Дмитревский Иван Афанасьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Дмитревский Иван Афанасьевич

Дмитревский, Иван Афанасьевич - знаменитый актер (1734 - 1821), переводчик и поэт, по преданию - сын ярославского священника Дьяконова-Нарыкова. Учился Дмитревский в семинарии в Ярославле и вместе с Ф.Г. Волковым с увлечением работал над устройством театра, исполняя в пьесах женские роли. Когда ярославцы были привезены в Санкт-Петербург (1752), Дмитревский, вскоре после дебюта, был помещен в шляхетный кадетский корпус и переименован государыней из Нарыкова в Дмитревского по его сходству с кавалером польского посольства Дмитревским. С учреждением Российского театра (1756) Дмитревский был назначен придворным актером, играл героев и наперсников, а со смертью Волкова (1763) перешел на трагические роли. В 1765 и 1767 годы Дмитревский по Высочайшему повелению ездил в Париж и Лондон, в первый раз ""для усовершенствования"", а во второй - чтобы набрать французскую труппу для Петербурга. При содействии Ивана Ивановича Шувалова он познакомился с Лекеном, Клерон и Гарриком и изучил постановку театрального дела в Европе. Он много сделал для создания русского театра; нет ни одного крупного предприятия в театральном деле почти до конца XVIII века, где бы он не играл выдающейся роли. Он посоветовал разделить русскую труппу, по образцу французского театра, на амплуа, ввел и старался укрепить комическую оперу в репертуаре русской сцены. Преподавал в театральной школе ""декламацию и акцию"", состоя в то же время инспектором российской труппы. В 1791 г. Дмитревский был назначен главным режиссером при зрелищах, и ему поручается ""надзирание и порядочное учреждение школы"". Когда в 1780 г. Книпер открыл частный театр в Петербурге и составил себе труппу из питомцев воспитательного дома, Дмитревский был приглашен обучать их сценическому искусству. В 1783 г. антреприза перешла к Дмитревскому, но вскоре правительство решило передать заведование театром особому комитету. Дмитревский состоял учителем и в Смольном институте не только ""для обучения некоторых благородных девиц театральных российских пиэсов"", но и для преподавания российскому языку. Через школу Дмитревского прошло не одно поколение актеров, среди которых были и первоклассные таланты, как К.С. Семенова , Е.С. Сандунова , А.Д. Каратыгина , Михайлова , Яковлев , Плавильщиков, Шушрин, Крутицкий . Сам Дмитревский был актером исключительно даровитым и пользовался огромной популярностью среди публики. По отзывам современников он был лучше в комедиях, чем в трагедиях, но игра его всегда была умной и тщательно отделанной. В конце XVIII века, когда вкусы уже изменялись, Дмитревский казался старомодным, игра его - вычурной и напыщенной; из-за погони за эффектами он был прозван ""эффекщиком"". В 1787 г. Дмитревский вышел в отставку и после того играл только в гатчинском и эрмитажном театрах. Последнее выступление Дмитревского было в 1812 г. в патриотической пьесе Висковатова ""Всеобщее ополчение"". В конце жизни артист ослеп. Дмитревский был одним из образованнейших людей своего века. Он много переделал и перевел трагедий, драм, комедий, опер, которые одно время занимали видное место в репертуаре русского театра. Сумароков , несмотря на свою заносчивость, считался с его мнением, Фонвизин и Княжнин , бывший другом Дмитревского, часто обращались к нему за советами, Державин и Шишков были его хорошими знакомыми. Крылов приносил ему на просмотр свои первые труды. При составлении словаря писателей к содействию Дмитревского обращался митрополит Евгений . Ему приписывают около 60 пьес его сочинения и перевода. Из его пьес более известны ""Антигона"", музыкальная драма с итальянского (Санкт-Петербург, 1772), ""Непостижимость судьбы, аллегорический пролог на освобождение от болезни великого князя Павла Петровича"" (Санкт-Петербург, 1772), ""Честный преступник"", комедия с французского (Санкт-Петербург, 1772), ""Беверлей"", с французского (Санкт-Петербург, 1773, и Москва, 1787), ""Армида"", опера, переведенная с итальянского (Санкт-Петербург, 1776) и перепечатанная в 31 томе ""Российского Театра"" в 1790 г., опера ""Дианино Древо"" (Санкт-Петербург, 1792), с первого представления которой началась слава Сандуновой. Особенным успехом пользовалась опера ""Редкая вещь"" (с итальянского, Санкт-Петербург, 1792). По поручению российской академии, которой он был членом, Дмитревский написал ""Историю русского театра"", которая погибла при пожаре; написанная им вторично, она до нас не дошла, хотя И. Носов при составлении ""Хроники русского театра"" ею пользовался, но не указал, где он видел рукопись Дмитревского. Вероятно, его же перу принадлежит немецкое ""Известие о некоторых русских писателях"" (1768). Как академик, Дмитревский не раз рецензировал представляемые в академию сочинения, написал и произнес ""Слово похвальное А.П. Сумарокову"" (Санкт-Петербург, 1807), за что ""собрание изъявило ему особенное свое удовольствие"". Дмитревский был автором элегий, эпиграмм и других мелких стихотворений и состоял членом библейского общества, вольного экономического и любителей российской словесности. - См.: ""Русская Талия"" (1825), ""Биография Дмитревского"" в ""Пантеоне"" (том III, 1840); Всеволодский Гернгросс ""История театрального образования в России"" (том I, Санкт-Петербург, 1913); ""Воспоминания С.Т. Аксакова"". А. Поляков.

Источник: Биографический словарь. 2008

Дмитревский, Иван Афанасьевич

Дмитревский Иван Афанасьевич


— биографические сведения о детстве и юности знаменитого русского актера крайне скудны и противоречивы. Прежде всего показания биографов Дмитревского относительно его происхождения и фамилии его отца довольно сбивчивы. Впрочем, теперь можно не сомневаться в том, что он был сыном ярославского священника, Афанасия Дьяконова. Родился Дмитревский не в 1736 году, как говорится в словарях митрополита Евгения, Д. Бантыш-Каменского, Г. Геннади и в биографии Дмитревского H. Греча, а всего вероятнее в 1733 году и, во всяком случае, не позже 1734 года. Где воспитывался Дмитревский? Одни говорят — в Ярославской семинарии, другие — у пастора, жившего в то время в Ярославле при ссыльном герцоге курляндском Бироне. Противоречие это легко устраняется тем соображением, что у пастора он мог учиться до поступления в семинарию или же, будучи в семинарии, брать у него частные уроки, наконец этот пастор мог оказывать какое-нибудь влияние на Дмитревского в качестве знакомого человека. По существовавшему в духовных школах обычаю, сын священника Афанасия Дьяконова, поступив в семинарию, получил фамилию Нарыкова. У биографов Дмитревского есть указания, что в семинарии он числился первым в классе риторики и поэзии, обнаруживал склонность к искусству и литературе. Неизвестно, каким образом произошло знакомство молодого Нарыкова с Ф. Г. Волковым: может быть, они познакомились у упомянутого пастора, может быть были товаришами с детства. Когда Волков начал устраивать театр в Ярославле, то пригласил Нарыкова на женские роли. 29-го июня 1750 года труппой Волкова впервые были играны в приспособленном для спектакля амбаре пьесы: драма "Эсфирь" и пастораль "Эвмон и Береа". В 1751 году стараниями Волкова был открыт в Ярославле общественный театр. В начале 1752 года труппа Волкова, в которой находился и Нарыков, была отправлена по приказанию императрицы Елисаветы Петровны в Петербург. 18-го марта "Ярославцы" дебютировали на театре Петербургского Зимнего дворца в комедии "О покаянии грешного человека" (а не в "Хореве", как говорят старинные историки театра), а после играли и другие пьесы тогдашнего репертуара. Вскоре по приезде в Петербург, Нарыков выступает с новой фамилией, Дмитревского. Во многих биографиях Дмитревского рассказывается, что Императрица Елисавета Петровна, сама наряжая Нарыкова к роли Оснельды и найдя его чрезвычайно похожим на кавалера польского посольства, графа Дмитревского, приказала ему впредь носить эту фамилию. И. Ф. Горбунов ("Русск. Вестн." март 1892 г.) называет этот рассказ басней на том основании, что Нарыков не играл роли Оснельды, а графа Дмитревского в аристократических польских фамилиях не существовало. Правдоподобнее следующее известие: "Императрица, заметя, что молодой Дьяконов походит лицом на одного из ее придворных служителей, Дмитревского, приказала называться ему Дмитревским". С мая 1752 г. Дмитревский стал числиться в списке придворных актеров, а 10 сентября того же года он вместе с другим "ярославским комедиантом", Алексеем Поповым, определен в Шляхетный Кадетский корпус "для необходимого театральным артистам обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике". В Шляхетном корпусе Дмитревский пробыл четыре года. Кроме занятий в корпусе, он выступал по временам на сцене придворного театра. Так, в 1754 г., по случаю рождения вел. князя Павла Петровича, было дано придворною труппою несколько спектаклей, причем Дмитревский исполнял главные женские роли.


30-го августа 1756 г. дан был Высочайший указ сенату "учредить Русской для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинской каменный дом, что на Васильевском острову, близ кадетского корпуса" (где теперь Академия Художеств). 1-го ноября 1756 г., по требованию директора Русского театра Александра Петровича Сумарокова, Дмитревский был отослан из кадетского корпуса и определен в актеры этого театра, с жалованьем 300 р. в год. Теперь Дмитревскому пришлось исполнять уже не женские, а мужские роли, так как для женских ролей были назначены актрисы. В числе первых актрис русского театра находилась и будущая супруга Дмитревского Аграфена Михайловна Мусина-Пушкина (род. 6-го июля 1740 г. — † 20 июля 1782 г.). В 1758 г. 29-го сентября Дмитревский вступил в брак с А. М. Мусиной-Пушкиной. Императрица, всегда благосклонно относившаяся к Дмитревскому, очень любившая Мусину-Пушкину особенно за ее уменье отлично петь русские песни, приказала выдать новобрачным годовой оклад их жалованья и дать на сцене летнего дворца спектакль в их пользу. Много лет спустя Дмитревский с чувством глубокой признательности вспоминал об оказанной ему милости Государыни. Брак Дмитревских был очень счастлив: супругов связывала не только личная привязанность, но и общие интересы и деятельность. Наравне со своим мужем Аграфена Михайловна ревностно служила искусству, исполняя на сцене роли вторых служанок, а также драматические и комические. У Дмитревских было многочисленное потомство—6 сыновей и 4 дочери. Семья нисколько не помешала Дмитревскому предаваться самой неутомимой и разносторонней деятельности. Он исполнял на сцене множество самых разнообразных ролей, неутомимо пополнял театральный репертуар новыми пьесами, которые переводил с иностранных языков или переделывал, наконец, по словам "Хроники" Носова, обучал вместе с Волковым театральному делу на сцене кадетского корпуса придворных певчих и некоторых чиновников с их женами.


Расцвет деятельности Дмитревского относится ко времени царствования Императрицы Екатерины II, милостиво поощрявшей выдающиеся сценические таланты. По смерти Волкова (1763 г.) Императрица дала Дмитревскому звание "первого актера российского придворного театра", каковой титул Дмитревский вполне оправдал своим неутомимым служением русскому сценическому искусству. В 1765 г. Дмитревский, по повелению Екатерины II, отправился за границу для ознакомления с театральным делом на Западе. Получив для путешествия значительную сумму денег, он осенью выехал из Петербурга и направился первоначально в Германию. Так как германская сцена была в то время только бледным отражением французской, то Дмитревский, ограничившись посещением главных городов Германии (кроме Вены) поспешил в Париж. Благодаря рекомендациям И. И. Шувалова, он скоро перезнакомился с тогдашними знаменитостями французского театра (Бризак, Молле, Превиль, Дюмениль, Фельи, Дюбуа, Лекен и др.), которые отнеслись к нашему соотечественнику с большим радушием. Особенно близко сошелся Дмитревский с первым трагиком французского театра, Лекеном, в доме которого он даже поселился. После восьмимесячного пребывания в Париже Дмитревский, в сопровождении Лекена, отправился в Англию (весной 1766 г.), чтобы посмотреть на игру Гаррика. В Лондоне Дмитревский пробыл несколько месяцев и также коротко познакомился со знаменитым исполнителем драм Шекспира. Трагическому искусству Лекена, однако, Дмитревский, по-видимому, отдавал предпочтение перед Гарриком. Вернувшись из Лондона в Париж, Дмитревский вскоре отправился в Россию. У старинных историков нашего театра можно встретить рассказы о том, что Дмитревский играл вместе с Гарриком и Лекеном, что, играя в "Заире" роль Оросмана, он даже превзошел Лекена и т. п. Но сам Дмитревский говорил Ф. П. Львову, что никогда не играл с Гарриком, так как не знал английского языка, ни с Лекеном, ибо не был настолько самонадеян, чтобы состязаться со знаменитым французским трагиком.


Заграничная поездка, без сомнения, обогатила Дмитревского массою полезных практических сведений по театральному делу и благотворно повлияла на развитие его сценического таланта. Спустя неделю по возвращении в Петербург (в конце 1766 г.), Дмитревский выступил на сцене Зимнего дворца в роли Синава в трагедии Сумарокова "Синав и Трувор". Он выполнил эту роль с таким совершенством, какого еще не видала русская сцена. Императрица призвала Дмитревского в свою ложу, пожаловала ему свою руку и публично благодарила его. В 1767 г., в августе Дмитревский был вторично командирован за границу для приглашения французских актеров в петербургскую французскую труппу. Лекен, Белькур, m-lle Клерон охотно согласились ехать, но были задержаны французским правительством, а Белькур, более других хлопотавший об отъезде, был даже посажен в Бастилию. На возвратном пути Дмитревский отдал в Лейпциге издателю журнала "Neue Bibliothek der schönen Wissenschaften und der freien Künste", Вейсе, свои сочинения: "Известие о некоторых русских писателях" и "Историю русского театра". Первое появилось на немецком языке, без подписи автора, в упомянутом журнале (VII, 1768 г.), а затем издано было в Ливорно во французском переводе (Essai sur la littérature russe... Par un voyageur russe, 1771 и 1774 г.). Принадлежность "Известия о русских писателях" Дмитревскому впервые была доказана академиком М. И. Сухомлиновым (Записки Академии Наук, т. VII, 1865 г.). Второе сочинение осталось ненапечатанным и затерялось.


После возвращения из-за границы (вероятно в первой половине 1768 г.) Дмитревский все время своей службы занимал первенствующее место в русском театральном деле, сохраняя свое значение при всех начальниках театра. Этих начальников переменилось несколько. После В. И. Бибикова директором театра был назначен составитель театрального штата, Ив. Перф. Елагин (20 дек. 1766 года—21 мая 1779 г.); после Елагина в управление театром опять вступил Вас. И. Бибиков и оставался в этой должности до учреждения "для управления зрелищами и музыкой особого комитета" (17 июля 1783 г.). В промежуток времени 1768—1783 г. Дмитревский, кроме прямых своих обязанностей, приложил свои силы к устройству публичного частного театра и театральной школы. Частный театр для Петербурга был необходим, так как с июня 1761 г. театр Зимнего дворца перестал быть платным и открытым для всех. Попытку удовлетворить этой потребности столичного населения сделал лекарь Воспитательного Дома Карл Книппер, устроив частный театр. Заключив контракт с воспитательным домом, Книппер получил оттуда для своей труппы 50 питомцев и питомиц, которые были отобраны известным московским актером И. И. Каллиграфом и ранее обучались в Москве танцам, музыке и декламации. 13 апреля 1779 г., на Царицыном лугу, в бывшем театре Локателли, Книпперова труппа дала для первого спектакля комическую оперу Аблесимова "Мельник". Театр Книппера имел большой успех. Дмитревский занимал в театре должность учителя драматического искусства и, можно сказать, был душою дела. Обязавшись давать только 12 уроков в месяц, Дмитревский являлся к своим ученикам раза по два в день. В год труппа разучила и поставила под его руководством 28 пьес Аблесимова, Княжнина, Сумарокова и др. По его просьбе, были написаны для Книпперова театра О. П. Козодавлевым комедии: "Перстень" и "Нашла коса на камень". Из числа книпперовских актеров вскоре выдвинулись очень талантливые люди (Крутицкий, Гамбуров, Макс. Волков, Рахманов, Крутицкая, Милевская, Рахманова и др.), которым Дмитревский указал верное направление сценической деятельности. Терпя от Книппера всевозможные лишения и неприятности, артисты "исполняли свою должность больше по уважению к наставнику, нежели по воздаянию, получаемому от содержателя". Книппер действительно так бессовестно эксплуатировал артистов, что в половине второго трехлетия Воспитательный Дом расторг с ним контракт и отдал театр Дмитревскому. Но он содержал театр только семь месяцев, так как в 1783 году был открыт публичный театр. Большинство артистов поступило на Императорскую сцену, которая таким образом, благодаря Дмитревскому, сразу получила несколько вполне подготовленных актеров.


Что касается театральной школы, то попытка к учреждению ее была сделана впервые в 1766 г., когда из театрального штата приказано было отчислять некоторую сумму на "содержание робят", обучавшихся при театре. Обучением этих "робят" (3 мальчика и 3 девочки) заведовал Дмитревский. Но, конечно, эта мера не разрешала вопроса о рациональной подготовке артистов. Необходимость театральной школы уже давно сознавалась многими, особенно А. П. Сумароковым. Стараниями Дмитревского и директора театров, В. И. Бибикова, была, наконец, открыта театральная школа (21 мая 1779 года). Дмитревский совместно с Бибиковым вырабатывал план школы, преподавал там драматическое искусство, и вообще ему школа много обязана своими успехами. Кстати заметим, что педагогическая деятельность Дмитревского не ограничивалась одной театральной школой: с 80-х годов ХVІII-го столетия он преподавал воспитанницам Смольного монастыря историю, географию и словесность, — предметы, по которым он обладал обширными сведениями.


В 1783 г., через месяц по учреждении "для управления музыкой и зрелищами" особого комитета, Дмитревский был назначен комитетом "в надзиратели спектаклям к Российскому театру". В этом же году он, по архивным документам, числится "российских актеров инспектором"; 7-го марта 1784 г. он был назначен обучать в театральной школе "декламации и действованию", инспекторство же было передано актеру Ивану Соколову. Ho Соколов был вскоре уволену и Дмитревский вновь назначен инспектором труппы (1785 г.). При директоре театров С. Ф. Стрекалове (1786—1789 г.) Дмитревский получил отставку от службы, причем ему всемилостивейше была пожалована пенсия в 2000 рублей (годовой оклад жалованья), "как единому из начальных основателей театра, служившему тридцать пять лет с отменным достоинством и усердием" (5-го января 1787 г.). Но в сущности Дмитревский не прекратил своей служебной и сценической деятельности, только должность инспектора драматической труппы перешла к актеру Плавильщикову. До 1795 г. он занимал должность инспектора театральной школы; он ставил все выдающиеся спектакли в Эрмитаже, довольно часто появлялся на сцене (с 1791 г. по 1799 г.—62 раза), на которой с 1794 г. выступил его достойный ученик и преемник — Яковлев. 1-го декабря 1797 г. Дмитревский вместе с Яковлевым играли на Эрмитажном театре в трагедии Сумарокова: "Димитрий Самозванец". На спектакле присутствовали Император Павел и король Польский. Император наградил за этот спектакль Дмитревского осыпанной бриллиантами табакеркой. Когда вступил в управление театрами князь Ник. Бор. Юсупов (с 12 марта 1791 г.). то он облек Дмитревского такими полномочиями, какими не пользовался ни один актер. Он назначил Дмитревского, как опытного человека, "к главному надзиранию над всеми российскими зрелищами, к обучению всех тех, кои достаточного еще искусства в представлениях не имеют, к учреждению второй российской драматической труппы из тех, кои ныне на службе находятся, также к надзиранию и порядочному учреждению школы". Инспекторы, актеры и воспитанники во всех театральных делах должны были обращаться к Дмитревскому, исполнять его приказания, как главного режиссера, показывать, по его требованию, конторские бумаги, книги и счета.


3-го января 1799 г. Дмитревский простился с публикой ролью Зопира в трагедии Вольтера "Магомет". Но на других поприщах деятельность его не прекратилась. 3-го мая 1802 г. Дмитревский был избран в члены Российской академии, по предложению ее председателя А. А. Нартова, и 21-го июня в собрании академии читал свою вступительную речь. Несмотря на свой преклонный возраст, Дмитревский охотно посещал академические собрания, рассматривал и писал отзывы о драмах, трагедиях, одах, похвальных словах и даже таких сочинениях, как "Российская грамматика" Фатера и "Обозрение малороссийского наречия" Павловского. В 1807 г. Дмитревский, по предложению президента академии, сочинил похвальное слово Ал. Петровичу Сумарокову; академия лестно отозвалась об этом труде, постановила выдать автору 300 руб. и прочесть слово в торжественном собрании академии, 17-го декабря 1807 г. Кроме академии, Дмитревский состоял членом обществ — Библейского, Вольно-экономического, Беседы русского слова; есть даже указания, что он принадлежал к числу масонов. Маститый актер-академик еще раз показался на сцене. 30-го августа 1812 г., когда неприятель был уже под Москвою, Дмитревский выступил в роли старого унтер-офицера в драме Висковатова "Всеобщее ополчение". Публика встретила престарелого артиста так восторженно, что он был растроган до слез и даже захворал от волнения. Император Александр І за этот спектакль выразил Дмитревскому свое благоволение и подарил бриллиантовый перстень. В 1817 году Дмитревский пожелал участвовать в спектакле, дававшемся в пользу семьи его умершего ученика и преемника, Яковлева, но захворал в самый день спектакля и с тех пор уже не вставал с постели. Скончался Дмитревский в 1821 г., 27-го октября; похоронен на Волковом кладбище, около церкви Спаса Нерукотворного. 10-го июля 1822 г., по просьбе сына Дмитревского, был дан с Высочайшего соизволения спектакль, сбор с которого предназначался на сооружение памятника Дмитревскому. Устройством спектакля заведовал князь Шаховской. Дана была драма "Альберт", некогда переведенная Дмитревским, и аллегорический пролог Шаховского: "Новости на Парнасе или торжество Муз", в котором прославлялись заслуги Дмитревского. Сбор со спектакля дал на памятник 3500 p., Императрица Мария Феодоровна пожаловала 300 p., Российская академия—500 руб.; кроме того, академия постановила украсить одну из своих зал бюстом Дмитревского.


Дмитревский обладал выгодною для актера наружностью (см. "Записки Жихарева"), но голос его не был достаточно звучен и чист, напр., ш он выговаривал как с; впрочем, на сцене он умел скрывать все недостатки своего голоса. Несмотря на крайнее разнообразие своих ролей, Дмитревский отделывал их с необыкновенной тщательностью. Долгое время игра Дмитревского казалась его современникам чудом искусства, но впоследствии признавали его превосходство только в комедии, особенно в ролях резонеров, в трагедии же его находили напыщенным, холодным, всегда кокетливым и бьющим на эффект. Не отрицая справедливости этих обвинений, нельзя при этом забывать, что Дмитревский в понимании сценического искусства не расходился с понятиями своего века, что искусственность и напыщенность его игры обусловилась в такой же мере его душевным складом, как и особенностями псевдоклассического репертуара.



Деятельность Дмитревского на пользу русского театра неоценима. Руководясь в своей игре определенными приемами творчества, он указал русским актерам верный путь для совершенствования. А. П. Сумароков совершенно справедливо говорил о Дмитревском, что это единственный человек, способный "создавать актеров"; того же мнения был и Великий князь Павел Петрович ("Записки Порошина"). Все крупные сценические силы конца ХVIII и начала XIX века (Троепольская, Сандунова, Каратыгина, Плавильщиков, Шушерин, Яковлев, Крутицкий) воспитались под влиянием его игры, его советам обязаны развитием своих талантов. В 1802 г. Дмитревский в письме к старшему члену театральной дирекции, А. А. Майкову, мог говорить о себе: "Я три раза подкреплял упадающий российский театр новыми людьми, которых ни откуда не выписывал но сам здесь сыскал, научил и перед публикою с успехом представил; не было, дa u нет ни единого актера или актрисы, который бы не пользовался, более или менее, моим учением и наставлениями; что не появлялась, во время моего правления, на театре никакая пьеса в которой бы я советом или поправкою не участвовал..." ("Pyccк. Стар." 1890 г., июнь).


Литературная деятельность Дмитревского началась с ранней его молодости и главным образом была посвящена театру. Он переводил и переделывал трагедии, драмы, комедии, сочинял и переделывал с иностранных оригиналов комические оперы или водевили, которые, благодаря ему, водворились на нашей сцене. Переводных и оригинальных драматических пьес, принадлежащих Дмитревскому, насчитывают до 60. Большинство этих произведений до нас не дошло. К оригинальным произведениям Дмитревского принадлежат: 1) "Танюша или счастливая встреча", комич. опера. 2) "Смотр невест в гулянье 1-го мая", комич. опера. 3) "Добрая девка", опера в 3-х д. М. 1782 г. 4) "Непостижимость судьбы", аллегорич. пролог на освобождение от болезни Вел. Кн. Павла Петровича. П. 1772 г. 5) Стихотворения, помещавшиеся в "Трудолюбивой Пчеле" Сумарокова. 6) Упомянутые нами "Известие о некоторых русских писателях" и "История русского театра". 7) "Слово похвальное А. П. Сумарокову". П. 1807 г. 8) Он перевел и переделал на наши нравы комедии "Раздумчивый", "Демократ", "Лунатик". 9) Дмитревскому же принадлежат переводы пьес: "Антигона", музык. драма в 3-х д. М. Колтеллини. С ит. П. 1772 г. — "Честный преступник или детская к родителям любовь", ком. в 5-ти д. Фалбриджа. С фр. П. 1772 года — "Беверлей", трагедия мещанская, в 5-ти действ. С франц. П. 1773 года и М. 1787 года. — "Армида", опера в 3-х действ. М. Колтеллини. С ит. П. 1774 г. — "Дианино древо или торжествующая любовь", оп. в 2-х д. С ит. П. 1792 г. — "Редкая вещь", опера в 2-х д. С ит. П. 1792 г. — "Четыре времени года", поэма Томсона. С нем. М. 1798 и 1803. (В прозе). — Сообща с другими академиками Дмитревский переводил "Путешествие Младшего Анархиста по Греции".


Среди современных литераторов Дмитревский пользовался большим авторитетом. К нему обращались за советом, по его указанию переделывали свои драматические произведения Сумароков, Княжнин, Фон-Визин, Крылов, Державин; Шишков и Херасков всегда принимали Дмитревского с почетом и уважением.


1) "Словарь русских светских писателей". Митрополита Евгения. М. 1845 г. т. I. 2) "Словарь достопамятных людей русской земли", составл. Дмитр. Бантыш-Каменским, ч. II. М. 1836 г. 3) "Энц. лексикон". Изд. Плюшара. СПб. 1841 г. 4) "Справочн. словарь о русских писателях и ученых". Сост. Григ. Геннади, т. I. Берлин, 1876 г. (у Геннади имеется библиография, хотя не полная, до 1868 г.). 5) "Энцикл. словарь". Изд. Ф. Брокгауза и И. Ефрона, т. X СПб., 1893 г. 6) "Семейная Хроника" Аксакова. 7) "Летопись русского театра". Сост. Пимен Арапов. СПб., 1861 г. 8) "Хроника русск. театра" Ив. Носова. Изд. Имп. общ. ист. и древн. росс. при Моск. унив. 1883 г. 9) Биография Дмитревского для народа. Изд. "Мирского Вестника" СПб., 1884 г. 10) Истор. Российск. академии М. И. Сухомлинова. Вып. VII. СПб., 1885 г., стр. 237—259. 11) Исследования и статьи по русской литературе и просвещению, т. II. СПб., 1889 г. Его же. 12) Записки Порошина. 13) Записки С. П. Жихарева. Изд. "Русского Архива" 1891 г. 14) Архив дирекции Импер. театров, 1892 г., отд. III. 15) "Патриарх русск. актеров" А. Н. Сиротинина (в журн. "Артист" 1890 г., IX и XI). 16) Ф. Г. Волков. Биографич. очерк А. А. Ярцева, СПб. 1891 г. (гл. VI). 17) "Первые русские придворные комедианты" И. Ф. Горбунова (в "Русск. Вестн." 1892 г., март). 18) "С.-Петерб. воспитат. дом под управленем И. И. Бецкого" А. П. Пятковского (в "Русск. Старине". 1875 г., т. ХІV). 19) Письмо Дмитревского к А. Майкову и его сына к гр. Д. Хвостову (в "Русск. Старине" 1890 г., июнь). 20) "Русск. театр в Петербурге и Москве (1749—1774 г.)" M. H. Лонгинов, СПб., 1873 г.


Я. Руднев.


{Половцов}





Дмитревский, Иван Афанасьевич


— знаменитейший русский актер; родился 28 февраля 1734 года в Ярославле, сын протоиерея Дьяконова-Нарыкова. Учился в Ярославской семинарии, затем у пастора, жившего в Ярославле. Будучи земляком Ф. Г. Волкова (см.), Д. сделался участником его представлений, исполняя преимущественно женские роли, и вместе с труппой Волкова прибыл в Петербург. Впервые Д. исполнял в Царском Селе роль Оснельды в трагедии Сумарокова "Хорев", причем сама императрица надевала на Оснельду бриллианты и тут же назвала Дьяконова Дмитревским, по сходству его с польским графом Дмитревским, состоявшим тогда кавалером посольства в СПб. Впоследствии Д. перешел на мужские роли и после смерти Волкова (1763) занял первое место в придворной труппе, а в 1765 г. был послан для усовершенствования за границу. Исполнение им, по возвращении, роли Синава было истинным торжеством артиста. Через год Д. вновь отправился за границу, с целью навербовать французских актеров для Петербургского придворного театра. Симпатичная мысль Волкова — устроить театр публичный, для всех классов доступный, — долго не имела успеха, и только благодаря энергии Д. был создан "Вольный российский театр" (на Царицыном лугу) Карла Книппера. Заведование вновь учрежденным в СПб. Театральным училищем (1779) также было поручено Д., обучавшему воспитанников "декламации и действованию". Одно время Д. преподавал географию, историю и словесность в Смольном монастыре. Помимо звания "первого актера", он нес и режиссерские обязанности. В конце 1790-х гг. Д. покинул сцену, на которой в последний раз играл в 1812 г., 30 августа, в патриотической пьесе Висковатого "Всеобщее ополчение". Гром рукоплесканий встретил дряхлого старика, от волнения с трудом говорившего. В конце жизни Д. ослеп и † в СПб. 27 окт. 1821 г. (похоронен на Волковом кладбище). Д. имел репутацию высокообразованного человека. Единственный пример актера-академика, Д. и в литературных кружках пользовался всеобщим уважением. К его советам обращался даже чванный Сумароков, по указаниям его нередко исправлявший свои трагедии. С ним советовались и Княжнин, и Фонвизин (при окончательной отделке "Недоросля"), и И. А. Крылов, явившийся к Д. с одним из своих юношеских трудов. Многие имена учеников и учениц Д. славятся в истории русской сцены; таковы Крутицкий, Гамбуров (см. соотв. статью; оба из труппы Книппера), Воробьев, Каратыгина, Сандунова, Семенова, Яковлева и др. Он был поклонником господствовавшего в то время псевдоклассического репертуара.


Литературные занятия Д. начались очень рано. Наряду с Сумароковым и Волковым, был одной из главных сил драматической литературы первых лет нашей сцены, для которой поставлял в основном переводы и переделки с франц., иногда с итал. яз. Он написал массу трагедий, комедий и комических опер: "Антигона" (музык. драма, с итал., СПб., 1772), "Честный преступник" (ком., с фр., id.), "Беверлей" (трагедия, с фр., СПб., 1773 и М., 1787), "Армида" (опера, с ит., СПб., 1774), "Раздумчивый" (ком., с фр., СПб., 1778), "Дианино дерево" (опера, с ит., СПб., 1792), "Редкая вещь" (опера, с итал., id.) и мн. др., не сохранившихся до нашего времени. Перевел поэму Томсона "Четыре времени года" (М., 1798 и 1803); издал "Похвальное слово А. П. Сумарокову" (СПб., 1807), печатал в "Трудолюбивой Пчеле" стихи Сумарокова и участвовал в переводе Анахарсиса, изд. Академией (1804—09). Около 20 лет Д., по поручению Российской акад., трудился над "Историей русского театра", но рукопись его сгорела во время пожара в Академии. Д. возобновил свой труд, но он остался ненапечатанным. Актер Иван Носов, при составлении своей "Хроники русского театра" (изд. Имп. общ. ист. и др. росс. при Моск. унив., М., 1883), пользовался оригиналом "Истории русского театра" Д., хотя не указывает, где его видел. Ф. Кони в своей статье: "Русский театр, его судьбы и историки" ("Русская Сцена", 1864) сообщил несколько фактов, почерпнутых им из разных записочек и клочков, написанных рукой Д. и найденных им в бумагах актера Яковлева, друга Д. Академиком М. И. Сухомлиновым (см. его "Исследования и статьи по русской литературе и просвещению", т. II, СПб., 1889) доказано, что немецкое "Известие о некоторых русских писателях", 1768 г. (напеч. в "Материалах для истории русской литературы" П. А. Ефремова, СПб., 1867) вышло из-под пера Д.


Ср. "Известие о жизни Д." (СПб., 1822); Ф. Кони, "Биография Д." ("Пантеон", 1840, III); "Семейная хроника" Аксакова, в ст. "Я. Шушерин"; предисловие Е. Барсова к "Хронике" Носова; ст. Сиротинина в "Артисте" (1890 г., IX и XI); "Записки С. П. Жихарева" (изд. "Русского Архива", 1891); "Архив дирекции Имп. театров" (1892, отд. III); биография Д. для народа (СПб., 1884, изд. "Мирского Вестника"), И. Ф. Горбунова, в "Русском Вестнике" (1892).


Ум.


{Брокгауз}





Дмитревский, Иван Афанасьевич


(урожденный Нарыков, переименованный имп. Елисаветой в Д.) — род. 28 февраля 1734 в Ярославле, ум. 27 октября 1821 в СПб. Знаменитый русский актер, инспектор русского театра (1766) и писатель, член Российской академии. В молодости выступал во многих операх, исполняя даже женские роли. Написал либретто одной из первых русских опер — "Танюша или счастливая встреча" (1756, муз. Волкова).


(Ф.).


{Риман}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008