конструирования в вузах. 1970-е гг. – время создания концептуальных проектов, решавших проблему синтеза предметной среды и архитектуры.
В кон. 20 – нач. 21 в. в связи с распространением компьютерных технологий получил развитие веб-дизайн – проектирование и оформление виртуальных страниц сайтов в Интернете, включающее элементы анимации. Широко востребованы также дизайн интерьеров жилых и общественных зданий, ландшафтный дизайн. Дизайнеров готовят ведущие художественные и строительные вузы; создаются специализированные студии и бюро и авторские школы дизайна.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Влияние государственной идеологии СССР сталинской эпохи на дизайн бумажных дензнаков 1925-1947 гг

Коняев Александр Евгеньевич
Читать PDF
0.00 байт

Этапы формирования дизайн-архитектурной школы на Южном Урале

Шабалина Наталья Михайловна
В статье очерчены основные этапы развития дизайн-архитектурной школы на Южном Урале.
Читать PDF
0.00 байт

Поездка А. В. Колчака на фронт 8-26 февраля 1919 г. : идеологический дизайн

Журавлев В.В.
В статье выполнен анализ практики репрезентации власти обществу в период колчаковской диктатуры, в частности идеологического дизайна такого важного с данной точки зрения события, как поездка на фронт Верховного Правителя и Верховн
Читать PDF
0.00 байт

Плетеные гривны с подвесками-лунницами из Волжской Булгарии: дизайн, атрибуция

Руденко К.А.
В статье рассматриваются редкие ювелирные изделия из Волжской Булгарии. Это украшения, сплетенные из тонкой серебряной проволоки и украшенные круглыми подвескамилунницами. Известно всего два таких изделия.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние художественного поп-арта на дизайн-проектирование второй половины XX века

Морозова М. А.
Разнообразные направления искусства XX в., занимающиеся поиском новых форм освоения мира, оказывают влияние на развитие дизайна в области формообразовании.
Читать PDF
0.00 байт

Определение понятия «дизайн» в Китае

Вэй Хао Вэй Хао
Сравнивая определение понятия «художественное конструирование» в Европе и Китае, автор затрагивает вопросы истории становления этого явления в художественной деятельности и перспективы его развития.
Читать PDF
0.00 байт

Современный «Общественный дизайн» на железнодорожном транспорте Дании

Куликов Иван Иванович
Рассмотрено современное состояние дизайна в Дании, его роль в формировании современной культуры и общества в целом, а также характерная социальная ориентированность дизайнерской деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Использование принципов формообразования сюрреализма и поп-арта в дизайн-проектировании мебели

Шутёмова Елена Анатольевна
Статья посвящена проблеме использования в дизайн-проектировании мебели принципов изобразительного формообразования на основе разрабатываемой теории о художественном методе как нормативном инструменте дизайн-деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Экологический дизайн Луиджи Колани

Койнова Надежда Викторовна
Встатье рассматриваются определения ихарактерные черты экологического ибиоморфного дизайна. Исследуется развитие проектно-художественной методологии биодизайна напримере школы экологического дизайна Луиджи Колани.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории дизайн-образования: методологический аспект

Ковешникова Наталья Алексеевна
Прослеживается эволюция художественного образования. Несмотря на то, что в XVI в. художественное проектирование выделено в самостоятельный вид деятельности, а с XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Дизайн и типографика: полемика в научнобразовательном пространстве ВХУТЕМАСа

Пакшина Ираида Адольфовна
В статье делается попытка поиска точек соприкосновения между сторонниками классической теории и авангардного направления в искусстве по вопросам формирования типографики в 20-е гг. XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Мода ХХI века и концептуальный дизайн Бельгии, Дании и Японии

Плешкова Ирина Сергеевна
Читать PDF
0.00 байт

Метод ландшафтного анализа и образный ландшафтный дизайн

Мочалов И. В.
Читать PDF
0.00 байт

Китч и метанарративы современного дизайн-проектирования

Ващук Оксана Андреевна
В статье рассматривается проблема китча в структуре современной художественно-проектной культуры. Автор представляет социально-культурные истоки и историю возникновения китча как особой культурной категории.
Читать PDF
0.00 байт

Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика

Овчинникова Раиса Юрьевна
Материальная культура представляет собой основу предметно-пространственного окружения человека, где разворачивается дизайнерская деятельность по эстетическому ее освоению.

Похожие термины: