Дьявол

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЬЯВОЛ
Сатана, Люцифер, черт.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Дьявол
сатана, черт, Иблис) - в ряде религий злой дух или глава злых духов, противостоящий Богу; властелин ада. В иудаизме, христианстве, исламе дьявол - творение самого Бога; живущее в дьяволе зло рассматривается не как изначальное свойство дьявола, а как следствие ложного выбора его свободной воли, отпадения от Бога в акте измены.

Источник: Исторический словарь

Дьявол
в переводе с греческого означает «клеветник, обольститель». Падшие ангелы изза своего коварства и старания всячески обольстить людей, внушив им злые желания и ложные мысли, называются дьяволами. Господь говорил неверующим иудеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он ложь и отец лжи» (Евангелие от Иоанна, 8, 44).

Источник: Православная энциклопедия.

Дьявол
(греч. diabolos — клеветник, обманщик). В античные времена не существовало единого образа Д. В Ветхом завете сатана (у мусульман — шайтан) изображался в образе змеи. Он являлся виновником всех зол. У этрусков существовал демон потустороннего мира Тухулка, который по своей сущности относился, вероятно, к духам мести, осужд. в царство мертвых за грехи. Позднее внешность Д. стала ассоциироваться у христиан с образом Пана.
        
        рис. Демон подземного царства (этрусский надгробный рисунок, 4 — 3 вв. до н. э).

Источник: Словарь античности. 1989

Дьявол
греч. диаболос, т. е. обвинитель. Так во многих местах Ное. Завета называется главный из злых духов, или сатана, противник Божий и обольститель людей. Он побуждает человека роптать на Бога и старается, чтобы человек искал для себя лучшего счастья и свободы, чем та, какую он имеет у Бога (Быт. 3; Мат. 4:1 и дал.) и вместе с тем, обвиняет человека перед Богом (Иов. 1:6; Зах 3:1; Лук. 22:31; Отк. 12:10). Теперь этот «дракон, змей древний» (Отк. 20:2) «обольщающий всю вселенную» (Отк. 12:9) побежден и низвержен Христом (Отк. 12:10). Победа над ним дарована в крови Агнца всем тем, которые не возлюбили жизни своей даже до смерти (Отк, 12:11). В противоположность «детям Божиим» есть «дети дьявола» (1 Иоан. 3:10), которые пойдут в вечный огонь, уготованный для дьявола и его ангелов (Мат. 25:41; Отк. 20:10); срав. Иоан. 6:70, где Иуда называется дьяволом.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
179.87 кб

Опера «Роберт-Дьявол» как политическая метафора Июльской монархии

Жесткова Ольга Владимировна
Статья посвящена выявлению политического смысла оперы «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера на либретто Э. Скриба и Ж. Делавиня в контексте социально-политических изменений, последовавших за Июльской революцией 1830 г.
Читать PDF
285.92 кб

Драматургический метод Э. Скриба в либретто опер «Немая из Портичи», «Роберт-Дьявол», «Густав III»,

Жесткова О. В.
Специфика драматургического метода Эжена Скриба проявилась в особом планировании оперного действия.
Читать PDF
0.00 байт

Дьявол и ангел: артистические модели и мир моды

Бажанова Римма Кашифовна
Читать PDF
296.11 кб

Дьявол и Святополк: пределы самовластности души sub specie демонологии

Тузов Михаил Леонидович
В статье на примере двух текстов из агиографии Бориса и Глеба проведён сравнительный анализ логики рассуждений древнерусских авторов при разрешении проблемы взаимоотношения дьявола и помыслов человека.
Читать PDF
131.54 кб

Дьявол в ксилографических дидактических книгах позднего Средневековья

Королькова Елена Валерьевна
Читать PDF
0.00 байт

Реализация образно-смысловой оппозиции «Бог / дьявол» в антиутопическом романе Д. Глуховского «Будущ

Жилинка Владислава Вячеславовна
В статье рассматриваются особенности функционирования антиномии «бог / дьявол» в романе Д. Глуховского «Будущее».
Читать PDF
0.00 байт

Дьявол по имени Бог («Злые чары» К. Д. Бальмонта)

Слободнюк С. Л.
В статье представлен опыт концептуального анализа стихотворений из сборника К. Д. Бальмонта «Злые чары».
Читать PDF
1.10 мб

Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно. Рецензия на коллективную монографию: юридическая герме

Стовба Алексей Вячеславович, Сатохина Наталья Ивановна
Статья представляет собой критическую рецензию на коллективную монографию «Юридическая герменевтика в ХХI веке», которая, по замыслу редакторов, призвана была обобщить достижения современной юридической герменевтики.
Читать PDF
0.00 байт

Татьяна Степановская "грядущие перспективы" и "Дьяволиада" Михаила Булгакова как попытка определить

Гудимова С. А.
Читать PDF
2.30 мб

Рецензия на книгу Стейна Рингена «Народ дьяволов: демократические лидеры и проблема повиновения»

Халилов Тимур Александрович
Читать PDF
0.00 байт

МИХАИЛ МАЙЗУЛЬС. САМОРАЗОБЛАЧАЮЩАЯСЯ ИЛЛЮЗИЯ: ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПЕРСПЕКТИВА В ИКОНОГРАФИИ ДЬЯВОЛЬ

Душенко К.В.
Читать PDF
6.00 мб

"ДЬЯВОЛЬСКИЕ КОЗНИ" В ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ "ХРОНИК

Ильин М.С.
Читать PDF
248.50 кб

АЛЕКСАНДР МАХОВ. ОБОРОТЕНЬ-ТЕОЛОГ: В ПОИСКАХ БОГОСЛОВСКИХ КЛЮЧЕЙ К "СТРАННЫМ" ДЬЯВОЛЬСКИМ ОБЛИЧЬЯМ

Душенко К.В.
Читать PDF
303.06 кб

Избиение «Изменников» и очищение от «Дьявола»: восстание москвичей в 1648 году

Мауль Виктор Яковлевич
В статье впервые в российской историографии предлагается социокультурный подход к анализу восстания в Москве в июне 1648 г., которое принято называть «Соляным бунтом».
Читать PDF
158.08 кб

Духовный стих «Покаяние о искусителе» (к изучению сюжета о покаянии дьявола)

Пигин А. В.
В статье анализируется духовный стих (кант) «Покаяние об искусителе», известный сегодня в единственном списке XX в. нижегородского происхождения.

Похожие термины:

  • Адвокат дьявола

    льготы, особые права и преимущества, которыми наделяются дипломатические представительства, консульские учреждения и их персонал. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и Венская ко
  • ИСПЫТАНИЯ РОБЕРТА ДЬЯВОЛА

    Роберт I, нормандский герцог (1027–1035), отец Вильгельма I, герцога Нормандии с 1035 г. и короля Англо-Нормандского королевства (1066–1087). Роберт I в конце правления отправился в паломничество по святым мес