(псевд. Анатолия Петровича Мицкевича) (1919-1975).
Рус. сов. прозаик, журналист и професс. воен. разведчик, известный также произв. науч.-поп. лит-ры, один из ведущих авторов сов. НФ 1960-х гг. Род. в Днепропетровске (ныне - Украина); вторую мировую войну Д., офицер Гл. разведывательного управления Красной Армиики, провел в нем. тылу (в т.ч. в штабе генерала Роммеля в Сев. Африке), в качестве воен. переводчика участвовал в церемонии подписания капитуляции Германии; закончил воен. карьеру в чине полковника. После войны работал в системе АН СССР, занимался науч. журналистикой, работал в науч.-поп. журн. "Техника-молодежи". Первая НФ публикация - "Кораблекрушение" (1958).
Тв-во Д., одного из ведущих авторов сов. "твердой" (естественнонаучной) НФ, ограничено р-зами и повестями, в основе к-рых лежит оригинальная НФ гипотеза, а также НФ политич. памфлетами (отличавшимися от многочисленных поделок такого рода професс. знанием зарубежных реалий); большинство произв. писателя составило сб. - "Уравнения Максвелла" (1960), "Мир, в котором я исчез" (1962), "Формула бессмертия" (1963; др. состав - 1972), "Пурпурная мумия" (1965), "Пророки" (1971). В ряде произв. Д. одним из первых в сов. НФ представил широкому читателю весь спектр тех. и соц. проблем, к-рые принесла в мир кибернетика и интеллектроника. Механическая "героиня" юмористической новеллы "СУЭМа" (1958), вообразив себя женщиной, требует от изобретателя-мужчины соответствующего к себе уважения, а потом, вооружившись скальпелем, собирается "выяснить", как устроен мозг ее создателя; в р-зе "Крабы идут по острову" (1958) самоэволюционирующие военные механизмы, воочию демонстрируя дарвиновскую борьбу за выживание, в конечном счете принимаются за своего создателя; в р-зе "Игра" (1961) принципы функционирования кибернетических систем наглядно иллюстрируются оригинальной спортивной игрой с живыми "элементами системы"; воскрешенный после смерти герой антибурж. памфлета "Мир, в котором я исчез" (1961) становится подопытной свинкой в эксперименте очередного утописта, решившего (с помощью машин) построить потребительскую утопию.
Соц. проблемы совр. науки в политич. разделенном мире с разной степенью успеха ставятся во мн. р-зах и повестях Д.. В повести "Уравнения Максвелла" (1960) человеческий мозг насильно используется как "кибернетическая машина"; ученые в р-зе "Пятое состояние" (1961) пытаются создать живую клетку; одни из первых клонов в сов. НФ продемонстрированы в р-зе "Трагедия на улице Парадиз" (1961). Небольшой по объему р-з "Формула бессмертия" (1962) представляет собой веер оригинальных (для своего времени) НФ идей и гипотез: полная запись человеческой личности (для последующего воспроизведения и передачи на др. планету), получение детей в искусственной аппаратуре, изменение "программы развития" человека, записанной в ДНК - с целью устранения старости и смерти. На фоне др. - добротных и науч. выверенных, но в большинстве своем схематичных и суховатых - произв. Д. выделяются: повесть "Глиняный бог" (1963), в к-рой рассказано о попытках нациста-ученого вывести на тайном полигоне в Африке нов. расу "сверхчеловеков" - не рассуждающих и непобедимых кремнийорганических роботов -убийц; а также р-зы - "Пурпурная мумия" (1961), "Когда задают вопросы..." (1963), "Ферма "Станлю" (1964), "Лунная соната" (1962; др. - "Людвиг"), "Интервью с регулировщиком уличного движения" (1964), "Пророки" (1971) (см. Предвидения), "Смешной баобаб" (1970) (см. Зоология фантастическая, Флора фантастическая).
Вл. Б.