культура Волго-Окского междуречья. Названа по Дьякову городищу (Москва, Коломенское) . "Текстильная" керамика. VIII-VII вв. до н.э. - VII в. н.э. Скотоводство и охота, начало земледелия. Скифские украшения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, а цветные металлы используются больше на украшения. Известны глиняные грузики. Считаются предками мери, муромы, веси (финно-угры?).
ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА
ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА
Источник: Археологический словарь. 1996
Дьяковская культура
археологическая культура железного века (конец V III в. до н. э. — V II в. н. э.), распространившаяся на территории Волго-Окского междуречья. Получила название по наименованию Дьяковского городища (на территории современной Москвы). Основу хозяйства составляли скотоводство и земледелие. Также была распространена охота. Представители культуры занимались металлургией. Племена дьяковской культуры были представителями финно-угров и восточных балтов.
ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА
археологическая культура железного века (конец 8 в. до н. э. - 7 в. н. э.) на территории Волго-Окского междуречья. Названа по с. Дьяковское на р. Москва (ныне в черте Москвы). Раскопаны городища и селища. Население занималось скотоводством, земледелием, охотой, металлургией, 1-й период (конец 8-3 вв. до н. э.) относился к финно-угорским племенам, предкам мери и веси. 2-й период (2 в. до н. э. - 7 в. н. э.) связан с продвижением с Запада восточных балтов и расселением их среди местных племен.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Дьяковская культура
культура древних финно-угорских племен, обитавших в бассейнах верхнего течения Волги, Оки и в пределах Валдайской возвышенности во 2-ой половине 1 тыс. до н.э. и 1-ой половине 1 тыс. н.э. Некоторые ученые приписывают часть памятников дьяковской культуры предкам славян, а западную их группу считают памятниками балтов. На отдельных памятниках дьяковской культуры прослежены слои, свидетельствующие о продолжении ее существования вплоть до летописного времени. Характерные поселения – небольшие городища, расположенные по берегам рек на труднодоступных местах и укрепленные валами и рвами. С первых веков н.э. наряду с городищами возникают открытые поселения – селища. Жилищами служили прямоугольные (иногда круглые) полуземлянки и наземные постройки. Общественный строй – первобытнообщинный. Население занималось скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и рыболовством. С начала 1 тыс. до н.э. развивается обработка металлов. Изготовлялись железные серпы, топоры, стрелы, бронзовые украшения. Много орудий труда сделано из кости. Погребения дьяковской культуры не найдены, вероятно, применялось трупосожжение. См. Веси, Каширское городище, Мери, Троицкое городище.
ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА
конец 8–7 вв. до н.э. — 7 в. н.э. Распространена на территории Волго-Окского междуречья. Названа по Дьякову городищу, находящемуся у села Дьяково (Коломенское) в черте современной Москвы. Представлена многочисленными городищами и селищами (Щербинка, Старшее Каширское и др.). I период — 7–3 вв. до н.э. Поселения не имеют искусственных оборонительных сооружений, кроме частоколов. Только в 5–4 вв. до н.э. они укрепляются рвами и валами с деревянными стенами. Жилища большей частью наземные, прослежены остатки длинных домов, разделенных на несколько секций. В керамическом комплексе господствует «текстильная» керамика. Металлические вещи из бронзы и железа появляются в конце периода. Характерно изобилие костяных изделий — разнообразные наконечники стрел, гарпунов, проколки, струги и т.д. Основными занятиями населения были скотоводство и охота, земледелие же только начинало развиваться. Отмечены связи с югом, представлены стеклянные глазчатые бусины, некоторые изделия из кости украшены изображениями животных, выполненных в канонах скифского звериного стиля. II период — 2 в. до н.э. — 7 в. н.э. Городища перестраиваются, изменяется их планировка. В хозяйстве господствует земледелие. Множество железных изделий свидетельствует и о развитии кузнечного дела, и об обеспечении земледельцев орудиями труда. Найдены орудия труда кузнецов и железное оружие. Костяных изделий становится меньше. Все эти данные свидетельствуют, что население Д.к. осваивает железо только во II периоде. Большое место в жизни населения имела и работа с цветными металлами, о чем свидетельствуют находки тиглей, льячек и большого количества украшений из цветных металлов. Охота к концу периода приобретает промысловый характер. Изменяется и керамический комплекс. Керамика становится гладкостенной, широкое распространение получают керамические грузики дьякова типа, известные в очень небольшом количестве в слоях I периода. Появляются рогатые кирпичи и антропоморфные статуэтки (табл. 23). Носителей Д. к. обычно считают предками племен меря, муромы, веси.
Источник: Археологический словарь. 1990
ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА
культура древних финно-угорских племен, обитавших в басс. Верх. Волги, Оки и в обл. Валдайской возвышенности во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. и 1-й пол. 1-го тыс. н. э., являвшихся предками известных по летописи мери, веси и др. племен, в летописи не упоминаемых. Д. к. сравнительно плохо изучена. Нек-рые ученые приписывают часть памятников Д. к. предкам славян, а в зап. их группе видят памятники балтов. В ряде памятников Д. к. прослежены слои, свидетельствующие о продолжении ее существования вплоть до летописного времени. Названа по городищу у с. Дьяково под Москвой, исследованному в 1864 Д. Я. Самоквасовым и в 1889-90 B. И. Сизовым. Характерной формой поселений Д. к. являются небольшие городища, расположенные по берегам рек на труднодоступных местах и укрепленные валами и рвами. С первых веков н. э. наряду с городищами возникают открытые поселения - селища. Жилищами служили прямоугольные (иногда круглые) полуземлянки и наземные постройки. Население занималось скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и рыболовством. С нач. 1-го тыс. н. э. развивается обработка металлов. Изготовлялись жел. серпы, топоры, стрелы, бронз. украшения. Мн. орудий труда и украшений сделано из кости. Для Д. к. характерны глиняные грузики "дьякова типа" и в слоях до 2 в. н. э. - керамика, украшенная т. н. "текстильным" ("сетчатым") орнаментом. По-видимому, каждое городище Д. к. представляло поселение большой патриархальной семьи. Группа соседствующих поселений составляла селения одного родового коллектива. Погребения Д. к. не найдены, вероятно применялось трупосожжение. Лит.: Сизов В. И., Дьяково городище близ Москвы, в кн.: Тр. девятого археологич. съезда в Вильне 1893 г., т. 2, М., 1897; Спицын А. A., Городища Дьякова типа, в кн.: Зап. отд. рус. и слав. археологии Рус. археологич. об-ва, т. 5, в. 1, СПБ, 1903;его же, Новые сведения о городищах Дьякова типа, там же, т. 7, в. 1, СПБ, 1905; Третьяков П. Н., К истории племен Верхнего Поволжья в первом тысячелетии н. э., М.-Л., 1941; его же, Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Бадер О. Н., Древние городища на Верхней Волге, в сб.: Мат-лы по археологии Верхнего Поволжья, М.-Л., 1950 (МИА, No 13); Арциховский А. В., Основы археологии, 2 изд., М.. 1955. А. В. Монгайт. Москва.