Дмитрий Федорович Лапшин

Найдено 1 определение
Дмитрий Федорович Лапшин
Дмитрий Федорович Лапшин (XVI в.) – дьяк, книгописец из Иосифо-Волоколамского монастыря. Первые известия о нем относятся к 1520 г. (при составлении купчей он упомянут как свидетель – «Иосифова монастыря дьячок Дмитрий Федоров сын»). Судя по его подписям на грамотах – «Митька попов, Федоров сын, Лапшин», «Митя Федоров сын Смолнянинов» – надо думать, что он происходил из семьи священника из подмосковной деревни Смолняниново. С начала 40-х гг. XVI в. до начала 60-х он выступал в роли дьяка – систематически составлял грамоты для вкладчиков в Иосифо-Волоколамский монастырь. В эти же годы и позже он выполнял обязанности монастырского слуги – приказчика. Последним известием о Д. Л. является упоминание о сделанном им в ноябре 1583 г. вкладе в Иосифо-Волоколамский монастырь. Видимо, вскоре после этого он скончался. По данным синодика Иосифо-Волоколамского монастыря он перед смертью принял пострижение с иноческим именем Никодим.
Помимо выполнения упомянутых выше обязанностей дьяка Д. Л. трудился как переписчик рукописей. Его имя названо во всех трех описях XVI в. библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря (опись 1545 г. опубликована в приложении к кн.: Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911; опись 1573 г. по рук. ГБЛ, ф. 79, № 37 опубл. в ЧОИДР, 1847, кн. 7, с. 1–16; опись 1591 г. – рук. ИРЛИ, р. IV, оп. 26, № 20). Судя но характеру записей, в которых повторяется одна и та же формулировка («письмо Дмитрея Лапшина» или «письмо Мити Лапшина»), он являлся профессиональным книгописцем, на протяжении многих лет переписывал рукописи и для монастыря, и по заказам частных лиц. Б. М. Клоссом установлено не менее 12 рукописей, в написании которых принимал участие Д. Л. Время написания их – от 40-х до 70-х гг. XVI в. Этот книгописец-профессионал работал под руководством видных деятелей иосифлянства: митрополита Даниила, архиепископа Новгородского Феодосия, Евфимия Туркова. Н. В. Синицына обратила внимание на явно иосифлянскую тематику (защита монастырского землевладения) подбора произведений, которые переписывал Д. Л. (Синицына Н. В. Рец. на книгу «Судные списки Максима Грека и Исака Собаки» / Изд. подг. Н. Н. Покровский, под ред. С. О. Шмидта. М., 1971 // ВИ, 1973, № 2, с. 155). Следует подчеркнуть его участие в литературно-книгописной работе, которую организовал митрополит Даниил: по заданию последнего им был переписан текст летописи Симеоновской (рук. БАН, 16.8.25). Д. Л. работал переписчиком систематически и профессионально: переписывал значительные по объему произведения (Толковая Псалтирь в переводе Максима Грека, «Пандекты» и «Тактикон» Никона Черногорца, Библия), а также делал копии одних и тех же произведений в нескольких экземплярах (в рук. ГБЛ, Волок. собр., № 522 и ГПБ, Q.1.214).
Лит.: Клосс Б. М. О рукописях, написанных дьяком Дмитрием Лапшиным // АЕ за 1974 г. М., 1975, с. 136–142; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1977, с. 167–169.
Р. П. Дмитриева

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987